ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ - копия.ppt
- Количество слайдов: 38
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 1. 2. 3. 4. Предмет философии Философия и мировоззрение Основные проблемы философии Философия и методология «Что есть «философия» ? » phileo + sophia (др. греч. ) = любовь к мудрости
ПИФАГОР – первый назвал себя философом
СОКРАТ Философия – учение о благе и добродетели
ПЛАТОН Философия – это наука, истинное знание, познание сущности всех вещей и процессов
АРИСТОТЕЛЬ Философия – наука о первопричинах всех вещей
ИММАНУИЛ КАНТ Философия должна искать ответы на вопросы: • Что я могу знать? • Что я должен делать? • На что я смею надеяться? • Что такое человек?
ИОГАН ГОТЛИБ ФИХТЕ Философия – наукоучение, т. е. предпосылка всякого научного знания
ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ Философия – обдуманное рассмотрение предметов; наука наук; движение чистой мысли; эпоха, постигнутая в мыслях.
НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ Философия – творческий прорыв к смыслу бытия
ОГЮСТ КОНТ Философия – анализ научных обобщений
Итак, различные подходы к предмету философии – всего лишь акцентировка на той или иной сферы объекта философского анализа, т. к. Предмет философии – мир как единое целое, универсальные законы бытия и познания; человек и социум как таковые. Мир – это сложная, многоуровневая система неорганической, социальной подструктур. Поэтому
Философия это логически обоснованная система знаний о сущности мира и человека в нем МИР
Философствование осуществляется в плоскости «человек – мир» , выступая всегда как мировоззрение – система взглядов на мир в целом и место человека в нём
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, убеждений, идеалов и установок, характеризующих отношение человека к миру как таковому, миру в целом.
Стороны мировоззрения – мироощущение [чувственный образ мира] – миропредставление [переход к логическим образам, но преобладают чувственные] – миропонимание [система знаний о мире в целом]
3 исторические формы мировоззрения 1) Мифологическое – чувственно-образное, фантастическо-художественное, аналоговое объяснение мира в целом и места человека в нем.
МИФ – самая древняя форма общественного сознания Нептун Аполлон Миф (рассказ, повествование) – художественная интерпретация природных и социальных явлений по аналогии с человеком.
Особенности мифа: • Синкретизм • Очеловечивание и обожествление явлений природы • Нерасчлененность материального и идеального, объекта и субъекта, божественного и человеческого • Практическая ориентация; тесная связь с религией, религиозной верой
• Наиболее распространена версия • • мифа, в которой Сизиф обманом заковывает бога смерти Танатоса (Аида) и держит его в плену. В отсутствие Танатоса люди перестают умирать. Боги обеспокоены сложившимся положением, и по прошествии нескольких лет Арес, бог войны, освобождает бога смерти. Танатос исторгает душу Сизифа и отводит ее в царство теней умерших. Но и тут сумел Сизиф обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона, не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу вернуться ненадолго на землю - наказать жену. Сизиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.
• Сизиф, точнее Сисиф • (др. -греч. Σίσυφος) — в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз. Отсюда выражения «сизифов труд» , «сизифов камень» , означающие тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки.
2) Религиозное мировоззрение – понятийно-логическое и чувственнообразное аналитическое объяснение мира через его удвоение (на мир естественный и сверхъестественный, и веру в последний – сверхъестественный, находящийся за пределами познания и понимания человека.
3) Философия – как высшая теоретическая форма мировоззрения. Представляет собой систематизированное логикопонятийное и оценочное аналитическое осмысление мира и места человека в нём.
ФИЛОСОФИЯ – система смысложизненных оценок и ценностей, поскольку центральной проблемой философствования всегда выступает человек в его существенных характеристиках и взаимоотношениях с миром природы и общества.
Основной вопрос философии – вопрос о соотношении материального и идеального, материи и сознания. В связи с различным решением этой проблемы философия подразделяется на: v. Материалистическую (материя – первопричина и сущность мира) Линия Демокрита сознание материя
v. Идеалистическую (дух, сознание – первопричина и сущность мира) материальный мир Линия Платона сознание Две разновидности идеализма: Объективный первопричина всего существующего – надындивидуальные дух, идеи, сознание [Платон, Августин, Гегель, Шопенгауэр] и Субъективный первопричина – сознание человека (субъекта познания) [софисты, Беркли, Юм, Фихте, Мах]
и v Дуалистическую (две автономных причины всего существующего: материя и дух) материя сознание (Р. Декарт)
Второй стороной основного вопроса философии является вопрос об отношении сознания к материи, миру как таковому в аспекте познавательных возможностей сознания: познаваем ли мир Познаваем Когнитивизм Чрезвычайно ограничены возможности познания Агностицизм (скептики, Кант, Юм)
Философское знание гетерогенно (неоднородно): В философское знание входят как его части: • Онтология (философия бытия) • Гносеология (философия познания) • Диалектика (философия всеобщей связи и развития) • Социальная философия • Философская антропология • Аксиология • Этика (философия морали) • Эстетика (философия прекрасного) • Логика (философия мышления) и т. д.
ФИЛОСОФИЯ • высшая форма (ядро) мировоззрения, форма общественного сознания • Универсальная методология науки, теоретическое обоснование научного знания
ФИЛОСОФИЯ – всегда мышление на уровне всеобщих понятий; предельное основание теории
ФИЛОСОФИЯ представляет собой единство трёх компонентов: ØТеории (что? ), объясняющей как устроен мир, природа, общество, человек ØМетода (как? ), рационально-логически, диалектически анализирующей мир ØЦели (зачем? ), ориентирующей на смысложизненные идеалы истины, добра и красоты
ФИЛОСОФИЯ – системный способ освоения действительности (мира в целом), предельное обобщение обобщённых научных знаний о мире, закономерностях его эволюции. Рефлексия над наукой (знание знания)
Уровень всеобщего Уровень общего (междисциплинарные знания) – философия ( и математика) – общая теория систем, теоретическая кибернетика – наука Уровень общего, отдельного Уровень частного теоретическая эмпирическая – опытные данные место философии в системе научного знания
Основные философские методы: Диалектика Метод познания, основанный на признании противоречия в качестве источника развития Метафизика Метод познания, отрицающий противоречия как причину мышления, так и развития мира
Диалектика Метафизика Принципы: Всеобщей связи и развития Изолированного бытия явлений или, наоборот, релятивного их существования Законы: 1. Взаимодействия противоположностей [и то, и другое] 1. Внешнего толчка [или одно, или другое] 2. Взаимодействие качественных и количественных изменений 2. Развитие – результат или количественных, или качественных изменений 3. Двойного отрицания (прежнего этапа развития с удержанием необходимого) 3. Развитие или по кругу, или по прямой
Диалектика Метафизика Категории: Единства взаимодействия Разъединенности • единичного и общего • причины и следствия • содержания и формы • сущности и явления • возможности и действительности
Функции философии: • Методологическая • Гносеологическая • Мировоззренческая • Аксиологическая • Праксеологическая • Воспитательно-гуманитарная