Скачать презентацию Повседневная жизнь россиян в 19 веке Социальная Скачать презентацию Повседневная жизнь россиян в 19 веке Социальная

ПРОФИЛЬ-8-2.pptx

  • Количество слайдов: 115

Повседневная жизнь россиян в 19 веке Повседневная жизнь россиян в 19 веке

Социальная структура российского общества Сословный строй Сословие - социальная группа, которая занимает определенное положение Социальная структура российского общества Сословный строй Сословие - социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству. XIX век; до 1861 года привилегированные ДВОРЯНСТВО ДУХОВЕНСТВО белое личное потомственное черное полупривилегированные КУПЕЧЕСТВО 1 непривилегированные КРЕСТЬЯНСТВО 2 3 крепостные КАЗАЧЕСТВО войска государств. дворцовые церк. -мон. МЕЩА НСТВО

Начало века Конец века Начало века Конец века

Дворянство Дворянство

Дворянство – самое привилегированное и образованное сословие. Из дворянского сословия вышли многие прогрессивные люди Дворянство – самое привилегированное и образованное сословие. Из дворянского сословия вышли многие прогрессивные люди России – полководцы и общественные деятели, писатели и ученые, художники и музыканты. Дворянами были и многие борцы против самодержавия и крепостного права. Начало 19 века: Дворянство – экономически и политически господствующий класс. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Занимая все командные должности государственного аппарата они составляли его основу. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Титул - почетное родовое или «пожалованное» государем звание. Древнейшим дворянским титулом на Руси был Титул - почетное родовое или «пожалованное» государем звание. Древнейшим дворянским титулом на Руси был князь. титул этот переходил по наследству. Высшим, но достаточно редким титулом был светлейший князь. «Ваша светлость» – так полагалось обращаться к светлейшим князьям. Третьим дворянским титулом был граф. Князей и графов титуловали «сиятельствами» . Низшим дворянским титулом в России был барон ( «господин барон» ).

До отмены крепостного права в 1861 году достаток помещика определялся не размерами земли, которой До отмены крепостного права в 1861 году достаток помещика определялся не размерами земли, которой он владел, а числом крестьянских душ, ему принадлежавших. Количество земли считалось не столь существенным без работников, способных ее обработать, она не представляла собой столь высокой ценности. Помещики разделялись на мелкопоместных (владевших душами числом до ста), среднепоместных, число душ которых исчислялось сотнями, и крупных (около тысячи и более душ).

Поме стье - разновидность земельного владения, предоставлявшегося на условиях военной или какой-либо другой государственной Поме стье - разновидность земельного владения, предоставлявшегося на условиях военной или какой-либо другой государственной службы первоначально в пожизненное владение; «участок казённой или церковной земли, данный государем или церковным учреждением в личное владение служилому человеку под условием службы, то есть как вознаграждение за службу и вместе как средство для службы. Подобно самой службе, это владение было временным, обыкновенно пожизненным. Условным, личным и временным характером своим поместное владение отличалось от вотчины, составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца» (В. О. Ключевский) Впоследствии стало переходить по наследству, а также переходить меной, сдачей и иными способами от помещика к помещику. С владением поместьем с оединялось владение населяющими его крестьянами. По Указу о единонаследии (1714) по местье слилось с вотчиной в единый вид земельной собственности - имение.

Жилье среднего дворянина в городе украсилось в начале XIX века персидскими коврами, картинами, зеркалами Жилье среднего дворянина в городе украсилось в начале XIX века персидскими коврами, картинами, зеркалами в позолоченных рамах, дорогой мебелью из красного дерева. В летнее время дворяне, сохранившие поместья, покидали душные города. Деревенские помещичьи дома были однотипны и представляли собой деревянную постройку с тремя- четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольником фронтона над ними.

Управление имением При крепостном праве для управления имением помещик назначал приказчика или бурмистра либо Управление имением При крепостном праве для управления имением помещик назначал приказчика или бурмистра либо поручал хозяйство старосте, который выбирался крестьянской общиной или назначался помещиком. Помощник старосты, отряжавший крестьян на различные работы, именовался выборным, так как его выбирали. Все это были люди крепостные, подневольные. Нередко для ведения помещичьего хозяйства нанимался управляющий из свободных людей, более или менее грамотный и опытный. Крупными имениями управляли нанятые помещиками отставные военные. Земли и власти» . При крупных помещичьих хозяйствах имелся особый аппарат – контора с целым штатом конторщиков.

Дворяне В первой половине XIX века тема богатства дворян оказалась тесно связанной с темой Дворяне В первой половине XIX века тема богатства дворян оказалась тесно связанной с темой их разорения. Долги столичного дворянства достигли астрономических цифр. Долги дворянства росли и по другой причине. Оно испытывало сильную потребность помещиков крестьянского в складывались труда. свободных в деньгах. основном Продавать из Доходы продуктов сельскохозяйственную продукцию помещики не умели. Гораздо проще было обратиться в банк или к заимодавцу, чтобы взять в долг или заложить имение. Как правило, деньги уходили на постройку домов, балы, дорогие наряды.

После отмены крепостного права дворянство потеряло бесплатную рабочую силу, большая часть разорилась, другая – После отмены крепостного права дворянство потеряло бесплатную рабочую силу, большая часть разорилась, другая – вступила на путь предпринимательства. Дворянству удалось сохранить свое привилегированное положение. В его руках находилась политическая власть.

Дворянские дети получали домашнее образование. Домашнему воспитанию противопоставляли частные пансионы и государственные училища. Большинство Дворянские дети получали домашнее образование. Домашнему воспитанию противопоставляли частные пансионы и государственные училища. Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. С 7 -8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. К тому же служба являлась составляющей дворянской чести, была связана с понятием патриотизма.

Один день из жизни русского дворянина в XIX веке Один день из жизни русского дворянина в XIX веке

Утро дворянина начиналось с кофе, за которым он читал «Московские ведомости» и другие газеты. Утро дворянина начиналось с кофе, за которым он читал «Московские ведомости» и другие газеты. После он любил отлучиться на отдых, в это время к нему часто кто-нибудь приезжал, например Сенатор, и они подолгу обсуждали последние новости.

