PREZENTATsIYa_-_1_-_ChTO_EST_FILOSOFIYa_Ch_1.pptx
- Количество слайдов: 35
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Лекция № 1 «ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ» (часть 1) ДЕ № 1
Рассматриваемые вопросы 1. Предмет философии. 2. Определения философии 3. Философские категории. 4. Философские принципы. 5. Законы диалектики. 6. Философские проблемы. 7. Мировоззрение. Соотношение философии и мировоззрения.
РАФАЭЛЬ САНТИ. Академия Платона
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ФИЛОСОФИЯ в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (Пифагор). • МУДРОСТЬ – не всякое знание, а знание наиболее важного, существенного в мире, представляющее интерес для всех разумных существ. • Мудр тот, кто обладает тайной построения мира, смыслом человеческой жизни и предназначением человека. Философы не знают этой тайны, но постоянно находятся в её поиске, в поиске истины. • Так, Платон считал, что философия – это уподобление богам в меру человеческих сил.
ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ПОЗНАНИЕ ВСЕОБЩЕГО • Но, всеобщее не дано в чувственном восприятии. • Всеобщее НЕЛЬЗЯ ВОСПРИНЯТЬ ЧУВСТВЕННО. Более того, его невозможно и вообразить себе, представить наглядно – его можно лишь МЫСЛИТЬ. • Вот почему философия – познание всеобщего в мире – есть АБСТРАКТНОЕ(отвлечённое) мышление, или мышление в наиболее ОБЩИХ ПОНЯТИЯХ.
УРОВНИ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: • • 8. Философия – высший уровень сложности, наиболее абстрактный • 7. Наука • 6. Право • 5. Религия • 4. Мораль • 3. Искусство • 2. Мифология • 1. Обыденное сознание – низший уровень абстрактного мышления • • ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ • • В настоящее время в философской литературе имеется ряд определений философии. Вот некоторые из них: • Философия – учение о всеобщих принципах бытия и познания. • Философия – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления. • Философия – это наука о всеобщем (Гегель).
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ • Философия – это учение об отношении человека к миру. • Философия – это знание о мире, пропущенное через душу человека. • Философия – это поиск одного общего начала для всех вещей и событий в мире, иначе говоря познание всеобщего.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ • Предметом философии является всеобщее, т. е. то, что присуще всем областям действительности, что отражает их сущность и является неизменным (наиболее устойчивым). • Первые философы искали то единое, неизменное, из чего, по их мнению, складывалось все многообразие мира. Они называли это первоначалами или первопричинами всего сущего.
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ • Первый из известных нам философов, Фалес из Милета считал таким первоначалом воду, его последователь – Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атом и т. п • В философских школах идеалистического направления первоначалом являлись нематериальные сущности. У Платона это были эйдосы (идеи), у Аристотеля – форма, у Гераклита – всеобщий закон (Логос) и т. п.
3. ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ • • Всеобщие свойства мира выражаются через категории, принципы и законы. • ВСЕОБЩИЕ ПОНЯТИЯ носят название КАТЕГОРИЙ, к которым относятся: • -бытие, • -материя, • -сознание, • - движение, • -пространство и время, • - отношение, • -причина и следствие, • -необходимость и случайность, • -часть и целое, • -сущность и явление, • -общее, особенное, единичное, • -свобода и др.
ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ • БЫТИЕ – это всё существующее, как материальное, так и духовное. • МАТЕРИЯ – объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая независимо от человека. • СОЗНАНИЕ – это высшая форма отражения действительности, способность человека создавать образы мира, его свойств, его сущности и явлений, способность к адаптации в мире и к его преобразованию. • ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи; изменение вообще, начиная от простого механического перемещения и кончая мыслительными процессами. •
ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ • ПРОСТРАНСТВО – форма существования материи (вещей) в их координационной связи и субординации, характеризуемой трёхмерностью и изотропностью (равноправностью всех направлений). • ВРЕМЯ – форма существования материи , которая выражается в последовательной смене состояний существования вещей, характеризуется длительностью, однонаправленностью и необратимостью их существования. • ПРИЧИНА – это явление (событие), порождающее другое явление (событие). • СЛЕДСТВИЕ – явление, порождённое причиной.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ • . ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Мир рассматривается не как изначально данный, а как изменяющийся. Возможен и противоположный принцип (метафизический) – мир дан изначально в готовом виде и не изменяется. • ПРИНЦИП ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. Согласно ему, мир познаваем с точки зрения его сущности. Возможен и обратный принцип – непознаваемости. Согласно ему, нам доступно лишь познание явлений, сущность нам недоступна. • ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА. . Согласно ему, мир един и материален. Возможен и обратный принцип – духовного единства мира; в основе мира – духовное начало.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО (Гегель). История развития предмета и логика его познания не противоречат другу. • ПРИНЦИП ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ (Гегель). Мы идём от конкретного (от реальных вещей, явлений) к абстрактному (к общим представлениям и понятиям об этих вещах). Затем мы совершаем обратный путь – от абстрактного к новому конкретному (к воссозданию образов конкретных вещей на основе знания их общих свойств). • Философские принципы конкретизируются в соответствующих ВСЕОБЩИХ ЗАКОНАХ.
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ • Всеобщими философскими законами являются законы диалектики. • ДИАЛЕКТИКА (греч. диалектикэ – искусство спорить, вести рассуждение) – наука о развитии; один из основных методов философского познания мира базирующийся на анализе противоположных точек зрения на исследуемый предмет.
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ выражает ИСТОЧНИК развития предмета. • Весь мир состоит из противоположностей (сторон, свойств, тенденций), например день и ночь, чёрное и белое, плюс и минус, движение и покой, жизнь и смерть, добро и зло. Любая целостность оказывается противоречивой.
ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ выражает МЕХАНИЗМ развития предмета. • КОЛИЧЕСТВО - внешняя определённость предмета. КАЧЕСТВО - существенное, внутреннее и неотделимое от предмета свойство. МЕРА – единство качества и количества, или количественная граница, в рамках которой данное качество сохраняется, но в условиях перехода количества за границы меры это качество неизбежно претерпевает скачкообразное изменение: оно переходит в другое качество.
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ отражает НАПРАВЛЕННОСТЬ процессов развития. • Имеется в виду отрицание диалектическое, предполагающее как СОХРАНЕНИЕ в новом некоторых элементов старого, так и УНИЧТОЖЕНИЕ части старого качества. • В процессах развития обнаруживается частичная повторяемость качества одного уровня предмета в другом качестве.
6. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ • • Соотношение материи и сознания, бытия и мышления. • Сущность идеального. • Познание истины. • Соотношение человека, мира и Бога. • Соотношение веры и разума. • Соотношение души и тела.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Проблема жизни и смерти. Проблема свободы воли. Проблема смысла жизни. Проблема любви. Проблема справедливости и др. Философские проблемы носят МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ характер. А потому часто философию отождествляют с мировоззрением. • Так ли это? • • •
7. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ • • МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это обобщенный взгляд человека на мир, на место отдельных явлений в этом мире и на место человека среди этих явлений. • Понятие мировоззрения ШИРЕ понятия философии, так как сама философия формируется на основе того или иного мировоззрения. Если мировоззрением владеет каждый человек, то философией как теоретической дисциплиной, далеко не каждый. • Мировоззрение нельзя сформировать по заказу, т. к. оно формируется на основе собственного духовного мира человека.
ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ Обычно выделяют такие виды мировоззрений, как: • МИФОЛОГИЧЕСКОЕ, • ОБЫДЕННОЕ, • РЕЛИГИОЗНОЕ и • НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЕ
Мифологическое мировоззрение • – исторически первый способ объяснить окружающий мир и собственную жизнь. Для него характерны анимизм (наделение мира душой), антропоморфизм (предание предметам мира человеческого облика), магия (предположение о непосредственной зависимости объективных явлений от мысли и субъективных переживаний человека). • Миф не предполагает причинного объяснения устройства мира или его частей, а ограничивается лишь рассказом о его происхождении, т. е. в мифе недостаток объективного знания мира восполняется воображением о нем.
