Православная цивилизация.pptx
- Количество слайдов: 32
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Презентация выполнена студентами 1 курса филологического факультета Направление: «Международные отношения» Поляченковым Антоном, Булатовой Анастасией, Тарасюк Викторией, Киракосяном Тароном, Свешниковым Дмитрием, Серединским Андреем, Подобой Даниилом.
Православие – направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских Соборов. История веры православной корнями своими уходит в глубь веков и неразрывно связана с историей христианства до 1054 года.
Раскол 1054 года Основной причиной раскола западной и восточной Церквей явилось разногласие между ними в исповедании догмата об исхождении Святого Духа. Это относится примерно к 600 году. Латиняне утверждали, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына (как и указано в их Символе Веры), что по утверждению Святых Отцов восточной Церкви являлось ересью, ибо и из Священного Писания, и из учения Апостольского следует, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца, о чём указано в Символе Веры православного вероисповедания. Поводом для раскола послужил спор из-за земель Южной Италии, принадлежавших формально Византии, но в которых православные обряды постепенно вытеснялись и забывались.
16 июля 1054 года в соборе Святой Софии кардинал самовольно объявил о низложении патриарха и предал его анафеме, в ответ на что Михаил предал анафеме всё посольство. По сути это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная, как раскол. Однако назначение новым Папой Гумберта своим советником, а также обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквями, имущественные споры, борьба Папы Римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения, что являлось причинами раскола, послужили тому, что к XIII веку Православная и Католическая Церкви полностью разделились. С этого времени у православия своя, отдельная история. С этого времени начинается история сформировавшейся православной цивилизации. Условно можно разделить всю её историю на 3 этапа: доосманский, османский и постосманский.
Структура Православной цивилизации в доосманский период К 1054 году оплотом Православия, колыбелью Православной цивилизации являлась Византийская империя, охватывавшая территорию Балканского полуострова. Кроме того, уже была крещена Киевская Русь. Другими независимыми Православными государствами были также Сербия и Болгария. К концу 14 века выделяются Валахия и Молдова, которые потом составят Румынию, но в доосманском периоде им отведена незначительная роль.
Византия Византийская империя после 1054 года уже не имела того могущества, как было прежде. Страну разрывали внутренние противоречия, с Востока шли арабы, а с Запада – латиняне. Крестовые походы вскоре перестали быть нацелены на Святую Землю – решено было завоевать Константинополь, что и было сделано в 1204 году. Одновременно происходит усиление Болгарского царства, которое добилось независимости в результате переворота братьев Петра, Асеня и Калояна в 1185 году. Между Болгарией и Византией часто возникают противоречия, угасшие в период экспансии латинян. В 1261 году Михаил Палеолог отнял у латинян Константинополь, но это вновь усилило противостояние Византии и Болгарии, что было на руку приближавшимся туркам.
Сербия Кроме Болгарии проблемой была ещё и Сербия. Сербы находились под властью Болгарии, затем Македонии, затем Византии, затем сотрудничали с латинянами, затем снова оказались под властью Византии. Нужно отметить, что государство Зета в составе Сербии – это будущая Черногория. В 1160 -е была установлена династия Неманичей, которые поначалу находились в союзе с латинянами. Однако благодаря вмешательству Византии по просьбе монаха Саввы Сербского, младшего брата сербских правителей, в Сербии утвердилось Православие, в стране начался «золотой век» , который завершился с попытками войны с Византией, весьма к тому времени ослабшей. Ослабление центральной власти в связи с захватом новых территорий приводят Сербию к упадку.