Самым любимым делом барина был обед. Обед в усадьбе обычно ограничивался четырьмя переменами блюд. Самым любимым делом барина был обед. Обед в усадьбе обычно ограничивался четырьмя переменами блюд. Сначала шли щи, которые барин признавал самым вкусным блюдом. За супом следовало какое-то холодное блюдо на выбор. Бус под капустой, говяжья студия с квасом, сметаной и хреном. Во время второй перемены очень часто подавались кушанья из рыбы. Третью перемену блюд составляли кушанья горячие: утка под рыжиками, телячья голова с черносливом и изюмом, малороссийские вареники. На четвертую перемену подавали в основном жареную дичь: индеек, уток, гусей, рябчиков, куропаток. На гарнир: соленые огурцы, маслины, соленые лимоны и яблоки Часто на обед приходили люди, которых не знал никто из усадьбы, но, будучи щедрым и гостеприимным, барин велел пускать всех.

Любимым развлечением помещиков была охота. Богатые помещики имели целые охотничьи хозяйства с обширным штатом Любимым развлечением помещиков была охота. Богатые помещики имели целые охотничьи хозяйства с обширным штатом прислуги. Псари ухаживали за охотничьими собаками: старший псарь, ведавший обучением борзых собак и распоряжавшийся собаками во время охоты, назывался доезжачий. Всей псовой охотой заведовал ловчий. Выжлятник ведал гончими собаками, борзовщик, или борзятник, – борзыми. Своего рода форменной одеждой псарей были красные кафтаны с галунами. Как велась охота? Егеря-загонщики заставляли гончих собак выследить зверя, те с громким лаем выгоняли его из леса; там на зверя спускали борзых, отличающихся особо быстрым бегом. Охотники скакали за ним верхом вслед, пока борзые не настигали зверя.

Дворянское самоуправление Дворяне уездов и губерний объединялись в дворянские общества, пользовавшиеся самоуправлением. Каждые три Дворянское самоуправление Дворяне уездов и губерний объединялись в дворянские общества, пользовавшиеся самоуправлением. Каждые три года дворяне уезда и всей губернии съезжались на уездные и губернские выборы, на которых выбирали предводителей дворянства, судей, исправников и других выборных должностных лиц. Предводителями дворянства избирались наиболее авторитетные и богатые помещики. Должность эта была довольно хлопотливой, но престижной. Предводитель был обязан, не доводя дела до суда, улаживать конфликты между местными дворянами, унимать беспокойных. Губернский предводитель был ближайшим советчиком и опорой губернатора, хотя иногда между ними происходили и ссоры. Должность предводителя требовала известных расходов на разъезды и приемы. Вместе с тем иные помещики жаждали стать предводителями. Дворянские выборы становились событием в тусклой жизни уездных и губернских помещиков, предметом их волнений и дискуссий.

Бал был неотъемлемой частью жизни дворян. Здесь все танцевали, играли в карты и просто Бал был неотъемлемой частью жизни дворян. Здесь все танцевали, играли в карты и просто веселились. Наш дворянин любил давать балы во время званных ужинов. Он считал бал местом отдыха и общения. После бала барин отправлялся в свою спальную, и тут начиналась длинная история умываний, примочек, лекарств; камердинер приготовлял на столике возле постели целый арсенал разных вещей: склянок, ночников, коробочек.

Мода 19 века - переход от эпохи классицизма к эпохе позитивизма Девятнадцатое столетие стало Мода 19 века - переход от эпохи классицизма к эпохе позитивизма Девятнадцатое столетие стало для мировой моды новым витком, новой эрой. Постепенно представители высшего общества стали охладевать к сложным нарядам, отдавая предпочтение демократичным костюмам и платьям. Во многом на их выбор повлияла индустриализация. Общество стало более динамичным, что потребовало упрощения как мужского, так и женского костюмов.

Эпоха романтизма Середина девятнадцатого столетия внесла в женские наряды оттенки мечтательности и страстности. Греческие Эпоха романтизма Середина девятнадцатого столетия внесла в женские наряды оттенки мечтательности и страстности. Греческие наряды ушли в прошлое, уступив место классическим платьям. Линия талии вернулась на свое место, лиф стал более облегающим, юбка укоротилась до щиколоток. Усилить визуальный эффект осиной талии помогали широкие присборенные рукава. Большую роль в женском туалете играли детали. Платья дополнялись шалями, пелеринами, муфтами и зонтиками. Нововведением стало боа – шарф, выполненный из перьев или меха. Третья четверть девятнадцатого столетия ознаменовалась новым удлинением и расширением юбки. Неотъемлемыми частями наряда стали кринолин и жесткий удлиненный корсет.

Эпоха позитивизма Женский костюм этого периода характеризуется перегруженностью декоративными деталями. Он снова становится отражением Эпоха позитивизма Женский костюм этого периода характеризуется перегруженностью декоративными деталями. Он снова становится отражением социального статуса своей хозяйки, роскошью. Исчез кринолин, уступив место более удобному и легкому турнюру. В конце 19 века зарождается интерес к этническим костюмам, а в дамском гардеробе появляются наряды с индийскими мотивами. Изменился модный силуэт. Платье стало предельно узким, сузились и рукава. В моду вошло жабо. Такой фасон был актуален и в начале двадцатого столетия.

В 70 -е годы женский костюм приобретает все более вычурные формы: заднее полотнище юбки, В 70 -е годы женский костюм приобретает все более вычурные формы: заднее полотнище юбки, переходящее в шлейф, причудливо драпируется. На смену кринолину приходит турнюр — прикреплявшаяся сзади у талии подушка, которая поддерживала пышные складки юбки. Ткани на платье были разнообразными: шелк, атлас, штоф, шерсть, бархат, кисея. В одном туалете соединялись две, а иногда и три материи. Платья обильно украшались искусственными цветами, тесьмой, бахромой, вышивкой, кружевами, перьями птиц. Отделка на вечерних и визитных платьях была богаче: стеклярусные и бисерные вышивки, тонкое кружево, завитые страусовые перья делали эти платья чрезвычайно нарядными.

В костюме 80 -х годов исчезает турнюр, юбка становится уже. Сзади закладываются множественные складки, В костюме 80 -х годов исчезает турнюр, юбка становится уже. Сзади закладываются множественные складки, которые переходят в шлейф. Модной становится стройная высокая фигура, поэтому корсет теперь охватывает не только верхнюю часть туловища, но и бедра, получив название корсет-панцирь.

В начале 90 -х годов 19 века женский костюм снова изменяется в связи с В начале 90 -х годов 19 века женский костюм снова изменяется в связи с переменами, происходившими в обществе в конце столетия. В обиход, кроме железных дорог, входят автомобили, распространяется фотография, развивается кино. Модным становится занятие спортом, все больше женщин приобретают профессию и устраиваются на работу. Именно в это время широко входят в обиход юбки с блузами и жакетами — так называемый костюм-тальер, излюбленный туалет работающих женщин-горожанок. Юбка приобретает колообразную форму, она обтягивает бедра и сильно расширяется книзу. Подолы юбок обшивались специальной тесьмой, которая напоминала щетку и предохраняла одежду от грязи.

