ДИПЛОМ.pptx
- Количество слайдов: 179
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761 г. , когда М. В. Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование , истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта.
Сущность краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому» . Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных предметов. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. Программа рассчитана на учащихся 5 -9 классов (11 -15 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Количество воспитанников -. Срок обучения - 3 года. Количество часов - 261 ч. В программе кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности: - Изучение родословной; - Изучение истории города; - Топонимика окрестностей города.
Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение краеведение имеет в расширении кругозора учащихся, в приобщении учащихся к работе по охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью школьного. Цель программы: - способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурноисторического развития своего города.
Задачи: 1. Обучающие а)реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения; б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении; в) восстановить прерванную связь времени; г)создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
2. Развивающие: а) развивать мыслительные процессы; б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение; 3. Воспитательные: а) воспитывать утраченную любовь к родной земле. б) возродить духовные ценности великого русского народа, Предполагаемые результаты - приобретение учащимися знаний о , истории, культуре города, топонимики. - овладение школьниками навыками изучения истории родного края - использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории , литературы, географии) - пропаганда краеведческих знаний ( газеты, выступления перед другими учащимися).
Уметь: 1. владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете) 2. организовать себя и свое рабочее место 3. выполнять первичные исследовательские навыки по краеведческой. деятельности(составление персоналий на своих близких, гениологического дерева) 4. Составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал, написать исследование и выступить с докладом.
Содержание программы Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего города. Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко-краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие. В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее , краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию края. Исходя, из задач программы разработаны следующие направления деятельности кружка : Направления работы: 1. Познавательное 2. Краеведческое
Познавательная часть программы (формы работы) - беседы, написание рефератов, презентации - практические занятия (работа с историческими документами , составление генеалогического древа) - познавательные историко-краеведческие игры - викторины - конкурсы рисунков , плакатов Краеведческая часть программы( Формы работы) - Изучение краеведческой литературы - сбор краеведческого материала - встречи с жителями города Особенности программы Курс рассчитан на три года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Содержание программы 1 год Раздел 1. «Моя родословная» №п/п Тема Содержание занятия. Форма проведения Кол-во часов 1 Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? 2 2 Наука генеалогия Беседа о науке генеалогии 3 Имя твое : Что означает твое имя. 2 4 Самостоятельно найти в книгах. 4 . Фамилия – флаг семьи Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах. 2
5 Моя семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по 4 составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители. 6 Семейные гербы Составление герба своей семьи. 4 Знакомство со знаменитыми семейными гербами России 7 Летопись семьи Составление генеалогического 6 древа семьи. 8 Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» Работа по изучению биографии своих предков. 4
Раздел 2 «Малая родина- мой край» 9 Моя школа - мой дом. Беседа о своей школе, история 6 школы. Составление летописи. 10 Учителя нашей школы Сбор материала об учителях 4 города 11 Учителя-ветераны Сбор материала об учителях- 4 ветеранах 12 Реставрация памятников в городе Изучение истории памятников 4 13 Мой двор, моя улица. За что Беседа. Составление небольших 6 люблю. рассказов о своем дворе
14 Улицы города Сбор материала о названиях 4 улиц города 15 Конкурс “картографов” Составление карты города 2 16 Мой город на карте страны. Фронтальная и индивидуальная 2 работа с картой. 17 Народы города Какие национальности проживают в городе 4
Раздел 3 « Топонимика окрестностей села» 18 Пруды и реки в окрестностях города. Работа с краеведческой 2 литературой. Опрос местных жителей. 19 Изучение названий исчезнувших сел и деревень вокруг города Работа с краеведческой 6 литературой. Опрос местных жителей 20 Фотовыставка “Живи, родной город!” Сбор фотографий с видами города 2
2 год обучения Раздел 1. «Моя родословная» 1 Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. Беседа об истории 2 возникновении краеведения. Для чего это нужно? 2 Наука генеалогия Беседа о науке генеалогии 2 3 Имя твое Что означает твое имя. 4 Самостоятельно найти в книгах. 4 “Знаменитые фамилии России”… Беседа о знаменитых фамилиях. Составление альбома. Что означает твоя фамилия. Самостоятельно найти в книгах. 2
5 Моя семья. Семейные традиции. Практическая деятельность по 4 составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители. 6 Фамилии нашего города Сбор материала о 4 распространённых фамилиях в городе 7 Иностранные фамилии Сбор материала об интересных 2 иностранных фамилиях 8 Конкурс исследовательских Работа по изучению биографии работ «История моей семьи – своих предков. Рефераты о своих история моего народа» родственниках 4
9 Словарь фамилий Составление красочного словаря 2 фамилий и их происхождение Раздел 2 «Малая родина - мой край» 10 Введение. Город в годы войны Беседа о военном времени 4 11 “Они отстояли победу” Красочное оформление 6 материала о ветеранах 12 Чтобы помнили (о ветеранах войны) Красочное оформление материала о ветеранах 4
13 Сбор материала о женщинах, оформление материала 2 Опросить жителей города о 4 участниках войны 14 Встреча с детьми войны периоде войны. 15 История памятника во время войны 16 История школы Изучение истории памятника во 4 время войны, экскурсия Работа с летописью школы 6
Раздел 3 « Топонимика окрестностей города» 17 Названия окрестностей города 18 Конкурс “картографов” Сбор названий окрестностей 2 города (дороги, улицы) Составление карты города с 4 названиями дорог, улиц 19 Изучение названий исчезнувших сел и деревень вокруг города Работа с краеведческой 6 литературой. Опрос местных жителей 20 Фотовыставка “Живи, родной город!” Сбор фотографий с видами города 2
3 год обучения Раздел 1. «Моя родословная» 1 Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. Беседа об истории 2 возникновении краеведения. Для чего это нужно? 2 “Что в имени тебе моём”… Составление презентации 4 3 Вечер “История имён” Беседа. 2 4 Интересные семейные истории Беседа. 2
5 6 7 Конкурс «Мое древо» Экспедиция по городу фотовыставка Составление древа семьи 4 Сбор прозвищ в городе. 2 История старинной фотографии 2 моих предков 8 9 Увлечения моей семьи” Экскурсия по городу Сбор информации 4 Запись распространённых 2 прозвищ и фамилий, которых в городе уже нет
Раздел 2. «Малая родина – мой край» 11 Экскурсия по школьному музею Введение. Интересные 2 экспонаты музея 12 Знаменитые люди нашего города Работа с альбомом 6 13 Экспедиция по городу Сбор легенд о городе 4 14 Экспедиция по городу Сбор материала о крестьянской 4 утвари и пище
15 Умельцы нашего города Презентация умельцев нашего 4 города 16 История любого значимого памятника Изучение истории любого 4 значимого памятника, экскурсия к нему 17 История школы Работа с летописью школы 6 Раздел 3. «Топонимика окрестностей города» 18 Названия окрестностей города (дороги, улицы) Сбор названий окрестностей города 4
19 Конкурс “картографов” Составление карт города с 2 названиями его окрестностей 20 Изучение названий исчезнувших сел и деревень вокруг города Работа с краеведческой 6 литературой. Опрос местных жителей 21 Фотовыставка “Живи, родной город!” Сбор фотографий с видами города 2
Список литературы Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год. Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год. Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год. Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год. Учительская газета, № 15, 2006 год. Учительская газета, № 21, 2006 год. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год. Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
«Люби и знай свой край родной» Конспект познавательного занятия Программное содержание: уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о родном крае. Познакомить с символами города. Воспитывать чувство любви, гордости и уважения к родному краю, городу, к людям, живущим в нем. Оборудование: карта России, указка, иллюстрации, фото. Предшествующая работа: автобусная экскурсия по городу, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, альбомов, заучивание стихов, песен о Петергофе
Ход занятия Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в путешествие по нашему городу и его окрестностям. - Как называется наш город? Покажите Петергоф на карте России. Вот каким маленьким выглядит город на карте, словно точка. Для кого – то это просто точка на карте, а для нас – это родина. Что же такое родина? (Ответы детей). Воспитатель: Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем её красоту. Не зря ведь пословицы гласят: «На чужой сторонушке рад своей воронушке» , «На чужой стороне и весна не красна» . Наш город многонациональный, здесь живут люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои сказки, национальные костюмы, но все люди любят свой город. Назовите национальность жителей (Ответы детей: русские, татары, казахи, калмыки, азербайджанцы и т. д. )
Послушайте стихотворение о дружбе народов (читает ребенок) Живем в согласье мы семьёй одной И на душе бушует счастья май. На радость нам цвети, как сад весной, Наш Петергофский, сердцу милый край! - Дети, какие достопримечательные места нашего города вы знаете? (ответы детей). Дети проходят возле крупных фото указанных мест города. Дети сели. Воспитатель предлагает рассказать, кто где бывал (рассказы детей).
