Предмузейное собирательство и зарождение научного коллекционирования.pptx
- Количество слайдов: 60
Предмузейное собирательство и зарождение научного коллекционирования
Коллекционирование в Древней Греции • В Древней Греции под понятием «мусей» подразумевали философское учреждение. Сходным было толкование термина (лат. museum — место ведения философских дискуссий) и в рим ской культуре. • Однако в эллинской и ранней римской культу ре широко бытовали и другие названия: академия, ликей, кабинет, союз, посвященный музам.
Марк Теренций Варрон • Некоторые знатные и образованные люди устраивали подобные мусеи, или кабинеты, вблизи мест погребения своих предков • Некоторые знатные и образованные люди устраивали по добные мусеи, или кабинеты, вблизи мест погребения своих предков; в таких случаях подобные центры являлись одновре менно и местами погребальных церемоний
• Мусеи были важнейшими центрами интеллектуальной жизни. Основными занятиями интеллектуальной элиты того времени, как правило, были философские диспуты, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов. • Постепенно в мусеях накапливались собрания предметов, связанных с награждением, скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей.
• Наряду с центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции накапливались и в сокровищницах древнегреческих храмов. • Приношения богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии.
• Как правило, жертвоприношения делались для того, чтобы умилостивить бога в случае обращения к нему с просьбой, при покаянии и просьбе о прощении, а также в знак благодарности при успешном решении жизненных проблем.
• Особенно частыми и даже обязательными были благодарственные жертвоприношения. Широко бытовал обычай жертвоприношения богу военной добычи, случайной находке клада, по, обету а также при удачной охоте, торговле, выигрыше судебного процесса, победе в спортивных состязаниях и пр.
• Вероятно, вначале приношения богам были натурой. Однако впоследствии они сменились символами, напоминавшими старинные натуральны. меты, например, глиняными, бронзовыми, серебряными, золотыми изделиями, изображавшими виноградную лозу, деревья, различных животных и растения. Это были также человеческие изображения.
• Для храмов стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества. Зачастую в составе приношений преобладали статуи и вазы.
• В сокровищнице храма Аполлона Делосского хранились: серебряная и золо таяпосуда с богатой резьбой и чеканкой по металлу, инкрус тированная драгоценными камнями; шкатулки, светильни ки, курительницы, канделябры, люстры; столы для перене сенияприношений; ложа для выставления статуй.
• Большое место в храмовом собрании занимали одеяния, ткани и драго ценности, головные уборы и венки, материи, расшитые золо том или пурпуром и служившие одеждой изображению боже ства либо жрецам.
• Голова статуи Аполлона украшалась вен ком, а на смену ему в сокровищнице хранилась диадема. На пальце у бога сверкало кольцо. Таким же образом были украшены и окружавшие Аполлона хариты — богини красо ты и веселья. • В сокровищнице храма было много ювелирных изделий, например, кольца, браслеты, ожерелья, венки, це почки, серьги, украшенные драгоценными камнями либо камнями с резьбой; броши, шкатулки для хранения благово ний и притираний, вееров, опахал из слоновой кости с золо той инкрустацией.
• Кроме того, в составе храмовых жертвоп риношений было много картин, скульптурных изображений людей, животных, богов. • К этому перечню сокровищ необхо димо еще добавить имевшиеся в коллекции инструменты для разнообразных ремесел, жезлы, луки, колчаны, мечи, шле мы и др. • В коллекции были также металлические слитки, монеты, мебель, картины, портреты, золотые, серебряные, бронзовые и деревянные статуэтки людей или животных, статуи Артемиды и Аполлона из мрамора или золоченого де рева.
• В трудные в экономическом и политическом отношении периоды храмовые сокровищницы рассматривались как свое образные «банки» : они играли роль общественной казны. • Не редко к ним прибегали в случае возникновения финансовых затруднений. • Храмовые собрания нередко пополнялись и трофеями, за хваченными во время военных действий. Они демонстрирова лись во время триумфальных шествий, приносились в дар храмам и нередко выставлялись ими как свидетельства воен ной мощи государства.
