ПРОДУКТ. ППП 8_2 2016 г..pptx
- Количество слайдов: 118
Повседневная жизнь россиян в 19 веке
Повседневная жизнь крестьян дворянства рабочих
Дворянство
Дворяне В первой половине XIX века тема богатства дворян оказалась тесно связанной с темой их разорения. Долги столичного дворянства достигли астрономических цифр. Долги дворянства росли и по другой причине. Оно испытывало сильную потребность помещиков крестьянского в складывались труда. свободных в деньгах. основном Продавать из Доходы продуктов сельскохозяйственную продукцию помещики не умели. Гораздо проще было обратиться в банк или к заимодавцу, чтобы взять в долг или заложить имение. Как правило, деньги уходили на постройку домов, балы, дорогие наряды.
Дворянские дети получали домашнее образование. Домашнему воспитанию противопоставляли частные пансионы и государственные училища. Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. С 7 -8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. К тому же служба являлась составляющей дворянской чести, была связана с понятием патриотизма.
Жилье среднего дворянина в городе украсилось в начале XIX века персидскими коврами, картинами, зеркалами в позолоченных рамах, дорогой мебелью из красного дерева. В летнее время дворяне, сохранившие поместья, покидали душные города. Деревенские помещичьи дома были однотипны и представляли собой деревянную постройку с тремя- четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольником фронтона над ними.
Одежда дворян Новые эстетические принципы простоты, удобства, скромности утверждает в своем костюме демократическая интеллигенция. Формируется и костюм фабричных рабочих. У мужчин — темные косоворотки, опоясанные ремнем или кушаком, жилеты, пиджаки, брюки, заправленные в сапоги. У женщин —сарафан и кофта из одной ткани, головной и наплечный платок, фартук. Праздничная одежда следовала общепринятой моде, но была без турнюров и драпировок на юбке.
Один день из жизни русского дворянина в XIX веке В десятом часу утра камердинер, сидевший в комнате возле спальни, уведомлял, нянюшку, что барин встает. Она отправлялась приготовлять кофей, который он пил один в своем кабинете. Все в доме принимало иной вид, люди начинали чистить комнаты, по крайней мере показывали вид, что делают что -нибудь. Передняя, до тех пор пустая, наполнялась, даже большая ньюфаундлендская собака садилась перед печью и, не мигая, смотрела в огонь
Утро дворянина начиналось с кофе, за которым он читал «Московские ведомости» и другие газеты. После он любил отлучиться на отдых, в это время к нему часто кто-нибудь приезжал, например Сенатор, и они подолгу обсуждали последние новости.
• • • «За кофеем» старик читал "Московские ведомости" и "Journal de St. Petersbourg"; не мешает заметить, что политические новости он читал во французском тексте, находя русский неясным. Одно время он брал откуда-то гамбургскую газету, но не мог примириться, что немцы печатают немецкими буквами, и говорил, что от этих вычурных готических букв с хвостиками слабеет зрение. Потом он выписывал "Journal de Freinfort", а впоследствии ограничивался отечественными газетами. После завтрака барин ложился отдохнуть часа на полтора. Дворня тотчас рассыпалась по пивным и по трактирам. Тут иногда кто-нибудь приезжал, всего чаще Сенатор; это было время отдыха. Сенатор привозил обыкновенно разные новости и рассказывал их с жаром.
Самым любимым делом барина был обед. Обед в усадьбе обычно ограничивался четырьмя переменами блюд. Сначала шли щи, которые барин признавал самым вкусным блюдом, они подавались с кулебякой. За супом следовало какое-то холодное блюдо на выбор. Бус под капустой, буженина под луком, говяжая студия с квасом, сметаной и хреном. Во время второй перемены очень часто подавались кушанья из рыбы. Жареная, паровая, соленая, копченая, валенная рыба входила в ежедневное меню дворянина. Благо, русские реки и моря тогда обильно снабжали барские столы севрюгой, осетриной, лососиной, белужиной и стерлядью. В качестве гарнира к рыбному блюдо нередко прилагали вареных раков. Икра особенным деликатесом не считалась. Главным в рыбе считали ее свежесть. Как утверждали барин, рыбу надо готовить тогда, когда гости уже кушают суп. Третью перемену блюд составляли кушанья горячие: утка под рыжиками, телячья голова с черносливом и изюмом, малороссийские вареники, мозги под зеленым горошком. На четвертую перемену подавали в основном жареную дичь: индеек, уток, гусей, рябчиков, куропаток. На гарнир: соленые огурцы, маслины, соленые лимоны и яблоки. Впрочем, вместе с дичью на столе могли появится и жареная осетрина со снетками и бараний бок с гречневой кашей. Часто на обед приходили люди, которых не знал никто из усадьбы, но, будучи щедрым и гостеприимным, наш барин велел пускать всех.