Как одевались на балы Бальная мода 19 века – настоящая сокровищница изысканных фасонов, тканей Как одевались на балы Бальная мода 19 века – настоящая сокровищница изысканных фасонов, тканей и аксессуаров. В России высшее общество, а тем более столичное, беспрекословно следовало французским и английским модам, нередко заказывая наряды из Парижа или Лондона. В провинциях дворяне также не отставали от столичной знати и шили аналоги заграничных нарядов у местных портних.

Внешний вид на великосветских балах был обозначен этикетом. В течение 19 века женские бальные Внешний вид на великосветских балах был обозначен этикетом. В течение 19 века женские бальные платья отличались глубоким декольте. Такие наряды подразумевали наличие на шее украшений, ведь бал был не только местом для танцев, но и поводом показать себя и свой достаток. В самом начале 19 века было модным украшать платья живыми или искусственными цветами. Обувь обычно надевали без каблука, удобную и мягкую, чтобы можно было легко выдержать многочасовой бал. Образ дополняли лёгкими палантинами. Мужская бальная мода не отличалась разнообразием. Кавалерам полагалось являться на бал в чёрных фраках, жилетах и галстуках. В первой половине века предпочтение отдавали белым галстукам, а во второй – черным. Если мужчина был военным служащим, то бал для него был поводом надеть свой парадный мундир с поправкой на бальную обувь. Важным аксессуаром бального костюма были перчатки. Они должны были быть не просто белыми, а белоснежными. Перчатки не снимались на протяжении всего бала, за исключением времени ужина.

Проникновение моды в Россию Следует заметить, что в 19 веке провинциальная мода мало чем Проникновение моды в Россию Следует заметить, что в 19 веке провинциальная мода мало чем отличалась от моды столичной, как и от европейской. Когда в провинцию стали направлять семьи губернаторов и крупных чиновников из столицы, консервативные местные барышни начали копировать столичные наряды. «Носителем» тогдашней моды было купечество и чиновничество, женщины простого происхождения одевались по канонам прабабушек. Мода для девушек и замужних женщин в тогдашнем обществе существенно различалась. «Дебютанткам» , недавно вышедшим в свет, разрешалось носить только белые и пастельных тонов платья. Из украшений допускались только нити жемчуга в причёске или на шее и живые цветы, а диадемы или страусовые перья строжайше запрещались.

Одежда дворян Новые эстетические принципы простоты, удобства, скромности утверждает в своем костюме демократическая интеллигенция. Одежда дворян Новые эстетические принципы простоты, удобства, скромности утверждает в своем костюме демократическая интеллигенция. Формируется и костюм фабричных рабочих. У мужчин — темные косоворотки, опоясанные ремнем или кушаком, жилеты, пиджаки, брюки, заправленные в сапоги. У женщин —сарафан и кофта из одной ткани, головной и наплечный платок, фартук. Праздничная одежда следовала общепринятой моде, но была без турнюров и драпировок на юбке.

Монокль Он легко выпадал при удивлении и приподнимании брови Популярен среди офицеров и дипломатов Монокль Он легко выпадал при удивлении и приподнимании брови Популярен среди офицеров и дипломатов , считался предметом роскоши. (Булгаков) Имел небольшой размер, хорошо садился в глазную впадину Использовалось многими политиками, учеными и писателями ( Чехов) Пара линз, прикрепленных к рукоятке декорированной драгоценными камнями и материалами Пенсне Подчеркивал жесты и использовался в великосветской беседе Лорнет Стало популярным, так как считалось незаметным Держатся на носу посредством зажимающей переносицу пружины. чаще всего лорнетом пользовались женщины

Прически XIX века в России Мужчины и женщины всегда уделяли большое внимание прическе. По Прически XIX века в России Мужчины и женщины всегда уделяли большое внимание прическе. По словам Дидро, прическа делает женщину более привлекательной, а у мужчины подчеркивает черты его характера. Однако, в основном, она зависит от моды. В моду проникает Классицизм, культ античности, греческий вкус и римский дух. Женские платья уподобились хитонам, волосы убраны в виде изящной диадемы. . . Ампир, бидермейер, эклектика. . . Это названия стилей причесок XIX века. Самой значительной инновацией в парикмахерском искусстве стали короткие женские прически. Мода на них возникла после французской революции — в память об аристократках, остриженных перед гильотиной. . . В большом фаворе завивка, и мода на нее продержится до начала XX века.

Для стиля Ампир характерной чертой было использование различных приемов для выполнения локонов: круглых, спиральных, Для стиля Ампир характерной чертой было использование различных приемов для выполнения локонов: круглых, спиральных, плоских и т. д. Украшались локоны перьями, заколками, обручами. Мужчины носили пряди средней длины, зачесанные к лицу. Прическам периода бидермейера свойственна замысловатость, вычурность, изобилие локонов и кос, а также помпезность в украшениях. Все уважающие себя женщины того времени стремились к образу женственной и романтичной куклы, которая демонстрировала в своем внешнем виде финансовые успехи мужа. У женщин не хватало своих волос для таких дивных сооружений на голове, поэтому стали использовать искусственные локоны. Волосы спускались на виски и закручивались, потом они закалывались длинными шпильками на макушке или затылке. Эклектика-смешение различных художественных стилей, которое начинается в 40 -60 гг. , особенно акцентирует возвращение к рококо. Появляются головные уборы.

Стремление женщин выглядеть привлекательно заставляло их пользоваться средствами, подчеркивающими их красоту. Но если в Стремление женщин выглядеть привлекательно заставляло их пользоваться средствами, подчеркивающими их красоту. Но если в давние времена как косметические средства использовались натуральные растительные, минеральные вещества, то 19 век стал переломным в истории развития косметики. Большое внимание в 19 веке уделялось чистоте и свежести кожи. Хорошим тоном считалось ежедневно принимать ванну и очищать тело от всевозможных загрязнений. Поэтому зачастую единственным косметическим средством, которым пользовались молодые девушки , было душистое мыло и румяна жидкой консистенции, основанные на натуральных компонентах. В России воспитанницы Института благородных девиц умывались специально изготовленным для них мылом, лишенным всякого запаха. В моду вновь вернулась мода на бледную кожу. Но не за счет толстого слоя фарфорового грима. Красавицы этой эпохи старались избегать солнца, боясь испортить цвет лица загаром, носили для этих целей широкополые шляпки.