- В городе есть парки, театры, где люди отдыхают. Назовите театры. В Петергофе все больше появляется новых домов, хорошеет город, люди высаживают деревья, цветы, ухаживают за ними, но очень плохо, что есть такие люди, которые засоряют улицы, выбрасывают мусор, куда попало. Дети, как вы думаете, такие люди любят свой город? (ответы детей). - Дети, а чем еще славится наш край? (ответы детей, показ иллюстраций о тружениках рабочих и крестьян, культурных деятелей, науки) - Вот мы мысленно побывали на улицах города, за городом, давайте, как бы подойдем к административному зданию в центре города (Показываю) - Над зданием развивается наш Российский флаг. В этом здании работает руководство нашей области, губернатор. Зовут его? - Руководители города и области заботятся о том, чтобы в городе работали фабрики и заводы, транспорт, больницы, школы и д. сады, чтобы в домах были свет, вода, и тепло. Там издают указы, подписывают важные документы. У каждого жителя нашей страны есть документ (у взрослых – паспорт, у детей – свидетельство о рождении). И у каждого города есть документы, это герб и флаг. (Рассматриваем символику Санкт-Петербурга, Петергофа, объясняю значение цвета, изображений на гербе)
- Дети, но главное богатство нашего края – это люди, люди – труженики, в большинстве веселые и добрые , люди, умеющие и спеть, и сплясать, и стихи, и музыку сочинять. Наш край прославили: (перечисление людей прославивших наш город) Я вам желаю, дети, когда вы вырастите, кем бы вы ни стали, где бы ни жили, помнили бы свой родной Петергоф и Санкт-Петербург и могли бы с гордостью сказать: «Мы – Петербуржцы!» Любите свою родину, помогайте взрослым охранять нашу (родину) природу, ведь наша, родина – лучшая на свете! И в заключение я хочу вам прочитать простые, но идущие от сердца, от большой любви к моей малой родине строчки: О, родина, край не забвенья! Тебя я всем сердцем люблю, Твою красоту дорогую Всю жизнь я в душе сберегу.
ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФА
Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра).
К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, «Пирамида» , «Сноп» , водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.
Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург. Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет.
Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В. Я. Курбатов в 1925 году писал: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы» .
Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёхдневных боёв захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти непроходимой. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большой ущерб был нанесен Монплезиру, Эрмитажу, Большому каскаду и каскадам «Золотая гора» и «Шахматная гора» . Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.
После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок, а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка. Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва» . Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.
ВЕРХНИЙ САД
Верхний сад - лучший пример восстановления сада регулярного стиля в паркостроении. Занимая площадь 15 га, он имеет важное значение в художественном облике ансамбля Петергофа и выполняет роль парадного двора - курдонера.
Он был заложен в первые годы строительства петровской резиденции и долгое время оставался утилитарным «огородом» : на грядках росли овощи, а в трех прудах, служивших резервуарами фонтанной системы, разводили рыбу.
Только во второй половине XVIII в. приобрел облик регулярного парка: один за другим здесь стали появляться фонтаны. В период перестройки Большого дворца сад был расширен по плану Ф. Б. Растрелли. Его планировка создана по законам регулярного стиля - ровные, открытые партеры со скульптурой, прямоугольные зеркала прудов, стриженые липовые аллеи по обе стороны центрального партера, трельяжные галереи (берсо), беседки, закрытые боскеты с плодовыми посадками внутри, узорные цветники с кадочными растениями.
В партерах установили золоченые свинцовые статуи и солнечные часы, и с этой поры по своему художественному оформлению Верхний сад стал равнозначен ансамблю центральной части Нижнего парка.
Во второй половине XVIII в. стиль регулярного парка был утрачен подстрижку деревьев и кустарников прекратили, и с течением времени они разрослись и закрыли вид на фасад.
В 1926 г. началась реставрация партера сада по чертежам XVIII в. , и свинцовую скульптуру заменили на мраморную, которая в начале войны была зарыта в землю и спасена. Реставрация Верхнего сада в 1960 -х годах проходила по историческим документам и планам: все старые деревья были заменены двадцатилетними липами; воссозданы круговые посадки, узорчатые цветники, крытые аллеи, установлена на свои места мраморная скульптура, введены в действие все фонтаны.
Большой дворец
Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец – «коронная» резиденция русских императоров. Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов Церковного и корпуса под Гербом – протянулось вдоль террасы почти на триста метров. Общая идея местоположения и первоначального облика Верхних (Нагорных) палат принадлежала Петру I. На протяжении XVIII и XIX столетий такие выдающиеся русские и западноевропейские мастера, как И. -Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, Ф. -Б. Растрелли, А. И. Штакеншнейдер работали над созданием архитектурного облика дворца и над оформлением его многочисленных покоев. Как в прошлые века, так и теперь, гости Петергофа не перестают восхищаться великолепием интерьеров Большого дворца.
В Петровской части дворца сохранился Дубовый кабинет первого русского императора. Главным элементом убранства этого небольшого, но уютного покоя служат дубовые резные панно, созданные еще при жизни Петра, талантливым французским скульптором Николя Пино. Здесь представлены и личные вещи Петра I, среди которых его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.
