Скачать презентацию Поздняя античность 1 Школа киников Антисфен 444 435 до Скачать презентацию Поздняя античность 1 Школа киников Антисфен 444 435 до

Презентация ИП Поздняя античность.ppt

  • Количество слайдов: 42

Поздняя античность 1. Школа киников Антисфен (444/435 до н. э. — 370/360 до н. Поздняя античность 1. Школа киников Антисфен (444/435 до н. э. — 370/360 до н. э. ) — древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ. Диоген Синопский 400 – 325 гг. до н. э.

После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан. После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу в гимнасии для неполноправных граждан. Хотя в теории Антисфена отчетливо влияние софистов, он часто им противоречит, далеко отходит и от прочих учеников Сократа. Антисфен, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке» , то есть жить, сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.

Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (истинный пёс). От этого Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (истинный пёс). От этого слова происходит название школы, кинизм. Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что является для человека истинным благом. Поэтому кинизм не создает абстрактных теорий, и как система представляет собой комплекс практических идеалов.

Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая Киническая этика исходит из принципиального фронтального отрицания и неприятия морального кодекса среднего индивида. Такая этика, прежде всего, негативна, «перечеркивает» общепринятые ценности и требует «отучения от зла» , то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами. Этический идеал кинизма: крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием; презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна; насмешка над всеми условностями; демонстративная естественность и безусловность личной свободы. Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты, как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох (чтобы ходить по дорогам и отбиваться от врагов) и сума для подаяний. Образ мудреца вообще, созданный Антисфеном, был далее развит в стоицизме, а по созданному им образу киника (в частности, короткий двойной плащ на голое тело, длинная борода, посох, нищенская сума) киников опознавали на протяжении всей античности.

Ведущим представителем этой школы был Диоген Синопский ( 400 – 325 гг. до н. Ведущим представителем этой школы был Диоген Синопский ( 400 – 325 гг. до н. э. ). По его мнению, чтобы понять себя, познать свою истинную сущность, человек должен довольствоваться только тем, что он имеет в самом себе. Но люди привыкли к помощи общества, других людей, к комфорту. Надо от всего этого отказаться – это единственный путь к себе, путь нравственного самосовершенствования. Этот путь состоит из трех ступеней:

Три ступени самопознания: аскеза– отказ от комфорта и материальных благ. ападейкия– игнорирование знаний, накопленных Три ступени самопознания: аскеза– отказ от комфорта и материальных благ. ападейкия– игнорирование знаний, накопленных обществом. автаркия– полное игнорирование общественного мнения, способность не обращать внимания ни на похвалы, ни на порицания людей.

Диоген прославился невозмутимой последовательностью, с которой он осуществлял развиваемый им этический идеал. В своих Диоген прославился невозмутимой последовательностью, с которой он осуществлял развиваемый им этический идеал. В своих беседах и повседневной жизни Диоген вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию; но не столько с целью оскорбления или унижения её, сколько из потребности обратить внимание на собственную программу. Так кинизм по существу представлял собой благодатную почву для маргинального поведения, вовсе не связанного с философской программой, в среде киников оказалось немало субъектов, расположенных к решению личных проблем через антиобщественное поведение. Отсюда неудивительна традиция критики и осмеяния киников, которая сложилась уже во времена основания школы, при Антисфене и Диогене. (Характерно, позднейший термин «цинизм» произошёл от названия школы «кинизм» . ) Тем не менее, справедливо замечание многих исследователей, считающих, что нарочитую эпатажность и маргинальность считать основной характеристикой всей школы не следует.

По легенде умер Диоген в один день с Александром Македонским. На его могиле был По легенде умер Диоген в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией: Пусть состарится медь под властью времени — всё же Переживёт века слава твоя, Диоген: Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь, ты указал нам путь, легче которого нет.

Истории про киников Антисфен, на вопрос почему он так суров с учениками, отвечал: «Врачи Истории про киников Антисфен, на вопрос почему он так суров с учениками, отвечал: «Врачи тоже суровы с больными» . Когда его попрекали, что он водится с дурными людьми, он отвечал: «Врачи тоже водятся с больными, но сами не заболевают» . (Эту мысль развил и довел до предела Диоген, который в ответ на аналогичные вопросы заявлял: «Солнце тоже светит в помойные ямы, но от этого не оскверняется» ). Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для «стольности» и «чашности» , Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу» . (На что Платон, в должном духе противоречия, ответил: «Это понятно, чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть; а чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет» . ) * Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения? » * На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое» . Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для «стольности» и «чашности» , Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу» . (На что Платон, в должном духе противоречия, ответил: «Это понятно, чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть; а чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет» . )

* Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и * Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни» . Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.

Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Он нашёл Диогена, когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр» . «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген» . «И за что тебя зовут собакой? » «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю» . «А меня ты боишься? » — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро? » «Добро» , — сказал тот. «А кто же боится добра? » Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь» . «Отойди, ты заслоняешь мне солнце» , — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном» .

2. Школа эпикурейцев Основатель Эпикур 341 – 279 гг. до н. э. Основал свою 2. Школа эпикурейцев Основатель Эпикур 341 – 279 гг. до н. э. Основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада» ).

 Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо» .

*Конечная цель блаженной жизни - телесное здоровье и душевная безмятежность. * Нельзя жить приятно, *Конечная цель блаженной жизни - телесное здоровье и душевная безмятежность. * Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно. * Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет. Эпикур

 Возражая киникам, Эпикур доказывал, что не негативизм, не эпатаж общества, но отчуждение, уход Возражая киникам, Эпикур доказывал, что не негативизм, не эпатаж общества, но отчуждение, уход от общества есть наиболее этически правильный путь духовного самосовершенствования. Счастье, по Эпикуру, состоит в атараксии, т. е. в состоянии душевной невозмутимости, которая достигается воспитанием и размышлениями. Необходимо избегать участия в общественной жизни, в политике, не участвовать в бесплодных спорах с неучеными людьми и т. д. Истинное наслаждение вызывают только духовные радости, а телесные удовольствия временны и могут обернуться своей противоположностью. Так обильное пиршество может вызвать расстройство желудка и головную боль, приятный контакт с незнакомой женщиной грозит опасностью подхватить дурную болезнь и т. д. Только общение с книгами и друзьями вечно и всегда приносит радость.

В своих представлениях о психической жизни Эпикур суживает понятие психики, исключив из нее растительные В своих представлениях о психической жизни Эпикур суживает понятие психики, исключив из нее растительные функции. Первой формой психического являются ощущения и восприятие. Их механизм – теория истечений Демокрита. Далее из ощущений и восприятий формируются представления. Они бывают частные (единичные предметы) и общие (понятия). Мышление, как и восприятие, из которого оно возникает, имеет единственным своим источником внешний мир. Никаких врожденных идей в душе нет. С точки зрения Эпикура человек живет в системе трех координат событий: Необходимые Случайные Подвластные ему Первые и вторые события неподвластны человеку, и их надо принять как данность, и не переживать по их поводу. А, «подвластное» человеку включает мораль, чувства, поведение.

Тит Лукреций Кар (99 – 45 гг. до н. э. ) По своим философским Тит Лукреций Кар (99 – 45 гг. до н. э. ) По своим философским и психологическим взглядам Кар последовательный материалист, атомист и воинствующий атеист. За это был объявлен богословами сумасшедшим. Главное сочинение «О природе вещей» .

Все в мире состоит из атомов. Из их столкновений образуются все вещи. Развитие мира Все в мире состоит из атомов. Из их столкновений образуются все вещи. Развитие мира происходит по присущим природе законам: необходимости и причины. Все живое произошло из мертвого. Сложные организмы возникли из простых. Люди произошли из животных. Нужда заставила их изготавливать и употреблять орудия. Душа телесна и материальна. Она возникает при рождении и исчезает при смерти. Цитаты Кара: - Бессмертная смерть. - Все совершенствует природа. - Выражай смертными словами бессмертные вещи. - Дело само говорит за себя.

4. Стоики 4 – 3 вв. до н. э. – 4 – 5 вв. 4. Стоики 4 – 3 вв. до н. э. – 4 – 5 вв. н. э. Зенон (336 – Хризипп (281 264 гг. до н. э. ) – 208 гг. до н. э. )

В Риме: Сенека, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий Сенека Луций Анней (4 г. до В Риме: Сенека, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий Сенека Луций Анней (4 г. до н. э. – 65 г. н. э. ) - Размышляй о смерти! Кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе. Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он выше всякой власти и уж, наверное, вне всякой власти.

 ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 -43 до н. э. ), римский политический деятель, оратор ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 -43 до н. э. ), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Марк Юний Брут Цепион (85 — 42 гг. до н. э. ) — римский Марк Юний Брут Цепион (85 — 42 гг. до н. э. ) — римский сенатор, известный как убийца Цезаря. .

