Скачать презентацию Права человека в истории политико-правовой мысли Выполнила Сержантова Скачать презентацию Права человека в истории политико-правовой мысли Выполнила Сержантова

Сержантова Н.Е. тема 3.ppt

  • Количество слайдов: 18

Права человека в истории политико-правовой мысли. Выполнила: Сержантова Н. Е. Группа 11 -57 М Права человека в истории политико-правовой мысли. Выполнила: Сержантова Н. Е. Группа 11 -57 М

Содержание: 1. Древнегреческие воззрения об индивидууме и его роли в обществе. 2. Развитие идей Содержание: 1. Древнегреческие воззрения об индивидууме и его роли в обществе. 2. Развитие идей о человеке в древнем Риме. 3. Утверждение представлений о правах человека в Новое время. 4. Немецкая классическая философия и статус человека в доктринах Э. Канта, Гегеля. 5. Вклад русской философской мысли в развитие идеи о правах человека.

1. Древнегреческие воззрения об индивидууме и его роли в обществе. Впервые идеи естественного равенства 1. Древнегреческие воззрения об индивидууме и его роли в обществе. Впервые идеи естественного равенства людей (равенства по природе, столь существенное для понимания прав человека) и гармоничных отношений между государством-полисом, религией и индивидом были выс-казаны древнегреческими софистами (Протагор, Антифонт, Гиппий) еще в VI-IV вв. до н. э. До этого религия являлась основой и поглощала как государство, так и человека. Подобное видение было распространено в Египте и Персии. Софисты отвергли эту концепцию единого мира, провозгласив человека «мерой всех вещей» (Протагор).

В VI в. до н. э. греческий архонт Солон разработал Конституцию, стремившуюся закрепить некоторые В VI в. до н. э. греческий архонт Солон разработал Конституцию, стремившуюся закрепить некоторые элементы демократического устройства общества и установить право на привле-чение к ответственности государственных чиновников за произ-вол по отношению к населению. В Афинах в V в. до н. э. термины «свобода» , «равенство» и «братство» были тесно связаны между собой, поскольку братство свободных людей было основой свободы и равенства. Здесь впервые возникли идеи демократии и принцип гражданства как путь к прогрессу и свободе. Граждане обла-дали полным равенством — это условие свободы. Права человека, таким образом, поглоща-лись правами гражданина: свобода, право на решение государственных дел, участие в отправлении правосудия и др.

Согласно концепции политической власти, выделялось две сферы: — государственная, где предусматривалось полное подчинение индивида Согласно концепции политической власти, выделялось две сферы: — государственная, где предусматривалось полное подчинение индивида власти; — частная (например, религиозная свобода), куда государство не имело права вмешиваться, а если это происходило, то можно бы-ло оказывать законное сопротивление в активной или пассивной форме. Следует отметить, что философские идеи не получали адек-ватного отражения в законодательстве в условиях классо-вого общества в Древней Греции. Права человека рассмат-ривались законом как привилегия только рабовладельцев, исключая огромную массу рабов. Попытки изменить такое положение не приветствовались.

2. Развитие идей о человеке в древнем Риме. Естественно-правовые идеи древнегреческих мыслителей о сво-боде 2. Развитие идей о человеке в древнем Риме. Естественно-правовые идеи древнегреческих мыслителей о сво-боде и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Древнеримским юристам принадлежит заслуга в разработке понятия субъекта права и равенства перед законом. «Под действие закона должны подпадать все» , — утверждал Цицерон.

Положение вещей требует, чтобы свободный человек стоял на службе у абстрактной власти: Государства и Положение вещей требует, чтобы свободный человек стоял на службе у абстрактной власти: Государства и res publica. Связующей ячейкой, верховенство которой подчеркивал Цицерон, являлась семья. Полагалось, что объем свободы, оставленный гражданам, зависит от желания верховной власти, которая, в свою очередь, ограничивается Богом. Исторические перемены, результатами которых стало образование и крушение Древнего Рима, не могли не внести существенные измененения в человеческие личности. Абсолютная власть отца в каждой семье породила такую же абсолютную власть в государстве.

Сравнивая образ жителя Древнего Рима с древнегреческим человеком, можно отметить, что характер римлянина был Сравнивая образ жителя Древнего Рима с древнегреческим человеком, можно отметить, что характер римлянина был слишком жесток, его отличала высокая суеверность, некоторый упадок нравственности, в то же время ему были присущи такие качества, как военная доблесть, патриотизм, храбрость. Рим и его общество, основанное на военном могуществе крепко держались в своей приверженности к традиционной покорности раз выработанных принципов, пока христианский элемент не пошатнул устои древнеримского государства.

3. Утверждение представлений о правах человека в Новое время. В этот период возникла новая 3. Утверждение представлений о правах человека в Новое время. В этот период возникла новая рационалистическая теория прав человека, базировавшаяся на верховенстве права как в част-ной, так и в публично-политической сферах. Особое развитие получила существовавшая уже в средние века Доктрина естест-венного права. Представитель естественно-правового учения в Германии в XVII в. С. Пуфендорф ввел сам термин и определе-ние естественного права. Согласно ему, естественное право имеет в основе естественные причины, но в то же время любое общество базируется на договоре, поэтому гражданское общество противостоит естественному обществу.

