творческая работа Паньшина Галич 1.ppt
- Количество слайдов: 34
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВНИМАНИИ В РАБОТАХ КЛАССИКОВ ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ Творческая работу выполнили: Паньшина Светлана Галич Мария Группа ФПБ-22
ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ «Внимание – психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной области содержаний сравнительно со всем полем сознания» . 1832 -1920
МЕТАФОРА ЗРИТЕЛЬНОГО ПОЛЯ Перцепция (Blickfeld) Зрительное поле наглядно представляется как окружающая фиксационную точку область, которая непрерывно тускнеет по направлению к периферии, пока наконец не соприкоснется с порогом сознания. Апперцепция (Blickpunkt) Точка фиксации сознания обозначает лишь идеальное сосредоточие центральной области, внутри которой могут ясно и отчетливо восприниматься многие впечатления.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВНИМАНИИ ПО В. ВУНДТУ Перцепция Апперцепция Процесс вхождения восприятия в более обширный объем сознания Процесс попадания восприятия в фокус внимания Содержания более-менее смутно понимаются, хотя всегда поднимаются над порогом сознания Содержания сознаются ясно, они поднимаются над более узким порогом внимания, в фокус внимания всегда попадает лишь ограниченная часть целого
В. ВУНДТ О ВНИМАНИИ В. Вундт придал апперцепции основополагающее значение и поставил в зависимость от апперцепции все сферы психической деятельности. Апперцепция объединяет различные аспекты: ясное и отчётливое осознание восприятий, деятельность внимания, синтезирующую деятельность мышления и самосознание. Совокупность этих способностей, согласно Вундту, определяет избирательный характер и регуляцию поведения.
РИБО ТЕОДЮЛЬ «Внимание – относительный умственный моноидеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивиидуума. Внимание – умственное состояние исключительное или преобладающее, сопровождаемое непроизвольным или искуственным приспособлением индивидуума» . 1841 -1923
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Т. РИБО Механизм внимания двигательный Основная роль движения в акте внимания в поддержании и усилении данного состояния сознания Внимание есть известное положение ума У кого бы ни было внимание, оно всегда вызывается аффективным состоянием Необходимое условие внимания – интерес
ФОРМЫ ВНИМАНИЯ ПО Т. РИБО Естественное Искусственное Природный дар Продукт искусства воспитания, дрессировки, продукт цивилизации Основа - аффекты Аффекты, но чувства более сложны, более позднего образования, производные от первоначальных стремлений Возникло при рождении Возникает в трудовой деятельности, в воспитании Требуется наибольшее притяжение Требуется наибольшее сопротивление Приспособление к физической среде (питание, размножение, самозащита, сон) Приспособление к социальной среде Субъект действует с помощью внутренних присущих ему свойств Субъект действует с помощью внешних, добавочных сил Исходная точка: случайное стечение обстоятельств Исходная точка: установление заранее определенной цели
НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВНИМАНИЯ Явления сосудодвигательные Явления дыхательные Явления двигательные, служащие для внешнего выражения
Т. РИБО О РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ Рибо был первым психологом, который рассматривал произвольное внимание как продукт культурного, исторического развития человечества. Развитие произвольного внимания, по его словам, идет извне внутрь. Механизмы деятельности произвольного внимания Рибо сводит к дрессировке.
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ 1 период 2 период 3 период Дрессура Период искусственного внимания, саморазвитие внимания Период организованного внимания Влияние воспитателя простирается на простые чувства Внимание вызывается и поддерживается чувствами вторичного образования Внимание вызывается и поддерживается привычкой
СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ Относительный моноидеизм Полиидеизм Абсолютный моноидеизм Ненормальное состояние сознания (внимание) Нормальное состояние Болезненное сознания состояние внимания Существование господствующей мысли (относительное единство сознания) Множественность состояний сознания Сознание сводится к одному всепоглощающему состоянию
БОЛЕЗНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ ВНИМАНИЯ Гипертрофия внимания Атрофия внимания Прирожденные уродства Абсолютное господство одного состояния Внимание не может образоваться Непроизвольное и произвольное внимание не образуется постепенно Допущение развития идей лишь в одном направлении (idée fixe и экстаз) 1) Механизм ассоциаций превышает среднюю интенсивность (бред, острая мания) 2) Отсутствует или ослабевает задерживающая способность, невозможность усилия (состояния опьянения, крайнего переутомления) Произвольное и непроизвольное является как проблеск молнии (слабоумие, сумасшествие) Имеет дело с непроизвольным вниманием Имеет дело с произвольным и с непроизвольным вниманием
Т. РИБО О ВНИМАНИИ: «Внимание, давшее великие результаты, всегда вызывалось и часто поддерживалось сильною страстью» «Уничтожьте у вашего зрителя, присутствующего на оперном представлении, приспособляемость глаз, головы, туловища, конечностей, дыхательные изменения, изменения в мозговом кровообращении и т. д. ; уничтожьте сознательное и бессознательное реагирование на мозг всех этих явлений, и первоначальное целое, таким образом обобранное и лишенное содержание, не будет уже вниманием» .