• • Также наш барин любил давать званые ужины, сопровождавшиеся балом в огромной зале. В середине непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт - здесь играли, сплетничали и философствовали. Наш барин считал бал местом отдыха и общения. Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи.
После бала барин отправлялся в свою спальную, всякий раз осведомлялся о том, заперты ли ворота, получал утвердительный ответ, изъявлял некоторое сомнение и ничего не делал, чтобы удостовериться. Тут начиналась длинная история умываний, примочек, лекарств; камердинер приготовлял на столике возле постели целый арсенал разных вещей: склянок, ночников, коробочек. Старик обыкновенно читал с час Бурьенна, "Memorial de S-te Helene" и вообще разные "Записки"; за сим наступала ночь.
Бал был неотъемлемой частью жизни дворян. Здесь все танцевали, играли в карты и просто веселились. Наш дворянин любил давать балы во время званных ужинов. Он считал бал местом отдыха и общения. После бала барин отправлялся в свою спальную, и тут начиналась длинная история умываний, примочек, лекарств; камердинер приготовлял на столике возле постели целый арсенал разных вещей: склянок, ночников, коробочек.
Мода 19 века - переход от эпохи классицизма к эпохе позитивизма Девятнадцатое столетие стало для мировой моды новым витком, новой эрой. Постепенно представители высшего общества стали охладевать к сложным нарядам, отдавая предпочтение демократичным костюмам и платьям. Во многом на их выбор повлияла индустриализация. Общество стало более динамичным, что потребовало упрощения как мужского, так и женского костюмов.
Эпоха романтизма Середина девятнадцатого столетия внесла в женские наряды оттенки мечтательности и страстности. Греческие наряды ушли в прошлое, уступив место классическим платьям. Линия талии вернулась на свое место, лиф стал более облегающим, юбка укоротилась до щиколоток. Усилить визуальный эффект осиной талии помогали широкие присборенные рукава. Большую роль в женском туалете играли детали. Платья дополнялись шалями, пелеринами, муфтами и зонтиками. Нововведением стало боа – шарф, выполненный из перьев или меха. Третья четверть девятнадцатого столетия ознаменовалась новым удлинением и расширением юбки. Неотъемлемыми частями наряда стали кринолин и жесткий удлиненный корсет.
Эпоха позитивизма Женский костюм этого периода характеризуется перегруженностью декоративными деталями. Он снова становится отражением социального статуса своей хозяйки, роскошью. Исчез кринолин, уступив место более удобному и легкому турнюру. В конце 19 века зарождается интерес к этническим костюмам, а в дамском гардеробе появляются наряды с индийскими мотивами. Изменился модный силуэт. Платье стало предельно узким, сузились и рукава. В моду вошло жабо. Такой фасон был актуален и в начале двадцатого столетия.
В 70 -е годы женский костюм приобретает все более вычурные формы: заднее полотнище юбки, переходящее в шлейф, причудливо драпируется. На смену кринолину приходит турнюр — прикреплявшаяся сзади у талии подушка, которая поддерживала пышные складки юбки. Ткани на платье были разнообразными: шелк, атлас, штоф, шерсть, бархат, кисея. В одном туалете соединялись две, а иногда и три материи. Платья обильно украшались искусственными цветами, тесьмой, бахромой, вышивкой, кружевами, перьями птиц. Отделка на вечерних и визитных платьях была богаче: стеклярусные и бисерные вышивки, тонкое кружево, завитые страусовые перья делали эти платья чрезвычайно нарядными.
В костюме 80 -х годов исчезает турнюр, юбка становится уже. Сзади закладываются множественные складки, которые переходят в шлейф. Модной становится стройная высокая фигура, поэтому корсет теперь охватывает не только верхнюю часть туловища, но и бедра, получив название корсет-панцирь.
В начале 90 -х годов 19 века женский костюм снова изменяется в связи с переменами, происходившими в обществе в конце столетия. В обиход, кроме железных дорог, входят автомобили, распространяется фотография, развивается кино. Модным становится занятие спортом, все больше женщин приобретают профессию и устраиваются на работу. Именно в это время широко входят в обиход юбки с блузами и жакетами — так называемый костюм-тальер, излюбленный туалет работающих женщин-горожанок. Юбка приобретает колообразную форму, она обтягивает бедра и сильно расширяется книзу. Подолы юбок обшивались специальной тесьмой, которая напоминала щетку и предохраняла одежду от грязи.
Как одевались на балы Бальная мода 19 века – настоящая сокровищница изысканных фасонов, тканей и аксессуаров. В России высшее общество, а тем более столичное, беспрекословно следовало французским и английским модам, нередко заказывая наряды из Парижа или Лондона. В провинциях дворяне также не отставали от столичной знати и шили аналоги заграничных нарядов у местных портних.
