Древний Египет культ мертвых.pptx
- Количество слайдов: 20
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ Личность египтянина в земной и загробной жизни Полностью сложное представление древних египтян о личности сформировалось во времена Древнего царства. Это оказало влияние на их веру в бессмертие. Некоторые элементы человеческой личности проявлялись только в жизни, другие же были бессмертны. Тело рассматривалось как необходимое связующее звено между отделившейся душой и прежним земным существованием человека, поэтому оно мыслилось в качестве средства обеспечения едой и питьем для пребывания духа умершего в загробном мире.
Как появились мумии • Тело надо было сохранять в узнаваемом для духа виде. Именно так возникло искусство мумификации. На случай повреждения, либо гибели мумии, в гробницу помещали скульптурные изображе ния ееобладателя. • В гробницу также помещали магические предметы, служившие заместителями мумии и помогавшие покойному получать пищу и питье. • Неотъемлемыми частями личности хозяина усыпальницы считались: • 1. Имя (его писали на мумии или статуе) • 2. Тень (мыслившаяся как сосредоточение воспроизводящих сил).
КА (ДУХ) • Некоторые элементы человеческой личности были непосредственно связаны с личным бессмертием. • Важнейший компонент «ка» (дух) жизненная сила человека, которая с самого рождения вела и защищала его. При жизни она иногда рассматривалась как его двойник, вобравший в себя все свойства и характеристики, придававшие индивидууму уникальность. • В сущности, это было собственное «я» , или лич ность человека. • В момент смерти «ка» отделялось от тела и становилось бессмертным духом покойного. Тем не менее, «ка» сохраняло связь с мумифицированным телом и зависело от пищи, поставляемой к гробнице. В росписях на древнеегипетских фресках «ка» изображают в виде либо человеческой фигуры с поднятыми руками, либо пары поднятых рук.
«Отверзание уст» • Для того чтобы по койные могли жить вечно, надо было сохранить связь между живыми и умершими. • Правильное совершение заупокойных обрядов и постоянное удовлетворение материальных потребностей умерших, особенно в пище и питье, — таковы были условия, несоблюдение которых лишало покойных надежды на вечную жизнь. • Для того чтобы жизненная сила вновь вернулась к умершему, а к телу — чувства, чтобы оно могло жить вечно и вкушать от пищевых подношений, жрец совершал в день похорон особый обряд «отверзания уст» . • Жрец специальным резцом касался рта, рук и ног мумии, помещенных в гробнице статуй и изображений на стене с целью наделения их жизненной силой.
«БА» И «АХ» • Другой бессмертной субстанцией являлась «ба» (душа), которую изображали в виде птицы с человеческой головой. • Эта божественная сила могла после смерти покидать тело и посещать за пределами гробницы любимые места умершего. • Еще одним компонентом, помогавшим живым и мертвым, являлось «ах» . Изображалась эта сверхъестественная сила также в виде птицы.
Меняющийся вечный мир • В результате происшедшей во времена Среднего царства «демократизации» воззрений о загробной жизни в египетском обществе сложилось представление, что все, кто вел добродетельную жизнь, могут рассчитывать на личное бессмертие. • Однако взгляды относительно характера ожидающей загробной жизни и местонахождения потустороннего мира варьировались в зависимости от социального положения конкретного человека.
Жизнь после смерти • К началу Древнего царства окончательно сформировалось представление, что после своей смерти царь восходит на небеса, по которым вечно плавает в священной барке; в этой ладье он находится не один, а в обществе богов, его природа становится полностью божественной, и он в конце концов присоединяется к своему отцу Ра, богу солнца. • Остальные египтяне могли обрести вечную жизнь лишь благодаря щедрости фараона: по приказу царя для знати и членов царской семьи строились гробницы, их наделяли земельными участками и погребальным инвентарем.
Как стать бессмертным, если ты – не фараон • Ремесленники, готовившие и отделывавшие царскую гробницу и погребальный инвентарь, обретали бессмертие благодаря участию в его захоронении; земледельцы, строившие пирамиду, также могли рассчитывать на некую часть от бессмертия бога фараона. • Ко времени Среднего царства это представление в более мягкой форме бытует по прежнему, но теперь на воскресение из мертвых и вечную жизнь могут рассчитывать и богатые люди, и даже земледельцы. Те, кто мог позволить себе построить и оснастить прекрасную гробницу, надеялись хотя бы часть своего бессмертия наслаждаться благами за счет погребального имущества.
Погребальный инвентарь • Настенная роспись, фигурки слуг, магические надписи и многое другое — все это должно было помочь хозяину усыпальницы вести в загробном царстве такую же комфортабельную жизнь, какую он вел в реальном мире. В гробницы даже помещали особые наборы статуэток (ушебти), которые должны были трудиться в подземном мире на сельскохозяйственных работах вместо хозяев усыпальниц. Гробница рассматривалась как жилище умершего и состояла из погребальной камеры и молельни, куда родственники или жрец «ка» приносили пищу. В гробнице делали ложную дверь, через которую «ка» умершего проходило из погребальной камеры, чтобы отведать жертвенных даров.