Мужские стрижки в начале 19 века были выполнены с большой высокой челкой. В это Мужские стрижки в начале 19 века были выполнены с большой высокой челкой. В это столетие мужчины постепенно перешли от коротких волос к более длинным. Когда длина волос доходила до уровня ушей, волосы завивали. В конце 19 века среди мужчин опять становится популярной короткая стрижка. Усы и бороду постоянно сбривали. Позже, в тридцатых годах, в моду входят бакенбарды. Еще через десять лет мужчины начинают отпускать усы. Во второй половине 19 века длина бакенбард многих мужчин доходила до подбородка. Бороду отпускали таким образом, чтобы к низу она раздваивалась.

Женская шляпная мода того времени очень хорошо отображала женский характер – была очень капризна Женская шляпная мода того времени очень хорошо отображала женский характер – была очень капризна и постоянна менялась. Фасоны шляп менялись так быстро, что их можно описывать не десятками лет, а по годам. Главной характеристикой все же оставалось то, что женские шляпки утратили практическое значение и стали только украшением, подавались как модный аксессуар. Чем интереснее была их форма, новизна дизайна, тем охотнее их носили, пусть и не всегда идея была удачная с точки зрения модного сообщества. Самые распространённые фасоны : «Ток» , «Ветреница» , «Кибитка» . Украшались они цветами, перьями, лентами, кружевами, бантами, оборками, ромбами из легких тканей, тесьмой и т. д. В целом, любые женские шляпки того времени украшались очень много и разнообразно, и интересно гармонировали с окрасками шляпок.

 В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью образа, она свидетельствовала о В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью образа, она свидетельствовала о принадлежности к дворянскому сословию, о том, что девушка или дама имеет соответствующее образование и знает правила светского этикета. Высоко ценилось умение выбрать подходящую шляпку, собираясь на бал, в театр, с визитом, на прогулку. Дамы в головных уборах, не соответствующих обстановке, вызывали неодобрение и насмешки. Кроме того, модными были определенные оттенки шляпок. В тот период было принято носить палевый, розовый, бледно-зеленый, лимонно-желтый и белый цвета.

Найди лишнее Найди лишнее

Верно!) Горшок издревле был предметом обихода крестьян Верно!) Горшок издревле был предметом обихода крестьян

Не верно( Это письменные принадлежности дворян XIX века Не верно( Это письменные принадлежности дворян XIX века

Не верно( Монокль – исконно дворянский предмет Не верно( Монокль – исконно дворянский предмет

Духовенство Духовенство

Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”). Православная церковь была господствующей в России. Православие исповедовали 70% населения. Черное духовенство – монашество - выполняло «особые обязательства» , белое - жило в миру. В начале XIX века духовенство стало замкнутым сословием. Сельские священники нередко влачили жалкое состояние, т. к. жили за счет паствы.

Для возведения в высший сан – АРХИЕРЕЯ, требовалось пострижение свящ енника в монахи и Для возведения в высший сан – АРХИЕРЕЯ, требовалось пострижение свящ енника в монахи и полный отказ от всего мирского, то есть семьи, имущества, прежних социальных связей. Черным духовенство называлось потому, что монахи носили черные одежды. Женатый не мог стать монахом, обычный же священник обязан был перед пострижением в сан жениться, но, овдовев, жениться вторично не имел права. БЛАГОЧИННЫЙ – священник, надзирающий над деятельностью несколь ких приходов одной и той же местности.

 Гораздо чаще, чем черное, в русской литературе показано БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО: ДЬЯКОНЫ и ПРОТОДЬЯКОНЫ, Гораздо чаще, чем черное, в русской литературе показано БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО: ДЬЯКОНЫ и ПРОТОДЬЯКОНЫ, которые были обязаны закончить курс в низшем учебном заведении –ДУХОВНОМ УЧИЛИЩЕ, и ИЕРИИ и ПРОТОИЕРЕИ – выпускники ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ. В духовные учебные заведения принимались лица всех сословий, даже дети кре постных (при этом они освобо ждались от крепостной зависимости), но выпускники могли отказаться от священнической деятельности.

Настоятель – священник Высшие чины, с духовным образованием. Помощник настоятеля –дьякон Дьячки (псаломщики) Пономари Настоятель – священник Высшие чины, с духовным образованием. Помощник настоятеля –дьякон Дьячки (псаломщики) Пономари Низшие церковнослужители, не получившие религиозного образования и непосвященные в сан Люди мирские, однако при этом обязательно грамотные, так как им часто приходилось читать церковные книги. Пономарь был старшим служителем в церкви, одной из его обязанностей было чтение молитв над покойником – труд тяжелый, длительный и однообразный.

Купечество Купечество

Купечество в XIX веке Купеческие гильдии Первая Вторая Третья Купечество — полупривилегированное сословие в Купечество в XIX веке Купеческие гильдии Первая Вторая Третья Купечество — полупривилегированное сословие в России в XVIII — начале ХХ вв. Третье сословие — после дворянства и духовенства. Размер гильдейских сборов неоднократно повышался, с 1 % до 1, 25 % в 1797 году, 1, 75 % в 1810, 4, 75 % в 1812 и 5, 225 % в 1821. К 1824 году для купцов первой гильдии ежегодный сбор достиг 3212 рублей, второй гильдии — 1345 рублей, третьей гильдии — 438 рублей.

На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т. д. На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т. д. Многие купцы занимались винным откупом. В 1830 -е — 1840 -е в Сибири начинается добыча золота. В 1830 -е — 1860 -е годы появляются городские общественные банки. В 1840 -е — 1860 -е годы появляются пароходы, и создаются пароходства. В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система. Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство частных винокуренных заводов. Купеческие дома во многом определили лицо исторической части российских городов. Купеческие особняки формировали торговые зоны городов.

Одежда купцов • В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки) , длиннополый, утеплённый, Одежда купцов • В будние дни купцы носили картуз (разновидность фуражки) , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук, сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали черного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы. Мелкие купцы носили утеплённую разновидность сюртука, которая называлась «сибирка» . Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто, и представительского костюма. В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки, туфли, иногда фраки и цилиндры. Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки, костюмы, зачастую сшитые у столичных мастеров.

Казачество Казачество

Разделение Русское Казачество Вольные Служилые Возникли на побережьях крупных рек и на степных просторах. Разделение Русское Казачество Вольные Служилые Возникли на побережьях крупных рек и на степных просторах. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Украинское Вольные вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775). Служилые служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско. Литовском государстве.