• Например, Гомер приводит в «Илиаде» факт ис пользования сокровищ храма троянским царем для выкупа у врага тела убитого сына. В литературе есть свидетельства ис пользования слитков металлов из храмовых сокровищ для пе реплавки и изготовления оружия во время Пелопоннесской войны (431— 404 до н. э. ).
• В древнегреческих храмовых собраниях хранились и кос ти гигантских животных, известных в настоящее время как окаменелости. Они выставлялись на обозрение и трактова лись как останки расы титанов, согласно мифологии, населяв шихкогда то Землю. В греческой культуре титаны олицетво ряли собой силу, могущество, сверхчеловеческие возможно сти.
• Храмовые сокровища широко использовались при проведении больших религиозных праздников, включав ших, как правило, различные виды состязаний. Начало таких празднеств, а также их завершение сопровождались больши ми религиозными процессиями. • Ярким примером тому могут служить религиозные праздники в Афинах в честь богини Афины, покровительницы государства.
• Они праздновались каждые четыре года, продолжались в течение шести дней и носили название Великие панафинеи. • Празднество открывалось выступлениями лучших артистов, певцов, танцоров, музыкантов, поэтов. • Затем начинались различные спортивные состязания, в которых участвовали соперники разных возрастов: дети, юноши и взрослые. Состязания включали гимнастические упражнения, бег, кулачную борьбу.
• На гипподроме недалеко от Афин проходили конские бега и состязания на ко лесницах. Победители состязаний награждались чаще всего расписными глиняными вазами, наполненными маслом из священных оливок, а также почетными наградами. • Часть по даркови памятных наград победители посвящали Афине.
• Иг ры завершались торжественной процессией, которая с восхо дом солнца собиралась в одном из районов города (Керамике) и двигалась к Акрополю.
• В шествии принимали участие побе дители состязаний, самые красивые и сильные афиняне раз ных возрастов, на колесницах, верхом на лошадях или пеш ком, в праздничных одеждах, с венками на головах. На специ ально выстроенном корабле, поставленном на колеса, участники процессии несли пеплос (специальное одеяние для Афины), прикрепленный к мачте в виде паруса.
• Аналогичным был сценарий олимпийских празднеств, посвященных Зевсу. Они проводились раз в четыре года. Для оповещения о грядущем празднике Олимпия рассылала спе циальныхпослов в различные районы Средиземноморья (вплоть до Египта и испанских колоний). Праздник привлекал огромное число паломников, непременно совершавших при ношения богам, и прежде всего Зевсу.
• Гости посещали храмы, знакомились с различными памятниками, окутанными древ нимилегендами, а также с выставленными из храмовых со кровищниц раритетами. • Паломники шли в зал Эхо, чтобы ус лышать, как его стены многократно (семь раз) повторяют одно и то же слово; любовались сделанными по обету жертвоприно шениями и т. п.
• Участники, гости, победители соревнований, паломники жертвовали что либо храму в соответствии со своими возмож ностями. У каждого человека были любимые боги, но особенно желательным считалось жертвоприношение Зевсу. Более то го, для некоторых лиц, представлявших городские верхи, та кое жертвоприношение было обязательным.
• Начиная с VI в. Победители Олимпийских игр (олимпионики) приобрели право помещать собственную статую в Алтис — священную рощу в Олимпии. Первоначально для этой цели создавалась абстрактная фигура, но всякий атлет, трехкратный победитель состязаний, мог воздвигнуть свое изображение. Такие портретные статуи заказывались обычно лучшим скульпторам на средства победителя, его семьи или родного города.
• «Самое драгоценное имущество, — гласила пословица того времени, — это золотая статуя в Олимпии» . • Кроме того, статуя или портрет победителя нередко устанав ливались на площади, в храме или гимназии родного города. • Даже лошадям, одержавшим победу, обеспечивались сытое существование и спокойная старость, а при погребении
Коллекционирование в Древнем Риме • В результате Пелопонесских войн Афины потеряли свой прежний политический статус, оставшись вместе с тем культурным центром Эллады. • После 334 г. до н. э. Александром Македонским были завоеваны огромные территории Средиземноморья.