В середине XVIII столетия, в годы царствования дочери Петра I Елизаветы Петровны, в Петергофе творил знаменитый зодчий Франческо Бартоломео Растрелли, непревзойденный мастер барочного стиля. Для интерьеров, созданных гением Растрелли характерно обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Все западное крыло дворца занимает Танцевальный зал или, как он именовался в XVIII веке, Купеческий зал. Существует предание, что Елизавета Петровна специально потребовала Растрелли убрать зал побогаче: «как можно более вызолотить…» . Дело в том, что этот зал предназначался для приема именитого купечества, любившего, по словам императрицы, золото.
Во второй половине XVIII века происходят очередные изменения и переделки интерьеров Большого дворца в модном тогда стиле классицизма. Архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. . Б. Валлен-Деламот оформляют в 1760 -1770 -х гг. такие интерьеры, как Чесменский зал, Тронный зал, Китайские кабинеты.
Итогом двухсотлетнего строительства стал дворец, в котором рядом с покоями петровской эпохи блистали барочные залы середины XVIII века, а с ними соседствовали торжественные и строгие апартаменты периода классицизма, сменявшиеся покоями середины XIX века, возрождавшими основные художественные принципы рококо. Большой Петергофский дворец являлся летним центром официальной жизни Российской империи: здесь происходили многие важнейшие для страны события, устраивались праздники и приемы, балы и маскарады.
На сегодняшний день Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысячи экспонатов. Это предметы мебели, живопись, ткани, осветительные приборы, фарфор, отвечавшие вкусам венценосных владельцев Дворца.
ОСОБАЯ КЛАДОВАЯ
"Особая кладовая" – музей драгоценностей и императорских реликвий. Здесь хранятся произведения декоративноприкладного и ювелирного искусства, многие из которых некогда принадлежали русским императорам и императрицам, являясь частью убранства многочисленных дворцов Петергофа.
Музей располагается в Корпусе под Гербом – западном павильоне Большого петергофского дворца. Корпус под Гербом играл особую роль в истории императорской загородной резиденции. В разное время здесь гостили многие европейские монархи, наследные принцы и великие герцоги. Если же гостей не было, здесь располагались сами венценосные обитатели Петергофа. По преданию в апартаментах "под Гербом" жила Екатерина II.
Интересно, что именно в этом корпусе начинались торжественные церемонии великокняжеских свадеб и крестин. Здесь одевали в свадебный наряд и украшали драгоценностями среднюю дочь императора Николая I великую княжну Ольгу перед ее бракосочетанием с принцем Вюртембергским. Четырех детей Николая II, родившихся в Петергофе, привозили именно в Корпус под Гербом, отсюда процессия следовала в церковь к обряду крещения.
Собрание "Особой кладовой" насчитывает более 800 экспонатов. Наибольший интерес у публики вызывают изделия из драгоценных материалов: золота, серебра, ювелирных камней; неподдельное восхищение вызывают произведения прославленной фирмы Фаберже. Но не менее интересны и значительны хранящиеся здесь "недрагоценные" экспонаты: одежда, предметы быта, записные книжки и безделушки. Скромные и непритязательные на первый взгляд, они повествуют нам о жизни своих владельцев.
Петергофская "Особая кладовая" не похожа на традиционные музейные хранилища драгоценностей. Она уникальна и неповторима. В дворцовых интерьерах, наполненных мебелью, живописью, фарфором и бронзой живут своей музейной жизнью костюм Петра I, туфли Екатерины II, готовальня Николая I, часы Александра II и множество других раритетов.
МУЗЕЙ СЕМЬИ БЕНУА
Расположен в здании бывшего Фрейлинского корпуса, построенного в 1854 г. по проекту Николая Леонтьевича Бенуа, одного из представителей известной династии, давшей не один десяток замечательных архитекторов, художников, скульпторов, театральных и музыкальных деятелей. Открыт в 1988 году по инициативе Николая Александровича Бенуа, выдающегося театрального художника, оформившего около 300 спектаклей в театрах мира, в том числе и в знаменитом миланском «Ла Скала» .
История этой семьи в России начинается в 1794 году, когда в Петербург приезжает французский кондитер Луи Бенуа. Его сын Николай становится архитектором. Он выполнил множество заказов для Петергофа, в их числе - вокзал, придворные конюшни и Фрейлинские корпуса. Именно в одном из последних в настоящее время и находится музей семьи Бенуа. Дело отца продолжил Леонтий Николаевич Бенуа. Он создал проекты Выставочного корпуса музея Александра III в Санкт-Петербурге, одного из зданий Министерства Иностранных Дел СССР в Москве и дворца Ликани в Грузии. На основе его проектов производились работы в типографии "Печатный двор" и в Придворной певческой капелле в Петербурге.
Экспозиция музея знакомит с разнообразными явлениями российской и мировой художественной жизни второй половины XIX – XX веков. Она состоит из живописных, скульптурных и графических работ, предметов театрально-декоративного искусства, архитектурных проектов, редких фотографий и подлинных вещей, принадлежавших наиболее известным представителям нескольких поколений династии Бенуа, среди которых такие имена, как талантливый живописец и театральный декоратор, автор трудов по истории русской и мировой живописи, участник художественного объединения «Мир искусства» Александр Бенуа
Влияние Петергофа отобразилось в произведениях А. Н. Бенуа. Глядя на петергофские акварели, ощущается стремление художника воплотить удивительную красоту, созданную человеческим гением в гармонии с природой. Творчество А. Н. Бенуа напрямую связано с русским театральным искусством, в частности со всемирно известными «Русскими сезонами» .
Собрание музея включает в себя не только архив А. Н. Бенуа, но и частные коллекции его потомков, работы и личные вещи представителей этой художественной династии – Серебряковых, Лансере, Бенуа. В залах музея довольно часто проводятся концерты и временные выставки современных художников.
МУЗЕЙ ВЕЛОСИПЕДОВ
Музей располагается в одном из самых старых каменных домов Петергофа, построенном в 1796 г. В нем представлено 12 велосипедов, на которых когда-то по аллеям петергофских парков катались русские императоры и их дети.
Развернутая в шести залах экспозиция дает возможность проследить историю возникновения и эволюцию велосипеда от самого раннего "Костотряса", созданного в 1867 г. в Париже для императора Александра II до трехколесного, изготовленного в Англии в конце XIX в. и принадлежащего Цесаревичу Алексею.
Можно увидеть также знаменитый велосипед "Паук", хорошо знакомый всем по фильму "Цирк", велосипед Тандем, рассчитанный на двух седоков и детские велосипеды великих князей и княжон.
Обилие плакатов, фотографий и открыток с велосипедной тематикой, представленных в музее, позволяет почувствовать интерес к этому новому и необычному для того времени виду спорта. Они свидетельствуют о моде, захватившей все круги российского общества.
В витринах можно увидеть редкие марки, игральные карты, запонки, медали, чернильницу и даже подставку для ножа, использующие образ велосипедиста.