Внешний вид на великосветских балах был обозначен этикетом. В течение 19 века женские бальные платья отличались глубоким декольте. Такие наряды подразумевали наличие на шее украшений, ведь бал был не только местом для танцев, но и поводом показать себя и свой достаток. В самом начале 19 века было модным украшать платья живыми или искусственными цветами. Обувь обычно надевали без каблука, удобную и мягкую, чтобы можно было легко выдержать многочасовой бал. Образ дополняли лёгкими палантинами. Мужская бальная мода не отличалась разнообразием. Кавалерам полагалось являться на бал в чёрных фраках, жилетах и галстуках. В первой половине века предпочтение отдавали белым галстукам, а во второй – черным. Если мужчина был военным служащим, то бал для него был поводом надеть свой парадный мундир с поправкой на бальную обувь. Важным аксессуаром бального костюма были перчатки. Они должны были быть не просто белыми, а белоснежными. Перчатки не снимались на протяжении всего бала, за исключением времени ужина.
Проникновение моды в Россию Следует заметить, что в 19 веке провинциальная мода мало чем отличалась от моды столичной, как и от европейской. В Россию мода пришла только с петровскими реформами, а в Иркутск - с екатерининскими. Когда в конце XVIII века к нам стали направлять семьи губернаторов и крупных чиновников из столицы, консервативные иркутские барышни начали копировать столичные наряды. «Носителем» тогдашней моды было купечество и чиновничество, женщины простого происхождения одевались по канонам прабабушек. Мода для девушек и замужних женщин в тогдашнем обществе существенно различалась. «Дебютанткам» , недавно вышедшим в свет, разрешалось носить только белые и пастельных тонов платья. Из украшений допускались только нити жемчуга в причёске или на шее и живые цветы, а диадемы или страусовые перья строжайше запрещались.
Костюмы русской бедноты, крестьян и горожан 19 века Итак, настала пора свободы выбора костюмов для всех. После отмены крепостного права происходили заметные к концу века изменения. Деревня, всегда цепко державшаяся за традицию, поначалу относилась к новым модам не только критически, но даже враждебно. Ограниченные средства, привычка сохранять лучшие костюмы на протяжении нескольких поколений, любовь к местным обычаям и особенностям костюмов (а слово "костюм" ведь в переводе и есть обычай!) - все это заставляло сторониться новшеств.
19 век - время формирования народных национальных костюмов. А народные национальные костюмы - это же праздничные костюмы, то есть самые дорогие, трудоемкие, наиболее полно отражавшие местные вкусы. Это костюмы, в которых как материальная, так и духовная ценность для крестьян слились. Крестьяне не могли эти прекрасные нарядные, рукотворные, действительно торжественные вещи заменить на во всех отношениях равноценные, модные. Не меньшую роль играло то обстоятельство, что привычный старинный повседневный крестьянский костюм до мелочей приспособлен был к работе, а праздничный - к отдыху и танцам. Он был удобен, гигиеничен, приспособлен для любой погоды.
С каждым годом развивалось и увеличивалось производство более доступных, чем домотканые, тканей и фурнитуры. Все больше появлялось готовых вещей. Все больше односельчан приезжало из города в новых городских картузах, сорочках, жилетах или даже сюртуках и пальто. Возникало неизбежное любопытство, желание не отстать (социальная функция), показать себя "на уровне". Начинается медленное, но неуклонное внедрение в крестьянский костюм одного за другим предметов городского костюма. Но в деревне своя дифференциация, свои, социальные, если не законы, то правила. Это продолжалось до Первой Мировой Войны.
Как и в древние времена - главная одежда крестьян - это рубаха навыпуск, штаны, кафтан нижний - поддевка и верхний - сибирка, чуйка, армяк и т. п. Пояс, шапка, лапти, валенки или сапоги. У деревенских хлеборобов эти предметы одежды внешне даже мало изменились за века. Единственно, что заметно изменилось - это обувь и с середины XVIII века - ткани.
Монокль Он легко выпадал при удивлении и приподнимании брови Популярен среди офицеров и дипломатов , считался предметом роскоши. (Булгаков) Имел небольшой размер, хорошо садился в глазную впадину Использовалось многими политиками, учеными и писателями ( Чехов) Пара линз, прикрепленных к рукоятке декорированной драгоценными камнями и материалами Пенсне Подчеркивал жесты и использовался в великосветской беседе Лорнет Стало популярным, так как считалось незаметным Держатся на носу посредством зажимающей переносицу пружины. чаще всего лорнетом пользовались женщины
Прически XIX века в России Выполнила Григорьева Виктория
Мужчины и женщины всегда уделяли большое внимание прическе. По словам Дидро, прическа делает женщину более привлекательной, а у мужчины подчеркивает черты его характера. Однако, в основном, она зависит от моды.
