Православные обряды и праздники.pptx
- Количество слайдов: 24
Православные обряды и праздники ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 2 КУРСА I ГРУППЫ Ф-ТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЩИБРЯ АНАСТАСИЯ
Православные праздники Двунадесятые непереходящие праздники (новый стиль) Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря. Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля. Рождество Христово — 7 января. Сретение Господне — 15 февраля. Крещение Господне (Богоявление) — 19 января. Преображение Господне — 19 августа. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа. Двунадесятые переходящие праздники (новый стиль) Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — последнее воскресенье перед Пасхою. Вознесение Господне — 40 -й день после Пасхи. День Святой Троицы — 50 -й день после Пасхи. Великие праздники (новый стиль) Обрезание Господне (гражданский Новый год по старому стилю) — 14 января. Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября. Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя) — 7 июля. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля.
Рождество Христово (7 января) Празднику предшествует длительный Рождественский пост, а в последний его день — Сочельник (6 января) верующие не принимают пищу до появления первой звезды, называемой рождественской в память о звезде вифлеемской. По рождественскому обычаю в городах и селах по домам ходили колядовщики (христославы), славили песнопениями — колядками — рождение Спасителя, желали хозяевам здоровья и богатства. От Рождества до Крещенского сочельника (с 8 по 18 января) длятся праздничные дни — Святки.
Крещение Господне (19 января) 18 января, в храмах устраивают церемонию освящения воды. 19 января совершают древний обряд, так называемый «крестный ход на Иордан» к близлежащим рекам, озерам, прудам, колодцам и другим водоемам. Праздник этот называется также Богоявлением, так как в этот день Бог явил (показал) себя людям в лицах Пресвятой Троицы. С Крещенским сочельником связано много народных обычаев и традиций. Считалось, что совершение обрядов поможет сохранить здоровье (собирали крещенский снег для умывания), уберечь скот, получить богатый урожай. Ну и, конечно, это время гадания. Своим крещением Иисус Христос положил начало церковному таинству крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви Божией.
Сретение Господне (15 февраля) Старославянское слово «сретение» означает «встреча» . Праздник символизирует встречу Ветхого и Нового Завета, старого и нового мира. Впервые его стала отмечать Иерусалимская церковь в IV в. , а с V в. он стал общехристианским. Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Матерью и Иосифом Младенца Христа, празднуется Православной Церковью как один из великих праздников. В народе считалось, что на Сретение зима встречается с летом, по погоде судили о будущем урожае: «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов, если в полдень — средних, если к вечеру — поздних» .
Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается Православной Церковью в память о сообщении Деве Марии Архангелом Гавриилом «благой вести» о грядущем рождении ею Сына Божьего. В храмах в этот день проводятся торжественные богослужения и звучат благовещенские песнопения в честь Богородицы. В этот день считается за грех работать. Благовещение — это и праздник наступления весны: «На Благовещение весна зиму поборола» . В этот день разжигали костры и существовал обычай" выпускать на волю изловленных в тенеты (сети) птиц.
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Согласно евангельским сказаниям, в этот день — за шесть дней до Пасхи — Иисус Христос отправился со своими учениками в Иерусалим. Множество народа вышло встречать его, устилая дорогу зелеными ветвями пальмы, как принято было чествовать победителей. В православной Руси пальмовые ветви в обрядах заменили вербой, а праздник нарекли Вербным воскресеньем. Поэтому в этот день в церквах освящают ветви вербы и до конца богослужения держат их в руках — молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют его. Освященную вербу наделяют чудодейственными свойствами, верующие хранят ее ветви за образами целый год.
Пасха Православные воспевают победу Иисуса Христа над смертью и адом и дарование вечной жизни и блаженства. В этот день в православных храмах идет многочасовая церковная служба, кульминация которой наступает в полночь. Восклицания «Христос воскрес!» сливаются с пением церковного хора и колокольным звоном. Служба заканчивается ранним утром перед восходом солнца. Обязательными ритуальными блюдами на пасхальном столе всегда были и остаются пасха, кулич и крашеные яйца. Куличи и яйца ели всю пасхальную неделю до Радуницы. Пасхальные праздники длятся неделю, называемую Светлой седмицей. В это время, как и на Рождество, навещают родственников и принимают гостей.