Особый интерес вызывают велосипедные номера, звонки, разнообразные фонари и множество подлинных аксессуаров велосипедиста того времени.
НИЖНИЙ ПАРК
Нижний парк Петергофа - самая известная часть дворцово- паркового комплекса. Именно этот замечательный ансамбль с его архитектурными памятниками, фонтанами и скульптурным украшением принес музею-заповеднику мировую славу.
Нижний парк закладывались по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле, получившем название регулярного. Характерные черты этого стиля - строго геометрическая планировка аллей, фигурная стрижка деревьев и кустарников, изысканность рисунков больших цветников, богатство скульптурного украшения, изящные павильоны.
Автором, определившим основу всей композиции Петергофа и ее дальнейшего развития был сам Петр I. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции. Сохранились документы с его указаниями, какие породы деревьев высаживать, как прокладывать аллеи и устраивать дренажную систему. Каждую весну в саду у дворца Монплезир, самого любимого дворца Петра I, расцветают восхитительные тюльпаны в память об основателе Петергофа.
Архитектурно-планировочным центром комплекса является Большой дворец. Он высится на 16 -метровом уступе, перед которым двухкилометровой узкой лентой вытянулся вдоль берега Финского залива Нижний парк.
Прямая линия Морского канала от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части: восточную и западную. По обеим сторонам ковша канала раскинулись Большие цветники. От них симметрично в обе части паркового массива веером отходят четыре аллеи. Западные аллеи ведут к павильону Эрмитаж, восточные - к дворцу Монплезир. Другая система аллей берет начало на западной окраине парка, у дворца Марли: три луча дорог пересекают парк с запада на восток.
В Нижнем парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей, каждый из которых включает дворец, партеры, фонтаны и так называемые хозяйственные уголки. Это центральный ансамбль - Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, "Большая оранжерея" с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами "для поваренных трав", дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами. Несколько прудов было вырыто в Нижнем парке для осушения местности. Они гармонически вплелись в общую планировку парка, кроме того, в них разводили ценные породы рыб для царского стола.
При разбивке парка небольшие рощи существовавшего ранее на участке леса включались в парковый пейзаж. Но основу зеленого массива Нижнего парка составили обширные посадки различных пород деревьев, привезенных из разных мест России и из-за границы. Кроме того, в стиле регулярных парков шло оформление зеленых "залов" и крытых аллей, украшались садовые беседки, в оранжерее выращивались теплолюбивые растения в кадках, выполнялась фигурная подстрижка деревьев. Мастера-садовники разбивали многочисленные партерные цветники сложных узоров, украшали площадки вокруг фонтанов, вдоль канала, перед Монплезиром и другими дворцами. Представление о партерах XVIII века ныне нам дают Большие цветники, расположенные по обеим сторонам ковша Большого каскада.
Во время Великой Отечественной войны, оказавшись на линии фронта, Нижний парк получил очень тяжелые повреждения. В послевоенные годы после разминирования и разборки завалов в парке были проведены огромные реставрационные работы: посадка молодых деревьев, воссоздание цветников у Монплезира, Большого дворца и каскада "Шахматная гора", возрождение элементов регулярного парка. Работы ведутся и сейчас.
В настоящее время в парке растут главным образом липы, дубы, клены, ясени, березы, черная ольха, ели, а также отдельные экземпляры каштанов, пихт и лиственниц. Для цветочного оформления характерно наличие большого количества луковичных, лекарственных ароматных трав, роз. Обширная территория парка содержит множество разнообразных живописных уголков, среди которых каждый найдет для себя по вкусу.
Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны.
БОЛЬШОЙ КАСКАД
Большой каскад - главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Оно уникально по размерам, обилию воды, богатству скульптурного декора, графическому разнообразию водометов и выразительности всех частей. Большой каскад занимает выдающееся место среди известнейших исторических фонтанных сооружений мира. Это блестящий памятник искусства барокко.
Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I. Строительство каскада началось в мае 1716 года. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года. В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов.
Большой каскад начал действовать. Но работы продолжались. Появились новые скульптуры и маскароны. Уже после смерти Петра, в 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан "Самсон", а через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы К. Растрелли. На этом основные работы по декору каскада были завершены.
Центром Большого каскада является Нижний (Большой) грот. Ограничивают площадку перед Нижним гротом две каскадные лестницы по семь ступеней, декорированные золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами. В центре площадки - фонтан "Корзина", воды которого по трем водопадным ступеням устремляются в ковш.
Стена Нижнего грота завершается гранитным карнизом с мраморной, украшенной вазами балюстрадой перед террасой Верхнего (Малого) грота. В архитектуре каскада явно подчеркнуто стилевое единство с архитектурой Большого дворца: декор, подчиненный его трехчастному делению, полукружие арок и ниш, бело-желтая окраска.
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КОРПУС
Екатерининский корпус – парадный дворец для проведения придворных обедов, балов, маскарадов, приемов.
Его построил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли в 1747 - 1759 гг. по приказу императрицы Елизаветы Петровны в восточной части Нижнего парка, рядом с дворцом Монплезир. Название свое он получил в честь другой императрицы – Екатерины Великой. Отсюда, в ночь на 28 июня 1762 года, великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота ее провозгласили императрицей Екатериной II. Во внутренней отделке залов принимали участие архитектор Джакомо Кваренги и семья итальянских живописцев Скотти.
В парадных залах дворца представлена коллекция мебели из разных пород деревьев, выполненная по рисункам знаменитых архитекторов Фонтена и Персье, Г. Гамбса, А. Воронихина, К. Росси, В. Стасова. Поражает большое и разнообразное собрание бронзы, созданное ведущими мастерами Франции П. Ф. Томиром, П. Ледюром, П. Гутьером, А. Раврио и Л. Ленуаром-Раврио – часы, канделябры, чернильницы, бра. Уникальные личные вещи императоров и памятные предметы напоминают нам о прежних владельцах дворца – чайный сервиз Екатерины II, бумажник Павла I, табакерка Александра I, пресс, украшенный ядрами с Бородинского поля сражения и др.
Главной достопримечательностью Екатерининского корпуса является знаменитый Русский или Гурьевский сервиз. Изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, он насчитывал более 4500 предметов и использовался на парадных обедах в Зимнем дворце, а с 1848 года в Большом Петергофском дворце и в Екатерининском корпусе. Своим художественным декором сервиз прославляет Великую Россию и народ, населяющий ее огромные просторы.
ДВОРЕЦ «МОНПЛЕЗИР»
Если душой Петергофа являются его великолепные фонтаны, то сердцем Петергофа по праву можно назвать дворец «Монплезир» . Во многих воспоминаниях посетителей Петергофа сохранились восторженные отзывы о маленьком дворце, столь оправдывающем свое название «мое удовольствие» !