В моду проникает Классицизм, культ античности, греческий вкус и римский дух. Женские платья уподобились хитонам, волосы убраны в виде изящной диадемы. . . Ампир, бидермейер, эклектика. . . Это названия стилей причесок XIX века. Самой значительной инновацией в парикмахерском искусстве стали короткие женские прически. Мода на них возникла после французской революции — в память об аристократках, остриженных перед гильотиной. . . В большом фаворе завивка, и мода на нее продержится до начала XX века.
Для стиля Ампир характерной чертой было использование различных приемов для выполнения локонов: круглых, спиральных, плоских и т. д. Украшались локоны перьями, заколками, обручами. Мужчины носили пряди средней длины, зачесанные к лицу.
Прическам периода бидермейера свойственна замысловатость, вычурность, изобилие локонов и кос, а также помпезность в украшениях. Все уважающие себя женщины того времени стремились к образу женственной и романтичной куклы, которая демонстрировала в своем внешнем виде финансовые успехи мужа. У женщин не хватало своих волос для таких дивных сооружений на голове, поэтому стали использовать искусственные локоны. Волосы спускались на виски и закручивались, потом они закалывались длинными шпильками на макушке или затылке.
Эклектика-смешение различных художественных стилей, которое начинается в 40 -60 гг. , особенно акцентирует возвращение к рококо. Появляются головные уборы.
Во те времена головной убор мог многое рассказать о своем хозяине, по нему можно было легко определить общественное положение и статус человека. Шляпы были богато украшены дорогими мехами или драгоценными камнями, считались предметом роскоши
Стремление женщин выглядеть привлекательно заставляло их пользоваться средствами, подчеркивающими их красоту. Но если в давние времена как косметические средства использовались натуральные растительные, минеральные вещества, то 19 век стал переломным в истории развития косметики.
Большое внимание в 19 веке уделялось чистоте и свежести кожи. Хорошим тоном считалось ежедневно принимать ванну и очищать тело от всевозможных загрязнений. Поэтому зачастую единственным косметическим средством, которым пользовались молодые девушки , было душистое мыло и румяна жидкой консистенции, основанные на натуральных компонентах. В России воспитанницы Института благородных девиц умывались специально изготовленным для них мылом, лишенным всякого запаха.
В моду вновь вернулась мода на неестественно бледную кожу. Но теперь нужный эффект достигался вовсе не за счет толстого слоя фарфорового грима. Красавицы этой эпохи старались избегать солнца, боясь испортить цвет лица загаром, носили для этих целей широкополые шляпки. Но при этом цвет лица оставался естественным. Лучи солнца не касались даже рук, о белизне которых заботились с особенной тщательностью.
Макияж в 19 веке стал не только умеренным, но и доступным. Если раньше пользоваться косметикой и парфюмерией могли лишь дамы из высшего общества, то теперь, в эпоху подъема промышленности, румяна, белила, помада и прочие атрибуты красоты стали доступны практически для каждой девушки.
Мужские стрижки в начале 19 века были выполнены с большой высокой челкой. В это столетие мужчины постепенно перешли от коротких волос до более длинных. Когда длина волос доходила до уровня ушей их часто завивали. В конце 19 века среди мужчин опять становится популярной короткая стрижка. Усы и бороду постоянно сбривали. Позже со временем начиная с тридцатых годов, в моду входят бакенбарды. Еще через десять лет мужчины начинают отпускать усы. Во второй половине 19 века длина бакенбард многих мужчин доходила до подбородка. Бороду отпускали таким образом, чтобы к низу она раздваивалась.
Женская шляпная мода того времени очень хорошо отображала женский характер – была очень капризна и постоянна менялась. Фасоны шляп менялись так быстро, что их можно описывать не десятками лет, а по годам. Главной характеристикой все же оставалось то, что женские шляпки утратили практическое значение и стали только украшением, подавались как модный аксессуар. Чем интереснее была их форма, новизна дизайна, тем охотнее их носили, пусть и не всегда идея была удачная с точки зрения модного сообщества. Самые распространённые фасоны : «Ток» , «Ветреница» , «Кибитка» . Украшались они цветами, перьями, лентами, кружевами, бантами, оборками, ромбами из легких тканей, тесьмой и т. д. В целом, любые женские шляпки того времени украшались очень много и разнообразно, и интересно гармонировали с окрасками шляпок.
В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью образа, она свидетельствовала о принадлежности к дворянскому сословию, о том, что девушка или дама имеет соответствующее образование и знает правила светского этикета. Высоко ценилось умение выбрать подходящую шляпку, собираясь на бал, в театр, с визитом, на прогулку. Дамы в головных уборах, не соответствующих обстановке, вызывали неодобрение и насмешки. Кроме того, модными были определенные оттенки шляпок. В тот период было принято носить палевый, розовый, бледно-зеленый, лимонно-желтый и белый цвета.