Таким образом, важным составным моментом философии данного периода стала концепция Общественного договора как источника Таким образом, важным составным моментом философии данного периода стала концепция Общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства. Однако ключевую роль в формировании естественно-правовой концепции прав человека играли философы-просветители XVI-XVIII вв. : англичанин Локк, американцы Пэйн и Джефферсон; французы Руссо, Монтескье, Вольтер; голландец Гроций.

Их идеи, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как: -право на жизнь, -свободу и Их идеи, касающиеся равенства людей, неотчуждаемости таких прав, как: -право на жизнь, -свободу и безопасность, которыми они наделены от рождения, получили закрепление в конституционном и ином законодательстве периода буржуазных революций и становления буржуазных государств. Для этой эпохи человек больше не находится под взором бога: человек теперь автономен, волен делать что хочет, идти куда вздумается, но и венцом творения он уже больше не является, став лишь одной из частей мироздания.

4. Немецкая классическая философия и статус человека в доктринах Э. Канта, Гегеля. Немецкая классическая 4. Немецкая классическая философия и статус человека в доктринах Э. Канта, Гегеля. Немецкая классическая философия сыграла плодотворную роль в развитии общественной теории. Критически переосмыслив предшествующие доктрины, немецкие философы приступили к систематической разработке методологии теоретического позна-ния. Наиболее полную реализацию эта тенденция получила в трудах представителей классического немецкого идеализма.

С философией Канта связан ценностный подход к праву и к че-ловеку. Он говорил и С философией Канта связан ценностный подход к праву и к че-ловеку. Он говорил и о том, что на человека должно смотреть как на цель потому, что каждый человек, будучи носителем свобод-ной воли и нравственного закона, столь же велик и неисчерпаем, как космос. Отсюда и взгляд на право как на условие обществен-ного бытия автономных и ценных по своей сущности личностей, способ обеспечения равной для всех свободы.

Гегель считал “Разумное назначение человека – жить в государстве. . . Индивид лишь постольку Гегель считал “Разумное назначение человека – жить в государстве. . . Индивид лишь постольку истинен и нравственен, поскольку он есть член государства”. Целью государства не является обеспечение интересов единичных людей, их жизни, собственности и личной свободы. “Скорее, наоборот, государство есть то наивысшее, которое изъявляет притязание также и на самое эту жизнь и самое эту собственность и требует от индивида, чтобы он принес их в жертву”. Государство – это “абсолютная неподвижная самоцель, в которой свобода достигает наивысшего, подобающего ей права, так же как эта самоцель обладает наивысшей правотой в отношении единичного человека, наивысшей обязанностью которого является быть членом государства”.

5. Вклад русской философской мысли в развитие идеи о правах человека. Русские ученые-юристы опирались 5. Вклад русской философской мысли в развитие идеи о правах человека. Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие естественных прав личности наиболее значительную разработку эта концепция получила в правовых доктринах либерального направления. Философско-мировоззренческие истоки русского либерализма определялись античным философским наследием, в частности философией права Платона, Аристотеля, естественно-правовыми концепциями древнегреческих стоиков и софистов, а также христианским миросозерцанием, что особенно заметно у М. Сперанского и Е. Трубецкого.

Но в русской философии либерализма присутствует и обусловленная спецификой духовной культуры традиционного общества ориентация Но в русской философии либерализма присутствует и обусловленная спецификой духовной культуры традиционного общества ориентация на нравственные аргументы в обосновании принципа легальной свободы человека. Усиление коллективистского смысла индивидуального бытия человека проявилось в «возрождении» философии естественного права: свободная личность, понятая сквозь призму коллективного бытия, - одна из главных идей русского либерализма. Все русские просветители в той или иной степени оперировали понятиями «естественное состояние» , «неотчуждаемые права человека» . Однако, принимая тезисы о естественных правах человека, они по-разному их трактовали.

Интересны для нас, взгляды Десницкого и Фонвизина, в сравнении с руссоистским вариантом «неотчуждаемых прав Интересны для нас, взгляды Десницкого и Фонвизина, в сравнении с руссоистским вариантом «неотчуждаемых прав человека» , носят либеральный характер. Особенностью их естественно-правовых воззрений является то, что под «естественностью» они понимают в первую очередь «природную независимость» и «вольность людей» . Другое же основное положение концепции «естественного права» - равенство трактуется ими в духе умеренных требований. Влияние Руссо прослеживается в известной мере у Козельского и Новикова. Их конструкции ближе к уравнительным тенденциям французского мыслителя и включают понятие равенства наряду с понятием «свобода» в основное требование естественного закона.

Просветители считали, что «хорошее законодательство» , соответствующее справедливости и духу времени, способно облегчить положение Просветители считали, что «хорошее законодательство» , соответствующее справедливости и духу времени, способно облегчить положение народа, разрешить насущные вопросы современности. С помощью совершенного законодательства они надеялись ограничить произвол царей, правителей и помещиков, искоренить казнокрадство, взяточничество и крючкотворство, преодолеть бессмысленную жестокость и невежество. Идея о «хорошем законодательстве» способном стабилизировать общество по средством решения насущных проблем на наш взгляд остается актуальным и по сей день.