Монплезир – любимый дворец царя-преобразователя Петра I. Именно Петр I определил местоположение дворца, он располагается в нескольких шагах от беспокойных волн Финского залива, а также внутреннюю планировку и некоторые элементы декоративной отделки. Здание строили с 1714 по 1723 годы крупные архитекторы А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж. -Б. Леблон, Н. Микетти и лучшие строители, мастера, живописцы, скульпторы, лепщики, резчики того времени.
Дворец соответствовал представлениям императора о совершенном жилище просвещенного человека. Внутренняя планировка здания отличается рациональностью. С парадными помещениями соседствуют жилые комнаты и хозяйственнобытовые помещения. В Монплезире, как ни в одном другом архитектурном сооружении, отразилось все то новое, что определило особенности культуры и искусства петровского времени.
Художественные достоинства Монплезира обеспечили ему видное место в русском искусстве: здесь представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII-XVIII веков (картины приобретены самим Петром I); живописные работы во дворце выполнялись французским художником Ф. Пильманом; кроме того, Монплезир хранит коллекцию китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и кухонную утварь петровского времени. В оформлении интерьеров использованы голландские изразцы, «китайские» лаковые панно, ткани, дубовые резные панели, паркеты, мрамор. Орнаментально-скульптурное оформление интерьеров – это шедевр декоративной лепки XVIII века.
Исторические события, свидетелем которых явился Монплезир, позволяют относить его к особо почитаемым реликвиям отечественной истории. Здесь встречались сподвижники Петра: русские купцы, иностранные послы, шкиперы кораблей; проходили ассамблеи – съезды императорского двора, парадные приемы.
Последний раз Петр I посетил Монплезир в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I торжественно принимала в Монплезире первых членов Академии Наук. Екатерина II в Парадном зале Монплезира устраивала ужины в узком кругу приближенных. С середины XVIII века к Монплезиру стали относиться как к мемориалу, связанному с именем Петра Великого. До сих пор здесь сохраняются личные вещи и дипломатические подарки Петра I.
ДВОРЕЦ МАРЛИ
Дворец «Марли» , возведенный в 1720 -1723 гг. по проекту архитектора И. Браунштейна, получил свое название от резиденции французского короля Людовика XIV «Марли-ле-Руа» , которую Петр I посетил в 1717 году.
Петергофский «Марли» стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и секторальными прудами. Искусственный пруд перед дворцом, словно огромное зеркало, создает впечатление пространства и простора. Земля из котлована была использована для создания высокого вала, защищающего сад и цветник от северных ветров. В прудах разводили рыбу, которая была приучена по звону колокольчика подплывать на кормежку.
Во дворце хранятся личные вещи императора Петра I: суконный плащ-епанча, штофы из цветного стекла с печатями «Данциг» и «Лондон» , две фляги из коричневого стекла, по преданию привезенные Петром из города Спа, сделанный его руками столик со вставкой из «аспидного» камня. Почти половина живописных полотен во дворце происходит из первоначальной коллекции Петра I.
Сегодняшних посетителей «Марли» , как и гостей дворца XVIII столетия, поражает отделка Чинарового и Дубового кабинетов.
ВОЛЬЕРЫ
В центре восточной части Нижнего парка стоят два изящных деревянных павильона – вольера, сооруженные по проекту архитектора Н. Микетти в 1721 -1722 гг. Они являются, по словам известного искусствоведа И. Э. Грабаря, уникальными парковыми павильонами, подобных которым «нет больше ни у нас, ни в Европе» . Их фасады облицованы туфом, изгарью и морскими раковинами. Плавные линии купольной кровли и завершающего ее фонарика придают силуэтам павильонов особую выразительность.
Вольеры – одно из немногих недворцовых строений петровского времени, на стенах которого можно увидеть подлинную живопись начала XVIII в. , выполненную русскими мастерами под руководством французского художника Л. Каравакка. Огромные окна-двери наполняют вольеры светом и воздухом.
Предназначались они для содержания в специальных клетках птиц. В XVIII веке в медных клетках услаждали слух гостей соловьи, чечетки, дрозды, снегири. Было много заморских птиц, главным образом, попугаев и канареек. В настоящее время в Западном Вольере щебечут птицы наших лесов – зяблики, чижи, синицы, щеглы, овсянки, дубоносы, а также заморские «гости» - амадины, рисовки, белоголовые мунии, астрильды, канарейки. В Восточном Вольере слышны громкие крики самых разных попугаев – ара, жако, какаду, амазона, розеллы, кореллы, пионитесов и др.
Возле Восточного Вольера восстановлен пруд, в котором плавают лебеди, канадские казарки, северные белолобые гуси, утки – огари, пеганки, багамские шилохвости, мандаринки.
ПАВИЛЬОН ЭРМИТАЖ
Павильон «Эрмитаж» возведен на берегу Финского залива по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721 -1725 гг. Идея его создания была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где он видел подобный павильон. Петергофский Эрмитаж – первый в России. Его название, которое в переводе с французского означает «приют отшельника» или «место уединения» , объясняет как назначение дворца, так и его конструктивные особенности.
Изящный двухэтажный «Эрмитаж» предназначался для обедов в узком кругу приближенных или гостей. Уединенность павильона подчеркивалась рвом с действовавшим до конца XVIII века подъемным мостом. Служебные помещения – небольшая кухня и буфетная – располагались на первом этаже, чтобы слуги не подслушивали разговоры господ. На второй этаж можно было попасть только на подъемном кресле. По легенде, после того, как в этом кресле между этажами застрял Павел I, оно было заменено лестницей.
Второй этаж занимает парадный зал, украшенный картинами западноевропейских мастеров XVII-XVIII века в «шпалерной» развеске. Именно в этом зале за особым столом проходили закрытые обеды императрицы и ее приближенных. Особенность стола на четырнадцать персон заключается в подъемном механизме, которым он снабжен. При помощи канатов и блоков опускалась и поднималась средняя часть стола и все тарелки.
Смена кушаний и тарелок производилась по звону колокольчиков, шнурки от которых находились у каждого прибора. При помощи этого же механизма гости могли отправлять записки с заказами на тарелках на кухню в первом этаже. Главная «затея» Эрмитажа – единственный в России подъемный стол - восстановлен для осмотра в июле 2009 года.
АЛЕКСАНДРИЯ
Парк Александрия назван так по имени своей первой владелицы – императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Cолнце, цветы, тенистые рощи старых дубов, «музыка воды» ручья, просторы лугов под сливающимся с заливом бездонным небом – всё это и есть Александрия – семейное гнездо четырёх поколений династии Романовых.
Вскоре после смерти Петра Великого на этих землях, соседствовавших с Петергофом, А. Д. Меншиков начал устройство своей усадьбы Монкураж (в переводе с французского – «Моя отвага» ). Однако завершить строительство «полудержавному властелину» помешала внезапная опала, положившая конец его головокружительной карьере в 1727 году.
