Праздники личного характера.pptx
- Количество слайдов: 29
ПРАЗДНИКИ ЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА. Сватовство • Свадьба • Родины • Крестины • Именины • Выполнила: Меркулова Дарья 1 курс СКД
1. Сватовство. С древнейших времён сватовство на Руси являлось важным ритуалом, предшествующим заключению брака. И имело ряд важных функций: оповещение родственников девушки о желании мужчины взять её в жёны, согласие или несогласие родителей предполагаемой невесты, а также общественная огласка намерений обеих сторон породниться. Когда молодому мужчине нравилась какая либо девушка, и он решал, что хочет жениться на ней, в первую очередь сообщал своим родителям без их согласия ни сватовства, ни, следовательно, свадьбы быть не могло. Получив одобрения со стороны отца и матери, жених засылал сватов в дом своей возлюбленной. В роли сватов выступали близкие родственники жениха: отец, крёстный отец, старший брат, дядя. Мужчины, которые брались исполнять ответственную роль сватов, обязательно должны были быть женатыми! В сватовстве могли участвовать и женщины, например, крёстная мать или тётка. Иногда все вопросы, связанные со сватовством, решали «профессионалы» свахи или приглашённый сват, который обладал большим опытом в подобного рода делах, а также «хорошо подвешенным языком» .
Выбор невесток: Кстати говоря, порой сватать невесту приходили вовсе не по инициативе потенциального жениха, а в связи с желанием родителей женить сына, дабы избавить его от соблазнов холостой жизни. Иногда кандидатура невесты выбиралась исключительно по экономическому критерию, то есть по благосостоянию и по положению её семьи в обществе. Все достоинства внешности и характера невесты жених и его родителей узнавали только из уст свахи, для которой устройство семейной жизни «клиентов» было её «хлебом» .
Обряд сватовства: Так вот, собираясь в дом невесты, сваты нарядно одевались, запрягали лучших лошадей, а ехали к «месту событий» окольными путями, при чём по дороге старались не останавливаться и ни с кем не разговаривать. Считалось, что это мероприятие лучше всего проводить после захода солнца чтобы никто не сглазил. Когда «кортеж» подъезжал к дому невесты, главный сват спрыгивал с воза и старался как можно быстрее подбежать к дому: считалось, это поможет легче и быстрее сговориться о свадьбе. В некоторых областях было принято открывать дверь в три приёма: первый раз всего лишь приоткрыть и плотно захлопнуть, второй раз растворить наполовину и также плотно захлопнуть, только в третий раз дверь надо было широко распахнуть и зайти в дом.
Переговоры в доме невест: Зайдя в жилище, сват садился в строго определённое место. То есть хозяева сразу понимали, с какими намерениями пришел к ним гость. Родители невесты благодарили за оказанную честь, приглашали за стол, где Разговор поначалу заводился на отвлечённые темы: о погоде, о ходе уже и велись переговоры. Самой важной сельскохозяйственных работ и т. д. К персоной, от которой зависело решение, самому важному подходили являлся отец девушки. Если его не было издалека: брат, на «худой конец» мать. Сваты «У вас - товар, у нас - купец» «У вас - куличка, у нас - охотник» «У вас - курочка, у нас - петушок. Нельзя ли их загнать в один хлевушок? » «Ищем тёлочку. Не заблудилась ли? Может, пристала к вашему дому да желает в наш перебраться? » и т. д. старались как можно лучше охарактеризовать жениха, поведать обо всех его достоинствах, а заодно и выведать больше о самой невесте. Она, кстати говоря, во время переговоров в комнате не присутствовала, а только периодически появлялась там, чтобы налить гостям напитки и продемонстрировать свои лучшие наряды (до трёх раз за вечер).
Брачный договор: Иногда сватам указывали на дверь в грубой форме: «Вот вам Бог, а вот и порог» . Тогда разгневанные и обиженные сваты, уходя из негостеприимного дома, закрывали дверь спиной. Считалось, что такое действие воспрепятствует удачному и скорому замужеству дочери несговорчивых родителей. Но, если до такого не доходило, сваты приезжали в невестин дом второй раз, когда её родителям с ответом было уже нельзя тянуть. В случае согласия родственников девушки, стороны приступали к составлению «рядной записи» аналога современного брачного договора. Предусмотрительные и уполномоченные представители жениха и невесты составляли (точнее составлял подьячий, но по условиям сторон) договор, в котором указывалось: срок свадьбы; полная величина свадебных расходов; количество гостей; размер и состав приданого невесты; величина и сроки выплаты родными жениха суммы, которая должна была пойти на покупку нарядов для невесты (так называемые «выводные деньги» ), а также вносились некоторые другие пункты, например, иногда родители невесты требовали, чтобы муж не бил молодую жену.