Деятельность и хозяйство • Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. (В Деятельность и хозяйство • Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. (В некоторых казачьих войсках хлебопашество было запрещено. Наказание-казнь). Война играла огромную роль в жизни казачьих общин. Они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча. (Дуван- общая собственности нескольких казачьих общин полученная в результате военных действий. )

Система управления § § Выборная система управления и демократические порядки. Основные решения принимались на Система управления § § Выборная система управления и демократические порядки. Основные решения принимались на обще казачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. Сменялся ежегодно. На время военных действий избирался походный атаман. Он имел почти идентичные права с войсковым атаманом и подчинение ему было беспрекословным.

Мещанство в 19 веке Меща нство (польск. mieszczanin — горожа нин) — в Российской Мещанство в 19 веке Меща нство (польск. mieszczanin — горожа нин) — в Российской империи до 1917 года — сословие, низший разряд городских обывателей. Мещане относились к податным сословиям, несли рекрутскую и податную повинность, могли подвергаться телесным наказаниям.

 • Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого, поэтому обедневшие купцы переходили в • Мещанское сословие по положению стояло ниже купеческого, поэтому обедневшие купцы переходили в мещанство, а после 1863 года, когда была отменена третья гильдия купечества, в это сословие были переведены все купцы, приписанные к ней. Запись в мещане была возможна и для государственных крестьян, а после отмены крепостного права — для всех крестьян, но при условии выхода из сельского общества (общины) и с согласия властей. После 1860 года мещанское сословие значительно пополнилось крестьянами, которые зачастую переходили в него только для того, чтобы не платить подати. Купив дом в городе, они арендовали землю и продолжали жить за счет земледельческого труда, не занимаясь ни ремеслом, ни торговлей. В свою очередь разбогатевшие и развившие своё предприятие мещане переходили в купечество, а некоторые, получив образование, в сословие разночинцев.

 • В XIX веке мещанам принадлежала большая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными • В XIX веке мещанам принадлежала большая часть городского недвижимого имущества. Будучи основными плательщиками налогов и податей, мещане, наряду с купцами, относились к категории «правильных городских обывателей» . Мещанам были присущи такие качества, как личная ответственность, чувство долга в семейной жизни, уважение к труду, почитание старших по возрасту, религиозность. Усыновление сирот, раздача милостыни были обычными в мещанской среде.

 • В основном они были связаны с тремя сферами — трактирным промыслом, производством • В основном они были связаны с тремя сферами — трактирным промыслом, производством одежды и торговлей в лавках (преимущественно табачными и галантерейными товарами). Многие мещане нанимались прислугой к частным лицам, служили приказчиками, работали в сфере образования. Мещане-домохозяева, как правило, владели подсобным хозяйство: небольшим огородом и садом, содержали домашний скот и имели право пользоваться городским общественным пастбищем. Часть дома сдавали в аренду, а продукты с огорода продавали. И ремесленники, и торговцы (составлявшие основную часть мещанства в провинциальных городах средней полосы России), нередко занимались ростовщичеством.

 • В 1811 году в России насчитывалось 949, 9 тысяч мещан, что составляло • В 1811 году в России насчитывалось 949, 9 тысяч мещан, что составляло 35% городского населения. Большинство из них проживало в Европейской части России, особенно в западных губерниях, где численность мещан достигала 60– 90% населения. Согласно данным переписи 1897 года численность мещан уже насчитывала 13386, 4 тысячи человек — 10% всего населения Российской империи и 40% городского населения. Половина их проживала в городах, а другая часть в сельской местности.

Крестьянство Крестьянство

Судьбы многих крестьянских семей были похожи друг на друга. Из года в год жили Судьбы многих крестьянских семей были похожи друг на друга. Из года в год жили они в одной и тоже деревне, выполняли одни и те же работы и повинности.

Женились и выходили замуж крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII Женились и выходили замуж крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII веке женили крестьян в 13 -14 лет, то с середины XIX века законным возрастом для вступления в брак мужчины было 18 лет, а женщины - 16 лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно устанавливаются обычай выдавать замуж с согласия невесты. К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и невест позорили.

Крестьянин Николай Шипов родился в 1802 году в слободе Выездной около Арзамаса в Нижегородской Крестьянин Николай Шипов родился в 1802 году в слободе Выездной около Арзамаса в Нижегородской губернии в семье крепостных. В 1820 году в возрасте 18 лет он женился, и процесс сватовства и свадьбы подробно описал в своих мемуарах "История моей жизни и моих странствий". С соответствующим отрывком мы и предлагаем вам ознакомиться:

… В церкви народу было множество. Между тем сваха дружка с хлебом-солью поехали за … В церкви народу было множество. Между тем сваха дружка с хлебом-солью поехали за невестой. Здесь на столе находился так же хлеб и соль. Сваха взяла эту соль и высыпала себе, а свою отдала; хлебами же поменялись. Потом невесту, покрытую платком, посадили за стол. После благословения невесты от родителей иконами все с невестою прощались и дарили ее по возможности деньгами. Затем священник вывел невесту из комнаты и поехали в церковь с свахой, дружкою и светчим, который нес образа невестины и восковые свечи. За ними ехали на нескольких повозках мужчины и женщины, называющиеся поезжанами. По окончании таинства брака мы, новобрачные, по обычаю несли образ Божией Матери из церкви в дом моего отца.

 В доме встретил нас отец с иконою и хлебом-солью: мы приложились к образу В доме встретил нас отец с иконою и хлебом-солью: мы приложились к образу и поцеловались с отцом. После этого начался Божией Матери молебен. По окончании молебна сваха нас, молодых, привела в спальню, посадила рядом и дала нам просфору. Так как в настоящий день я и новобрачная постились, то после чаю нам дали немного закусить. Потом сваха убрала голову молодой так, как это бывает у замужних. После этого мы вышли к гостям, и вскоре начался стол или брачный пир…

Скромная сельская церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектурой, но делала село центром Скромная сельская церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектурой, но делала село центром всей округи

Еще младенцем, несколько дней от роду, каждый человек попадал под ее своды во время Еще младенцем, несколько дней от роду, каждый человек попадал под ее своды во время крестин и множество раз бывал здесь на протяжении жизни.

Сюда же, отошедшего в мир иной, привозили его перед тем, как предать земле. Церковь Сюда же, отошедшего в мир иной, привозили его перед тем, как предать земле. Церковь была почти единственным общественным зданием в округе.

Священник же был, если не единственным, то одним из немногих грамотных людей. Как бы Священник же был, если не единственным, то одним из немногих грамотных людей. Как бы ни относились к нему прихожане, он был официальным духовным отцом, к которому Закон Божий обязывал всех приходить на исповедь.