Киевская Русь и её соседи Крещённая Византией в 988 году, Киевская Русь была достаточно могущественным государством, но внутри государства намечалась тенденция к раздробленности, в конечном счёте приведшая сначала к междоусобным войнам и войнам с кочевниками, а потом и к установлению монгольского ига. Однако, было отражено нападение немцев и шведов, целью которых была не экспансия, но ликвидация Православия. Что же касается стран т. н. «ближнего зарубежья» – о Белоруссии можно сказать, что в этот период она вышла из-под контроля Руси, перейдя к Великому княжеству Литовскому. Та же судьба постигла и Украину. К 1365 году на мировую арену вышло государство Молдавия, родившееся от Руси, долгие годы просуществовав под властью монголов и венгров. Однако, вскоре Молдавию постигла судьба остальных Балканских народов. Южнее Руси существовало государство Грузия, постоянно отражавшее набеги турок, а потом разрушенное монголами, а затем Тимуридами. А в 16 веке Грузия была поделена между Персией и Турцией.
Попытки объединения с латинянами Латиняне не раз предлагали объединение с православными, однако на выгодных для них условиях. И иногда им это практически удавалось. Примерами служат лионская и флорентийская унии. Первая была подписана в 1274 году, однако не принята. Когда латиняне узнали об обмане, они собрались идти войной на Византию, но хитростью император спас державу. Такое противостояние продлилось до смерти императора Михаила в 1283 году, его преемник упразднил унию. Флорентийская уния была принята Византией в 1439 году, когда вокруг остатков империи были османы. Но её окончательно приняла только праящая верхушка. Со смертью императора об унии забыли, более того, в 1450 году её осудил будущий патриарх Геннадий Схоларий. "Несчастные ромеи. Для чего вы заблуждаетесь, теряете надежду на Бога и возлагаете упование на франков? Для чего вместе с имеющим пасть городом хотите погубить и свое православие? Боже умилосердись надо мною. Свидетельствую перед лицом Твоим, что я неповинен в сем преступлении. А вы, несчастные, смотрите, что хотите делать при грозящем вам пленении? Вы дерзаете извратить веру своих отцов и покориться неправде. Никогда не оставлю тебя, любезное православие, и не отступлю от тебя, священное предание, доколе душа моя обитает в сем теле".
Падение Постепенно цивилизация разваливалась. Византийский Кипр заняли латиняне, угнетая там православных. К концу 14 века пала Сербия, за ней – Болгария. В 1453 году пал Константинополь, вместе с ним – Византия. В 1571 году османы отобрали у латинян Кипр. «Третим Римом» должна была стать Москва, тем более что Русская церковь уже была независимой, наблюдались тенденции к освобождению от власти Орды и созданию централизованного государства. И это обнадёживало.
Под гнетом осман После захвата в 1453 году Константинополя стало окончательно понятно: наступила власть мусульман. Большинство славян порабощено, и если Мехмед II смотрел на православие благосклонно, его потомки обложили церковь данью, практически не давая ей никакой свободы. А позднее убийства патриархов и церковнослужителей сменились массовыми погромами, при которых вырезалось множество христиан. Единственное, что спасало православных на Востоке – поддержка Руси, главным образом материальная. На Балканах наступило затишье. В начале 17 века на короткое время получила независимость Валахия – но лишь на время. Кипр находился под гнетом осман, вынашивая планы об антитурецком восстании. Наилучшее положение было у Черногории – это государство стало теократическим, находясь лишь под протекторатом у Турции.
Русское государство В 1480 году Русь освободилась от власти Орды, к началу 16 века завершился процесс объединения земель. Однако, были проблемы, связанные с «независимостью» Церкви. В 1458 году Киево. Литовская Митрополия возвратилась в юрисдикцию Константинопольской патриархии. С 1470 по 1504 годы бушевала ересь жидовствующих. Далее – противоречия между нестяжателями и иосифлянами. Однако к концу 16 века эти проблемы были решены, но им на смену пришли другие – назревала Смута, грозившая погубить Русь. И здесь вера вновь сыграла врешающую роль: государство выстояло.
17 век «Бунташный» для Руси век ничем с виду не примечателен, кроме русского раскола. Однако, в этот период в состав России входит левобережная Украина, а Грузия присягает русскому царю на верность. Примечательно и то, что Киевская митрополия вошла в состав существовавшего тогда уже Московского патриархата.
