Предметный мир Древней Греции.ppt
- Количество слайдов: 121
Предметный мир Древней Греции Количество слайдов: 120 Информативных: 47 Иллюстративных: 73 1
Предметный мир Древней Греции Содержание Предисловие…………………………………………………. …… 6 1. Историческая справка 1. 1 Общая информация…………. . ………………………. . … 7 1. 2 Периодизация……………………………………………. ……… 8 1. 3 Характерные черты…………………………………. ……. ………. 9 2. Особенности стиля 2. 1 Орнаментальные мотивы…………………………………. …… 11 2. 2. Стили колонн. . . . . . . 16 2. 2. 1. Дорический ордер. . . . . 17 2. 2. 2. Ионический ордер. . . . . 19 2. 2. 3. Коринфский ордер. . . . . 21 3. Изобретения Древней Греции 3. 1. Городское планирование. . . . . . 23 3. 2. Карты. . . . . . . . 26 3. 3. Монеты. . . . . . . . 27 3. 4. Театр. . . . . . . . 32 2
Предметный мир Древней Греции Содержание 4. Храмы 4. 1. Общая информация. . . . . . . 36 4. 2. Типы храмов. . . . . . . 38 4. 3. Убранство храмов. . . . . . . 45 5. Жилой дом 5. 1. Общая информация. . . . . . 46 5. 2. Устройство дома. . . . . . . 50 6. Интерьер 6. 1. Характерные черты. . . . . . . 53 6. 2. Декор. . . . . . . . 55 7. Мебель 7. 1. Характерные черты. . . . . . . 59 7. 2. Стулья. . . . . . . . 60 7. 3. Столы. . . . . . . . 63 7. 4. Кровати. . . . . . . . 65 7. 5. Сундуки. . . . . . . . 67 3
Предметный мир Древней Греции Содержание 8. Предметы быта 8. 1. Посуда. . . . . . . . 68 8. 2. Столовая посуда. . . . . . . 75 8. 3. Амфоры. . . . . . . . 77 8. 4. Вазы. . . . . . . . 80 9. Ремесла 9. 1. Общая информация. . . . . . 82 9. 2. Керамика. . . . . . . . 83 9. 3. Обработка металлов. . . . . . 86 9. 4. Кузнецкое дело. . . . . . . 88 9. 5. Ткачество. . . . . . . . 89 10. Мода Древней Греции 10. 1. Одежда. . . . . . . . 91 10. 1. 1. Характерные черты. . . . . 91 10. 1. 2. Мужской костюм. . . . . . 92 10. 1. 3. Женский костюм. . . . . . 94 4
Предметный мир Древней Греции Содержание 10. 2. Обувь. . . . . . . . 96 10. 3. Головные уборы. . . . . . . 97 10. 4. Украшения. . . . . . . 98 11. Инструменты 11. 1. Музыкальные инструменты. . . . . 104 11. 2. Медицинские инструменты. . . . . 108 12. Вооружение 12. 1. Военные доспехи. . . . . . . 109 12. 2. Оружие. . . . . . . . 114 Значение предметного мира древней греции для человечества Послесловие. . . . . . . . . 117 Програмное обеспечение и оборудование. . . . . 118 Источники. . . . . . . . . 119 5
Предметный мир Древней Греции 6 Предисловие Древняя Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Греческая культура породила искусство, проникнутое верой в красоту, уважением к достоинству человека.
Предметный мир Древней Греции 1. Историческая справка 7 1. 2. Периодизация Греки гордились своим демократическим строем, предполагающим активность каждого гражданина и равную ответственность всех граждан: он возвеличивал свободную гражданскую личность. Чувство меры, гармонии и симметрии было присуще мироощущению древних греков. Расцвет древнегреческого стиля совпал с упадком искусства Древнего Египта. В отличие от Древнего Египта, где конструкция изделий маскировалась, древние греки впервые стали любоваться самой конструкцией, эстетически осознали саму конструкцию изделия. Это выявляется как в архитектуре так и в предметном мире.
Предметный мир Древней Греции 1. Историческая справка 8 1. 2. Периодизация Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: эгейский или критомикенский (III II тыс. до н. э. ) гомеровский (XI IX вв. до н. э. ) архаический (VIII VI вв. до н. э. ) классический (V IV вв. до н. э. ) эллинистический ( вторая половина IV середина I вв. до н. э. ) Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период
Предметный мир Древней Греции 1. Историческая справка 9 1. 3. Характерные черты Эстетика целесообразности характерная особенность формообразования , свойственная предметному миру Древней Греции. Греки мастерски сочетали простоту, утонченность, реализм, изящность линий и комфорта Они взяли основные формы у египтян, но потом их сильно трансформировали. В проектировании предметов, меньше внимания уделялось декору, больше – форме, силуэту, материалам.
Предметный мир Древней Греции 1. Историческая справка 10 1. 3. Характерные черты Для предметного мира Древней Греции характерна связь предметного мира с человеком. Формы наиболее гармонично сочетаются с человеческим телом. Больше всего греки ценили разумность, равновесие, меру. Оно во всем в архитектуре, в пластике, в декоративно прикладном искусстве.
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 11 2. 1. Орнаментальные мотивы Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Все типы орнамента — пальмета, меандр, киматий и другие — были предельно совершенны. Греческий мастер пользовался ими в определенных соотношениях, в найденных интервалах, на специально избираемом месте. Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета.
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 12 2. 1. Орнаментальные мотивы Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения. Орнамент. Греческий меандр.
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 13 2. 1. Орнаментальные мотивы Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве становится пальметта — веерообразное изображение пальмового листа. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Греческий орнамент пальметта.
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 14 2. 1. Орнаментальные мотивы Для античности характерен ещё один любопытный орнамент — акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом. Греческий орнамент акант (нижние ряды).