Три главных события в жизни человеческой: рождение, бракосочетание и смерть. Вот так, на три Три главных события в жизни человеческой: рождение, бракосочетание и смерть. Вот так, на три части, и были разделены записи в церковных метрических книгах.

О переменах в крестьянской среде современник в 40 -х гг. писал так: «…избы сельские О переменах в крестьянской среде современник в 40 -х гг. писал так: «…избы сельские делаются чище и опрятнее, крестьяне перестают держать в жилых помещениях домашних животных» . Относятся эти наблюдения, прежде всего к домам зажиточных крестьян.

Значительные различия были в одежде: разбогатевшие крестьяне сменили лапти на сапоги, армяк и грубые Значительные различия были в одежде: разбогатевшие крестьяне сменили лапти на сапоги, армяк и грубые порты на кафтан, и плисовые штаны, валяную шапку на картуз.

Питались крестьяне в основном овощами, выращенными на собственном огороде. В первой половине XIX века Питались крестьяне в основном овощами, выращенными на собственном огороде. В первой половине XIX века селянин потреблял три фунта хлеба в день. Картофель еще не вошел в число важнейших культур, под него отводили всего 1, 5% посевной площади. Не многие из крестьян могли полакомиться пирогами, студнями или лапшой. Калач считался лакомством, пряник - настоящим подарком. Среди сельских жителей популярным напитком становился чай, вытеснявший сбитни и взвары.

Развитие отходничества оказывало влияние на жизнь деревни. Усилился интерес к танцам; в праздничные дни Развитие отходничества оказывало влияние на жизнь деревни. Усилился интерес к танцам; в праздничные дни в селах устанавливали незамысловатые карусели, возводили балаганы для кукольных представлений.

Рабочие Это был бездомный, походный быт, не устоявшийся, жутковатый. Рабочие подчинялись строгим предписаниям начальства, Рабочие Это был бездомный, походный быт, не устоявшийся, жутковатый. Рабочие подчинялись строгим предписаниям начальства, пытавшегося регламентировать не только их рабочее время, но и повседневную жизнь. Рабочие жили в многоэтажных казармах, в комнатках – клетушках по сторонам сквозного коридора.

Стол рабочих был беден, выручали каши и хлеб. Смертность в два раза превышала среднюю Стол рабочих был беден, выручали каши и хлеб. Смертность в два раза превышала среднюю по стране. Грамотные в их среде встречались так же редко, как и в крестьянской, из всех развлечений им были доступны лишь кабак и трактир. Законодательства о фабричном труде не существовало. Фабрикант и местные власти были всесильны в обращении с трудовым людом.

Костюмы русской бедноты, крестьян и горожан 19 века Итак, настала пора свободы выбора костюмов Костюмы русской бедноты, крестьян и горожан 19 века Итак, настала пора свободы выбора костюмов для всех. После отмены крепостного права происходили заметные к концу века изменения. Деревня, всегда цепко державшаяся за традицию, поначалу относилась к новым модам не только критически, но даже враждебно. Ограниченные средства, привычка сохранять лучшие костюмы на протяжении нескольких поколений, любовь к местным обычаям и особенностям костюмов (а слово "костюм" ведь в переводе и есть обычай!) - все это заставляло сторониться новшеств.

19 век - время формирования народных национальных костюмов. А народные национальные костюмы - это 19 век - время формирования народных национальных костюмов. А народные национальные костюмы - это же праздничные костюмы, то есть самые дорогие, трудоемкие, наиболее полно отражавшие местные вкусы. Это костюмы, в которых как материальная, так и духовная ценность для крестьян слились. Крестьяне не могли эти прекрасные нарядные, рукотворные, действительно торжественные вещи заменить на во всех отношениях равноценные, модные. Не меньшую роль играло то обстоятельство, что привычный старинный повседневный крестьянский костюм до мелочей приспособлен был к работе, а праздничный - к отдыху и танцам. Он был удобен, гигиеничен, приспособлен для любой погоды.

С каждым годом развивалось и увеличивалось производство более доступных, чем домотканые, тканей и фурнитуры. С каждым годом развивалось и увеличивалось производство более доступных, чем домотканые, тканей и фурнитуры. Все больше появлялось готовых вещей. Все больше односельчан приезжало из города в новых городских картузах, сорочках, жилетах или даже сюртуках и пальто. Возникало неизбежное любопытство, желание не отстать (социальная функция), показать себя "на уровне". Начинается медленное, но неуклонное внедрение в крестьянский костюм одного за другим предметов городского костюма. Но в деревне своя дифференциация, свои, социальные, если не законы, то правила. Это продолжалось до Первой Мировой Войны.

 Как и в древние времена - главная одежда крестьян - это рубаха навыпуск, Как и в древние времена - главная одежда крестьян - это рубаха навыпуск, штаны, кафтан нижний - поддевка и верхний - сибирка, чуйка, армяк и т. п. Пояс, шапка, лапти, валенки или сапоги. У деревенских хлеборобов эти предметы одежды внешне даже мало изменились за века. Единственно, что заметно изменилось - это обувь и с середины XVIII века - ткани.

Интерьер Повседневная жизнь россиян в первой половине XIX века была очень разной. Жители городов Интерьер Повседневная жизнь россиян в первой половине XIX века была очень разной. Жители городов и промышленно развитых районов страны могли говорить о серьезных и заметных переменах. Жизнь глухой провинции, деревни в особенности, шла в основном по-старому. Многое зависело от сословного и имущественного положения людей, места их жительства, вероисповедания, привычек и традиций.

Русская кулинария Русская кулинария

Кулинария • Первые скупые сведения о русской кухне содержатся в летописях — древнейших письменных Кулинария • Первые скупые сведения о русской кухне содержатся в летописях — древнейших письменных источниках X—XV веков. . Древнерусская кухня начала складываться с IX века и к XV веку достигла своего расцвета. Естественно, на формирование русской кухни в первую очередь самое большое влияние оказали природно-географические условия. Обилие рек, озер, лесов способствовали появлению в русской кухне большого количества блюд из рыбы, дичи, грибов, лесных ягод.

