Скачать презентацию ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ КИТАЯ АКШАЛОВА КАРЛЫГАШ МО-22 Скачать презентацию ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ КИТАЯ АКШАЛОВА КАРЛЫГАШ МО-22

2.Прагматич.характер.Китая.АКШАЛОВА К. МО-22.pptx

  • Количество слайдов: 14

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ КИТАЯ. АКШАЛОВА КАРЛЫГАШ МО-22 ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ КИТАЯ. АКШАЛОВА КАРЛЫГАШ МО-22

 • Китайская философия сложилась в XI—IIIвв. до н. э. Свое начало китайская философия • Китайская философия сложилась в XI—IIIвв. до н. э. Свое начало китайская философия ведет от первых мифологических представлений, изложенных в древних книгах: «Книга песен» , «Книга истории» , «Книга перемен» , «Книга обрядов» , которые вместе с Летописью составляли китайское пятикнижие – основу мировоззрения образованного китайца. . • Для мифологии Китая характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и двух противоположных упорядочивающих началах – небесного «ян» и земного» инь» . Именно они учредили порядок на Земле.

 • Особенно волнует древнего китайца проблема зла. Откуда оно? Кто его виновник? Бог • Особенно волнует древнего китайца проблема зла. Откуда оно? Кто его виновник? Бог или человек? И почему зло терпят по большей части невиноватые? В «Книге истории» говорится о пяти началах мира: воде, огне, дереве, металле и земле, – а также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Причиной зла в мире и страданий человека является неблагоприятное сочетание этих начал и явлений. Главная нравственная заповедь для достойной жизни и поведения человека – всемерно поддерживать постоянную гармонию, осуществляя разумное сочетание начал в пище. поведении, ритуале. Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» ( «путь» ) как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди.

 • «Дао» – и космический и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с такими • «Дао» – и космический и нравственный закон. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» –почтительность, церемониал, ритуал, «сяо» – почитание родителей, «ди» – почитание старшего брата. Почитание родителей означало и культ предков, и почитание властей – для психологии древних китайцев характерно чувство покорности нижестоящих вышестоящим. Древнекитайская пред философия включала в себя и зачатки наук: математики, астрономии, медицины. Уже 18 -12 вв. до н. э. умели считать до 30. 000. Наблюдение за небесными явлениями позволило предсказывать затмения Луны и Солнца, связать астрономические явления с земледельческим циклом, создать календарь, времяисчисление.

 • Свой наивысший расцвет китайская философия получает в период V—IIIвв. до н. э. • Свой наивысший расцвет китайская философия получает в период V—IIIвв. до н. э. , его называют золотым веком китайской философии. В те времена существовало шесть основных школ: 1) конфуцианство, 2) моизм, 3) школа закона (фа-цзя), по-европейски – легизм, 4) даосизм, 5) школа «инь-ян» (натурфилософия), 6) школа имен ( «минцзя» ).

 • В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, • В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Древнекитайская философия была мало системна. Это было связано с тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. Сам древнекитайский язык затруднял выработку абстрактного философского языка, а ведь философия – мировоззрение, пользующееся философским языком. Основными философскими школами Древнего Китая считаются: конфуцианство, моизм и даосизм.

 • Основные философские школы древнего Китая. • Конфуцианство. Основоположником этой школы является родоначальник • Основные философские школы древнего Китая. • Конфуцианство. Основоположником этой школы является родоначальник древнекитайской философии Кун Фу-цзы (по -русски –Конфуций) жил в 551 -479 гг. до. н. э Главное его сочинение «Беседы и высказывания» – произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник нравственных поучений, в котором трудно увидеть философское сочинение. В центре философии Конфуция проблемы воспитания, нравственные ценности и искусство управления государством. Высшая моральную заповедь Конфуция : «не делай другим того, что не желаешь себе» . Основные этические понятия, составляющие правильный путь дао – человеколюбие, золотая середина, взаимность, сыновья почтительность. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины, состоящей в том, что, для того чтобы жить в согласии с другими людьми, нужно прежде всего найти согласие с собой. Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Если верхи будут следовать дао, то народ будет их уважать и любить.

 • Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Он • Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Он выступил против конфуцианской школы. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друга. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви. В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали, как волю небес. Были противниками войн. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом политического действия. Моисты разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Они признавали объективное существование вещей вне нашего сознания.

 • Даосизм. Важное значение в философии древнего Китая имел даосизм –учение Лао-цзы(VI—Vвв. до • Даосизм. Важное значение в философии древнего Китая имел даосизм –учение Лао-цзы(VI—Vвв. до н. э. ) о «дао» – пути вещей. «Дао» – всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего в мире. Даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира, проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т. п. Основная идея Лао-цзы – жизнь природы и людей не управляется «волей неба» , а протекает по определенному естественному пути- – «дао» . «Дао» – это естественный закон самих вещей, которые вместе с субстанцией Ци(воздух, эфир) составляют основу мира. В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Лучший правитель тот, кто ни во что не вмешивается и не мешает дао.

 • Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. • Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается персонифицировано как наивысший правитель (шан-ди), но чаще он представляется словом “небо” (тянь).

 • Вся природа одушевлена — каждая вещь, место и явление имеют своих демонов. • Вся природа одушевлена — каждая вещь, место и явление имеют своих демонов. Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ умерших предков привело впоследствии к образованию культа предков и содействовало консервативности мышления в Древнем Китае. Духи могли открыть человеку завесу над будущим, воздействовать на поведение и деятельность людей. Корни древнейших мифов уходят в глубь 2 -го тысячелетия до н. э.

 • Философ учит людей жить в гармонии с миром и самим собой, быть • Философ учит людей жить в гармонии с миром и самим собой, быть добродетельным и благополучным, но не стремится логически обосновывать посылки собственных рассуждений. Обоснование достигается другим путем, посредством ссылки на авторитет наследия, волю Неба и деяния предков. Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. Незыблемой нормой поведения является сыновняя почтительность к старшим и святость любого начинания, предпринятого предками. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. На протяжении более чем двухтысячелетней истории китайская философия пребывала в одной и той же системе идей и категорий. Таким же консервативным оставалось китайское письмо, иероглифы, обозначающие древние философские понятия, практически не менялись вплоть до современной эпохи.

 • Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Религиозность китайцев имела специфические особенности, • Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Религиозность китайцев имела специфические особенности, в китайской культуре в принципе отсутствовала религиозная со териология. Религиозность китайцев не связана с верой в Бога – абсолютную личность, трансцендентного творца мироздания (подобно христианскому Богу), и не подразумевает под божеством некое духовное, субстанциальное начало космоса, присутствующее в каждой вещи (подобно древнеиндийскому Брахману. Атману).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!