Скачать презентацию Правовое государство — ПГ Понятие о правовом Скачать презентацию Правовое государство — ПГ Понятие о правовом

Правовое государство.ppt

  • Количество слайдов: 16

Правовое государство - ПГ Правовое государство - ПГ

Понятие о правовом государстве o o o Правовое государство – реальное воплощение идей и Понятие о правовом государстве o o o Правовое государство – реальное воплощение идей и принципов конституционализма В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны власти, гарантировать свободу и основополагающие права личности Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность, достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

o o o Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет o o o Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями (Первые конституции были приняты в СШС 1787 г. , 1791 г. – Билль о правах), во Франции (в 1789 г. Декларация прав человека и гражданина, 1791 г. - конституция) В современном мире не имеют конституционных сводов только Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман

Античные авторы о праве Очень рано, еще в античности, сформировалась идея о «разумной и Античные авторы о праве Очень рано, еще в античности, сформировалась идея о «разумной и справедливой» политической организации людей, при которой право при поддержке власти становится общеобязательным законом. o При этом сама публичная власть, признающая право, становится упорядоченной, а, следовательно, ограниченной и справедливой. o Платон писал, что видит близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Он указывал, что государство будет спасено, если закон владыка над правителями, o а они его рабы. Аристотель: закон должен властвовать над всеми.

o Эти мысли не могли получить оформления и развития при феодальном строе. Лишь в o Эти мысли не могли получить оформления и развития при феодальном строе. Лишь в преддверии буржуазных революций учение о правовом государстве, в условиях общественно-политической борьбы тема правового государства вновь получила развитие, начиная с XVII в. , и особенно в отчетливо в XVIII - век Просвещения (Локк, Гоббс с Англии, Джефферсон в США, Монтескье, Руссо о Франции, в России Радищев). o

Просветителями была поставлена задача ввести государственное властвование в правовые границы (это объяснялось их крайне Просветителями была поставлена задача ввести государственное властвование в правовые границы (это объяснялось их крайне отрицательным отношением к абсолютной монархии). По их мнению, государство должно гарантировать собственность и права индивидов, разрешать в законном порядке возникающие между ними споры. o

Просветители о правовом государстве Локк: в государстве должен верховенствовать закон, отстаивал признание неотчуждаемых прав Просветители о правовом государстве Локк: в государстве должен верховенствовать закон, отстаивал признание неотчуждаемых прав и свобод человека o Просветители и особенно Монтескье заложили основы либерализма, требовали конституции, единой для всей страны законности, ввели различие трех родов власти, требовали ввести порядок, при котором власти взаимно могли бы сдерживать друга. , верховенство общих законов, ограничивающих власть правительства, взаимной ответственности индивида и государства. o o Эти установки государственности. означали новый этап в развитии

ВФР: Декларация прав человека и гражданина (август 1789 г. ) Ст. 16 Декларации прав ВФР: Декларация прав человека и гражданина (август 1789 г. ) Ст. 16 Декларации прав человека и гражданина гласит, что общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделения властей, не имеет Конституции. o

Развитие основ правового государства Философские основы ПГ были сформулированы Велькертом и фон Молем, а Развитие основ правового государства Философские основы ПГ были сформулированы Велькертом и фон Молем, а позднее И. Кантом, который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам» . o В России концепцию ПГ развивали Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, С. А. Ковалевский, Н. М. Коркунов, Н. А. Бердяев и др. o

Определения правового государства В самом общем виде ПГ можно определить как государство, в котором Определения правового государства В самом общем виде ПГ можно определить как государство, в котором действует право, закон. ПГ государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. o Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (ограничения) права государственной власти в целях недопущения злоупотребления ею. o

Основные принципы ПГ Верховенство права 1. Господство (верховенство) права, закона. Он не может быть Основные принципы ПГ Верховенство права 1. Господство (верховенство) права, закона. Он не может быть изменен, отменен или приостановлен ни одним правительством, ведомствами, партиями и др. Вся общественная деятельность осуществляется в соответствии с законами.

Наличие прав и свобод гражданина 2. Реальность прав и свобод граждан, их приоритет. Государство Наличие прав и свобод гражданина 2. Реальность прав и свобод граждан, их приоритет. Государство признает и утверждает гарантированность прав и свобод человека. Они не дарованы властями, а принадлежат ему от рождения. Человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Ограничения прав и свобод человека закрепляются конституциями или конкретными частными законами. (Власть государства может быть ограничена в первую очередь правами человека. Права человека являются одним из механизмов системы сдержек и противовесов)

3. Суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти. 4. Разделение властей 3. Суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти. 4. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Это преграда на пути монополизации власти в руках одного лица, органа или социального слоя

5. Взаимная ответственность государства и личности. (Нравственные начала в отношениях между государством как носителем 5. Взаимная ответственность государства и личности. (Нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. ). Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Важна и ответственность личности и перед обществом и государством. Ныне отмечается ослабление чувства ответственности у немалой части населения (застой, ослабление интереса граждан к делам общества и государства). Задача: преодолеть отчуждение гражданина от власти, раскрепостить личность, предоставить возможность для творчества и инициативы.

6. Наличие эффективных форм контроля, прежде всего наличие независимого суда и надзора за осуществлением 6. Наличие эффективных форм контроля, прежде всего наличие независимого суда и надзора за осуществлением законов. (Суд, прокурорский надзор, арбитраж, структуры гражданского общества выступают в качестве контролирующих инстанций. ) 7. Наличие гражданского общества.

Ныне проблема прав человека вышла на межгосударственный уровень (ООН), что означает декларацию приоритета прав Ныне проблема прав человека вышла на межгосударственный уровень (ООН), что означает декларацию приоритета прав человека над проблемами государства. o 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это свод важнейших прав и свобод, без которых невозможно развитие современной цивилизации, которые находятся в системном единстве (гражданские, политические, социальные, культурные, экологические и пр. ) o