 • На своих землях с незапамятных времен русичи выращивали рожь, овес, пшеницу, ячмень, • На своих землях с незапамятных времен русичи выращивали рожь, овес, пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Из них варили зерновые каши: овсяные, гречневые, полбяные, ржаные. . . Каша была и остается нашим национальным блюдом. • Кашу считают «праматерью» хлеба. «Каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной» — гласит русская народная пословица. С незапамятных времен известно на Руси пресное и кислое тесто. Из простого пресного теста делали калядки, сочни, позже лапшу, пельмени, вареники. Из кислого дрожжевого теста пекли черный ржаной хлеб, без которого и по сей день немыслим русский стол. К X веку появилась пшеничная мука, и ассортимент выпечных изделий резко увеличился, появились караваи, калачи, ковриги, пироги, блины, оладьи и прочая выпечка. К древнейшим кушаньям нужно отнести и русские овсяные, ржаные, пшеничные кисели. Им не менее 1000 лет. История о том, как кисель спас город, занесена в летопись, известную под названием «Повесть временных лет» . Вот о чем поведал летописец Нестор.

 • К X веку на Руси уже были обыденными репа, капуста, редька, горох, • К X веку на Руси уже были обыденными репа, капуста, редька, горох, огурцы. Картофель получил распространение в России лишь в XVIII веке, а помидоры — в XIX. Первые салаты делали в 19 веке из одного какого-либо овоща, поэтому они назывались: салат капустный, огуречный или картофельный. Позднее рецептура салатов усложнилась, их стали делать из разных овощей, добавлять мясо и рыбу, появились и новые названия: «Весна» , «Здоровье» , «Морская жемчужина» и другие. Жидкие горячие блюда, появились на Руси тоже в древний период. Из напитков были распространены квасы, меды, всевозможные отвары из лесных трав. Пряности, и притом в большом количестве, употребляли на Руси уже с XI века. Русские и заморские купцы привозили гвоздику, корицу, имбирь, кардамон, шафран, кориандр, лавровый лист, черный перец, оливковое, или, как его тогда называли, деревянное масло, лимоны и т. п. • Чай впервые появился в России в XVII веке.

 • Своеобразие блюд русской национальной кухни обусловливалось не только набором продуктов, из которых • Своеобразие блюд русской национальной кухни обусловливалось не только набором продуктов, из которых готовили еду, но и особенностями их приготовления в русской печи. Первоначально русские печи делали без дымохода и топили «по-черному» . Позднее появились печи с трубами, а затем к печам стали приращивать плиты и вделывать духовые шкафы. В русской печи готовили пищу, пекли хлеб, варили квас и пиво, на печи сушили съестные запасы. Печь обогревала жилье, на печи спали старики и дети, а в некоторых местностях в большой топке русской печи парились, как в бане. Еда, приготовленная в русской печи, отличалась отменным вкусом. Этому способствовали форма посуды, температурный режим и равномерный нагрев со всех сторон. В русской печи пищу готовили в глиняных горшках и чугунках. Те и другие имели узкую горловину, маленькое донышко и большие выпуклые бока. Узкая горловина уменьшала испарение и контакт с воздухом, способствуя тем самым лучшему сохранению витаминов, питательных и ароматических веществ. .

Праздники русского народа Праздники русского народа

Рождество В рождественский вечер, по обычаю, полагалось «славить Христа» , ходить с пением колядок. Рождество В рождественский вечер, по обычаю, полагалось «славить Христа» , ходить с пением колядок. Колядовали о семейном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота.

Крещение Следующий праздник русских – Крещение 19 (6 января). Крещенские обряды проводятся на водоемах. Крещение Следующий праздник русских – Крещение 19 (6 января). Крещенские обряды проводятся на водоемах. . В этот день собирались к «Иордани» на водосвятие, святили воду, купались в освященной проруби, устраивали гулянья, ходили в гости друг к другу. Возвратясь от проруби, брызгали в доме и хлевах освященной водой, окропляли скотину. Также в этот день на воротах, на всех дверях и окнах дома ставили кресты мелом или копотью свечи, принесенной из церкви. Рождество, Святки и Крещение проходили с обильными застольями. При этом обязательным считалось преобладание мясных блюд. Особенно заботились о рождественском столе, так как, по поверьям, его изобилие способствовало обеспечению семьи пищей на весь год.

Масленица проходила перед Великим постом. По церковным канонам эта неделя предназначалась для подготовки верующих Масленица проходила перед Великим постом. По церковным канонам эта неделя предназначалась для подготовки верующих к посту. Масленица восходит к весенним сельскохозяйственным обрядам славянязычников, когда она приурочивалась ко дню весеннего равноденствия. Масленица традиционно связана с проводами зимы и встречей весны. Празднование в прошлом, в конце XIX века, занимало неделю и было, как и зимние святки, насыщено обрядамидля обеспечения урожая и благополучия семьи. Проводившиеся ритуалы были направлены на то, чтобы зимние тяготы скорее закончились, и наступила весна. Недаром Масленица считается сейчас праздником проводов зимы. К XIX веку в праздновании Масленицы на первый план вышли развлечения, однако древние ритуалы встречи весеннего солнца все равно сохранились.

Ее называли «широкой» , «честной» , «разгульной» , «пьяной» , «обжорной» . Свое название Ее называли «широкой» , «честной» , «разгульной» , «пьяной» , «обжорной» . Свое название было и у каждого дня. Понедельник называли встречей, вторник – заигрышами, среду – лакомками, разгулом, переломом, четверг – широким, разгуляем, пятницу – «тещиными вечорками» , субботу – «золовкиными посиделками» , воскресенье – «прощенным» . Подготовка к этому празднику занимала всю вторую половину предыдущей недели. Масленица объединяла в себе и языческие обряды, и христианские.

Пасха В весенней обрядности важная роль отводится Пасхе, которая считается крупнейшим христианским праздником. Пасхе Пасха В весенней обрядности важная роль отводится Пасхе, которая считается крупнейшим христианским праздником. Пасхе предшествует длительный семинедельный Великий пост. В Великий пост обязательным было посещение церкви, когда служили в среду, пятницу и субботу. Шестая неделя Великого поста заканчивалась Вербным воскресением.

В пасхальном ритуале большое внимание уделялось обрядовой трапезе. Готовиться к пасхальной стряпне начинали уже В пасхальном ритуале большое внимание уделялось обрядовой трапезе. Готовиться к пасхальной стряпне начинали уже в последнюю неделю поста. С четверга уже можно было красить яйца, красили их луковым пером (шелухой). Посещение церкви на Пасху было обязательным. После посещения церкви садились за праздничный стол, но мясную пищу сразу не ели. Это объясняется тем, что желудок после длительного поста не был готов к потреблению мяса. Обедали творожной пасхой, куличами. Пасху праздновали целую неделю. В это время грехом считалась всякая «грязная» работа:

Троица Заключительным этапом весенних праздников были Семик и Троица. Они отмечались на седьмой неделе Троица Заключительным этапом весенних праздников были Семик и Троица. Они отмечались на седьмой неделе после Пасхи (Семик – в четверг, Троица – в следующее за ним воскресенье). Троица (Пятидесятница) праздновалась на пятидесятый день после Пасхи и отмечала конец весны. Предшествует дню Святой Троицы троицко – семицкая неделя. Название это произошло от слова семик – четверг, а еще она зовется зелеными святками или русальной неделей.