Найди лишнее
Верно!) Горшок издревле был предметом обихода крестьян
Не верно( Это письменные принадлежности дворян XIX века
Не верно( Монокль – исконно дворянский предмет
Духовенство
Купечество
Купечество в XIX веке Купеческие гильдии Первая Вторая Третья Купечество — полупривилегированное сословие в России в XVIII — начале ХХ вв. Третье сословие — после дворянства и духовенства. Размер гильдейских сборов неоднократно повышался, с 1 % до 1, 25 % в 1797 году, 1, 75 % в 1810, 4, 75 % в 1812 и 5, 225 % в 1821. К 1824 году для купцов первой гильдии ежегодный сбор достиг 3212 рублей, второй гильдии — 1345 рублей, третьей гильдии — 438 рублей.
Купеческие дома во многом определили лицо исторической части российских городов. Купеческие особняки формировали торговые зоны На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной городов. и т. д. Многие купцы занимались винным откупом. В 1830 -е — 1840 -е в Сибири начинается добыча золота. В 1830 -е — 1860 -е годы появляются городские общественные банки. В 1840 -е — 1860 -е годы появляются пароходы, и создаются пароходства. В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система. Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство частных винокуренных заводов.
Казачество
Казачество
История Казачество — этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров (Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга). О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. В формировании казачества участвовали представители
е Русское Украинско е Казачество Вольные Служилые Возникли на побережьях крупных рек и на степных просторах. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Вольные вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775). Служилые служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско. Литовском государстве.
Деятельность и хозяйство • Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. (В некоторых казачьих войсках хлебопашество было запрещено. Наказание-казнь). • Война играла огромную роль в жизни казачьих общин. Они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными соседями,
Система управления § Выборная система управления и демократические порядки. § Основные решения принимались на обще казачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. § Главная исполнительная власть принадлежала войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. Сменялся ежегодно. § На время военных действий избирался
Мещанство
Крестьянство
Судьбы многих крестьянских семей были похожи друг на друга. Из года в год жили они в одной и тоже деревне, выполняли одни и те же работы и повинности.
Женились и выходили замуж крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII веке женили крестьян в 13 -14 лет, то с середины XIX века законным возрастом для вступления в брак мужчины было 18 лет, а женщины - 16 лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно устанавливаются обычай выдавать замуж с согласия невесты. К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и невест позорили.
1802 году в слободе Выездной около Арзамаса в Нижегородской губернии в семье крепостных. В 1820 году в возрасте 18 лет он женился, и процесс сватовства и свадьбы подробно описал в своих мемуарах "История моей жизни и моих странствий". С соответствующим отрывком мы и предлагаем вам ознакомиться:
… В церкви народу было множество. Между тем сваха дружка с хлебомсолью поехали за невестой. Здесь на столе находился так же хлеб и соль. Сваха взяла эту соль и высыпала себе, а свою отдала; хлебами же поменялись. Потом невесту, покрытую платком, посадили за стол. После благословения невесты от родителей иконами все с невестою прощались и дарили ее по возможности деньгами. Затем священник вывел
В доме встретил нас отец с иконою и хлебом-солью: мы приложились к образу и поцеловались с отцом. После этого начался Божией Матери молебен. По окончании молебна сваха нас, молодых, привела в спальню, посадила рядом и дала нам просфору. Так как в настоящий день я и новобрачная постились, то после
Скромная сельская церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектуро й, но делала
Еще младенце м, несколько дней от роду, каждый человек попадал
Сюда же, отошедшего в мир иной, привозили его перед тем, как предать земле. Церковь была почти
Священник же был, если не единственным, то одним из немногих грамотных людей. Как бы ни относились к нему прихожане, он
Три главных события в жизни человечес кой: рождение, бракосоче тание и смерть. Вот так, на три части,
Повседневная жизнь крестьян дворянства рабочих
О переменах в крестьянской среде современник в 40 -х гг. писал так: «…избы сельские делаются чище и опрятнее, крестьяне перестают держать в жилых помещениях домашних животных» . Относятся эти наблюдения, прежде всего к домам зажиточных крестьян.
Значительные различия были в одежде: разбогатевшие крестьяне сменили лапти на сапоги, армяк и грубые порты на кафтан, и плисовые штаны, валяную шапку на картуз.
Питались крестьяне в основном овощами, выращенными на собственном огороде. В первой половине XIX века селянин потреблял три фунта хлеба в день. Картофель еще не вошел в число важнейших культур, под него отводили всего 1, 5% посевной площади. Не многие из крестьян могли полакомиться пирогами, студнями или лапшой. Калач считался лакомством, пряник - настоящим подарком. Среди сельских жителей популярным напитком становился чай, вытеснявший сбитни и взвары.