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 15 2. 1. Орнаментальные мотивы Заимствуя элементы египетского и персидского декора, имеющие для этих народов символическое значение, греческая орнаментика использует их как украшение. Утвердилась в античной орнаментике и морская раковина. Согласно мифологии, из нее вышла богиня Афродита. В эллинистическую эпоху появились изображения сплетенных плодов и цветов в виде гирлянд и венков, а листья аканта и пальметты стали дополняться стебельками, в которые вплетали фигурки людей и животных.
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 16 2. 2. Стили колонн Древняя Греция родина трех классических ордеров: дорического, ионического и коринфского Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Название ордер впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре» .
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 17 2. 2. Стили колонн 2. 2. 1. Дорический ордер Дорический ордер отличается мужественным величием, суровой простой, монументальной торжественностью, силой и большой сдержанностью в применении декора. Колонна не имела базы, поскольку опиралась непосредственно на стилобат. Ствол сужался неравномерно, где то на одной трети высоты находилось небольшое утолщение. Поверхность столба была покрыта желобками — каннелюрами. Каннелюры придавали определенную декоративность монументальной конструкции: они создавали игру света и тени, визуально увеличивая высоту столба.
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 18 2. 2. Стили колонн 2. 2. 1. Дорический ордер Дорические колонны ассоциировались с фигурой мужчины, физически сильного, прекрасного своим физическим совершенством. Дорический — самый прочный и тяжелый на вид. Его пропорции обычно приземисты и мощны. Этот ордер помещался преимущественно внизу архитектурного сооружения. Греко-дорический ордер. Парфенон.
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 19 2. 2. Стили колонн 2. 2. 2. Ионический ордер Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора. Более стройная ионическая колонна имела в основании изящно профилированную базу и сужалась кверху. Более глубокие каннелюры разделялись узкими дорожками, а капитель имела два изящных завитка. Архитрав ионического ордера состоял из трех чуть нависающих одна над другой горизонтальных полос. Вместо фриза с триглифами у ионических построек непрерывный, часто рельефный растительный фриз.
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 20 2. 2. Стили колонн 2. 2. 2. Ионический ордер Римский теоретик архитектуры Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями женской красоте в отличие от дорического ордера, подражавшего мужской красоте. Капитель колонны Эрехтейона.
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 21 2. 2. Стили колонн 2. 2. 3. Коринфский ордер Коринфский ордер — самый легкий из трех ордеров греческой системы. Коринфский ордер развился из ионического. Коринфская колонна еще тоньше и стройнее, чем ионическая. Ее можно сравнить с образом прекрасной девушки. Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев аканта – ядовитого растения.
Предметный мир Древней Греции 2. Особенности стиля 22 2. 2. Стили колонн 2. 2. 3. Коринфский ордер Витрувий сообщает, что коринфский ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа во 2 й половине V века до н. э. Существует легенда, что создателя коринфского ордера, Каллимаха из Коринфа, вдохновила корзинка с дарами, оставленная на могильной плите и окруженная кустом аканта. Колонна коринфского ордера у римского театра в Бейт Шеане. Скифополь. Израиль.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 23 3. 1. Городское планирование Несмотря на то, что большинство людей считают планирование городов относительно современным изобретением, по мнению большинства историков, «отцом планирования городов» является древнегреческий архитектор и градостроитель Гипподам Милетский. Его планы греческих городов отличались потрясающей упорядоченностью, в отличие от хаотически переплетенных улиц городов той эпохи. Благоустройство греческих городов находилось на довольно высоком уровне: они снабжались водой, были канализованы сетью канализационных кюветов, перекрытых плитами.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 24 3. 1. Городское планирование Направление улиц определялось рельефом местности они разбивались вдоль горизонталей. Ширина улиц от 4 5 до 7 8 м. Жилые дома тесно примыкали друг к другу и выходили на улицу глухими стенами, в которых прорезались только проемы входов. Однообразие улиц нарушалось общественными фонтанами для забора воды. Площади (агоры) получили значение главных городских, торговых и общественно политических. Они обстраивались портиками, святилищами и общественными зданиями.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 25 3. 1. Городское планирование Памятником градостроительного искусства древней Греции является город Милет один из древнейших торговых и промышленных центров. В эпоху эллинизма Милет был расширен и перепланирован заново. Планировочная композиция регулярных городов носила «открытый» характер. Крепостные стены, окружавшие городскую территорию, как правило не имели геометрически правильных в плане очертаний. Городское планирование. Древнегреческий город Милет.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 26 3. 2. Карты Картография играла большую роль в путешествиях и навигации с древнейших времен. Изобретение карт и картографии приписывают Анаксимандру Милетскому, одному из важнейших досократических философов. Несмотря на то, что картами пользовались в Египте, на Ближнем Востоке и в Вавилоне, на них изображались исключительно местные дороги и города. Анаксимандр изобразил всю обитаемую землю, известную древним грекам. Карта Древней Греции.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 27 3. 3. Монеты Первые монеты возникли во время железного века в Анатолии и Древней Греции примерно в 600 -700 годах до н. э. Впоследствии монеты, разработанные греками, использовались для покупки или торговли товарами c другими народностями. В качестве знаков на греческих монетах выступали часто символы местных божеств, а также растительные мотивы, изображения животных, птиц. Древнегреческие монеты по технике чекана, стилю, оформлению и другим признакам имели характерные особенности, присущие какому либо определенному периоду.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 28 3. 3. Монеты В развитии монетной чеканки древней Греции можно проследить четыре периода: Архаический от начала чеканки в VII в. до н. э. до конца греко персидских войн (500 449 гг. до н. э. ). Классический от победы афинской демократии до создания державы Александра Македонского (334 323 гг. дон. э. ). Эллинистический от поражения афинской демократии до завоевания Греции римлянами (конец IV II вв. до н. э. ). Римского владычества от утери независимости до образования Восточной Римской империи (IV в. н. э. ).