ДЖЕМС УИЛЬЯМ «Каждый знает, что такое внимание. Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто из того, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания — вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими, и является условием, располагающим реальной противоположностью в том спутанном, сумеречном и распылённом сознании, которое по-французски называют distraction, а по-немецки — Zerstreutheit» . 1842 -1910
У. ДЖЕМС О ВНИМАНИИ «Только часть одного итога наших впечатлений входит в сознательны й опыт, который можно уподобить ручейку, протекающе му по широкому лугу»
МЕТАФОРА «РЕКИ» ИЛИ «ПОТОКА» Сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части Сознание – это движение, сознание непрерывно Положение «сознание непрерывно» включает в себя 2 мысли: 1)Перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко 2)Мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним, как части одной и той же личности
КЛАССИФИКАЦИЯ ВНИМАНИЯ Внимание относится или a) к восприятиям (внимание чувственное), или b) к воспроизведенным представлениям (внимание интеллектуальное). Внимание может быть c) непосредственным или d) опосредованным, непосредственным —в том случае, когда объект внимания интересен сам по себе, опосредованным —когда объект внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственно интересующим меня предметом. Опосредованное внимание по-другому называют апперцептивным. Наконец, внимание может быть или e) пассивным, рефлекторным, непроизвольным, не сопряженным ни с каким усилием, или f) активным, произвольным.
ВНИМАНИЕ И ВОЛЯ «В случаях наиболее произвольного воления главнейший подвиг воли заключается в том, чтобы направить сознание на непривлекательный объект и сосредоточить на нем все внимание. Таким образом, усилие внимания составляет существенную черту волевого акта» «Наша воля свободна. Вопрос о свободе воли чрезвычайно прост: все дело сводится к определению степени усилия внимания, которым мы можем располагать в данную минуту»
ГЕНИЙ И ВНИМАНИЕ Относительно гениев установилось общее мнение, что они далеко превосходят других людей силой произвольного внимания. В каждом предмете гениальные люди умеют находить бесчисленное множество сторон и по целым часам могут сосредоточиваться па одной мысли. Но гений делает их внимательными, а не внимание образует из них гениев. Гении отличаются от простых смертных не столько характером внимания, сколько природой тех объектов, на которые оно поочередно направляется. У гениев объекты внимания образуют связную серию, все части которой объединены между собой известным рациональным принципом.
ВОЛЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ – ГЕРОИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ «Когда мы встречаемся с чем-нибудь трагическим в жизни, когда она раскрывает перед нами свои мрачные бездны, то слабейшие из нас теряют голову, спешат отвлечь внимание от страшного зрения, если же это не удается, то впадают в полное отчаяние… Иначе поступает героическая натура… Для героической личности мир является достойной ареной, а ее роль в житейской борьбе измеряется непосредственно степенью усилия, при помощи которого она придает себе бодрость и мужество» .
