Практикум 5 Новая роль художника. Созидание вещей и сотворение миров.
• 1. Гольбейн писал своего Христа с натуры: моделью служил мертвый рыбак, утонувший в Рейне. Во времена Платона Пракситель начал ваять свои скульптуры, используя натурщиков. Сравните реакцию Достоевского на картину Гольбейна с отношением Платона к искусству Праксителя (см. лекцию 1). • 2. Как, по-Вашему, отнесся бы Платон к живописи авангарда? • 3. Почему Малевич считал, что «воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, все равно, что восторгаться вору на свои закованные ноги» ? Почему ноги «закованные» ? Почему тот, кто восторгается, — «вор» ?
Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» Ф. М. Достоевский. Роман «Идиот» Ганс Гольбейн Младший. Мертвый Христос в гробу. 1521– 1522
4. Гоген писал своему другу Шуффенекеру: «Хочу дать вам один совет — не увлекайтесь копированием природы. Искусство — это абстракция; извлекайте эту абстракцию из природы, погружайтесь перед ней в грезы, но думайте больше о творчестве, чем о его результате. Подняться к Богу можно лишь одним путем, — делая то же, что делает наш божественный мастер, — творя. . . » А в картине «Автопортрет с желтым Христом» Гоген поместил себя между изображением Христа и фигуркой языческого божка (25). На основании этой картины и приведенной цитаты сформулируйте самоощущение художника. В какой роли он осознаёт себя в этом мире? Каковы, по его мнению, задачи искусства? Почему искусство — это абстракция?
Поль Гоген. автопортрет с Желтым Христом. 1889– 1890
5. Французский поэт XIX века Исидор Дюкас, писавший стихи под псевдонимом Лотреамон, утверждал, что «ничего нет более поэтичного, чем встреча зонтика и швейной машинки на операционном столе» . Почему он так думал? Какое развитие получила эта мысль в живописи авангарда?
6. Как Вы понимаете картину Магритта «Человеческое состояние» (26)? 26. Рене Магритт. Человеческое состояние. 1935
7. В каких случаях метафора окна еще может считаться справедливой по отношению к авангардной картине, а в каких случаях она окончательно теряет свою силу? 8. Ханс Арп писал: «Эти работы являются конструкциями, созданными из линий, поверхностей, форм и красок, они пытаются выйти за пределы земного бытия и достичь бесконечности» . Про какое направление живописи может идти речь? Почему работы «пытаются выйти за пределы земного бытия» ? Какой «бесконечности» они могут «достичь» ?
• Прочти внимательно вопросы. • Изучи конспекты лекций. • Подумай. • Запиши ответы. Кратко. Молодец!