Вознесение Господне празднуется Православной Церковью на 40 -й день после Пасхи. По преданию, после своего Воскресения Христос еще в продолжение 40 дней являлся своим ученикам и беседовал с ними. На 40 -й день, благословив учеников, Иисус Христос поднялся на небо. Вознесшись на небо, Иисус Христос как бы связал воедино земное и небесное, человеческое и божественное. Вознесение — один из первых праздников лета. Повсеместно в этот день пекли из теста «лесенки» , бросали их вверх каждый у своей нивы, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла так же высоко» . После этого «лесенку» съедали. Также выносили в поле и подбрасывали крашеные яйца: кто выше, у того и рожь вырастет такой же высокой.
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА Отмечают в седьмое воскресенье после Пасхи. На Троицу принято было украшать храмы и дома зелеными ветками, цветами и травами. Полы устилали чабрецом, аиром и другими травами, в кувшинах и вазах ставили цветы, у иконостасов — березовые ветки. Береза считалась Божиим деревом. Девушки украшали ее лентами и цветами, водили вокруг нее хороводы (цветы и зелень — знак жизни). Через неделю после Троицы наступает Петров пост и продолжается до дня памяти Святых апостолов Петра и Павла.
Спасы В августе отмечают три праздника, посвященных Спасителю. 14 августа — первый Спас. Его официальное церковное название — праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (вынос из константинопольского храма для освящения города частицы креста, на котором был распят Иисус Христос). В народе его называют Спасом на воде (в числе обрядов — крестные ходы к воде), а также медовым (в этот день пробуют свежий мед). 19 августа — Преображение Господне — второй Спас (Спас на горе, яблочный). Праздник посвящен преображению Спасителя и открытию его божественной сущности. В этот день в церкви освящают древесные плоды (яблоки, груши, сливы и др. ) как напоминание о том, что все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу. 29 августа — третий Спас. Церковь отмечает праздник Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа в память о перенесении в 944 г. из Едессы в Константинополь ткани, на которой, по евангельскому описанию, нерукотворно отпечатался лик Иисуса Христа. В народе третий Спас называли Спас на полотне, холщовый, а также хлебный, ореховый.
Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) Праздник называется Успением, потому что Божия Матерь умерла тихо, как будто уснула, а, главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня она была воскрешена Господом и вознесена на небо. В народе Большая Пречистая — праздник окончания жатвы.
Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) Праздник посвящается одному из важнейших событий в христианстве — рождению Девы Марии. В народе он именуется осенинами, оспожинками. По времени праздник совпадает с окончанием основных полевых работ. Богородицу чествовали и благодарили за собранный урожай. Осенины — это, по существу, праздник урожая, который справлялся иногда в течение целой недели и отличался широким хлебосольством. Ходили в гости к родственникам и приглашали их к себе.
Воздвижение Креста Господня (27 сентября) Праздник установлен в память обретения Честного и Животворящего Древа Креста Господня равноапостольною царицей Еленою (матерью византийского императора Константина) в 326 г. , а с VII в. с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629 г. ). В этот день в православных храмах проводят богослужение, во время которого священнослужителями выносится из алтаря на середину храма Крест, поднимаемый ( «воздвигаемый» ) для чествования молящимися. В народе этот день связывают с началом заготовки капусты. Молодежь на Воздвижение устраивала вечеринки — «капустники» .
Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) В V в. в Константинополь из Палестины были перенесены риза, головной покров и часть пояса Божией Матери. А празднованию Покрова Богоматери положило начало следующее событие. На богатый Константинополь очередной раз напали враги, и положение было критическим. В храмах служили молебны о спасении и защите. В середине X в. во время всенощного бдения в константинопольском Влахернском храме, где хранились эти святыни, блаженному Андрею было видение Богоматери. Богородица долгое время пребывала в молитве о спасении жителей города, после чего подошла к престолу, сняла с головы покров и простерла его над молящимися в храме, как бы защищая их. Вскоре после этого враги были изгнаны из империи, а православные с тех пор воспевают ее ходатайство и заступничество.
Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) Согласно церковному преданию, когда Марии исполнилось три года, родители Иоахим и Анна привели ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Родители поставили ее на первую ступень лестницы, ведущей во храм. И Мария сама, безо всякой помощи, поднялась по высоким пятнадцати ступеням. У входа в храм ее встретил первосвященник и, по внушению Божиему, ввел ее во Святая Святых — главную часть храма, куда никто не имел права входить, только он сам и то один раз в год. Родители, исполнив свой обет, вернулись домой, а Мария осталась до четырнадцати лет жить при храме, где вместе с другими девицами обучалась Закону Божиему и рукоделию.
Православные обряды Условно христианские обряды можно разделить на три вида: во-первых, обряды богослужения, являющиеся частью литургической жизни церкви; во-вторых, в православии есть обряды, которые можно условно назвать житейскими, т. е. освящающими житейские нужды людей: поминовение усопших, освящение жилища, продуктов (семян, овощей), благих начинаний (поста, учения, путешествия, строительства дома); в-третьих, символические обряды, служащие для выражения религиозных идей и воспринимающиеся православным сознанием как путь к Богообщению
Крещение Таинство крещения символизирует духовное рождение человека. Принимающему крещение через это действо подается особая Божья благодать. С момента крещения жизнь нового члена становится церковноличной, т. е. взаимосвязана с жизнью церкви. Крещение осуществляется в следующей последовательности: сначала происходит оглашение (наставление в истинах веры), следом — покаяние с отречением от прежних заблуждений и грехов. Затем крестившийся должен произнести устное исповедание веры во Христа, а последним происходит само духовное рождение при погружении в воду с произнесением слов: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» .
Наречение имени Обычно имя новорожденному давали родители в честь одного из святых, почитаемых в русской церкви. Наши предки давали имена своим детям также по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день их крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей. Имя нарекалось либо отцом семейства, либо священником.
Таинство миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового члена в Церковь. Участие в этом обряде сподобляет нового члена Церкви быть причастником Тела и Крови Христовых. Таинство миропомазания состоит из двух раздельно совершаемых священнодействий: приготовления и освящения мира и собственно помазания освященным миром новокрещенного, которое совершается священником непосредственно после таинства крещения. В русской церкви помазывают чело, ноздри, уста, уши, сердце и ладонь одной руки.
Обряд венчания Обряд состоит из двух этапов – обручение и само венчание. Дьякон выносит на подносе кольца, которыми будут венчаться новобрачные. Священник подходит к ним с зажженными венчальными свечами и вручает их в руки жениху и невесте. Жених с невестой три раза передвигают на подносе кольца другу, а затем надевают каждый свое. Это делается в знак согласия, единства и взаимопомощи в заключаемом браке. Священник берет венец жениха, и крестообразно знаменует жениха этим венцом. Затем он дает жениху поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к его венцу. После этого священник возлагает венец на голову жениха. Затем он проводит такой же ритуал с невестой. Только ее венец украшает образ Пресвятой Богородицы. Поэтому невеста целует его.
Обряд венчания Затем приносится чаша с вином. Освятив чашу крестным знамением, священник дает ее молодоженам. Они попеременно (то жених, то невеста) в три приема выпивают эту чашу. После этого священник своей рукой соединяет правую руку жениха с правой рукой невесты, и трижды обводит их вокруг аналоя. Далее новобрачных подводят к царским вратам. Там жених целует образ Спасителя, а невеста образ Божьей Матери. Затем они меняются местами. Жених целует образ Божьей Матери, а невеста образ Спасителя. Следом за этим священник дает им для целования Крест. Там же он вручает новобрачным две иконы: жениху – образ Спасителя, а невесте – Пресвятой Богородицы.
Обряды, проводимые по окончании земного пути человека Отпевание — это заупокойное богослужение, и совершается оно над умершим лишь однажды. Отпевание призвано осуществлять моление за усопших, т. е. испросить отпущение за совершенные при жизни грехи. Панихида — это заупокойное богослужение, на котором к Богу возносится моление за усопших. Панихиды поются над телом умершего, в 3 -й, 9 -й и 40 -й день после смерти, а также в годовщину смерти, день рождения. Лития об усопших совершается при выносе тела умершего из дома и на литургии после заамвонной молитвы, а также после вечерни и утрени. Она короче панихиды и бывает вместе с панихидой.
Спасибо за внимание!
Православные обряды и праздники.pptx