Император Марк Аврелий (121 -180) -Считай за признак полного развития, -если тебя не будет Император Марк Аврелий (121 -180) -Считай за признак полного развития, -если тебя не будет смущать -никакой шум, не будут волновать - никакие голоса, слышатся ли -в них льстивые слова или угрозы, - или просто пустые звуки

Согласно учению стоиков по активности пневмы весь космос состоит из четырех уровней: 1. Уровень Согласно учению стоиков по активности пневмы весь космос состоит из четырех уровней: 1. Уровень неживой природы – пневмы очень мало. 2. Уровень растений – пневма более подвижна, что обеспечивает рост, питание и размножение. 3. Уровень животных – пневма еще более активна – в добавление ко второму уровню возникают чувствительность, побуждения и инстинкты. 4 уровень – высшее выражение пневмы, то, что составляет душу человека.

Всего есть 8 способностей души: рост размножение 5 видов чувствительности гегемоникон – способность переработки Всего есть 8 способностей души: рост размножение 5 видов чувствительности гегемоникон – способность переработки всех поступивших впечатлений в общие представления, понятия, волевые и побудительные акты.

Виды представлений: каталептические – при непосредственном воздействии внешних предметов фантазмы (абстрактное мышление и воображение). Виды представлений: каталептические – при непосредственном воздействии внешних предметов фантазмы (абстрактное мышление и воображение). Свобода духа в учении стоиков внешняя – выбор пьесы и роли. Она недоступна человеку. внутренняя – способ игры этой роли. Она всецело во власти человека.

С их точки зрения, единственным ограничением внутренней свободы являются аффекты, а потому их нужно С их точки зрения, единственным ограничением внутренней свободы являются аффекты, а потому их нужно уметь обуздывать. Полное владение собой при всех обстоятельствах - признак наивысшего психического здоровья. Любые аффекты вредны. В них «порча разума» . Поэтому их нужно «вырывать из души» . В теории аффектов стоики утверждали, что первой стадией аффекта являются соматические изменения, а лишь потом возникает мысль, что-то случилось, и желание реагировать (много позже это утверждал в своей теории эмоций У. Джеймс. ) При борьбе с аффектом телесные выражения, движения играют большую роль и усиливают аффект. Поэтому нельзя придавать аффекту внешнее выражение, так как это только усилит аффект. Аффект нельзя усиливать также воображением и нельзя одобрять поведение, связанное с аффектом. Этим упражнениям надо обучать детей уже с первых лет жизни. Это основа формирования нравственной личности.

5. Александрийские врачи 3 в. до н. э. Герофил, Эразистрат Герофил (300 – 250 5. Александрийские врачи 3 в. до н. э. Герофил, Эразистрат Герофил (300 – 250 гг. до н. э. )

Герофил был автором труда «Peri sphigmon pragmateias» , который считался лучшим трактатом древности о Герофил был автором труда «Peri sphigmon pragmateias» , который считался лучшим трактатом древности о пульсе. Герофил полагал, что пульс есть «движение артерий» и при помощи пульса можно узнать «существование в организме болезни и предвидеть грядущие» . Именно ему принадлежат термины «систола» и «диастола» .

Картина Ж. -Л. Давида Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха Картина Ж. -Л. Давида Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха

В то время не было запрета на анатомирование трупов. Кроме вскрытия умерших Александрийские врачи В то время не было запрета на анатомирование трупов. Кроме вскрытия умерших Александрийские врачи использовали наблюдения за душевнобольными, людьми, перенесшими черепно-мозговые травмы и, даже проводили опыты на живых людях – преступниках, приговоренных к смерти. Больше всего анализу подвергались головной мог и нервная система. Герофил и Эразистрат пришли к твердому выводу, что орган души – головной мозг. Они также обнаружили два типа нервов – чувствительные и двигательные. (Вторично открыты Мажанди и Беллом только в 19 веке. )

Гален, римский врач (130 – 200 гг. ) Ввел изменения в теорию темпераментов Гиппократа. Гален, римский врач (130 – 200 гг. ) Ввел изменения в теорию темпераментов Гиппократа. Он считал, что темпераментов не четыре, а много больше. Так он выделял тёплые (мужественные – преобладает артериальная кровь) и холодные (медлительные – преобладает венозная кровь) темпераменты. С тех пор теорию темпераментов стали называть теорией Гиппократа-Галена.