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 29 3. 3. Монеты Монета из Лидии, с характерным углублением; начало 6 века до н. э. Классический пример первого типа художественного исполнения. Британский музей. Лондон. Великобритания.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 30 3. 3. Монеты Коринфский статер с изображением пегаса и Афины Паллады. Британский музей. Лондон. Великобритания. 6 в. до н. э.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 31 3. 3. Монеты Первое царское изображение — портрет Александра Македонского на монетах Лисимаха. Еще при жизни Александра его считали сыном Зевса — Амона, черты которого и придаются ему на монете. Македонская монета Лисимаха с изображением Александра Македонского. 305 г. до н. э. Британский музей. Лондон. Великобритания.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 32 3. 4. Театр В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр родился в городе государстве Афины. Слово «театр» происходит от греческого слова Theatron, что означает «место для просмотра» . В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально этические понятия и объединяя разнообразные слои населения городов и деревень. Первоначально театр служил видом чествования божества Вакха или Диониса.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 33 3. 4. Театры в Древней Греции строились под открытым небом, на склоне гор и холмов. Зрители сидели на поднимавшихся уступами каменных скамьях лицом к широкой круглой или квадратной площадке — орхестре. Театр Диониса в Афинах. Иллюстрация из немецкой энциклопедии 1891 года.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 34 3. 4. Театр В центре орхестра. На ней справа и слева – хор. Посередине – статуя Диониса. Оркестру замыкает – скенэ крытое помещение для переодевания актров. Перед скенэ три актера. Рисунок современного художника по данным раскопок.
Предметный мир Древней Греции 3. Изобретения Древней Греции 35 3. 4. Театр Первоначально драматические представления были открыты для всякого желающего бесплатно. Театр был величайшей силой в греческих государствах. Авторам трагедий и комедий внимал весь народ. Театр Диониса, 5 в. до н. э. , Афины, Греция.
Предметный мир Древней Греции 4. Храмы 36 4. 1. Общая информация Архитектурный ордер, созданный древними греками на основе стоечно – балочной конструкции, стал основой античных храмов. По представлению эллинов боги могли находиться не только в природных стихиях, но и выбирали себе самые красивые места на земле. Поэтому в гомеровскую эпоху богам поклонялись в священных рощах, пещерах, где для приношения жертв ставили алтари. В эпоху архаики, когда появились статуи богов, возникло суждение, что для этих статуй, как и для людей, необходимо жилище. Так появился храм – жилище бога, внутри которого находилась его статуя.
Предметный мир Древней Греции 4. Храмы 37 4. 1. Общая информация Храм был не только центр почитания божества, но священная кладовая, касса, банк, архив города, убежище. Поэтому храм был важнейшим общественным сооружением и возводился всем городом. Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. В жизни древних греков храм имел огромное значение.
Предметный мир Древней Греции 4. Храмы 38 4. 2. Типы храмов В зависимости от расположения колонн храмы подразделялись на следующие типы: Храм в антах представлял собой небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся антами, между которыми становились одна – две колонны. Простиль колонны располагались перед одним из фасадов. Амфипростиль колонны располагались перед двумя противоположными фасадами. Периптер колоннада окружала прямоугольное здание по всему периметру. Диптер храм с двойным рядом колонн. Моноптер круглый храм, из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей.
Предметный мир Древней Греции 4. Храмы 39 4. 2. Типы храмов/Храм в Антах Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах» . Состоит он из святилища - целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны. Сокровищница Афин в Дельфах. 6 -5 в. до н. э. Греция.
Предметный мир Древней Греции 4. Храмы 40 4. 2. Типы храмов/Амфипростиль Простиль сходен с антовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны. Представляет собой прямоугольное здание с рядом колонн на главном фасаде. Возник на восточных островах Греции в VIII веке до н. э. Простиль. 8 в. До н. э. Афины. Греция.
Предметный мир Древней Греции 4. Храмы 41 4. 2. Типы храмов/Амфипростиль как двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания. Храм Ники Аптерос. 410 г. до н. э. Афины. Греция.
Предметный мир Древней Греции 4. Храмы 42 4. 2. Типы храмов/Периптер наиболее часто встречающийся тип храмов. Окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Периптер. Афины. Греция.
Предметный мир Древней Греции 4. Храмы 43 4. 2. Типы храмов/Диптер — тип храма в антах, вокруг которого со всех сторон ионический ордер, колонны в несколько рядов. Вид на руины храма Артемиды Эфесской. 6 в. до н. э. Афины. Греция.
Предметный мир Древней Греции 4. Храмы 44 4. 2. Типы храмов/Моноптер — происходящий со времён античности основной архитектурный тип круглого в проекции здания без внутренних перегородок и объёмов. Крыша моноптероса поддерживается только колоннадой. Моноптер, остатки храма Филиппа II Македонского в Олимпии. Греция.
Предметный мир Древней Греции 4. Храмы 45 4. 3. Убранство храмов В античном храме нет большого внутреннего пространства – архитектура столь же пластична и ясна, сколь ясен образ античной статуи. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным. В среднем нефе помещалась фигура бога. Внутреннее пространство состояло из центральной части, или святилища, где стояла статуя божества, и передней части – портика. Иногда на западной стороне храма располагалось помещение для хранения даров.
Предметный мир Древней Греции 5. Жилой дом 46 5. 1. Общая информация Основной формой греческого жилого дома было однокомнатное помещение мегарон. Из этой основной формы развилась форма многокомнатного дома; позднее в этом доме жилые и другие помещения размещались вокруг дворика с колоннами — перистиля. Жилые дома, составлявшие сплошную застройку квартала, имели общие стены и окруженные колоннами световые дворы. Все средства архитектурной выразительности и все богатства декоративной отделки были сосредоточены в композиционном центре жилища — перистильном дворике.