• После смерти Александра Македонского произошел раздел империи между наследниками: сформировался ряд государств, получивших известность как страны эллинистического мира. • Культура этого региона ориентировалась на идею поклонения Древней Элладе как эталону. Вместе с тем, говорить о полном заимствовании не приходится. • Усвоение древнегреческой культуры шло с определенными поправками на национальные или региональные особенности страны.
• В эллинистическом мире закладываются первоначальные представления о линейности времени, о прошлом и настоящем как преходящих категориях. • В формировании собраний и их использовании на раннем этапе бытуют традиции древнегреческой культуры. В то же время получают распространение и новации, связанные с местными особенностями и развивающимся рациональным знанием.
• Так, в отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, доминирующим источником храмовых сокровищниц становились трофеи, захваченные в условиях активных военных действий. • В составе коллекций накапливался обширный материал по «чужим» , чаще всего современным, культурам и экзотической природе, что в целом способствовало формированию географического кругозора. • Экзотический материал нередко трактовался как сакральный.
• В прилегавших к храмам садах зачастую содержались «священные» животные, птицы, а в прудах – рыбы. Внутри храмов и около них выставлялись диковинные предметы: скелеты уродливых людей и животных, редкие растения, предметы экзотического быта жителей дальних стран. • Например, в египетском городе Гиераполисе в храме сирийской богини демонстрировались одежда варваров, драгоценности из Индии, слоновьи бивни и др.
• В храме Юноны Астарты в Карфагене были выставлены шкуры «волосатых диких женщин» , предположительно горилл.
• В храме Геркулеса в Риме демонстрировались шкуры животных, которые согласно легенде, убивали людей своим взглядом.
• Древнегреческийписатель и географ Павсаний в известном труде «Описание Эллады» приводит литературные изображения «эфиопских быков» (носорогов) и верблюдов из Индии.
• В освоении древнегреческого наследия эллинистическим миром прослеживаются особенности прагматичной римской культуры. Так, абсолютизация единоличной власти, обожествление фигуры правителя привели к увеличению в составе коллекций доли предметов, игравших роль в самопрезентации личности, и прежде всего царя. • Военные трофеи, свидетельства военных побед, а с ними и мощи государства, начинают осознаваться как заслуги правителя
• Так, по свидетельству римского писателя и историка Светония, гигантские кости вымерших животных (окаменелости) выставлялись на обозрение на вилле императора Августа как останки его великих предков.
• В условиях ориентации монархии на военную экспансию важную роль в обществе начинает играть фигура военачальника. Получает распространение практика собирания скульптур древнегреческих полководцев, копирование с древних оригиналов, а также создание по их образу и подобию галереи собственных героев. • Со временем это привело к обилию фигур императоров и полководцев на улицах города.
• Коллекционирование памятников Древней Эллады в странах эллинистического мира охватывает и высшие слои общества. • Правители Пергамского царства, Птолемеи в Египте собирали рукописи, статуи, гипсовые слепки, геммы и др. • Получает широкое распространение практика копирования произведений искусства с греческих оригиналов.
• В литературе встречаются свидетельства моделей знаменитых греческих архитектурных памятников, например, копий зданий Ликея и Академии на вилле Цицерона в Тускуле. • Мотивы греческой истории и культуры начинают широко использоваться в оформлении зданий в целом, а также отдельных архитектурных деталей.
• Новшеством, по сравнению с практикой древнегреческого собирательства, стало распространение коллекционирования в среде вольноотпущенников. Одним из основных мотивов собирательства в этом случае нередко было желание людей стереть из памяти свое недавнее рабское прошлое. • Очень популярным становится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками и традициями.
Зарождение научного коллекционирования • В Афинах, сохранивших статус центра интеллектуальной жизни, возникает ликей (гр. Likeion – название рощи при храме Аполлона Ликейского близ Афин).
• Он был основан в 335 г. до н. э. Аристотелем, который руководил им 13 лет, вплоть до изгнания из Афин на остров Эвбея, где умер в 322 г. до н. э.