Новая жизнь этих мест началась в 1825 году. В августе император Александр I пожаловал земли Оленьего зверинца своему младшему брату – великому князю Николаю Павловичу. Весной 1826 года, уже будучи императором, Николай I повелел построить «на месте, где меншикова руина, сельский домик или так называемый котич со всеми хозяйственными заведениями и присоединением парка» . Все работы были поручены архитектору Адаму Менеласу, англичанину по происхождению.
1 августа 1829 года в связи с окончанием первоочередных строительных работ в новой усадьбе Николай I повелел: «Сельский дом в Петергофе отныне будет именоваться Александриею – дачею Ея Величества» . Тогда же по просьбе Николая I близкий друг императорской семьи поэт В. А. Жуковский предложил эскиз герба Александрии, официально утверждённый в конце 1829 года.
ГОТИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА
Любимая домовая церковь Николая I и его семьи расположена в западной части бывшей «Собственной ее величества дачи Александрия» . Маленькая жемчужина искусства неоготики, возведенная в 1830 -1834 годах. Декоративное убранство ее фасадов и интерьеров выдержано в готическом стиле, что отразилось на названии: стрельчатые порталы, окна-розы с витражами, на фасадах чугунный кружевной орнамент и 43 фигуры Святых из выколотной меди.
По назначению Капелла – православная церковь. Освящена летом 1834 г. во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского. Восемь легких ажурных башенок церкви увенчаны вызолоченными православными крестами. Восточный фасад имеет алтарный выступ. Алтарь отделен от церковного зала одноярусным иконостасом с образами, выполненными по православным канонам. Во время присутствия императорской семьи в Александрии богослужения в Капелле происходили регулярно. В настоящее время отреставрирована и освящена в июне 2006 г.
В сентябре 2007 г. здесь отпевали во время обряда перезахоронения привезенные из Дании останки императрицы Марии Федоровны, матери последнего российского императора Николая II. Александрия первой в сентябре 1866 г. гостеприимно встретила датскую принцессу Дагмар, невесту цесаревича Александровича, только что вступившую на русскую землю.
КОТТЕДЖ
Коттедж – памятник эпохи романтизма – любимая летняя семейная обитель семейства императора Николая I. Находится в восточной части бывшей «Собственной ее величества дачи Александрия» , подаренной императором Николаем I своей супруге Александре Федоровне.
Построенный в стиле английской готики в 1826 -1829 годах и сохранившийся до нашего времени почти в неизменном виде, поражает своими легкими ажурными фасадами, украшенными чугунными аркадами с изящными цветами, стрельчатыми ограждениями балконов и террас – замечательными образцами петербургского художественного литья 1 -й трети 19 в.
В романтическом средневековом стиле выполнены и предметы из фарфора, цветного стекла, бронзы в интерьерах дворца, удивляющие богатством форм, сложностью техники изготовления. Художественную значимость музею придает и первоклассное собрание живописи и скульптуры, выдающихся отечественных художников и скульпторов: И. К. Айвазовского, О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, И. П. Витали и др.
Коттедж интересен и многочисленными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах и аромат эпохи, как, например, вмонтированный в стену вестибюля камень с надписью и вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие
ТЕЛЕГРАФ
История создания Кронштадтской линии электромагнитного телеграфа началась в 1832 г. , когда, познакомившись с действием электромагнитного телеграфного аппарата, изобретенного русским ученым П. Л. Шиллингом, император Николай I выразил желание устроить телеграфное сообщение между Санкт. Петербургом и своей летней резиденцией в Петергофе. После неожиданной смерти Шиллинга в 1837 г. строительство этого телеграфа было возложено на другого великого русского изобретателя - Б. С. Якоби, а после его ухода в отставку в 1848 г. - передано прусской фирме Сименс и Гальске (1853 г. ) Условия контракта на строительство Кронштадтской линии электромагнитного телеграфа через Александрию Вернер Сименс выполнил безупречно и досрочно: вместо конца мая 1854 г. сообщение было открыто 8 декабря 1853 г. Императорский Зимний дворец был соединен с Кронштадтом напрямую подводным кабелем и по суше через Александрию и Ораниенбаум.
Телеграф как вид связи стал доступен для общественного пользования только 150 лет назад. Тогда по просьбе биржевого купечества российское правительство сделало уступку в своем монопольном праве на телеграфное сообщение, разрешив, за установленную плату, передавать в период навигации депеши коммерческого содержания из Кронштадта в Петербург. Одним мест, где это можно было сделать, была станция в Петергофе, на Санкт-Петербургской улице, внутри ограды дачи «Александрия» . Станция входила в состав Кронштадтской линии электромагнитного телеграфа.
Это было единственное дворцовое здание, построенное в Петергофе в царствование Александра II, что весьма знаменательно: именно императору Александру II принадлежит заслуга распространения телеграфной сети по всей территории России.
Действие на вновь устроенной станции было открыто 15 мая 1859 г. , а 18 мая через полицеймейстера было объявлено по городу, что «каждый частный человек имеет право, за установленную плату, подавать депеши на открытой ныне Телеграфной станции в Александрии, находящейся рядом с фермою, на большой Петербургской дороге» . Вход для петергофских обывателей был со стороны Петербургской улицы, для посыльных с Высочайшими депешами – со стороны парка.
Станция в Александрии первоначально помещалась в башне упраздненного оптического телеграфа на берегу Финского залива напротив Коттеджа, построенной И. Шарлеманем. С увеличением количества телеграфных аппаратов возникла потребность в большем здании, и оно было построено в 1858 г. по проекту А. И. Штакеншнейдера на границе дачи «Александрия» и Петербургской улицы. Это здание хорошо сохранилось до настоящего времени.
В отделке здания элементы готики сочетались с приемами модной в середине ХIХ в. стилизации под сельские постройки: например, крыша станции была расписана под солому. Внутреннее убранство первых телеграфов в России современники называли роскошным, что соответствовало престижу самого совершенного в то время вида связи.
ЦАРИЦЫН ПАВИЛЬОН
Царицын павильон построен в 1842 -1844 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Созданный для Александры Федоровны, супруги императора Николая I, Царицын павильон напоминает виллы древних Помпей. Это одноэтажное, ассиметричное по планировке здание с лоджиями и внутренним садиком. К павильону примыкает трехэтажная смотровая башня.
Центральное место в павильоне занимает атриум, созданный как копия главной комнаты римского дома. Пять комнат павильона украшены росписью в подражание фресковой помпейской живописи. Стилизованная под античную мебель, обилие скульптуры, фонтан с живыми цветами, мозаичные полы – все это создает образ дома древнего италийца, о котором мечтала императрица Александра Федоровна.
Искусно вписанный в парковое пространство, Царицын павильон является единым целым с окружающим его ландшафтом. Рядом с ним мраморные скульптуры и скамьи, фонтаны, украшенные цветами, увитые зеленью перголы, теплолюбивые растения в кадках, романтические «Руины» и «Хрустальная» колонна, розы старинных сортов и множество других разнообразных цветов создают особую романтическую атмосферу «античного» сада, каким его представляли в XIX в.