Предметный мир Древней Греции 5. Жилой дом 47 5. 1. Общая информация Архитектура эллинистического жилого дома отличается исключительной утонченностью и изяществом. Среди эллинистических жилых домов встречаются два основных типа: пастадный и перистильный. Наиболее распространенным типом жилища в эпоху эллинизма был перистильный дом, сформировавшийся еще в V—IV вв. до н. э. и особенно подходящий к условиям южного климата.
Предметный мир Древней Греции 5. Жилой дом 48 5. 1. Общая информация Большинство домов было двухэтажными, с двухъярусными перистильными двориками Жилые дома эллинистических городов возводились из сырцового кирпича, иногда нижняя часть стен выкладывалась из камня. Дома наиболее зажиточных жителей возводились целиком из камня. Окна небольшого размера располагались обычно высоко от земли и были защищены решетками. Воздух и свет проникали в помещения главным образом через дверные и оконные проемы, выходящие во внутренний дворик.
Предметный мир Древней Греции 5. Жилой дом 49 5. 1. Общая информация Относящиеся преимущественно к перистильному типу делосские дома были сложены целиком из камня на глиняном растворе и довольно хорошо сохранились. Жилой дом. Делос. Греция.
Предметный мир Древней Греции 5. Жилой дом 50 5. 2. Устройство дома Жилые комнаты располагаются с одной стороны. Пастада была открыта в сторону двора и имела перекрытие, поддерживаемое деревянными опорами. Для греческого традиционного жилого дома характерна замкнутость все помещения обращены к внутреннему дворику. В древнейшем доме в середине находился очаг, над ним отверстие в крыше для вытяжки дыма. Это дымное, черное помещение называлось атрием (от слова ater черный). Позднее оно превратилось в центральный портик дома с большим количеством помещений.
Предметный мир Древней Греции 5. Жилой дом 51 5. 2. Устройство дома Дом делился на мужскую и женскую половины. Главным помещением была мужская комната - андрон, предназначенная для приема гостей и для пиров. Другим важным центром была комната с очагом средоточие домашней жизни. С ней сообщалась ванная комната. В центре двора находился плоский бассейн, в который с крыш стекала вода. Возле бассейна были глубокие закрытые цистерны для хранения запасов воды. Спальни и женские комнаты размещались, по возможности, на втором этаже.
Предметный мир Древней Греции 5. Жилой дом 52 5. 2. Устройство дома Наиболее характерной архитектурнокомпозиционной особенностью жилища является изолированность его внутреннего пространства от улицы. Жилой дом XXXIII (дом Патриция). Приена. Реконструкция общего вида с портиком, решенным в виде простады.
Предметный мир Древней Греции 6. Интерьер 53 6. 1. Характерные черты Античный стиль в интерьере – это, прежде всего, гармония и красота. Интерьер в древнегреческом стиле имеет свои характерные особенности: В греческом стиле интерьера предпочтение отдается холодным цветам. Это белый, лимонно желтый, солнечно желтый, все оттенки синего, изумрудный цвета. В обстановке все должно быть максимально просто, без ярких пятен. Каждый предмет должен идеально подходить к другому предмету интерьера.
Предметный мир Древней Греции 6. Интерьер 54 6. 1. Характерные черты Древнегреческий стиль в интерьере достаточно аскетичен: стены обычно складывали из кирпича сырца и покрывали изнутри фресками. Полы могли быть расписаны или выложены мозаикой из отшлифованной речной гальки. Римляне также наносили на стены своих покоев фрески или облицовывали их натуральным камнем (чаще мрамором, гранитом). Деревянный потолок был украшен кессонами (квадратные или многоугольные углубления) и ярко расписан.
Предметный мир Древней Греции 6. Интерьер 55 6. 2. Декор Основные предметы декора – это небольшие амфоры или напольные вазы с орнаментами, статуэтки и скульптуры. В греческих интерьерах также достаточно широко используется текстиль. Ткани натурального происхождения: лён, хлопок, мешковина. Греки различали ткани для мебели и настенные ткани. Узорчатые ткани развешивались вдоль стен свободно, без складок. Одним из главных приёмов древнегреческих мастеров было создание геометрических фигур в виде ломаной линии. Также они часто пользовались приёмом декорировать помещение с помощью узоров из ветвей и трав.
Предметный мир Древней Греции 6. Интерьер 56 6. 2. Декор Кносский дворец был многоэтажным и большим по размерам. Здесь находились частные жилые помещения, мастерские, ванны, кухни, склады, столовые и другие здания. Интерьер Кносского дворца. 2 тыс. до н. э. Крит. Греция.
Предметный мир Древней Греции 6. Интерьер 57 6. 2. Декор При раскопках Кносского дворца были обнаружены фрески на стене апартаментов царицы. Древний художник изобразил морской простор, синих дельфинов и разноцветных рыб. Интерьер Кносского дворца. 2 тыс. до н. э. Крит. Греция.
Предметный мир Древней Греции 6. Интерьер 58 6. 2. Декор Среди фресок Кносского дворца очень значительное место занимает изображение быка, игравшего чрезвычайно важную роль в хозяйственной жизни и в религиозных и мифологических представлениях критян. Фреска Кносского дворца. 2 тыс. до н. э. Крит. Греция.
Предметный мир Древней Греции 7. Мебель 59 7. 1. Характерные черты Обстановка внутри дома была исключительно простой. Количество видов мебели в греческом доме было незначительным, скромность жилища, климат, одежда и обычаи не требовали так много мебели. Из мебели греки классического периода знали складные стулья без спинки, деревянные постели, а также квадратные, круглые или овальные столы. Для изготовления мебели в основном употребляли бронзу, дерево и мрамор. Подлинных образцов деревянной греческой мебели не сохранилось,
Предметный мир Древней Греции 7. Мебель 60 7. 2. Стулья Различают три основных направления в изготовлении мебели для сидения: Первый тип практически совпадает с современным табуретом. Его легко переносили с места на место, в доме ему не отводилось какого то определённого места. Второй тип более всего подходит под сегодняшнее определение маленького столика. Он обычно стоял в одном месте и мог использоваться не только как сиденье, но и как стол. Третий тип — это троны. Троны предназначались исключительно для персон, наделённых властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но даже драгоценными камнями.