Русский раскол В 50 -60 -х годах XVII века патриархом Никоном были проведены реформы богослужебно-канонического характера, направленные на унификацию обрядовых традиций Руси с греческими. Первым шагом патриарха было изменение церковных книг (1653 год) в связи с необходимостью ссылки на достоверные источники. Через 10 дней после начала Великого Поста т. н. «Память была разослана по всей Руси. Следует отметить, что три работавших над редакцией книг старца отказались выполнять требование патриарха, за что были уволены. Учитывать надо также то, что инициатива проведения реформы шла и от царя Алексея Михайловича, переписывавшегося с восточными патриархами. Царь был убеждённым грекофилом, посещение в 1649 году Иерусалимским патриархом Паисием и в 1653 году бывшим Вселенским патриархом Афанасием III Пателларием Москвы также сопровождались пожеланиями провести реформу, ибо московские книги грешили неточностями. Однако, по приезде патриарха Паисия в 1655 году вторично, патриарх Никон расспрашивает его, верно ли проведены некоторые части реформы, на что не всегда прямо отвечает Иерусалимский патриарх. Но Никону достаточно и этого: он слышит то, что нужно ему и в дальнейшем использует это, как аргументы в защиту реформы, при этом меры проведения в расчёт не берутся.
Данная реформа была воспринята, как самодеятельность Никона, однако в 1654 году был созван собор, на котором данные положения были приняты, хотя и под давлением патриарха. В неделю православия в 1656 году в Успенском соборе была провозглашена анафема на тех, кто крестится двоеперстием. Очевидно, что реформу поддержали не все. Недовольные резкостью и процедурной некорректностью, многие выступили против. Лидеров движения было несколько, основным являлся протопоп Аввакум, сосланный позднее в Сибирь. В 1658 году Никон самовольно оставляет кафедру. В 1666 году проводится собор против старообрядцев, как были названы противники реформы. Большой Московский собор 1667 года, низложил Никона и анафемствовал всех противников реформы. По стране проводились репрессии, старообрядцы уходили в Сибирь, отвечали самосожжением.
18 век ознаменовал начало синодального периода в России. Государи стремились отделить Церковь от дел империи. Однако, империя окончательно присоединила к себе Украину, Белоруссию, взяла под контроль Грузию, Молдавию. Россия подтверждала своё звание «оплота Православия» . На Балканах назревала буря. К концу 18 века население Сербии, Молдовы, Валахии, Болгарии пробуждалось для того, чтобы столетие спустя положить конец гнету.
Действия Греция В 1768 г. , в царствование императрицы Екатерины II, началась война России и Турцией. Греки решили, что наступило время для борьбы. Как только русский флот, под начальством графа Орлова, появился в Средиземном море, греки Морей и островов Архипелага поголовно восстали. Их моряки присоединились к русским и действовали вместе против турок. Хотя, после ухода русских, турки жестоко отомстили восставшим, греки духом не пали. Их поддерживала надежда на освобождение, тем более, что Россия, победив турок, по миру, заключенному в 1774 г. в Кучук-Кайнарджи, получила право покровительствовать православным христианам на Востоке. Во вторую войну России с Турцией (1787 г. ) греческие патриоты снова взялись за оружие. Две эскадры, сформированные русскими в Средиземном море, под управлением греческих моряков, наносили большой вред туркам. В мирный договор, заключенный после войны в Яссах (1791 г. ), опять была включена статья о праве России покровительствовать восточным христианам. Этим было положено начало дальнейшей независимости Греции.