Развитие отходничества оказывало влияние на жизнь деревни. Усилился интерес к танцам; в праздничные дни в селах устанавливали незамысловатые карусели, возводили балаганы для кукольных представлений.
Повседневная жизнь крестьян дворянства рабочих
Это был бездомный, походный быт, не устоявшийся, жутковатый. Рабочие подчинялись строгим предписаниям начальства, пытавшегося регламентировать не только их рабочее время, но и повседневную жизнь. Рабочие жили в многоэтажных казармах, в комнатках – клетушках по сторонам сквозного коридора.
Стол рабочих был беден, выручали каши и хлеб. Смертность в два раза превышала среднюю по стране. Грамотные в их среде встречались так же редко, как и в крестьянской, из всех развлечений им были доступны лишь кабак и трактир. Законодательства о фабричном труде не существовало. Фабрикант и местные власти были всесильны в обращении с трудовым людом.
Повседневная жизнь россиян в начале первой половине XIX века была очень разной. Жители городов и промышленно развитых районов страны могли говорить о серьезных и заметных переменах. Жизнь глухой провинции, деревни в особенности, шла в основном по-старому. Многое зависело от сословного и имущественного положения людей, места их жительства, вероисповедания, привычек и традиций.
Интерьер
Кулинария • Первые скупые сведения о русской кухне содержатся в летописях — древнейших письменных источниках X—XV веков. . Древнерусская кухня начала складываться с IX века и к XV веку достигла своего расцвета. Естественно, на формирование русской кухни в первую очередь самое большое влияние оказали природно-географические условия. Обилие рек, озер, лесов способствовали появлению в русской кухне большого количества блюд из рыбы, дичи, грибов, лесных ягод.
• На своих землях с незапамятных времен русичи выращивали рожь, овес, пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Из них варили зерновые каши: овсяные, гречневые, полбяные, ржаные. . . Каша была и остается нашим национальным блюдом. • Кашу считают «праматерью» хлеба. «Каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной» — гласит русская народная пословица. С незапамятных времен известно на Руси пресное и кислое тесто. Из простого пресного теста делали калядки, сочни, позже лапшу, пельмени, вареники. Из кислого дрожжевого теста пекли черный ржаной хлеб, без которого и по сей день немыслим русский стол. К X веку появилась пшеничная мука, и ассортимент выпечных изделий резко увеличился, появились караваи, калачи, ковриги, пироги, блины, оладьи и прочая выпечка. К древнейшим кушаньям нужно отнести и русские овсяные, ржаные, пшеничные кисели. Им не менее 1000 лет. История о том, как кисель спас город, занесена в летопись, известную под названием «Повесть временных лет» . Вот о чем поведал летописец Нестор.
• К X веку на Руси уже были обыденными репа, капуста, редька, горох, огурцы. Картофель получил распространение в России лишь в XVIII веке, а помидоры — в XIX. Первые салаты делали в 19 веке из одного какого-либо овоща, поэтому они назывались: салат капустный, огуречный или картофельный. Позднее рецептура салатов усложнилась, их стали делать из разных овощей, добавлять мясо и рыбу, появились и новые названия: «Весна» , «Здоровье» , «Морская жемчужина» и другие. Жидкие горячие блюда, появились на Руси тоже в древний период. Из напитков были распространены квасы, меды, всевозможные отвары из лесных трав. Пряности, и притом в большом количестве, употребляли на Руси уже с XI века. Русские и заморские купцы привозили гвоздику, корицу, имбирь, кардамон, шафран, кориандр, лавровый лист, черный перец, оливковое, или, как его тогда называли, деревянное масло, лимоны и т. п. • Чай впервые появился в России в XVII веке.
• Своеобразие блюд русской национальной кухни обусловливалось не только набором продуктов, из которых готовили еду, но и особенностями их приготовления в русской печи. Первоначально русские печи делали без дымохода и топили «по-черному» . Позднее появились печи с трубами, а затем к печам стали приращивать плиты и вделывать духовые шкафы. В русской печи готовили пищу, пекли хлеб, варили квас и пиво, на печи сушили съестные запасы. Печь обогревала жилье, на печи спали старики и дети, а в некоторых местностях в большой топке русской печи парились, как в бане. Еда, приготовленная в русской печи, отличалась отменным вкусом. Этому способствовали форма посуды, температурный режим и равномерный нагрев со всех сторон. В русской печи пищу готовили в глиняных горшках и чугунках. Те и другие имели узкую горловину, маленькое донышко и большие выпуклые бока. Узкая горловина уменьшала испарение и контакт с воздухом, способствуя тем самым лучшему сохранению витаминов, питательных и ароматических веществ. .