Предметный мир Древней Греции 7. Мебель 61 7. 2. Стулья Мебель для сидения была довольно разнообразной. Отличительной особенностью являлись простота в сочетании с изяществом линий, утончённостью и комфортом. Мебель Древней Греции.
Предметный мир Древней Греции 7. Мебель 62 7. 2. Стулья Для повседневного пользования, преимущественно для женщин, в V в. до н. э. был создан легкий, элегантный клисмос — стул с серповидными ножками, изогнутые задние ножки держали спинку. Это первая форма в истории развития мебели, где функциональное начало соединено с сознательным художественным оформлением. Изящность линий клисмоса — как в техническом, так и в художественном отношении — является апогеем греческого мебельного искусства. Клисмос.
Предметный мир Древней Греции 7. Мебель 63 7. 3. Столы Столам в греческом доме не придавалось большого значения, они являлись второстепенными предметами обихода. Наряду с простыми рабочими столами имелись более легкие обеденные столы. Обеденные столы, так как ели лежа, были очень низкими, трапециевидными, на трех ножках, ножки книзу сужались, изгибались или заканчивались в виде звериной лапы. Материалом часто служила дорогая древесина или бронза. Кроме того греки пользовались столами с четырьмя ножками и столами на одной опоре.
Предметный мир Древней Греции 7. Мебель 64 7. 3. Столы В Греции были распространены небольшие столики, которые стояли на трех ножках, ножки были сделаны в виде мускулистых ног животных. Чаще всего такие ножки оканчивались вверху листьями аканта. Стол (трапедза) и бронзовый треножник.
Предметный мир Древней Греции 7. Мебель 65 7. 4. Кровати Древнегреческие кровати предназначались не только для сна, но и для принятия пищи. Существенно отличались от египетских: во первых, они существенно возвышались над землёй, во вторых, у них присутствовали подушки. Из предметов мебели греческих домов, которые дошли до нашего времени нужно отметить кровать, сделанную из бронзы из Приены. Эта бронзовая кровать отличалась изяществом и спокойными профилями, в том числе она имела несколько отдельных ножек, мраморных и бронзовых, которые давали чёткое представление о типе и характере подобных изделий.
Предметный мир Древней Греции 7. Мебель 66 7. 4. Кровати Эллинистическое ложе из Приены. Бронзовый каркас. 3— 2 вв. до н. э. Государственный музей. Берлин. Германия.
Предметный мир Древней Греции 7. Мебель 67 7. 5. Сундуки Почти все вещи греки хранили в деревянных сундуках самого разного размера. Во времена Гомера сундуки не запирались, а завязывались при помощи двух полосок ткани. Позднее материю стали склеивать посредством смол и мастики и опечатывать перстнем владельца дома. Сундук. Музей Бенаки. Афины. Греция.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 68 8. 1. Посуда В зависимости от назначения были разработаны разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло, он предназначался для смешивания вина с водой. Килик плоская чаша с двумя ручками из него пили вино. Лекиф стройный, небольшой, вытянутый кверху с одной ручкой предназначался для хранения масла при погребальных церемониях. Каждый тип вазы отвечал ее назначению, отражал жизненную потребность. При этом формы и декор были хорошо продуманы с учетом пластических свойств самого материала, глины.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 69 8. 1. Посуда В домах у греков было много глиняной посуды. Существовали разные типы сосудов, в которых вино хранилось, подавалось, разливалось. Ойнохойя — древнегреческий кувшин с одной ручкой и круглым или трилистниковым венчиком, напоминающим лист клевера. Ойнохойи предназначались для подачи вина. Из за трилистникового венчика ойнохойю также называют «вазой с тремя носиками» . Ойнохойя из Камироса, о. Родос. 625— 600 гг. до н. э. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 70 8. 1. Посуда Ольпа — древнегреческий кувшин для хранения благовонных масел и вина. Нижняя часть имеет выраженный объём, плавные линии формы ведут к широкому круглому горлышку. Ручка находится сбоку. Ольпа имеет меньший размер, чем ойнохойя. Ольпа, гончар — Амасис, вазопись — Амасис, аттическая чернофигурная вазопись, 550— 530 гг. до н. э. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 71 8. 1. Посуда Среди посуды, предназначавшейся для хранения запасов провизии, пифос занимает первое место по своей величине. Это круглый глиняный сосуд без ножек, оканчивавшийся внизу или заостренным концом, или плоским дном. В первом случае его не делали большим и он закапывался в землю для устойчивости; во втором он достигал больших размеров и делался с широким горлом. Рельефный пифос. VII в. до н. э. о. Крит. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 72 8. 1. Посуда Кратеры сосуды, употреблявшиеся для смешивания вина с водой за трапезой и при возлияниях. Кратер представлял собой очень выпуклую вазу с широким горлом, двумя ручками по бокам и с подставкой, придававшей ему устойчивость. «Кратер воинов» . Национальный археологический музей. Афины. Греция.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 73 8. 1. Посуда Сианские чаши — условное название доминирующего типа древнегреческих ваз второй четверти VI века до н. э. Внешняя роспись выполнена в технике «перекрывания» Аттическая сианская чаша археологии Средиземноморья. Марсель. Франция.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 74 8. 1. Посуда Сианская чаша с росписью в «двурегистровой» манере, Гейдельбергский вазописец. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 75 8. 2. Столовая посуда Первые греческие ложки изготовлялись из раковин. Такие артефакты, однако, до наших дней не дожили. Зато сохранилось немало бронзовых ложек и черпаков и отдельные серебряные предметы. Такая ложка была универсальным столовым прибором греков, обладавших многочисленными дополнительными функциями по сравнению с современной ложккой. Острым концом ложки можно было накалывать куски мяса. Эллинистическая ложка, сегментированная. 