Презентация А.М. Конашкова презентация лекции

Скачать презентацию  А.М. Конашкова  лекции Скачать презентацию А.М. Конашкова лекции

a.m._konashkova_prezentaciya_lekcii.ppt

  • Размер: 149.5 Кб
  • Количество слайдов: 17

Описание презентации Презентация А.М. Конашкова презентация лекции по слайдам

Конашкова Алена Михайловна,  старший преподаватель кафедры философии факультета гуманитарного образования. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМАКонашкова Алена Михайловна, старший преподаватель кафедры философии факультета гуманитарного образования. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ИММАНУИЛА КАНТА

ЦЕЛЬ • Дать целостный обзор философской системы И. Канта.  • Обозначить актуальные проблемы познания, науки,ЦЕЛЬ • Дать целостный обзор философской системы И. Канта. • Обозначить актуальные проблемы познания, науки, философии. • Подготовить студентов к сдаче экзамена по философии. КОМПЕТЕНЦИИ Способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем Способность к критическому восприятию информации, ее анализу и синтезу

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ 1. Жизнь и деятельность И. Канта. 2. Исходные предпосылки «критической философии» .  3.СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ 1. Жизнь и деятельность И. Канта. 2. Исходные предпосылки «критической философии» . 3. Основоположения теоретического разума: чувственность, рассудок, разум. 4. Основоположения практического разума: моральность и легальность.

Иммануил Кант (1724-1804) Основные труды:  • 1781 Критика чистого разума • 1785 О метафизике нравовИммануил Кант (1724-1804) Основные труды: • 1781 Критика чистого разума • 1785 О метафизике нравов • 1788 Критика практического разума • 1793 Религия в пределах одного только разума • 1797 Основы метафизики нравственности • 1798 Антропология

Критическая философия «Критическая философия»  направлена на исследование границ человеческого познания,  то есть:  •Критическая философия «Критическая философия» направлена на исследование границ человеческого познания, то есть: • задает критерии, позволяющие с достоверностью различать истинно научное знание от мнимого знания; • позволяет преодолеть иллюзии, в которые впадает наш разум; • она занимается точным выяснением познавательной способности, к которой обращается каждая отрасль знания и философии; • исследует границы, дальше которых не может простираться компетенция нашего разума.

Основные понятия  «критической философии» Трансцендентное  – сверхопытное,  недоступное опыту,  потустороннее.  ЭтоОсновные понятия «критической философии» Трансцендентное – сверхопытное, недоступное опыту, потустороннее. Это то, что существует за пределами нашего опыта, полностью независимо от нашего познания. Трансцендентальное – доопытное, не выходящее за пределы опыта, не возвышающееся над ним. Это то, что предшествует опыту, делает возможным опыт как систематическое эмпирическое знание. Наглядно это можно изобразить следующим образом: ОПЫТТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЧУВСТВА РАССУДОК РАЗУМ

Теоретический разум Кант разделяет познавательную способность теоретического разума на три различных способности,  каждой из которыхТеоретический разум Кант разделяет познавательную способность теоретического разума на три различных способности, каждой из которых соответствует свой вопрос: РАССУДОК РАЗУМЧУВСТВЕННОСТЬ Как возможна чистая математика? Как возможно чистое естествознание? Как возможна метафизика как наука?

Чувственное познание ПРОСТРАНСТВО Априорные формы чувственности ВРЕМЯ Кант рассматривает пространство как  «внешнюю» ,  аЧувственное познание ПРОСТРАНСТВО Априорные формы чувственности ВРЕМЯ Кант рассматривает пространство как «внешнюю» , а время — как «внутреннюю» форму созерцания. Таким образом, пространство и время представляют собой два источника познания, из которых можно почерпнуть различные синтетические знания.