Русская кулинария
Кулинария • Первые скупые сведения о русской кухне содержатся в летописях — древнейших письменных источниках X—XV веков. . Древнерусская кухня начала складываться с IX века и к XV веку достигла своего расцвета. Естественно, на формирование русской кухни в первую очередь самое большое влияние оказали природно-географические условия. Обилие рек, озер, лесов способствовали появлению в русской кухне большого количества блюд из рыбы, дичи, грибов, лесных ягод.
• На своих землях с незапамятных времен русичи выращивали рожь, овес, пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Из них варили зерновые каши: овсяные, гречневые, полбяные, ржаные. . . Каша была и остается нашим национальным блюдом. • Кашу считают «праматерью» хлеба. «Каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной» — гласит русская народная пословица. С незапамятных времен известно на Руси пресное и кислое тесто. Из простого пресного теста делали калядки, сочни, позже лапшу, пельмени, вареники. Из кислого дрожжевого теста пекли черный ржаной хлеб, без которого и по сей день немыслим русский стол. К X веку появилась пшеничная мука, и ассортимент выпечных изделий резко увеличился, появились караваи, калачи, ковриги, пироги, блины, оладьи и прочая выпечка. К древнейшим кушаньям нужно отнести и русские овсяные, ржаные, пшеничные кисели. Им не менее 1000 лет. История о том, как кисель спас город, занесена в летопись, известную под названием «Повесть временных лет» . Вот о чем поведал летописец Нестор.
• К X веку на Руси уже были обыденными репа, капуста, редька, горох, огурцы. Картофель получил распространение в России лишь в XVIII веке, а помидоры — в XIX. Первые салаты делали в 19 веке из одного какого-либо овоща, поэтому они назывались: салат капустный, огуречный или картофельный. Позднее рецептура салатов усложнилась, их стали делать из разных овощей, добавлять мясо и рыбу, появились и новые названия: «Весна» , «Здоровье» , «Морская жемчужина» и другие. Жидкие горячие блюда, появились на Руси тоже в древний период. Из напитков были распространены квасы, меды, всевозможные отвары из лесных трав. Пряности, и притом в большом количестве, употребляли на Руси уже с XI века. Русские и заморские купцы привозили гвоздику, корицу, имбирь, кардамон, шафран, кориандр, лавровый лист, черный перец, оливковое, или, как его тогда называли, деревянное масло, лимоны и т. п. • Чай впервые появился в России в XVII веке.
• Своеобразие блюд русской национальной кухни обусловливалось не только набором продуктов, из которых готовили еду, но и особенностями их приготовления в русской печи. Первоначально русские печи делали без дымохода и топили «по-черному» . Позднее появились печи с трубами, а затем к печам стали приращивать плиты и вделывать духовые шкафы. В русской печи готовили пищу, пекли хлеб, варили квас и пиво, на печи сушили съестные запасы. Печь обогревала жилье, на печи спали старики и дети, а в некоторых местностях в большой топке русской печи парились, как в бане. Еда, приготовленная в русской печи, отличалась отменным вкусом. Этому способствовали форма посуды, температурный режим и равномерный нагрев со всех сторон. В русской печи пищу готовили в глиняных горшках и чугунках. Те и другие имели узкую горловину, маленькое донышко и большие выпуклые бока. Узкая горловина уменьшала испарение и контакт с воздухом, способствуя тем самым лучшему сохранению витаминов, питательных и ароматических веществ. .
Праздники русского народа
Рождество В рождественский вечер, по обычаю, полагалось «славить Христа» , ходить с пением колядок. Колядовали о семейном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота.
Крещение Следующий праздник русских – Крещение 19 (6 января). Крещенские обряды проводятся на водоемах. . В этот день собирались к «Иордани» на водосвятие, святили воду, купались в освященной проруби, устраивали гулянья, ходили в гости друг к другу. Возвратясь от проруби, брызгали в доме и хлевах освященной водой, окропляли скотину. Также в этот день на воротах, на всех дверях и окнах дома ставили кресты мелом или копотью свечи, Рождество, Святки и Крещение принесенной проходили с обильными застольями. из церкви. При этом обязательным считалось преобладание мясных блюд. Особенно заботились о рождественском столе, так как, по поверьям, его изобилие способствовало обеспечению семьи
Масленица проходила перед Великим постом. По церковным канонам эта неделя предназначалась для подготовки верующих к посту. Масленица восходит к весенним сельскохозяйственным обрядам славянязычников, когда она приурочивалась ко дню весеннего равноденствия. Масленица традиционно связана с проводами зимы и встречей весны. Празднование в прошлом, в конце XIX века, занимало неделю и было, как и зимние святки, насыщено обрядамидля обеспечения урожая и благополучия семьи. Проводившиеся ритуалы были направлены на то, чтобы зимние тяготы скорее закончились, и наступила весна. Недаром Масленица считается сейчас праздником проводов
Ее называли «широкой» , «честной» , «разгульной» , «пьяной» , «обжорной» . Свое название было и у каждого дня. Понедельник называли встречей, вторник – заигрышами, среду – лакомками, разгулом, переломом, четверг – широким, разгуляем, пятницу – «тещиными вечорками» , субботу – «золовкиными посиделками» , воскресенье – «прощенным» . Подготовка к этому празднику занимала всю вторую половину предыдущей недели. Масленица объединяла в себе и языческие обряды, и христианские.