1 век до н. э. – 1 век н. э. Ложка имеет заостренный кончик.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 76 8. 2. Столовая посуда Древнегреческие бронзовые, ложка, половник и черпак для вина, Поццуоли у Неаполя. Италия.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 77 8. 3. Амфоры Амфора сосуд яйцеобразной формы, иногда с суженной нижней частью и расширенной верхней, с узким горлом, с двумя вертикальными ручками. Служили для транспортировки вина, зерна и масла. Могли быть самых разнообразных размеров. На ручке амфоры греками ставилось клеймо с указанием города изготовителя (Синопа, Херсонес Таврический). Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 78 8. 3. Амфоры Остродонную амфору нельзя было поставить на ножку, а приходилось класть на бок, втыкать нижнюю часть в песок или закапывать в землю. В некоторых случаях неустойчивую амфору ставили на специальную подставку, снабженную специальным гнездом. Предназначенные главным образом для хозяйственных целей, амфоры не украшались орнаментом или росписью. Изредка на них встречаются простые рисунки, выполненные краской или лаком. Греческая амфора I в. н. э. Британский музей. Лондон. Великобритания.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 79 8. 3. Амфоры Панафинейские амфоры — особая форма аттических амфор. Наполненные оливковым маслом из садов Академии, они вручались победителям гимнических и гиппических состязаний на Панафинейских играх. Главной особенностью панафинейских амфор является чернофигурный стиль их росписи, использовавшийся на них даже после 500 г. до н. э. «Бургонская ваза» — самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. Лондон. Великобритания.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 80 8. 4. Вазы Древнейшие сосуды покрывались геометрическим орнаментом, символически изображавшим окружающий мир. К ним относятся дипилонские вазы, которые можно считать первым в греческом искусстве образом вселенной. Впервые в украшении именно этих сосудов был применён орнаментальный ряд. Протокоринфская ольпа с изображением животных исфинксов. Ок. 650— 630 гг. до н. э. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 8. Предметы быта 81 8. 4. Вазы В VI вв. сосуды приобретают лёгкость и красоту форм, становятся более удобными в употреблении. В оформлении самого сосуда появляется красноватый фон с силуэтными изображениями без углублённого контура чёрным лаком. Такой стиль росписи называется чернофигурная вазопись. Амфора-билингва: чернофигурная сторона. 6 в. До н. э. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 9. Ремесла 82 9. 1. Общая информация В хозяйстве наиболее развитых экономически полисов Греции большую роль играло ремесло, в значительной степени связанное с использованием труда рабов. В специальных кварталах ремесленников были небольшие мастерские, изделия которых там же и продавались. Хозяева мастерских сами работали в них вместе с одним или несколькими рабами. Рабский труд способствовал замедлению технического прогресса в ремесле, но, несмотря на это, появились новые технические приемы, орудия труда, ранее не применявшиеся материалы.
Предметный мир Древней Греции 9. Ремесла 83 9. 2. Керамика В полисах Древней Греции керамика становится одним из главных видов художественного ремесла. Своего расцвета она достигает в VI V вв. до н. э. Изделия греческих мастеров вывозились далеко за пределы Греции и оказывали всюду большое влияние на местную продукцию. Ведущее место среди греческой керамики занимало производство различных сосудов. Знаменитые греческие вазы не были предметом роскоши. Гончары выполняли их из простой глины, для росписи использовался только лак. .
Предметный мир Древней Греции 9. Ремесла 84 9. 2. Керамика Изготовление керамики было широко налажено. Постепенно сложились три способа изготовления керамических сосудов. Самым древним из них была лепка сосуда вручную. Чуть позже появился гончарный круг. А затем некоторые небольшие изделия стали изготовлять с помощью формовочных штампов. Керамика Древней Греции. Британский музей. Лондон. Великобритания.
Предметный мир Древней Греции 9. Ремесла 85 9. 2. Керамика Часто керамика для обычного горожанина заменяла дорогие изделия из металла. Многие бытовые вещи делались в античности исключительно из глины. Ликийская керамика Древней Греции. Британский музей. Лондон. Великобритания.
Предметный мир Древней Греции 9. Ремесла 86 9. 3. Обработка металлов Древним грекам античной эпохи принадлежат крупные достижения в добыче и обработке металлов: меди, серебра, золота, железа. Шахты, в которых добывалась руда, достигали глубины 120 м. В них использовались водоотливные приспособления, в том числе архимедов винт, мельницы для дробления руды. В VIII—VII вв. до н. э. греки научились обрабатывать железо и стали широко применять его для изготовления орудий труда и оружия. Золото и серебро использовали для изготовления монет, украшений и даже больших статуй.
Предметный мир Древней Греции 9. Ремесла 87 9. 3. Обработка металлов Бронза ценный металл, получаемый путем соединения расплавлен ного олова и меди. Многие предметы, изготовленные из бронзы, расплавляли для повторного использования, поэтому до нас дошло очень немного таких работ. Бронзовая посуда Древней Греции. Британский музей. Лондон. Великобритания.
Предметный мир Древней Греции 9. Ремесла 88 9. 4. Кузнецкое дело В кузнечном деле греки достигли большого мастерства: им были известны различные сорта железа и стали. Из одних сортов делали простые плотничьи орудия, из других — особо твердые инструменты: пилы, резцы, каменотесные орудия. Изделия городских кузнечных мастерских были разнообразные. Производство удовлетворяло спрос не только земледельцев, но и ремесленников, а также бытовые потребности горожан. Важное место в кузнечном деле занимало изготовление оружия.