ОЛЬГИН ПАВИЛЬОН
Ольгин павильон, построенный в 1846 -1848 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера стал подарком императорской четы дочери Ольге к ее свадьбе в 1846 году. Павильон создан в виде трехэтажной башни, выступающей из воды, и напоминает неаполитанские постройки.
На каждом этаже находится по комнате: столовая, кабинет Ольги Николаевны и кабинет Николая Первого. Пергола, лестницапристань, балконы над гладью пруда, смотровая площадка бельведера соединяют комнаты павильона с окружающим пространством парка, делая павильон открытым свету и воздуху. Строгое архитектурное решение оживляет скульптурное убранство: бюсты в нишах фасадов и на консолях второго этажа, барельефы, стоки для дождевой воды в виде фантастических животных. Лестницу-пристань украшают беломраморные вазы на постаментах желтого сиенского мрамора.
Ансамбль создан как зримое воспоминание о Палермо, где в 1845 - 1846 гг. будущая королева Вюртемберга Ольга Николаевна вместе с императрицей Александрой Федоровной провели несколько счастливых месяцев, и где состоялась встреча и помолвка великой княгини с наследным принцем Карлом Вюртембергским.
ПЕТЕРГОФСКИЙ ВОКЗАЛ
В июне 1857 года открылось регулярное движение пассажирских поездов Петербург - Петергоф. Тех, кто впервые приезжал в Петергоф, поражало грандиозное здание железнодорожного вокзала, о котором газета "Северная пчела" за 20 августа 1857 года писала так: "Это изящное здание открывается взору пассажиров во всем блеске. Над готической колоннадою возвышается на 16 сажен прекрасная башня, которая довершает впечатление. Особы, бывшие на всех железных дорогах Европы, утверждают, что нигде не видели станции, построенной с таким вкусом и эффектом".
Здание вокзала было возведено в 1854 -1857 -х годах по проекту Н. Л. Бенуа (1813 -1898). Центральная часть вокзала - дебаркадер - перекрыта металлическими фермами. Западный фасад здания трактован в виде четырехъярусной башни, по сторонам которой находятся стрельчатые арки для прохода составов. Над арками устроены лоджии с изящной готической колоннадой.
Стены башни прорезаны узкими стрельчатыми окнами и увенчаны ажурными парапетами с пинаклями. К объему, выделенному башней, примыкают двухэтажные корпуса с помещениями для пассажиров и персонала. Южный фасад вокзала имеет трехпролетный портик, ведущий в обширный зал со стрельчатыми сводами, опирающимися на мощные столбы. Северный фасад прорезан широкими стрельчатыми проемами, отделенными один от другого контрфорсами.
Все детали носят подчеркнуто готический характер. Однако романтические средневековые архитектурные формы здания полностью подчинены его утилитарному назначению. Это, по своей целесообразности, образцовое здание пригородной железной дороги. Мало кто знает, что здание это не достроено.
По проекту предусматривалось, что огромные по своим размерам оконные и дверные, готического рисунка, переплеты должны были быть из литого чугуна. Второпях их изготовили из дерева. Но это не все. 1 июля 1893 года архитектурная общественность отмечала 80 -летие Н. Л. Бенуа. В дружеской беседе не обошлось без воспоминаний о былой обширной деятельности юбиляра. Вот что можно было прочесть в газете "Неделя строителя" от 11 июля 1893 года: "Петергофский вокзал, который, бесспорно, может считаться одним из лучших строений в готическом стиле в России, оказывается незаконченным. . . По фасадам во многих частях нет шпилей, предположенных по первоначальному проекту. Когда Бенуа обратился с просьбой ассигновать 1600 рублей на отливку из чугуна шпилей, то управляющий дорогой спросил его: - А сколько эти 1600 рублей дадут нам доходу? - Полагаю, никакого - ответил зодчий. - В таком случае оставить фасад без шпилей. . . " Таким вокзал и остался.
СТРОИТЕЛЯМ ПЕТЕРГОФА
В парке Александрия, напротив северного фасада Фермерского дворца, стоит памятник строителям Петергофа - гранитный обелиск, перенесенный сюда в 1932 году из Сергиевки. Для оформления памятника использовали различный строительный материал, части фонтанных труб, которые были размещены у основания обелиска. На мраморной плите у основания памятника высечена надпись «Рабочим - строителям Петергофа» .
САДОВОМУ МАСТЕРУ ЭРЛЕРУ
В парке Александрия, под сенью старых деревьев рядом с Капеллой находится могила Петра Ивановича Эрлера. Этот замечательный садовый мастер тридцать лет трудился над созданием пейзажных парков Петергофа: Александрии, Колонистского, Александрийского (Пролетарского), Лугового. Он был одним из составителей «Практического наставления для садовой команды» , которое использовалось как руководство для садовников во всех российских садах и парках. Умер П. И. Эрлер в 1857 году и был похоронен на Свято-Троицком кладбище. В 1970 году его прах перенесли на территорию Александрии. В Петергофе есть Эрлеровский бульвар, свое название бульвар получил в 1890 году в честь брата Эрлера П. И. , тоже садового мастера Егора Ивановича Эрлера. Некоторое время бульвар назывался бульваром Ленина, но историческое название было востановлено.
ПЕТР I С МАЛОЛЕТНИМ ЛЮДОВИКОМ XV
В начале 1716 года Петр I отправился за границу. Путешествие длилось почти два год. Царь побывал в нескольких немецких княжествах, в Дании, Голландии, во Франции - самой крупной европейской державе. В Париж Петр прибыл 26 апреля 1717 года. Встречу русского царя с малолетним Людовикам XV назначили во дворце Тюильри. Пышная церемония этой встречи до мелочей была продумана французским двором. Но запланированный ритуал соблюсти не удалось. Не доехав до дворца, Петр увидел двигавшийся навстречу королевский кортеж. Он быстро выскочил из кареты, и подхватив короля на руки внес по лестнице в приемный зал. «Всю Францию на себе несу» , заявил он при этом. Королевская свита - министры и маршалы Франции - была в смущении: вдруг Людовик испугается незнакомого великана и заплачет? И вся торжественность, без того уже нарушенная, совсем пойдет прахом. . . Однако обошлось. Людовик держал себя по-королевски, с мужественным достоинствам. Петр же спустя несколько дней писал Екатерине: «Объявляю Вам, что в прошлый понедельник визитировал меня здешний королище. . , дитя зело изрядное образом и станом и по возрасту своему довольно разумен, которому семь лет. . . » .
Скульптурная группа» «Петр I с Людовиком XV на руках» была в 1899 году отлита в Париже по модели: русского скульптора А. Бернштама и накануне 200 летия Петербурга установлена в сквере Петергофской гранильной фабрики. Ну а Петр, кроме новых дипломатических связей, новых знаний о европейских научных учреждениях и промышленных предприятиях, вынес из путешествия убеждение, что его загородную резиденцию непременно должны украсить фонтаны, как в Версале, поскольку это «зело первейшим монархам приличествует» . Во время войны памятник пропал, но 13 сентября 2005 года, на 300 летие Петергофа, копия памятника, воссозданная современным скульптором Николаем Карлыхановым, на средства спонсоров, была установлена в Купеческой гавани.