Реформы Самуила 1 В 1764 г. на константинопольский престол вступил патриарх Самуил I. Самуил установил, чтобы в патриаршем синоде непременными и постоянными членами были восемь старейших архиереев, епархии которых находились около Константинополя. Синод должен был ведать всеми делами патриархии, в частности, финансовыми, а также избранием и низложением патриархов. Только при наличии формального представления Синода правительство могло низложить или утвердить патриарха. Чтобы патриарх без Синода, а последний без патриарха, не могли принимать решений, Самуил завел патриаршую печать, ставившуюся на все акты. Печать была разделена на четыре части, которые хранились у четырех старейших архиереев. У патриарха оставался средний столбик или ключ печати. Архиереи, хранившие части печати, должны были постоянно находиться в Константинополе, и патриарх не имел права высылать их в епархии. Было решено, что расходы, необходимые при избрании патриарха, не должны превышать 40 000 пиастров (2000 руб. ). Султан Мустафа III утвердил все эти постановления Самуила, в результате правительство само отказалось от произвольного распоряжения престолом патриархов и громадных поборов.
19 век. Окончание гнета. В 1804 г. сербы, восставшие под предводительством Кара Георгия, были поддержаны Россией, которая с 1806 г. начала войну с Турцией. В 1809 г. народное собрание сербов постановило отдаться под покровительство России. На основании русскотурецкого мира в Бухаресте (1812 г. ), Сербия получила автономию.
В 1821 году Россия, Англия и Франция, заключив между собой договор, потребовали, чтобы Махмуд II прекратил бесчеловечную резню греков. Когда тот отказался, то державы решили поддержать свое требование оружием. В 1827 г. турецко-египетский флот при Наварине был уничтожен союзным флотом. Султан, обвиняя во всех бедствиях Россию, издал оскорбительную для нее прокламацию. Россия объявила Турции войну, которую та проиграла на европейском и азиатском фронтах. По Адрианопольскому миру 1829 г. Турция признала независимость Греции, протекторат России над Молдавией и Валахией (Румынией) и уступила России восточное побережье Черного моря. Окончательно Греческое или Эллинское государство было признано независимым в 1830 г.
Русско-турецкая война 1877 -1878 годов начала освобождение христиан. Полную независимость получили Румыния, Сербия, Черногория. Болгария и Восточная Румелия получили автономные права. В 1885 г. они соединились и стали самостоятельными. Следует сказать о Румынии. Свою независимость она получила раньше, в середине 19 века, будучи ещё Валахией и Молдовой. Точнее, это была автономия – Турция всё ещё взымало дань до войны с Россией. Это позволило православным вздохнуть с облегчением: иго оканчивалось, постепенно патриархии организовывались повсеместно. В самой же России Православие теряло позиции. Семена революции были посажены. К слову, в состав России в 19 веке вошли Грузия и Молдавия. Копр в 19 веке отошёл Великобритании, много сделавшей для развития его инфраструктуры, но не для религии.
Постосманский этап Казалось бы, что ещё может произойти? Православные свободны, цивилизация крепнет. Но в сердце Балкан в 1914 году вспыхнула война, переросшая в мировую. Её итогом стало установление во в России коммунистического режима. Возникло новое государство – СССР, пытавшееся изгнать Православие из этого мира. Уступки некоторых представителей духовенство ни к чему не привели. Дошло до того, что даже латиняне выражали беспокойство: неужели это конец? На Балканах в это время такие государства, как Сербия, Черногория, несформировавшаяся Македония вошли в состав Югославии. Позднее Черногория вышла оттуда, оставшись под протекторатом Италии. Кипр официально стал колонией Великобритании, но с этим не смирился, поэтому продолжал бунтовать. Румыния перешла на сторону фашистов. На Балканах постепенно разрушался институт монархии.
После Второй Мировой войны в Югославии был установлен коммунистический режим со всеми вытекающими последствиями. Этот режим изуродовал Православную цивилизацию, хоть и закалив её. Кипр получил независимость в 1959 году. До до сих пор он разрываем конфликтами между турками и греками, а также киприотами. Крах коммунистического режима дал православным вздохнуть свободно. Образовались такие государства, как Грузия, Украина, Белоруссия, Македония, Сербия, Черногория. Но православные не вынесли уроков истории. Примеры тому – отношения России и стран СНГ. Трагедией новейшего времени стоит назвать ситуацию в Сербии.
