1 право Византии.pptx
- Количество слайдов: 9
Право Византии
Источники права Византии: - императорского законодательства (указов) - сборников законов и комментариев к ним: Кодекс Феодосия, 438 г, Свод Юстиниана, 527 -565 гг. Эклога, 726 г. , - Морской закон -Воинский закон -Земледельческий закон Прохирон 879 г. Эпанагога, 884 -886 гг. Базилики, 888 -889 гг. , Книга Эпарха, 9 в. «Шестикнижие» Арменопула, 1345 г. - жалованных грамот, - сводов судебной практики, - номоканонов.
Свод Юстиниана состоял из 3 частей: 1 часть: «Дигесты» , (переводится как «собранное» , «содержащее в себе все» ), содержат извлечения из сочинений выдающихся римских юристов (Ульпиана, Павла, Юлиана, Модестина и др. ). «Дигесты» около 1600 страниц, на латыни, но многие изречения и приведены по-гречески. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному праву. 2 часть: «Институции» - учебник для студентов византийских юридических учебных заведений. В империи имелись три высшие юридические школы: в Константинополе, Риме и Бейруте. Программа утверждалась государством. 3 часть: Третья и последняя часть «Свода» – «Кодекс» Юстиниана» – это собрание собственных императорских постановлений. Все дополнения и изменения, вносимые в «Свод» последующим законодательством, составили особую часть – «Новеллы» - императорские указы (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).
Эклога. 726 год по указанию императора Льва Исаврийского. Эклога ("избранные законы") - это сокращенный, исправленный с учетом времени Corpus juris civilis (переработка Свода Юстиниана). Эклога состояла из 18–ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы: - гражданского, - брачно-семейного, - уголовного, - процессуального - канонического права, эмфитевзиса (феодальный институт, предполагавший аренду земли на срок до 3 -х поколений); - о преступлениях и наказаниях. Эклога дополнялась: - Земледельческим, - Морским - Военным законами. Земледельческий закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр. Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы.
Прохирон - "находящийся под рукой» . В 879 г. был составлен Прохирон - краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства. Уступал Эклоге по юридической технике и повторял ряд положений Эклоги.
Эпанагога ("переработанное повторение") - руководство по праву с целью "очищения старых законов" и облегчения пользования правом Кодекса Юстиниана. Между 884 и 886 годом от имени Василия I и его сыновейсоправителей – Льва и Александра – была издана Эпанагога ( «переработанное повторение» ). Эпанагога – это улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства.
Василики ("царские законы") - систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана. В 888– 889 годах Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы» , явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов. Василики имели четкую структуру, но содержали много пропусков и искажений первоначального текста.
Руководство к законам" или "Шестикнижье" Константина Арменопула (ок. 1345 г. ) - частные юридические компиляции, частный сборник норм гражданского и уголовного права, пользовавшееся авторитетом в судах Византии, а после падения Византии - в Греции, Валахии и Молдавии. Частные нормативные источники права Византии – это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X веке и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов.
Номоканоны Церковное право - складывалось из постановлений Вселенских соборов и решений патриархов – номоканонов. Номоканоны - источники церковного права, т. к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны Вселенских соборов. Номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания власти как светской, так и церковной. Наибольшее значение имели: - номоканон «Схоластика» VI века - номоканон VII века, переработанный патриархом Фотием в 883 году.