• Ликей представлял собой своеобразную академию. Ее называли школой «перипатетиков» , т. е. прогуливающихся, где философ вел беседы с учениками с широким привлечением натурного материала, т. е. естественно исторических коллекций для объяснения реалий окружающего мира. • При Ликее существовал зверинец, куда по приказу Александра Македонского поставляли экзотических животных из завоеванных территорий.
• В Ликее философом было изучено, описано и систематизировано более 500 видов животных. • Его преемник по Ликею – Теофраст, сменивший Аристотеля после его бегства из Афин, собрал и описал коллекцию растений. Она включала около 400 видов представителей флоры не только Средиземноморья, но и других регионов мира.
• Труды Аристотеля ( «История животных» , «О душе» ) и Теофраста ( «Исследование о растениях» ) дают историкам науки основание считать античность «колыбелью» зоологии и ботаники.
• При Теофрасте постепенно складывается практика более широкого толкования понятия «мусей» , означающего теперь и помещение, где не только ведутся беседы, обучение, исследования , но и хранятся коллекции. • Дальнейшее концептуальное продолжение и развитие функций афинского Ликея нашло воплощение в другом крупном центре эллинистического мира – Мусейоне.
• Он возник в столице птолемеевского Египта в конце III в. до н. э. • Его возникновение связано с деятельностью грека Деметрия Фалерского, находившегося на службе у Птолемея I. • С 297 г. до. н. э. он трудился над созданием Мусейона по поручению правителя.
• Мусейон был размещен в царском квартале египетской столицы; он имел огромную библиотеку, представлявшую самое крупное в древнем мире собрание рукописей на разных языках.
• Мусейон славился также своей обсерваторией, парком, ботаническим садом и зверинцем, большим собранием «натуральных» , природных предметов. Коллекции были размещены в залах вокруг святилища Сараписа.
• В ближайшем дворце размещалось художественного собрание. Мусейон вошел в историю науки как центр становления областей знания, положивших начало точным наукам: математике, астрономии, геодегии, картографии.
• В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший впоследствии основные направления музейной деятельности. • Собрания картин, скульптур, резных камней получают различные наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов: собрания художественных произведений, создававшихся в Древней Греции преимущественно на сосновых досках, получают название пинакотек (гр. pinax – доска, картина и theke – хранилище).
• По этому же принципу собрания скульптур названы глиптотеками (гр. gliptos – вырезанный и theke – хранилище).
• К этому же периоду относятся и первые прецеденты экскурсионного обслуживания. Так, служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, но должен был рассказывать гостям и путешественникам о них. Таким образом, храм и его сокровищница впервые становились объектами античного туризма.
• В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. В частности, в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. • Например, в афинском Акрополе, в Пропилеях найдены остатки пинакотеки, где картины сгруппированы по художественным школам.
• Характерной особенностью социального бытования памятников в греко римской культуре было рассмотрение их как общенародного достояния. Это предполагало создание условий для доступа к их осмотру широкой публики. • Приветствовались и поощрялись акты дарения собраний храмам либо городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям.
• Особенно распространенными были дарения коллекций правителями и крупными государственными деятелями. Например, Цезарь подарил в храмы шесть коллекций резных камней и велел построить на Капитолии специальное здание для их публичной демонстрации. • Император Август реконструировал храм Согласия, расположенный у основания Капитолия, предполагая не только отпраздновать в нем конец гражданской войны и установление мира, но и сделать храм императорским музеем Рима. В нем предполагалось разместить скульптуры, картины, украшения, резные деревянные изделия и др.
• Ориентация на публичность бытования коллекций нередко вызывала серьезное сопротивление обладателей сокровищ. • Движение за открытие частных собраний началось с гневной обвинительной речи Цицерона против Верра – проконсула Сицилии, обладателя огромных художественных сокровищ, недоступным согражданам. • С требованием открыть частные коллекции для публики выступал и римский писатель Петроний. • Первым европейским музеем называют коллекцию Азиния Поллиона, который первым открыл свое собрание картин широкой публике.
Предмузейное собирательство и зарождение научного коллекционирования.pptx