В период этих праздников широко были распространены различные увеселения: хождение в гости, гуляния в В период этих праздников широко были распространены различные увеселения: хождение в гости, гуляния в лугах, лесах. В Семик почти повсеместно с восходом солнца девушки ходили в лес, «завивать» на березах венки. Было принято украшать селения и дома зеленью. Практически в каждом селе на Троицу женщины и девушки водили хороводы, а мужчины играли в лапту. Плетение венков и бросание их в воду было обязательным атрибутом праздника.

Ильин день День святого пророка Ильи празднуется 2 августа (20 июля С Ильиным днем Ильин день День святого пророка Ильи празднуется 2 августа (20 июля С Ильиным днем связаны приметы о будущей погоде. Ильин день считается началом перемены погоды, так как с этого времени появляются дожди, поэтому есть поговорка: на Илью до обеда лето, а после обеда – осень. Дни становились короче, вода холоднее. Говорили так: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается!» , «Петр и Павел к ночи прибавил, Илья – пророк – два приволок» С этого дня можно начинать жатву, считалось, что «святой Илья зажинает жниво» . В церквях служат молебны в честь пророка Ильи, окропляют скотину святой водой

Три Спаса Первые две – три недели августа в народе называли спасовками. Начинался период Три Спаса Первые две – три недели августа в народе называли спасовками. Начинался период осенних полевых работ. В эти дни отмечали три праздника: 14 августа по новому стилю (1 августа по старому) – медовый, 19 (6) августа – яблочный и 29 (16) – ржаной или хлебный. К этому дню варили «медяные» квасы и угощали всех, пришедших в гости. Выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин души» . Медовый Спас первый осенний праздник. С этого дня начинался торжественный посев. Тогда

Второй Спас повсеместно называли яблочным, так как с этого времени разрешается, есть садовые плоды Второй Спас повсеместно называли яблочным, так как с этого времени разрешается, есть садовые плоды и огородные овощи. Разговлялись в яблочный Спас специально испеченными к этому дню яблочными пирогами, яблочным квасом, свежими яблоками.

Третий спас крестьяне называли Спасом на полотне или ореховым. Называли его потому так, что Третий спас крестьяне называли Спасом на полотне или ореховым. Называли его потому так, что к этому времени поспевал лесной орех. В народе этот день называли также Спасом хлебным, ржаным. На этот праздник пекли пироги из нового хлеба, святили рожь на озимые.

Покров отмечается 14 октября по новому стилю. По христианскому учению Богородица, осеняя людей спасительным Покров отмечается 14 октября по новому стилю. По христианскому учению Богородица, осеняя людей спасительным покровом, жалеет, защищает, спасает их. В деревнях существовало поверье, что именно в этот день Богородица спускается на землю, чтобы проверить, собран ли урожай, а также, чтобы помочь больным и бедным. К Покрову готовились заранее: мыли избы, специально к празднику вышивали рушники и вешали на стену. С этого праздника девушки начинали готовить приданное, готовились к свадьбам, отсюда Покров называли свадебник.

Предметы обихода Предметы обихода

Отношения в семье «Дом — семья, семейный очаг — основная микроструктура в городе, в Отношения в семье «Дом — семья, семейный очаг — основная микроструктура в городе, в которой силы взаимодействия и доверия, душевной близости особенно прочны. Семья — хранительница традиций, памяти поколений — формировала систему ценностей и кодекс поведения человека»

 Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. Именно семья выступает Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. Именно семья выступает носителем социального статуса и основным критерием социальной оценки отдельной личности. Семейнородовые признаки являются доминирующими при формировании отношения к человеку. И, наоборот, отсутствие у человека семьи рассматривается как противоестественное явление: “Неженатый не считается у настоящим крестьянином”.

Главные признаки • общее хозяйство • коллективная собственность на двор и семейное имущество • Главные признаки • общее хозяйство • коллективная собственность на двор и семейное имущество • общая касса • коллективный труд и потребление

 «Молодуха» - младшая невестка и сноха. Стояла в наиболее тяжелом положении. Функции Старший «Молодуха» - младшая невестка и сноха. Стояла в наиболее тяжелом положении. Функции Старший сын – пользовался наибольшим авторитетом в семье после «большака» и «большухи» . Функции «Большак» - старший (больший) по возрасту мужчина, возглавляет семейный коллектив. Функции «Большуха» - старшая женщина в семье, жена главы семьи. Функции Младшие члены семьи

 Семья Малая Большая • состояла из супругов и их • состояла из стариков Семья Малая Большая • состояла из супругов и их • состояла из стариков — детей, еще не вступивших в брак; • жила в отдельном небольшом жилище; • имела свое хозяйство и была первичным производственным коллективом. родителей, их сыновей с женами и внуков; • между ее членами, даже троюродными братьями и сестрами, были запрещены браки; • не всегда жили под одной кровлей

Интересное Указатель Интересное Указатель

Интересное Указатель Место для обогрева чайника с заваркой Здесь могут быть совершенно разные узоры Интересное Указатель Место для обогрева чайника с заваркой Здесь могут быть совершенно разные узоры Туда кидались щепки, чаще всего сосновые шишки

Интересное Указатель Самовары, несмотря на назначение, может вписаться в любой интерьер, внося либо немного Интересное Указатель Самовары, несмотря на назначение, может вписаться в любой интерьер, внося либо немного истории в современный интерьер, либо дополнение в исторический дизайн вашей комнаты.

Ссылки на INTERNET-источники • www. pechatnyjdvor. suhttp: //www. myshared. ru/slide/901358 http: //www. iskusstvo. tv/afisha/ Ссылки на INTERNET-источники • www. pechatnyjdvor. suhttp: //www. myshared. ru/slide/901358 http: //www. iskusstvo. tv/afisha/ event/259 • http: //www. weboptica. ru/customers/articles/414 • http: //ppt 4 web. ru/istorija-rossijjskogo-dvorjanstva-i-veka. html • http: //www. petrichenko. info/jitie • http: //www. gorockop. ru/gadaniya. html • http: //studentam. net/content/view/1481/125/ • http: //tayni. info/71721/ • http: //proculturu. ru/stati-po-istori-rosi/krestjanskaja-svadba-v-nizhegorodskoi -guberni-v-1820 -godu-v-vospominanijah-e-uchastnika. html