Пасха В весенней обрядности важная роль отводится Пасхе, которая считается крупнейшим христианским праздником. Пасхе предшествует длительный семинедельный Великий пост. В Великий пост обязательным было посещение церкви, когда служили в среду, пятницу и субботу. Шестая неделя Великого поста заканчивалась Вербным воскресением.
В пасхальном ритуале большое внимание уделялось обрядовой трапезе. Готовиться к пасхальной стряпне начинали уже в последнюю неделю поста. С четверга уже можно было красить яйца, красили их луковым пером (шелухой). Посещение церкви на Пасху было обязательным. После посещения церкви садились за праздничный стол, но мясную пищу сразу не ели. Это объясняется тем, что желудок после длительного поста не был готов к потреблению мяса. Обедали творожной пасхой, куличами. Пасху праздновали целую неделю. В это время грехом считалась всякая «грязная» работа:
Троица Заключительным этапом весенних праздников были Семик и Троица. Они отмечались на седьмой неделе после Пасхи (Семик – в четверг, Троица – в следующее за ним воскресенье). Троица (Пятидесятница) праздновалась на пятидесятый день после Пасхи и отмечала конец весны. Предшествует дню Святой Троицы троицко – семицкая неделя. Название это произошло от слова семик – четверг, а еще она зовется зелеными святками или русальной неделей.
В период этих праздников широко были распространены различные увеселения: хождение в гости, гуляния в лугах, лесах. В Семик почти повсеместно с восходом солнца девушки ходили в лес, «завивать» на березах венки. Было принято украшать селения и дома зеленью. Практически в каждом селе на Троицу женщины и девушки водили хороводы, а мужчины играли в лапту. Плетение венков и бросание их в воду было обязательным атрибутом праздника.
Ильин день День святого пророка Ильи празднуется 2 августа (20 июля С Ильиным днем связаны приметы о будущей погоде. Ильин день считается началом перемены погоды, так как с этого времени появляются дожди, поэтому есть поговорка: на Илью до обеда лето, а после обеда – осень. Дни становились короче, вода холоднее. Говорили так: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается!» , «Петр и Павел к ночи прибавил, Илья – пророк – два приволок» С этого дня можно начинать жатву, считалось, что «святой Илья зажинает жниво» . В церквях служат
Три Спаса Первые две – три недели августа в народе называли спасовками. Начинался период осенних полевых работ. В эти дни отмечали три праздника: 14 августа по новому стилю (1 августа по старому) – медовый, 19 (6) августа – яблочный и 29 (16) – ржаной или хлебный. К этому дню варили «медяные» квасы и угощали всех, пришедших в гости. Выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин души» . Медовый Спас первый осенний праздник. С этого дня начинался торжественный посев. Тогда
Второй Спас повсеместно называли яблочным, так как с этого времени разрешается, есть садовые плоды и огородные овощи. Разговлялись в яблочный Спас специально испеченными к этому дню яблочными пирогами, яблочным квасом, свежими яблоками.
Третий спас крестьяне называли Спасом на полотне или ореховым. Называли его потому так, что к этому времени поспевал лесной орех. В народе этот день называли также Спасом хлебным, ржаным. На этот праздник пекли пироги из нового хлеба, святили рожь на озимые.
Покров отмечается 14 октября по новому стилю. По христианскому учению Богородица, осеняя людей спасительным покровом, жалеет, защищает, спасает их. В деревнях существовало поверье, что именно в этот день Богородица спускается на землю, чтобы проверить, собран ли урожай, а также, чтобы помочь больным и бедным. К Покрову готовились заранее: мыли избы, специально к празднику вышивали рушники и вешали на стену. С этого праздника девушки начинали готовить
Предметы обихода
Интересное Указатель
Интересное Указатель Место для обогрева чайника с заваркой Здесь могут быть совершенно разные узоры Туда кидались щепки, чаще всего сосновые шишки
Интересное Указатель Самовары, несмотря на назначение, может вписаться в любой интерьер, внося либо немного истории в современный интерьер, либо дополнение в исторический дизайн вашей комнаты.