Посейдон
Обыденное мировоззрение • Это взгляд на мир, опирающийся на личный жизненный опыт, традиции, суеверия и т. п. Это непоследовательное, не логичное мировоззрение, слабо защищенное от ошибок. Оно фиксирует существующее положение дел, но не ставит вопроса почему это так?
РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ • Это взгляд на мир с позиции той или иной религии. Для любой религии характерно: 1. религиозная идеология (то, во что мы верим), 2. вера в сверхъестественное, в чудо, 3. религиозный культ или система ритуалов, 4. особая организация (церковь), 5. наличие двух времен: сакрального и прафанного.
НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ • - это взгляд на мир с позиций достижений современной науки и философии. Это логичное, последовательное мировоззрение, хорошо защищенное от ошибок. Оно ставит вопрос «почему? » и дает на него ответы. • В чистом виде ни одно из рассматриваемых мировоззрений не существует. У любого из нас присутствуют (в разной пропорции) все мировоззрения, за исключением мифологического.
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ • Состоит из знаний, ценностей и ценностных ориентаций. • Существует три уровня знаний: • Технологические (знаю как сделать); • Эмпирические (знаю, что делаю в целом); • Теоретические (знаю, почему это так, а не иначе); • Мировоззрение (знаю, во имя чего я это делаю).
ЦЕННОСТИ • Ценность – это особое качество вещи, которое удовлетворяет, материальную или духовную потребность человека. • Ценность – это внутреннее состояние нашего сознания, основание нашего выбора, смысла жизни и деятельности. • У каждого человека существует сформированная система ценностей, где какая -то ценность является приоритетной и ей подчинены все другие ценности.
ЦЕННОСТИ • Мировоззрение задает стратегию человеческой деятельности. Мы задаем себе вопросы: ради чего мы живем, учимся, работаем …. • - во имя Бога; • -во имя власти над миром (мировое господство); • -во имя того, чтобы осчастливить человечество; • -во имя семьи; • -во имя здоровья и долголетия; • -во имя чувственного наслаждения; • -во имя обогащения; • -во имя самоутверждения; • -во имя высокого творчества; • -во имя знания и истины и др.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ • - это предпочтения или отрицание определенных ценностей как жизнеорганизующих начал, готовность вести себя в соответствии с ними и приносит ради них жертву. • Учение о ценностях и их значении в жизни общества и человека называется аксиологией.
ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ • Мы можем сформулировать еще одно определение философии: Философия есть категориальная рефлексия мировоззрения. То есть философ отражает мир в предельно общих философских понятиях (категориях) и выражает свое отношение к нему. • Философская рефлексия – это способность сознания, оттолкнувшись от воспринимаемых предметов, обратиться на самого себя, т. е. к осознанию того как именно им осознаются предметы.
ЛИТЕРАТУРА: • • Асмус В. Ф. Античная философия. – М. , 1998. Антология мировой философии, в 4 -х т. – М. : Мысль, 1979 -82. Введение в философию. В 2 -х ч. – М. : Политиздат, 1989. Вернан Ж. -П. Происхождение древнегреческой мысли: Пер. с фр. / Общ. Ред. Ф. Х. Кессиди, А. . Юшкевича. – М. : Прогресс, 1988. Джованни Реале, Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней В 4 -х т. – СПб. : Петрополис, 1994 -98. История философии в кратком изложении / Вошагликов П. , Соучек В. – М. , 1991. Кармин А. С. , Бернацкий Г. Г. Философия. – М. , 2001. Мир философии: В 2 -х ч. – М. : Политиздат, 1991.
ЛИТЕРАТУРА: • • • Спиркин А. Г. Философия. – М. , 1988. Трубецкой С. Н. Метафизика в древней Греции. – М. : Мысль, 2003. Чернов С. А. Начала философии. Ч. 1 – СПб. : ГУТ, 2002. Ч. 2, Ч. 3. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М. : Наука, 1989. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики// Вопросы философии, 1989, № 9. С. 116 -140. Эйнштейн А. Физика и реальность. – М. , 1965. С. 9. Справочная литература: Философский энциклопедический словарь. – М. , 2001 (или последних лет). Новая философская энциклопедия: В 4 -х т. – М. : Мысль, 2000 -01.