Предметный мир Древней Греции 9. Ремесла 89 9. 5. Ткачество В Древней Греции ткачество занимало особое место и обычно не отделялось от домашнего производства. Значительная часть ткацких изделий, попадавших на рынок, изготовлялась в домашних условиях женщинами семьи и их рабынями. Наряду с домашними существовали и крупные ткацкие мастерские. Узорчатые многоцветные ковры и дорогие ткани для одежды изготовлялись в мастерских в городе Милете и на островах Кипре и Хиосе, а лучшие мужские плащи делались в Афинах.
Предметный мир Древней Греции 9. Ремесла 90 9. 5. Ткачество Сырьем для производства тканей служили в основном овечья шерсть и отчасти лен. В Греции был известен вертикальный ткацкий станок. Греческий ткацкий станок состоял из двух стояков и горизонтального валика, укрепленного в верхней части станка. Ткацкий станок изображен на вазе.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 91 10. 1. Одежда 10. 1. 1. Характерные черты При культивируемой тяге к простоте одежда в древней Греции была единственным способом заявить о своем тонком вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. Однако на самом деле их драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона. Греки сравнительно рано начали шить костюм по мерке, а не просто использовать куски ткани.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 92 10. 1. Одежда 10. 1. 2. Мужской костюм Мужская одежда эллинов в древней Греции отличалась простотой. Главным ее предметом был хитон — кусок ткани, имевший с одной стороны отверстие для руки, с другой он скреплялся на плече застежкой или пряжкой, реже сшивался. Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека. Дельфийский возничий в хитоне. 470 г. до н. э. Бронза. Дельфийский музей. Греция.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 93 10. 1. Одежда 10. 1. 2. Мужской костюм Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий, но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы — хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной. Софокл в гиматии (римская копия греческой статуи).
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 94 10. 1. Одежда 10. 1. 3. Женский костюм Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым. Туника — разновидность хитона — из мягкой, но тяжелой шерстяной ткани ниспадала до пят. Обычно ее делали белой. «Гречанка» . Картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1869 г. Частная коллекция.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 95 10. 1. Одежда 10. 1. 3. Женский костюм Верхней женской одеждой был пеплос. По форме и способу драпировки он походил на хитон, но был длиннее и гораздо шире — для его изготовления брали отрез ткани до 3 4 метров длиной. Пеплос предназначался главным образом для торжественных случаев. Терракотовая статуэтка гречанки в пеплосе.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 96 10. 2. Обувь Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили сандалии, состоявшие из подошвы и нескольких ремней, которыми подошва привязывалась к ноге. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви — крепиды. Деталь обуви (правой ногой). Мрамор, римская копия 1 -го второго века н. э. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 97 10. 3. Головные уборы Головными уборами греки пользовались только для работы или в дорогу. Они надевали петас — низкую шляпу с широкими круглыми или четырёхугольными полями Носили петас торговцы, которым приходилось подолгу находиться в разъездах. Поэтому и бога Гермеса, покровителя торговли, было принято изображать именно в такой шляпе. Гермес. Фрагмент росписи вазы. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 98 10. 3. Головные уборы Особое место среди головных уборов занимали венки. Они обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе, являлись знаком уважения и признания со стороны сограждан. Победителей Олимпийских игр награждали венками из ветвей священной оливы, перевязанными белой шерстяной лентой. Золотой венок. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 99 10. 4. Украшения Ювелирное искусство Древней Греции приблизилось к совершенству. Женщины украшали себя ожерельями из золота и серебра, браслетами, золотыми сетками для волос, цепочками, серьгами, кольцами, перстнями. Браслеты надевались на руки и на ноги. Прически украшались золотыми булавками. Самым нарядным и дорогим украшением считалось ожерелье. Гречанки пользовались металлическими зеркалами, зонтиками, опахалами из цветных перьев, костяными и металлическими гребнями.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 100 10. 4. Украшения Излюбленным украшением греческих женщин были ожерелья. Их составляли из бусин или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами. Греческое ожерелье с подвеской в виде бабочки (Золото, чеканка, гравировка, филигрань, II-I в. в. до н. э. ). Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 101 10. 4. Украшения Популярны были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках. Браслет с тритоном, держащим путти, 200 г. до н. э. Афинский музей. Афины. Греция.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 102 10. 4. Украшения Драгоценные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Греческие браслеты (Золото, IV в. до н. э. ). Художественный музей Уолтерса. США.
Предметный мир Древней Греции 10. Мода Древней Греции 103 10. 4. Украшения Древнегреческие серьги обычно состояли из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. Серьги с подвесками в виде амфор (Золото, гранат, VI в. до н. э. ). Музей искусств школы дизайна Род-Айленд. США.
Предметный мир Древней Греции 11. Инструменты 104 11. 1. Музыкальные инструменты Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. В музыкальной практике греки использовали разнообразные инструменты. Обширна группа струнных щипковых инструментов: форминга, лира, кифара, самбика, псалтерий. Среди духовых инструментов встречаются как язычковые, так и флейтовые: авлос, флейта Пана. Предшественником современных медных духовых можно считать длинный рог, прямой или закрученный спиралью, с расширяющимся раструбом в конце.
Предметный мир Древней Греции 11. Инструменты 105 11. 1. Музыкальные инструменты Лира — согласно мифу была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону. Имела плоский округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. Лира как носитель культа Аполлона противопоставлялась духовому авлосу, связанному с культом Диониса. Аполлон с лирой, ок. 460 до н. э. Археологический музей в Дельфах.
