Презентация к спецвопросу на тему: Роман-антиутопия У.
prezentaciya_k_specvoprosu_roman-antiutopiya_u._goldinga_povelitely_muh_vypolnila_valieva_regina.pptx
- Размер: 35.5 Мб
- Автор:
- Количество слайдов: 21
Описание презентации Презентация к спецвопросу на тему: Роман-антиутопия У. по слайдам
Презентация к спецвопросу на тему: Роман-антиутопия У. Голдинга «Повелитель мух» Выполнила: студентка группы РО-41 Валиева Регина
1. Жанр романа-антиутопии и его определение Антиутопия (англ. dystopia ) — направление в художественной литературе, описывающее государство, в котором возобладали негативные тенденции развития. Антиутопия является полной противоположностью утопии.
Антиутопия (дистопия, какотопия, негативная утопия, искаженная утопия) – литературный жанр (течение), сформированный в 20 -30 -е гг. ХХ в. Особенность антиутопии – критика современного автору общественного обустройства и моделирование негативных перспектив его развития в будущем.
Общие для антиутопий первой половины ХХ в. структурные черты: — развитие действия в закрытом пространстве; — антитоталитарная направленность текста; — постановка проблемы «человек-общество» ; — отражение процесса формирования несогласной с законами общества личности, в конечном итоге выражающей протест против сложившихся обстоятельств; — трагическая развязка, связанная с духовной или физической смертью главного героя; — наличие фантастического элемента; — отражение результатов научно-технического прогресса.
Романы антиутопистов во многом схожи: каждый автор говорит о потере нравственности и о бездуховности современного поколения, каждый мир антиутопистов – это лишь голые инстинкты и «эмоциональная инженерия» . Антиутопия показывает картину трагической реальности, апокалиптического бытия, дает тотальное отрицание и действительного, и возможного варианта будущего.
2. Мировоззрение и творческий метод У. Голдинга Специфические черты творческого метода У. Голдинга: морально-нравственная и философская проблематика, скрытая дидактичность, религиозная тематика. У. Голдинг (1911 – 1993) — английский романист, лауреат Нобелевской премии, автор знаменитого романа «Повелитель мух» .
Идеи, исповедуемые Голдингом, во многом совпадают с фундаментальными положениями философии экзистенциализма. Привлекательность этой философии для поколения Голдинга, — поколения, пережившего кошмары одной войны, чтобы тут же лицом к лицу столкнуться с угрозой новой, куда более страшной, — состоит прежде всего в том, что она пытается осмыслить проблему человека, взятого в критической, кризисной ситуации — так сказать, на краю бездны.
Мир, каким он предстает у Голдинга, – это мрачный, дисгармоничный, драматически потрясенный мир, в котором почти нет места счастью, любви, простым человеческим радостям. Мир романов Голдинга – малонаселенный и, как правило, замкнутый мир. Пространственная замкнутость произведения дает автору ряд серьезных преимуществ : во-первых, открывается простор для моделирования разного рода экстремальных (пограничных — в экзистенциалистской терминологии) ситуаций; во-вторых, устраняются внешние «помехи» и обеспечивается относительная чистота опыта.
Вторая мировая война существенно повлияла на мировоззрение Голдинга. За писателем прочно закрепилась слава пессимиста, хотя сам он утверждал, что в его книгах нет той безысходности, которую видят в них критики. Его герои обычно становились примерами того, как человек меняется в экстремальной ситуации, Голдинг много внимания уделяет морально-этическим, духовным вопросам.
3. Природа человека по Голдингу. Проблема добра и зла в произведении Размышляя о природе человека, автор использует библейские мотивы и образы. Символично само название романа. «Повелитель мух» – калька с древнееврейского «Вельзевул» , одного из употребляемых в Библии имен падшего ангела, князя тьмы.
Уже заглавие указывает на библейские темы грехопадения, первородного греха, зла, существующего вне и внутри человека, создает многомерное пространство романа, переводя повествование из земной, горизонтальной, плоскости, в которой протекает обыденная жизнь на острове, в духовную, как бы вертикальную, сферу, в которой реальность получает философско-религиозное осмысление.
Борьба добра и зла показана на примере стремительно дичающих английских мальчиков. Изначально цивилизованные, воспитанные и приличные, они быстро деградируют, теряют человеческий облик. Одни раньше, другие – позже. Колеблющихся зло заманивает разными уговорами и хитростями. Сопротивляющихся – убирает с дороги любыми способами. Автор вроде бы не дает четкого ответа на вопрос «кто одержит верх, добро или зло? »
Полем битвы добра и зла в романе является образ Ральфа , который несет в себе черты первого человека — Адама. Вместе с ним в роман входят мотивы потерянного рая, познания добра и зла, искушения, грехопадения, первородного греха, осознание греха и раскаяния.
4. Критика парламентской демократии и фашизма в романе Автор сталкивает своих героев и как воплощения разных типов бытового и социального поведения, и как своеобразные теоретические позиции, как способы понимания природы человека.
Так, во главе лагеря демократии стоит Ральф , и, хотя по сюжету именно он основной противник предводителя охотников Джека, в философском плане дикарству противостоят, прежде всего, Хрюша и Саймон. Эти персонажи в конфликте цивилизации с варварством выступают как соратники, но по своему отношению ко злу оказываются антагонистами.
Хрюшу с самого начала ненавидит Джек как основное препятствие своим диктаторским устремлениям, недаром именно по его советам начинается борьба за демократию, и именно с его гибелью на острове гибнет человечность.
Приход к власти Джека – классический пример становления диктатуры (фашизма).
Роман Голдинга «Повелитель мух» является предупреждением. Он показывает ужас тоталитаризма и фашизма. Одним из способов раскрытия этой идеи являются символы ( рог, костер, голова свиньи ). Роман «Повелитель мух» — это в целом пример возможного функционирования человеческого общества, описанный в виде детской игры. Здесь, как и в реальной жизни, есть добро и зло, разум и самодурство, справедливость и жестокость. Все эти качества представлены как символы: раковина, огонь, свиная голова и другие.
Список литературы 1. Дудова Л. В. , Михальская Н. П. , Трыков В. П. Модернизм в зарубежной литературе. М. , 1998. С. 6— 22. 2. Зарубежная литература XX века. Учебник. /Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др. ; Под ред. Л. Г. Андреева. — М. : Высш. шк. , 1996. — 575 с. 3. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. М. Толмачёв, В. Д. Седельник, Д. А. Иванов и др. ; Под ред. В. М. Толмачёва. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 640 с. 4. Зарубежная литература конца XIX — начала XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. М. Толмачёв, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева и др. ; Под ред. В. М. Толмачёва. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 496 с. 5. Кузнецова, A. B. Антиутопия как литературный жанр в литературе XX века // Сборник научных трудов молодых исследователей. Вып. 9. — Магнитогорск: Ма. ГУ, 2004. — С. 311 -313.
Ссылки к иллюстрациям, использованные в презентации: 1. http: //www. mrsgonzo. ru/2013/09/blog-post_5745. html 2. http: //cs 301601. userapi. com/v 301601448/1 a 16/Ap. IFN 5 Aoi 2 E. jpg 3. https: //img. gazeta. ru/files 3/801/6696801/kino-pic 700 -700 x 467 -52881. jp g 4. https: //yandex. ru/images/search? nomisspell=1&text=% 5. http: //myfhology. info/monsters/demons/v/velzebul. gif 6. http: //www. pravoslavie. ru/sas/image/101100/110029. b. jpg? rnd=222643 7. http: //lurkmore. so/images/thumb/d/d 5/Lordoffly. jpg/250 px-Lordoffly. jpg