Рассудочное познание Все действия рассудка мы можем свести к суждениям,  следовательно, рассудок вообще можно представитьРассудочное познание Все действия рассудка мы можем свести к суждениям, следовательно, рассудок вообще можно представить как способность составлять суждения. Судит рассудок посредством понятий. Кант выделяет четыре рассудочных понятия (категории): – количество (единство, множественность, всеобщность) – качество (реальность, отрицание, ограничение) – отношение (присущность и самостоятельность, причинность, взаимодействие) – модальность (возможность, существование, необходимость и случайность)

Антиномии (противоречия) разумного познания Тезис Антитезис 1 • Мир имеет начало во времени и ограничен вАнтиномии (противоречия) разумного познания Тезис Антитезис 1 • Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. • Мир бесконечен и во времени, и в пространстве. 2 • Существует только простое или то, что сложено из простого. • В мире нет ничего простого. 3 • Из причинности по законам природы невозможно вывести все явления в мире. Необходимо допустить свободную причинность. • Нет никакой свободы. Все совершается в мире только по законам природы.

Практическая философия  Практический разум  - это разум законодательствующий,  а значит,  создающий принципыПрактическая философия Практический разум — это разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения. Взгляд Канта на человека как на двойственное существо, причастное двум различным мирам — явлений и «вещам в себе» , приводит к этическому «расщеплению» человека и сферы его поведения: – В ближайшей и непосредственной по отношению к нему природной среде, организованной самим человеком. Это мир явлений. – В более отдаленной, опосредованной среде. 12СВОБОДА НЕОБХОДИМОСТЬ ДОЛГ

Поступки человека Главным из всех устремлений человека является счастье.  Быть счастливым - это необходимое желаниеПоступки человека Главным из всех устремлений человека является счастье. Быть счастливым — это необходимое желание каждого разумного существа, определяющее основание его способности желания. Индивидуальные желания ЭГОИСТИЧЕСКИЕ — стремление к приятному — учет только индивидуальных интересов НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЩЕЕ БЛАГО — главный ориентир: разумность желания — способствовать счастью других — учет интересов других

Категорический императив Все требования нравственности формулируются словом  «должен» .  Именно такие законы,  которыеКатегорический императив Все требования нравственности формулируются словом «должен» . Именно такие законы, которые выражены через долженствование, называются императивами (от латинского — повелительными): — «гипотетический» — его исполнение связывается с наличием определенных условий; — «категорический» — обязателен при всех условиях и, значит, имеет силу независимо от каких бы то ни было условий.

Категорический императив Кантом были сформулированы три определения категорического императива:  • Поступай только согласно такой максимеКатегорический императив Кантом были сформулированы три определения категорического императива: • Поступай только согласно такой максиме (своему желанию), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом (желание всех людей). • Поступай так, чтобы ты всегда относился к другим как цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. • Поступай так, как хочешь чтобы другие поступали по отношению к тебе.

ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ ЛЕКЦИИ • Кант называет критическим или  «трансцендентальным»  всякое познание,  занимающеесяВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ ЛЕКЦИИ • Кант называет критическим или «трансцендентальным» всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познавания предметов. • Процесс человеческого познания начинается с опыта, но ощущения не дают нам достоверного знания. Чувственность дает содержание, а рассудок форму знания. Это знание носит разрозненный, относительно всеобщий характер. • Разум стремится систематизировать познание, связать знания в единство. Только он указывает путь движения познающего рассудка. • Кант утверждает господство практического разума над теоретическим. Несомненное первенство по значению для человека должны занимать вопросы моральности поведения. Именно такие законы — императивы, которые выражены через долженствование лежат в основе поведения человека. Следование им обеспечивает устойчивость и благополучие всего общества и каждого конкретного человека.

Список литературы • Бурханов Р. А.  Практическая философия И. Канта.  - Екатеринбург, 1998. Список литературы • Бурханов Р. А. Практическая философия И. Канта. — Екатеринбург, 1998. • Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М. , 1986. • Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. — М. , 2000. • Кант И. Критика чистого разума. — Симферополь, 1998. • Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. — М. , 1993. • Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века. — М. , 1989. • Нарский И. С. Кант. — М. , 1976. • Ойзерман Т. И. Философия И. Канта. — М. , 1974. • Суслова Л. А. Философия И. Канта. — М. , 1988.