ТИТЧЕНЕР ЭДВАРД БРЕДФОРТ «Внимание – то состояние сознания, та степень сознательности, которая обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты» Внимание: -Сенсорная ясность -Уровень сознания -Свойство сознания -Ясное сознание 1867 -1927
Э. Б. ТИТЧЕНЕР О ВНИМАНИИ У Титченера пассивное и активное внимание характерны для разных стадий духовного развития, отличаются они лишь сложностью (как более ранняя и более поздняя формы) Выделял 3 стадии развития внимания в человеческой душе, усматривал генетическое различие между ними Титченер установил, что произвольное внимание отличается от непроизвольного только способом возникновения, но не способом функционирования Развитие происходит по принципу эволюции самой формулы поведения Теория Титченера основывается на фенотипическом описании отдельных стадий и не показывает механизма развития этих процессов Он отрицал самостоятельность внимания
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ПО Э. Б. ТИТЧЕНЕРУ 1 стадия 2 стадия 3 стадия Первичное внимание Вторичное внимание Производное первичное внимание Определяется влияниями, которые способны произвести сильное действие на нервную систему Центр сознания удерживается известным восприятием или представлением несмотря на противодействие со стороны других переживаний Восприятие или представление одерживают неоспоримую победу над другими переживаниями, возвращение к первой стадии Душевный процесс внимания прост Душевный процесс внимания становится сложным Душевный процесс внимания упрощается Нет усилий Есть усилия Нет усилий Аффективные сенсорномоторные реакции организма на раздражение Сенсорно-моторный конфликт, берет свое начало из конфликта первичных вниманий Чувство и кинестетическое ощущение перестают быть необходимыми факторами душевного процесса внимания
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПЕРВИЧНОЕ ВНИМАНИЕ Интенсивность Качество Повторение Внезапность Движение Новизна Согласие с наличными содержаниями сознания
ДВА УРОВНЯ СОЗНАНИЯ. МЕТАФОРА ВОЛНЫ Диаграмма переживания процессов внимания Душевный процесс внимания всегда распределен по двойной схеме – по схеме ясного и темного, фокуса и границе сознания. Это мы можем проиллюстрировать с помощью диаграммы переживания процессов внимания. Она представляет поток сознания как течение на двух различных уровнях. Процессы, находящиеся на гребне волны внимания, и интенсивнее и яснее процессов, находящихся на нижнем уровне сознания. Тем самым он подчеркивал прерывный характер внимания, т. е. утверждал, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперцепции).
СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ МЫ МОЖЕМ СРАЗУ ОБНЯТЬ СВОИМ ВНИМАНИЕМ? Объем внимания = плоскость волны внимания Экспериментальный вывод: внимание способно охватить 6 одновременных или последовательных впечатлений сравнительно простого рода и однообразного характера
КАК ДОЛГО МОЖНО УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ? Длина волны = продолжительности внимания Внимательно не длительно, а прерывисто – поднимаясь и падая, увеличиваясь и уменьшаясь в очень короткий промежуток времени
Э. Б. ТИТЧЕНЕР О ВНИМАНИИ «…внимание не есть что-то редкое и случайное в душевной жизни – оно есть нормальное состояние нашего сознания. Когда мы упрекаем кого-нибудь в невнимательности, то мы не хотим этим сказать, что этот человек буквально был невнимателен; мы упрекаем его в невнимательности к определенному предмету; и эта невнимательность означает только то, что он был внимателен к чемунибудь другому» .
СКОЛЬКО РАЗЛИЧНЫХ СТЕПЕНЕЙ ВНИМАНИЯ МОЖНО ОТМЕТИТЬ? Высота волны внимания = степени внимания «Нет еще такого метода измерения, который мог бы претендовать на точное психологическое определение степени внимания»
ДОБРЫНИН НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ «Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на деятельности. Под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенностью мы понимаем углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности» . 1890 -1981
КЛАССИФИКАЦИЯ ВНИМАНИЯ ПО Н. Ф. ДОБРЫНИНУ Произвольное Непроизвольное 1. Собственно произвольное (постановка цели и ее выполнение) 1. Вынужденное (нас вынуждают слишком сильные физические особенности стимула): -Физические особенности: какое-либо движение -Сверхсильные впечатления (свет, звук) -Все внезапное, странное, необычное -Слабые стимулы, но ритмично повторяющиеся 2. Волевое внимание (появляются помехи – вступает сила воли) 2. Невольное (зависит от нашего индивидуального опыта), т. е. стимулы проскальзывают в фокус внимания в момент относительного бездействия, отдыха. Важная роль: культурный аспект, индивидуальный опыт 3. Выжидательное (сидим, ждем кого-то) 3. Привычное (зависит от профессии, от привычных факторов, на которые мы обращаем внимание) 4. Спонтанное внимание (послепроизвольное) – усилие сменяется интересом, есть цель
Н. Ф. ДОБРЫНИН О ВНИМАНИИ «Активность нашей личности несомненна, отсюда несомненна и активность нашего внимания. Даже пассивное или непроизвольное внимание сплошь и рядом является следствием бывшего ранее активного внимания… Мы относим внимание не только к восприятию, но и ко всей психической деятельности» .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
творческая работа Паньшина Галич 1.ppt