ПАМЯТНИК ПОПОВУ А. С.
Памятник установлен у ВВМУРЭ имении Попова, вход с бульвара Разведчика. Александр Степанович Попов родился в 1859 году на Урале в поселке Турьинские Рудники (позже известный как город Краснотурьинск). Его отец был священником. В их семье было семеро детей. Александра отдали учиться в духовное училище, затем в духовную семинарию. Учился Александр Попов хорошо, отличался любознательностью. Он любил мастерить различные технические устройства и игрушки, эти навыки помогли ему изготавливать в дальнейшем физические приборы для своих исследований. Окончив общеобразовательные классы Пермской духовной семинарии Алексндр Попов поступил на физикоматематический факультет Петербургского университета. Во время учебы Александр обнаружил, что его больше всего привлекает новейшая физика и электротехника. После окончания университета в 1882 году Попов стал преподавать в Минном офицерском классе в Кронштадте. Свобное время он использовал для физических опытов и изучения электромагнитных колебаний, открытых Генрихом Герцем. Проведя множество опытов и исследований Попов изобрел радиосвязь. Он построил первый в мире радиоприемник - "прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний". В качестве источника электромагнитных колебаний Александр Степанович использовал вибратор Герца.
7 мая 1895 года Попов сделал доклад на заседании Русского физико- химического общества в Петербурге, где продемонстрировал свои приборы связи в действии. Этот день и считается днем рождения радио. Много времени и сил Александр Степанович Попов затратил на совершенствование своего радиоприемника. Сначала передача была возможна только на несколько десятков метров, потом на несколько километров, а затем была доведена до десятков километров. Экспериментирую с приемником, Попов обнаружил, что на их работу влияют грозовые разряды. Александр Степанович решил исследовать это явление. Он сделал и испытал специальный прибор для записи атмосферных и электрических разрядов на бумажную ленту. Этот прибор, названный позже грозоотметчиком, стал применяться в метеорологии. Зимой 1899 -1900 годов приборы радиосвязи Попова были успешно применены при спасении броненосца "Генерал-адмирал Апраксин", потерпевшего аварию у острова Гогланд. Незадолго до этого Александр Степанович Попов построил приемник нового типа, который мог принимать телеграфные сигналы на наушник с расстояния 45 километров. В 1901 году Попов занял должность профессора Петербургского электротехнического института (позже - "ЛЭТИ"), а в 1905 году стал его директором. Александр Степанович Попов скоропостижно скончался 13 января 1906 года.
ВОЕННЫЕ ГОДЫ И ВОССТАНОВЛЕНЕ ПЕТЕРГОФА Фото: «Петергоф на кануне войны»
С первых же дней войны началась подготовка музейных ценностей к эвакуации. В глубь страны отправили тысячи произведений живописи, изделия из фарфора и стекла, мебель, ткани. Мраморная скульптура и часть бронзовой скульптуры были укрыты в тайниках на территории Верхнего сада и Нижнего парка. Однако полностью эвакуировать сокровища Петергофских музеев не удалось: 23 сентября 1941 г. гитлеровские войска вторглись в Петергоф, превратив его в особо укрепленный стратегический пункт, и выселили всех жителей города.
В день захвата Петергофа от снаряда загорелся Большой дворец. Дворец горел три дня, и петергофцы, которых угоняли из родного города, долго видели зарево над ним.
Серьезно пострадали Ольгин и Розовый павильоны, были варварски уничтожены отделки Монплезира, Коттеджа, Эрмитажа, в котором был разрушен знаменитый подъемный стол. От бомбы замедленного действия, уже после ухода агрессоров, взорвался Марли. Оккупанты вывезли из Петергофа несколько тысяч музейных экспонатов, похитили оставшуюся на Большом каскаде скульптуру (в том числе и знаменитого "Самсона"), вырубили и сожгли треть всех зеленых насаждений.
Сразу после освобождения Петергофа в январе 1944 г. начались работы по возрождению дворцово-паркового комплекса. Одной из первых страшные пепелища и разруху увидела М. А. Тихомирова, которая всю блокаду вместе с другими работниками пригородных музеев героически сохраняла петергофские экспонаты, укрытые в Исаакиевском соборе. В своих воспоминаниях в книге "Памятники. Люди. События" она рассказала, как приехала в Петергоф на военном грузовике вместе с саперами, которым пришлось в течение достаточно долгого времени с риском для жизни уничтожать мины, бомбы и снаряды, оставленные захватчиками.
Одновременно с саперами в Петергофе начали свою работу музейные сотрудники и реставраторы. Они собирали сохранившиеся архитектурные детали, фрагменты лепки и резьбы, делали обмеры, готовили необходимую для восстановительных работ документацию. На расчистке погубленных фашистами парков, среди колючей проволоки, противотанковых заграждений, окопов и траншей работали солдаты, жители Петергофа и Ленинграда, молодежь, часто приезжавшая на субботники.
Летом 1945 г. впервые был открыт для посетителей Нижний парк, облик которого оставался еще поистине трагическим. Тогда, глядя на обгоревшие руины ленинградских пригородов - Пушкина, Павловска, Гатчины, - почти невозможно было представить, что эти памятники русской культуры смогут вновь обрести былой блеск и великолепие. Однако восстановительные работы велись повсеместно, усилиями изнуренных голодом и болезнями людей, которые жили в ужасающих бытовых условиях. Восстановление требовало не только огромных средств и больших усилий, не только знаний и самоотверженности, но и глубокой любви к памятникам архитектуры и искусства, невиданной преданности культуре. Только это могло заставить поверить в победу над неописуемым хаосом развалин и обломков.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МУЗЕЕ Посещение музея требует от посетителя знания и соблюдения особого этикета: Согласно правилам хорошего тона, посетитель музея, прежде чем отправиться осматривать экспонаты, должен пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу (сумки, портфели, пакеты и т. п. ). Сориентироваться в больших музеях и на выставках помогут специальные каталоги-путеводители, продающиеся при входе в выставочные залы. В таком случае нет необходимости стараться увидеть все сразу за время одного посещения. Лучше всего выбрать какой-либо один зал и внимательно ознакомиться с его экспонатами. В следующее посещение музея или выставки можно будет осмотреть другой зал и т. д. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга, недопустимо.
Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Настоящий ценитель и знаток искусства не станет демонстрировать эрудицию и знания в таком не совсем подходящем для этого месте, как музей. Ведь давать информацию о том или ином произведении, его истории и авторе — задача экскурсовода. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не побеспокоить стояниях рядом. Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место. Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается. Об этом каждому посетителю напоминают специальные таблички, имеющиеся в каждом выставочном зале или прикрепленные к футлярам экспонатов. Недопустимо перебивать экскурсовода во время рассказа. Как правило, экскурсовод задает вопросы после каждой значимой части экскурсии. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.