В случае нарушения пунктов «брачного договора» предусматривалась неустойка, при чём сумма её могла быть довольно велика. Девушка отдавала суженому своеобразный залог платок, а свату вручалась краюха хлеба, также завёрнутая в платок. Этот свёрток он демонстративно нёс через всю деревню, оповещая таким образом всех односельчан, что дело закончилось удачно.
На этом собственно сватовство заканчивалось.
2. Свадьба. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение. Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).
Свадебный обряд: Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались богоявленской свечой брачные свечи. В церковь отвозилась своя посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду и топтал ее ногами. Затем брачные свечи слепляли и ставили в головах постели новобрачных в кадку с пшеницей. Там свечи оставались целый год. На самом свадебном пире молодым повсеместно предписывалось проявлять воздержанность в питье и еде. Демонстрируя свое единство, они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога.
Каравайный обряд: Каравайный обряд выступал в качестве некого обрядового действия, которое было связано с выпечкой и раздачей каравая. Каравай пекли в доме жениха (иногда в доме невесты, а в некоторых местностях и там, и там) накануне венчания или брачной ночи, либо за пару дней до этого. Этот обряд делился на два этапа: первый – непосредственно его приготовление (назывался этап «каравай валять» ), второй деление каравая на свадебном столе или «каравай носить» . На всей территории существования данного обряда суть его была одна, хотя могла обыгрываться по разному. Процесс изготовления каравая символизировал зарождение новой жизни и обеспечивал плодовитость молодой пары. Для приготовления свадебного каравая воду набирали из семи колодцев, муку из семи мешков. Все процессы, начиная с замешивания теста и заканчивая выниманием его из духовки и раздачей гостям осуществлялись нарочито театрально. Прежде чем отправить сформованный каравай в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, а потом совместно с посаженым отцом обходила трижды печной столб. Перед тем как окончательно оставить его выпекаться, каравай трижды задвигали выдвигали из нее. После постановки каравая в печь необходимо было ударить лопатой по потолочной балке.
Свадебный поезд. Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учувствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре приятели и родственники жениха. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор» . На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. Проводился и выкуп невесты. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям. Затем поезжан приглашали за стол и угощали. Считалось, что перед таинством венчания следовало нравственно очиститься, отказавшись от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды.
Венчание: Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей. Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти. Обряд венчания связывал ряд ритуально магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.
Княжий стол (венчальный или красный стол) свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях поперек половиц. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая» , сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства.
С чего начинался свадебный пир? Началом свадебного пира служи обряд открывания «молодой княгини» . После венчания состоявшаяся жена входила в дом, при этом лицо ее было закрыто платком. Обычно отец жениха, держал в руках горбушку хлеба или пирог и поднимал ими платок невесты, после чего брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных под возгласы присутствовавших. Жених и невеста во время свадебного пира ничего не ели и не пили, это было запрещено. В знак запрета миска перед ними стояла пустая, а ложки связаны красной ленточкой и располагались ручками к центру стола, а посуда для напитков переворачивалась вверх дном.
Чем заканчивался свадебный пир? Окончанием свадебного стола служил уход молодых в особое помещение, там им подавали ужин. Второй частью свадебного пира был горний стол, на котором были «князь молодой» и «молодая княгиня» в женском головном уборе и нарядной одежде. В этот момент приезжали родители и родственники новобрачной и садились за один стол с родственниками и родителями жениха. Горний стол выражался в одаривание невестой родственников жениха, от близких до самых дальних. Подарок клали на специальное блюдо, молодая подходила к родственнику мужа и отвешивала низкий поклон. Взяв подарок, на блюдо он клал подарок: пряник, конфеты, деньги. Именно во время горнего стола «княгиня молодая» впервые называла свекра батюшкой, а свекровь матушкой. После этого молодые принимали участие в общей трапезе.
Брачная ночь (подклет): Помещение сенник, где надлежало спать молодым, убирался следующим образом: по стенам ставились иконы, в каждый угол втыкалась стрела, на каждую стрелу вешался соболь или куница, на лавках ставили по сосуду с медом, а сама брачная постель делалась на двадцати одном снопе. После подачи на стол последнего блюда (жаркого) дружка относил его и калач в сенник к постели; туда же отводили и молодых. Перед входом посаженный отец давал новобрачной советы, как жить в супружестве, а уже у постели жена тысяцкого, одетая в две шубы (одна навыворот), осыпала их зерном, деньгами и хмелем, и кормила молодых на постели. Поутру члены свадьбы являлись в сенник, стрелой поднимали одеяло и определяли непорочность новобрачной. (Если молодая не была целомудренна, то дружка, взяв стакан с дырой на дне, зажимал его пальцем и подносил матери новобрачной; когда та брала стакан, он отнимал палец, и вино вытекало, сие сопровождалось общим поруганием и насмешками). После, свахи вели молодых в баню, куда теща посылала платье зятю, а затем кормила его кашей. Во время церемоний брачного торжества жених держал невесту за руку, иначе ему предрекались неприятности и несогласия в супружестве.