Предметный мир Древней Греции 11. Инструменты 106 11. 1. Музыкальные инструменты Кифара — самая важная в античности разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины. Изначально кифара использовалась для аккомпанемента пению. В классическую эпоху она стала использоваться также как сольный инструмент. Эрос играет на кифаре. Скульптура 1 ст. до н. э. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 11. Инструменты 107 11. 1. Музыкальные инструменты Авлос — язычковый инструмент, пара отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости, позже из металла. Авлос широко использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре. Женщина играет на авлосе. Краснофигурная чаша, 5 ст. до н. э. , Вазописец Брига. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 11. Инструменты 108 11. 2. Медицинские инструменты Древнегреческого врача Гиппократа называют «отцом медицины» , реформатором античной медицины. Учение Гиппократа объединяет медицинские представления, которые сложились в Греции к IV в. до н. э. Медицинские инструменты древности. Британский музей. Лондон. Великобритания.
Предметный мир Древней Греции 12. Вооружение 109 12. 1. Военные доспехи В архаический период древней Греции могли существовать изображения греческого всадника в полном гоплитском вооружении. Но без седла и стремян воевать в закрытом коринфском шлеме и со щитом гоплоном в одной руке для греков было тяжелой задачей. Чаще всего встречаются изображения греческого всадника без доспеха, в хитоне и плаще – хламиде. На голове надета войлочная шляпа – петас или фракийская шапка. Воин вооружен двумя копьями.
Предметный мир Древней Греции 12. Вооружение 110 12. 1. Военные доспехи Гоплит — древнегреческий тяжёловооружённый пеший воин. Слово происходит от названия тяжёлого круглого щита — гоплон. Гоплон — большой круглый тяжёлый щит, также называемый «аргивский» . Щит из за тяжести (8 кг) при бегстве бросали первым, поэтому потеря щита считалась большим позором. Большой щит использовали и как носилки, на которых несли погибших, с чем связывают происхождение фразы «со щитом или на щите» , по легенде принадлежавшей некой спартанке. Спартанский гоплит.
Предметный мир Древней Греции 12. Вооружение 111 12. 1. Военные доспехи Коринфский шлем — тип древнегреческого шлема, был распространён в VI—V вв. до н. э. Получил название по г. Коринфу на Пелопоннесе, где было развито производство таких шлемов. Воины Спарты, соседи Коринфа, также предпочитали этот полностью закрытый шлем, отчего существует и второе название: дорийский. Шлем коринфского типа VI в. до н. э. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 12. Вооружение 112 12. 1. Военные доспехи Глухой коринфский шлем давал полную защиту, однако наносник и закрытое лицо ограничивали обзор. Не случайно спартанцы сражались в плотной фаланге, где не было нужды следить за действиями врагов сбоку. Изображение воинов в ранних коринфских шлемах с аттической вазы из музея Лувра. 570— 565 гг. до н. э. Лувр. Париж. Франция.
Предметный мир Древней Греции 12. Вооружение 113 12. 1. Военные доспехи Халкидские шлемы — тип шлемов, который вытеснил к концу V в. до н. э. коринфские шлемы в Древней Греции. В отличие от коринфского наносник у этого шлема символический или вообще отсутствует, за счет чего улучшается обзор. Зрительно шлем состоит из двух частей: верхний полусферический кумпол и нижняя часть, соединяющиеся визуально в районе рельефно выступающего ободка. Ранний халкидский шлем VI века. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. США.
Предметный мир Древней Греции 12. Вооружение 114 12. 2. Оружие Античное вооружение — использовалось на протяжении всего античного периода. Главным оружием гоплита было копье, меч, щит. Часто копьё использовалось в качестве резервного оружия для борьбы с врагом. Важным греческим оружием была также баллиста. Это было важным ракетным оружием, которое использовалось для осады. Стрела из баллисты могла запускаться на большие расстояния
Предметный мир Древней Греции 12. Вооружение 115 12. 2. Оружие Ксифос — прямой обоюдоострый меч длиной около 60 см. Остриё ярко выраженное, клинок листообразный. Ксифос. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. США. Ксифос был распространён в основном у греков и спартанцев.
Предметный мир Древней Греции 12. Вооружение 116 12. 2. Оружие Цестус — боксёрская перчатка кулачных бойцов в Древней Греции и Древнем Риме. Представляла собой разнообразной конструкции обмотки из кожаных ремней на руках для их защиты и увеличения степени травматичности удара. Греческие единоборцы между ремнями вкладывали свинцовые полоски. Применялось и железо. Ремни могли иметь медные скобы крепления. Ксифос. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. США.
Предметный мир Древней Греции Значение предметного мира Древней Греции для человечества 117 Общая информация Античная эпоха оставила особенно глубокий след в истории европейской цивилизации. Древнегреческие философы и общественные деятели, поэты и драматурги, зодчие, скульпторы, художники положили и начало европейской культуры. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Передовые художники и мыслители 17 18 вв. в западной Европе и в России в своей борьбе за утверждение идеалов гражданственного служения обществу постоянно обращались к античным образам и преданиям.
Предметный мир Древней Греции Послесловие 118 В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи.
Предметный мир Древней Греции Програмное обеспечение и оборудование 119 Оборудование: ноутбук HP на базе лицензионной версии операционной системы Windows 8. Используемые программы: лицензионные версии Microsoft WORD 2010 и Power Point 2010.
Предметный мир Древней Греции Источники 120 1. http: //aldanov. livejournal. com 1. http: //www. britishmuseum. org 2. http: //www. hermitagemuseum. org 3. http: //louvre. historic. ru 4. http: //www. historie. ru 5. http: //azbyka. ru 6. http: //www. emerald. com 7. http: //www. kulturamira. ru 8. http: //history moments. ru 9. http: //www. liveinternet. ru 10. http: //muzei mira. com 11. http: //www. metmuseum. org 12. http: //shedevrs. ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА КАФЕДРА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА «Предметный мир Древней Греции» Выполнила: студентка 2 -го курса группы 18 ДС(а) ФД СГАСУ Тихомирова Елизавета Научный руководитель: Потапова Е. А. Самара 2016