Скачать презентацию Поток сознания англ Stream of consciousness приём Скачать презентацию Поток сознания англ Stream of consciousness приём

Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

  • Количество слайдов: 16

Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — приём в литературе XX века преимущественно модернистского Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса.

Уильямс Джеймс Термин «поток сознания» принадлежит философуидеалисту Уильяму Джеймсу: сознание — это поток, река, Уильямс Джеймс Термин «поток сознания» принадлежит философуидеалисту Уильяму Джеймсу: сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друга и причудливо, «нелогично» переплетаются ( «Основания психологии» , 1890).

С. Соколов В. Фульф 2 1 У. Фолкнер 2 Л. Толстой 2 М. Пруст С. Соколов В. Фульф 2 1 У. Фолкнер 2 Л. Толстой 2 М. Пруст 5 Д. Джойс 5 С именем какого автора у вас ассоциируется термин «поток сознания» ?

Примером одной из ранних попыток применения данного приёма может служить прерывающийся и повторяющийся внутренний Примером одной из ранних попыток применения данного приёма может служить прерывающийся и повторяющийся внутренний монолог главной героини в последних частях романа Льва Толстого «Анна Каренина» .

"Всем нам хочется сладкого, вкусного. Нет конфет, то грязного мороженого. И Кити так же: не Вронский, то Левин. И она завидует мне. И ненавидит меня. И все мы ненавидим друга. Я Кити, Кити меня. Вот это правда. Тютькин, соiffeur. . Je mefais coiffer par Тютькин. . . (парикмахер. Я причесываюсь у Тютькина. . . (фр. ) - прим. Л. Толстого) Я это скажу ему, когда он приедет. "

Роман-эпопея «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из Роман-эпопея «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. «Поток сознания» у Пруста носит аналитический характер, он не стремится передавать внутренний монолог с его нелинейностью.

 «Но ведь далее если подойти к нам с точки зрения житейских мелочей, и «Но ведь далее если подойти к нам с точки зрения житейских мелочей, и то мы не представляем собой чего-то внешне цельного, неизменного, с чем каждый волен познакомиться как с торговым договором или с завещанием; наружный облик человека есть порождение наших мыслей о нем. Даже такой простой акт, как "увидеть знакомого ", есть в известной мере акт интеллектуальный. Мы дополняем его обличье теми представлениями, какие у нас уже сложились, и в том общем его очерке, какой мы набрасываем, представления эти несомненно играют важнейшую роль» .

Вся первая часть романа Фолкнера «Шум и ярость» построена как фиксация сознанием идиота Бенджи Вся первая часть романа Фолкнера «Шум и ярость» построена как фиксация сознанием идиота Бенджи Компсона всего подряд, что он слышит и видит. Это был по тем временам сугубо экспериментальный «поток сознания» — поток «редуцированного сознания» .

 «Я не плачу, но не могу остановиться. Я не плачу, но земля не «Я не плачу, но не могу остановиться. Я не плачу, но земля не стоит на месте, и я заплакал. Земля все лезет кверху, и коровы убегают вверх. Ти-Пи хочет встать. Опять упал, коровы бегут вниз. Квентин держит мою руку, мы идем к сараю. Но тут сарай ушел, и пришлось нам ждать, пока вернется. Я не видел, как сарай вернулся. Он вернулся сзади нас, и Квентин усадил меня в корыто, где дают коровам. Я держусь за корыто. Оно тоже уходит, а я держусь» .

В романе «Школа для дураков» Саша Соколов применяет «поток сознания» . Речемыслительный процесс отчасти В романе «Школа для дураков» Саша Соколов применяет «поток сознания» . Речемыслительный процесс отчасти заменяет фабулу и сюжет. Еще более фрагментировано и запутанно повествование в романе “Между собакой и волком", в котором чередуются главы, изображающие поток сознания двух разных героевповествователи, размышляющих о событиях своей жизни.

 «Мама, мама, помоги мне, я сижу здесь, в кабинете Перилло, а он звонит «Мама, мама, помоги мне, я сижу здесь, в кабинете Перилло, а он звонит туда, доктору Заузе. Я не хочу, поверь мне. Приходи сюда, я обещаю выполнять все твои поручения, я даю слово вытирать ноги у входа и мыть посуду, не отдавай меня. Лучше я снова начну ездить к маэстро. С наслаждением. Ты понимаешь, в эти немногие секунды я многое передумал, я осознал, что, в сущности, необыкновенно люблю всю музыку, особенно аккордеон три четверти. И-и-и, раз-два-три, раз-дватри, и-раз, и-два, и-три» . Саша Соколов. «Школа для дураков» .

 «Улисс» принято считать высшим воплощением так называемого внутреннего монолога, или «потока сознания» , «Улисс» принято считать высшим воплощением так называемого внутреннего монолога, или «потока сознания» , в свою очередь являющихся результатом более ранних экспериментов, и не только литературных.

 «На крыльце он ощупал брючный карман: тут ли ключ. Нету. В тех, что «На крыльце он ощупал брючный карман: тут ли ключ. Нету. В тех, что оставил. Надо бы взять. Картофелина на месте. Гардероб скрипит. Не стоит ее тревожить. Он притянул дверь к себе, осторожно, еще чуть - чуть, пока защитная полоска внизу не прикрыла порожек усталым веком. На вид закрыто. Сойдет до моего прихода» . Загадочная «картофелина» получает объяснение в другом месте романа -- это талисман, подаренный Блуму матерью, память о страшном голоде в Ирландии сороковых годов; картофелина должна предохранить его от голода. Кроме того, здесь налицо перекдичка с эпизодом из начала романа, когда Бак Маллиган требует у Стивена ключ от Башни Мартелло, в которой они живут вместе с третьим приятелем. Это жилье целиком оплачивает Стивея; отдавая ключ Мадлигану, он символически перестает бшъ шгнппюм в доме, на который имеет право.