Этим и заканчивалась свадебная церемония.
3. Родины Характерно особое отношение к роженице как носительнице ритуальной нечистоты, затрагивающей не только мать и ребёнка, но и всё жилище, куда священник заходил лишь через три дня после родов, если его вымыли и в нём была прочитана молитва, сотворённая над осквернённым сосудом. Этот обычай, как и многие церковные требования ритуальной чистоты, восходит к нормам Ветхого Завета, но он совпадает с общеславянским представлением о нечистоте роженицы, которая должна была рожать не в доме, а в ри туально н. Рождение в семье ребёнка было большим праздником. Матери и родственникам вручались подарки. Но, всё таки крещение ребёнка на 8 или 40 день считалось важнее рождения.
4. Крестины. Крещение – это обретение души, защита от лукавого, дарование светлого пути. Окрестить стремились как можно быстрее, потому как смерть некрещеного младенца была величайшая трагедия для семьи и для всего рода. По традиции крестили младенца на третий, восьмой или на сороковой день. Если ребёнок был слаб и немощен при рождении, и была угроза смерти, крестили прямо после рождения. Ежели ребёнок рождался здоровым, то ко дню его Крещения родители и все родственники готовились очень долго и тщательно.
Самое главное – правильно выбрать крёстных. Ведь на Руси крёстные играли огромную роль в жизни ребёнка, они практически наравне с родителями участвовали в его жизни и судьбе. Существовала традиция, согласно которой крестными выбирали молодых несемейных людей. Некоторые выбирали в крёстные тех людей, которые уже крестили детей и их крестники живут счастливо. Крестный отец дарил подарки на Крещение крестнику: крестик, крестильный хлеб, и оплачивал сам обряд. Крестная мать дарила крестильную рубашку, которую она шила сама, а также отрезы ситца или хлопка. Крестильные наборы старались богато и изысканно украсить, ведь они потом становилась семейной реликвией и передавалась по наследству из поколения в поколение. Украшением служили кружева, вышивки на православную тематику, а также атласные ленты.
Обряд крещения: В церкви могли присутствовать только крестные родители малыша, а также другие родственники и близкие, которых приглашали на это торжество. Мать с отцом оставались дома и готовили торжественный стол к приезду гостей из церкви. Это было связано с тем, что мать ребёнка после родов считалась «нечистой» , а вместе с нею и отец. После приезда из церкви, ребёночка крёстные родители передавали матери, называя имя, которое было дано ему при крещении. После младенца клали на овчинный тулуп или другой мех под иконы. Рядом с ним оставляли монеты разного достоинства: чем дороже – тем лучше. Мех и монеты символизировали богатство и благополучие, которое ожидало малыша в будущем. После гости рассаживались за столом, во главе которого, как самые важные и почётные гости, сидели крёстные ребёнка (кум и кума) и повитуха, принимавшая роды. По окончанию торжественного обеда родители делали подарки для крёстных, заворачивали им по куску праздничного пирога.
5. Именины. Уже много веков назад люди были уверены, что каждому дню жизни покровительствует какой то святой, иначе говоря, его Ангел хранитель. Вот поэтому в честь святого давали имя ребенку, родившемуся в этот день. В семье к именинам варили пиво, пекли караваи и калачи. Утром вся семья отправлялась в церковь, там ставили свечи и заказывали заздравный молебен. Потом именинными пирогами наделялись родственники и друзья. При этом и начинка, и размер пирогов имели прямую зависимость от отношения именинника к близким. Вечером в доме собирались гости, начинался ужин. Кстати, сейчас на детских днях рождения часто поют песенку «Как на… именины испекли мы каравай…» . Так вот, прежде её пели исключительно на именинах.
ЛИТЕРАТУРА: 1. В. М. РЯБКОВ «АНТОЛОГИЯ ФОРМ ПРАЗДНИЧНОЙ И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ» 2. HTTP: //KULTURARUSI. RU/ROZHDENIE-REBENKA-NA-RUSI-OBYICHAI -I-PRED/ «КУЛЬТУРА РУСИ» 3. HTTP: //SLAVYANSKAYAKULTURA. RU/SLAVIC/TRADITION/SVADBA-NA-RUSI. HTML «СЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА» 4. HTTP: //RODNOE. ORG/NODE/254 «ОСОБЫЕ ОБРЯДЫ В ДРЕВНЕЙ РУСИ»
Праздники личного характера.pptx