Схема кровообращения Галена: Венозная кровь от печени идет к сердцу. Там она очищается и Схема кровообращения Галена: Венозная кровь от печени идет к сердцу. Там она очищается и распространяется по всему телу. На пути к мозгу артериальная кровь еще более очищается и переходит в пар. Этот пар заполняет желудочки мозга и по нервам идет к органам чувств и движения. Схема кровообращения Галена не пересматривалась вплоть до 18 века.

6. Диоген Лаэртский. Никаких данных о личности и биографии Диогена Лаэртского не сохранилось. Неизвестны 6. Диоген Лаэртский. Никаких данных о личности и биографии Диогена Лаэртского не сохранилось. Неизвестны даже даты его жизни; приблизительная биографическая датировка возможна лишь на основании его сочинения и предположительно указывает на конец II — начало III в. н. э.

Никаких данных о личности и биографии Диогена Лаэртского не сохранилось. Неизвестны даже даты его Никаких данных о личности и биографии Диогена Лаэртского не сохранилось. Неизвестны даже даты его жизни; приблизительная биографическая датировка возможна лишь на основании его сочинения и предположительно указывает на конец II — начало III в. н. э.

Именем Диогена Лаэртского подписан эллинистический трактат, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с Именем Диогена Лаэртского подписан эллинистический трактат, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с Фалеса и кончая стоиками и эпикурейцами. Диоген не стремится ни к хронологической связности материала, ни к его систематическому изложению, ни даже к фактической достоверности. Важнейшим критерием для него, как и для многих других эллинистических авторов, является пестрота — разнообразие и живость подачи сведений. Об одних философах (о Платоне, стоиках, скептиках, эпикурейцах) Диоген пишет достаточно подробно, о других — вскользь. Изложение воззрений мыслителей перемежается у него занятными биографическими анекдотами (в том числе и явно легендарными), фантастическими «письмами» философов известным историческим лицам, а также эпиграммами, часто — довольно язвительными. Несмотря на то, что метод и стиль Диогена весьма далек от современных представлений о научном изложении, историко-философская ценность его трактата велика. Мы находим у него, к примеру, целый ряд изречений Гераклита, неизвестных из других источников, уникальный список несохранившихся трудов Демокрита, ценные текстологические сведения о сочинениях Платона, достаточно внятное изложение логики и этики ранних стоиков.

7. Неоплатонизм Плотин ввел идеи холизма и самосознания. Плотин 205 – 270 гг. 7. Неоплатонизм Плотин ввел идеи холизма и самосознания. Плотин 205 – 270 гг.

Плотин выделяет три пути познания. 1. 2. 3. Обращаясь к телу, душа получает знания Плотин выделяет три пути познания. 1. 2. 3. Обращаясь к телу, душа получает знания о нем. Этот же путь дает также знания о природе, на этом пути душа познает мир через ощущения. Этот путь – основа для формирования новых знаний, нашего опыта. Обращаясь к мировому разуму, душа сливается с ним, и в момент этого слияния, находясь в особом состоянии (экстазе) человек ощущает свое единство с мировым разумом, дающее уверенность в истинности знаний. Наиболее важным для психологии был третий путь познания, описанный Плотинным, - обращение души к себе самой, и, таким образом, получать знания о собственной душевной жизни. Эти знания позволяют человеку познать самого себя, свою душевную жизнь, сознавать себя цельным и уникальным субъектом.

Августин Аврелий (354 – 430 гг. ) - Бог выше всяких определений. - Будем Августин Аврелий (354 – 430 гг. ) - Бог выше всяких определений. - Будем же верить, если не можем уразуметь. Августин Аврелий

Считая божественную душу орудием, которое правит телом, Августин, утверждал, что ее основу или принципом, Считая божественную душу орудием, которое правит телом, Августин, утверждал, что ее основу или принципом, организующий ее деятельность, является воля, а не разум. Впоследствии, это учение получило название волюнтаризм (от лат. Voluntas – воля).

Общие итоги развития античной психологии: 1. Объяснение психики законами движения и развития природы. 2. Общие итоги развития античной психологии: 1. Объяснение психики законами движения и развития природы. 2. Возникновение психобиологической проблемы (соотношение души и тела), которая различно решалась материалистами и идеалистами. 3. Разработка принципов развития, детерминизма, системности психики. 4. Открытие того, что органом души является мозг. 5. Учение о темпераментах. 6. Принцип холизма. 7. Теории эмоций. 8. Личностное и социокультурное в психике. 9. Возможность души познать саму себя.