Человек и общество в ранних мифах.ppt
- Количество слайдов: 13
Повторение домашнего задания • Письменные ответы к тексту на с. 25. • Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» • Вопросы 1 -5 на с. 24.
Домашнее задание • • § 2 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 26, эссе на выбранную тему
«Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях» Урок 5.
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества Древние греки создали очень яркую и впечатляющую мифологию. Они же первыми перешли к новому способу рассмотрения мира и породили то, что можно назвать философией в собственном смысле слова ( «любовь к мудрствованию» ) Особенности греческой философии Если на Востоке философия возникла из комментариев мифологии, то в Греции философия возникает как альтернатива мифологии Греческая философия имеет авторов. Философская система - это продукт определенной личности Греки первые заговорили о космосе и порядке в космосе, который упорядочен по определенным законам.
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества Откуда возник принцип рациональности? Полисное устройство Математика Рациональность (от лат. ratio — разум) - характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления Греки говорили, что мудрость не в многознании. Мудрость в том, что человек размышляет о том, что есть знание.
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества V-IV в. в. до н. э. - натурфилософия 1. Главным объектом является природа Фалес Милетский 2. Главная проблема - проблема начала (откуда все взялось) Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения - дух, «гнездящийся» в воде.
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало - апейрон, которому присуще непрерывное движение. Сам апейрон, как то из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени Воздух у Анаксимена - самая бескачественная из всех материальных стихий; прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно или невозможно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь - наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода - лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода - в землю Гераклит Эфесский Гераклит считал, что всё непрерывно меняется «Всё течёт, всё меняется» «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества Классическая древнегреческая философия В центре её интересов – человек, общество, государство Сократ Платон Аристотель
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества Государство Платона состоит из трех сословий: • высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей). Платон (427 -347 гг. до н. э. ) • сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов). • сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества Критический анализ форм государства: • аристократия (справедливая власть меньшинства, лучших граждан) • тимократия (несправедливая власть меньшинства - военных вождей, уважаемых граждан) Платон (427 -347 гг. до н. э. ) • олигархия (несправедливая власть меньшинства, богатых людей) • демократия (справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства) • тирания (несправедливая власть одного человека)
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое» . Чтобы правильно устроить общественную жизнь людям необходима политика. Аристотель Политика - наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. (384 -322 гг. до н. э. ) Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.
4. Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества Аристотель (384 -322 гг. до н. э. )