«ПОЛЯ КАМЫША» – египетский рай? • После усиления со времен Среднего царства культа бога Осириса складывается представление, что отныне все достойные люди смогут вечно жить в его царстве. Оно мыслилось как место, покрытое буйной растительностью, — зеркальное отражение возделанных земель Египта, и находилось где то ниже западного горизонта или на группе островов. • Это царство иногда называли «полями камыша» ; по верованиям египтян, там царила вечная весна, там не было неурожаев, а его обитатели не знали ни боли, ни страданий. Земля была поделена на четыре равных участка, которые должны были возделывать как бедные, так и богатые. Это нрави лось земледельцам, но не богачам, которые стремились увильнуть от тяжелого труда на полях, возводя для себя богатые гробницы и щедро оснащая их.
СОЛНЕЧНЫЙ КУЛЬТ И ПИРАМИДЫ • Культ солнечного бога Ра господствовал во времена Древнего царства над другими религиозными воззрениями и практиками. Нил и солнце являлись в Египте двумя величайшими, дарующими жизнь силами, а солнце, каждый день появляющееся на востоке и заходящее на западе, — вечной и самозарождающейся силой. • О солнце было сложено мно жество мифов; в гелиопольской мифо логии Ра является создателем жизни. Он также играет огромную роль в древнеегипетской космогонии. Ежедневно совершаемый солнцем цикл — его существование, смерть и воскресение — рас сматривался как модель для жизни, смерти и воскресения самого царя.
Этиология Ра • Ра, скорее всего, не является местным божеством. Его культ был занесен в Египет в додинастический период первыми переселенцами и вскоре в культовом центре Иуну (Гелиополь) слился с более древним богом Атумом, обретя его внешность и некоторые черты характера. • Уже в правление 2 й династии каждый царь заявлял о своей верности Ра, принимая титул сына Ра ( «СА РА» ). Наибольшего могущества культ Ра и его гелиопольское жречество достигли в правление 5 й династии. На протяжении всего Древнего царства этот бог являлся покровителем и защитником царской семьи. Коллегия жрецов Ра в Гелиополе обладала огромной властью. Согласно разработанной в Гелиополе мифологии, Ра Атум создал мир. • Ра занимает важное место в «Текстах пирамид» и древне египетской космогонии, которая, вероятно, повлияла на развитие архитектурной формы пирамид.
Источники о культе Ра: • Некоторые элементы исторической правды, относящиеся к началу 5 й династии, возможно, сохранились в папирусе Весткар, содержащем большую часть повествования «Царь Хеопс и маги» . В этом тексте подчеркивается божественное происхождение данной династии, роль Ра, являвшегося этим царям родителем, и их благочестивые дела, выразившиеся в строительстве храмов и пополнении их жертвенников. Они возобновили строительство пирамид, перенесли свои кладбища в Абусир и Саккара, но их памятники по сравнению с более ранними династиями были не столь величественны и грандиозны.
Храмы 5 династии • Эти цари направляли людские и материальные ресурсы на возведение солнечных храмов в Абу Гурабе. Их, вероятно, строили по образцу гораздо более древнего храма в Гелиополе (который так и не был найден). Они представляли собой несколько обнесенных стеной пространств, проходя через которые человек попадал в широкий, мощеный двор под открытым небом с прямоугольным пьедесталом, символизировавшим, вероятно, первозданный холм творения. На его верху стоял небольшой обелиск (бен бен); он олицетворял солнечный луч и являлся культовым символом этого бога. Обелиск являлся центром храма и, вероятно, повлиял на форму и развитие пирамиды.
Ее величество ПИРАМИДА • Согласно одному толкованию, пирамида олицетворяет мифологический остров творения, куда сошел первый бог и где зародилась первая жизнь. В этом качестве она, должно быть, служила местом огромной духовной мощи, где умерший царь вновь оживал. От ямы могилы, гробницы мастабы до ступенчатой и, наконец, классической пирамиды прослеживается концепция «холма» — будь то куча камней на месте ямы могилы, надстройка над гробницей или форма ступенчатой или обыкновенной пирамиды. • Классическая пирамида была, вероятно, тесно связана с солнечным культом, и переход от ступенчатой формы к простой мог знаменовать победу солнечного культа над звездным.
«Тег» – «место восхождения» • Вполне возможно, что пирамида рассматривалась как средство восхождения на небеса: погребенный внутри царь, поднявшись по ней, присоединялся к Ра и другим богам, совершающим путешествие по небу. По этому «пандусу» царь мог также возвращаться в свою усыпальницу, чтобы вкусить принесенной в дар пищи. • Не исключено и то, что такая форма пирамиды считалась солнечным лучом, образующим связь между небесами и землей, по которому странствовал дух царя. • Возможно, пирамида представляла одну из форм бена — символа гелиопольского культа бога солнца в виде пирамидки, стоящей на верху приземистого обелиска.
Ссылки • https: //youtu. be/Ni. MJH 695 THQ лекция Виктора Солкина о культе мертвых
Древний Египет культ мертвых.pptx