Собор Святой Софии Культура и деятели Болгарии Захарий Средневековая Болгария считается колыбелью Зограф славянской культуры. Болгарию также часто называют мостом между Европой и Азией, так как на духовную жизнь болгарского народа огромное влияние оказали как Византийская, так и мусульманская культуры. В девятнадцатом и двадцатом веках к ним добавилось влияние России и Запада. Культура Болгарии – это необычное иконы на плоских досках и удивительной красоты храмы, впитавшие в себя самобытность страны. Насчитывается свыше 10 000 обрядов, связанных с болгарскими праздниками. Поистине, неисповедимы пути обычаев, сопутствующих болгарину с момента рождения до последнего дня жизни.
Культура и деятели Греции Александр Ипсиланти Культура Греции неразрывно связана с культурой Византии. А именно там начинаются и архитектура Православных стран, и иконопись, и живопись, и многие другие искусства. Греция, можно сказать, сформировала культуру Православия. Многие века складывались православные традиции отмечания православных праздников и обычаи, связанные с ними. Которые передавались из поколения в поколения и дошли до наших времен. В Рождество, Новый год и на Крещение греческие хозяйки готовят специальные обрядовые и праздничные блюда, греки соблюдают традиционные правила поведения в эти дни, поют специальные рождественские гимны (песенки — колядки).
Анфим Иверский Культура и деятели Румынии Румыния не выделяется какими-либо традициями среди славянских Православных государств. В течение всего года в стране проводятся фестивали. На традиции и культуру также повлияла религия.
Кар Григорий Культура и деятели Сербии Милош Обилич Жители Сербии, действительно, ярые националисты, причем не скрывают этого. Однако их национализм совершенно не тот, что кое-где привыкли описывать в страшных агитках о балканских войнах. Это здравое и веками выстраданное ощущение национальной самодостаточности, гордость за свою историю и деяния своих предков, а также горечь за многовековой геноцид сербов и ограниченность некоторых политиков, в том числе и своих, сербских. А в целом это такой же гостеприимный и открытый народ, как и большинство южнославянских племен. Сербы также свято чтут свою культуру, как черногорцы, так же веками опираются на главный оплот своей нации - Сербскую православную церковь, так же любят накрывать стол, принимать гостей и устраивать всевозможные празднества, едят те же блюда и даже говорят практически на том же языке, что и остальные народы бывшей Югославии. Даже молодые сербы знают историю своей страны на уровне профессионального историка.
Собор Культура и деятели Грузии Светицховели Грузия – страна с кавказской культурой. Это причудливая смесь культуры Православия и культуры горных, южных народов. Здесь хочется выделить архитектуру и музыку.
Культура и деятели Украины Красная скала Традиции в Украине тесно связаны с повседневной, календарной и религиозной жизнью. И это вполне естественно. Ведь множество украинских традиций и событий, как и у многих народов, были связаны с сельскохозяйственным календарем. Обжиночные песни, зимние колядки или радостные песни встречи весны с давних времен сопровождали сезонные работы. Невозможно было представить тяжелую работу без хозяйственных магических ритуалов, а отдых без маскарадов, развлечений или ритуальных поздравлений и обходов. Естественная гостеприимность и жизнерадостность передавались из поколения в поколение именно через эти повседневные украинские обычаи.
Собор Иоанна Богослова Культура и деятели Кипра Культура Кипра несёт в себе греческое влияние. Но здесь очень сильно чувствуются традиции Православия. Османская империя почти огородила Кипр от Запада. Хочется особо выделить иконопись и архитектуру Кипра.
Вклад в историю Православная цивилизация – это мост между Западом и Востоком, стабилизатор на мировой арене, всегда принимавший на себя все удары, сохраняя равновесие в Европе и мире. Ну и бесспорно, вклад в культуру поистине огромен.
Спасибо за внимание! Храни Господь!