Скачать презентацию Постклассическая философия XIX века этап западноевропейской философии в Скачать презентацию Постклассическая философия XIX века этап западноевропейской философии в

Лекция 8 _постклассическая философия.pptx

  • Количество слайдов: 46

Постклассическая философия XIX века этап западноевропейской философии, в хронологическом отношении следующий за «классической» философией, Постклассическая философия XIX века этап западноевропейской философии, в хронологическом отношении следующий за «классической» философией,

Постклассическая философия Отправной точкой, как правило, служит система Гегеля. Целая плеяда крупнейших мыслителей, среди Постклассическая философия Отправной точкой, как правило, служит система Гегеля. Целая плеяда крупнейших мыслителей, среди которых можно назвать Л. Фейербаха, С. Кьеркегора, К. Маркса, Ф. Ницше и З. Фрейда, обрушивается с критикой на философскую концепцию Гегеля

Постклассическая философия В то же время были философы, которые продолжали традиции Нового времени. Так Постклассическая философия В то же время были философы, которые продолжали традиции Нового времени. Так О. Конт стремится построить обоснование философии по аналогии с естественными науками.

Французский философ Поль Рикер 3 -х мыслителей К. Маркса, и Ф. Ницше, и З. Французский философ Поль Рикер 3 -х мыслителей К. Маркса, и Ф. Ницше, и З. Фрейда объединяет под именем «философов подозрения» , поставивших под вопрос основоположения классической философии : «Ницше, Фрейд, Маркс, – все эти три философа подозрения боролись против одной и той же авторитетнейшей иллюзии – иллюзии самосознания» .

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) «Философия и христианство» «Сущность религии» , «Сущность христианства» : Людвиг Фейербах (1804 – 1872) «Философия и христианство» «Сущность религии» , «Сущность христианства» : « К критике гегельянства»

Антропологическая философия Философия и религия противоположные другу явления: В основе религии –вера В основе Антропологическая философия Философия и религия противоположные другу явления: В основе религии –вера В основе философии – разум Идеализм избрал тот же путь, что и религия Цель философии – развенчание иллюзий религии Человек – не творение Бога, а самая совершенная часть природы Человек сотворил Бога а осмысливает себя как его творение: «Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу бога, а затем уже этот бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека» .

Карл Маркс (1818 – 1883) Перенимает философскую методологию Гегеля. Под влиянием философии Фейербаха отвергает Карл Маркс (1818 – 1883) Перенимает философскую методологию Гегеля. Под влиянием философии Фейербаха отвергает гегелевское понятие Абсолютного Духа

Общая характеристика марксистской философии: 1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом; Общая характеристика марксистской философии: 1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом; 2. Исторический процесс - закономерный процесс, проявляющийся в смене общественно-экономических формаций Закон соответствия производительных сил производственным отношениям

Иррационализм – направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, воспринимавшее окружающий мир Иррационализм – направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей. Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр 1788 -1860. «…нет ни солнца, ни земли, а есть лишь глаз, который Артур Шопенгауэр 1788 -1860. «…нет ни солнца, ни земли, а есть лишь глаз, который видит, рука, чувствующая тепло земли» окружающий мир есть только в представлении

Волюнтаризм Шопенгауэра «Мир как воля и представление» – 1844 г. воля – универсальное, фундаментальнейшее Волюнтаризм Шопенгауэра «Мир как воля и представление» – 1844 г. воля – универсальное, фундаментальнейшее начало сущего, точнее: нет сущего, есть воля. она слепа, свободна, иррациональна, бесцельна Любое удовлетворение воли недолговечно и несет семена нового страдания. нет меры мучениям ….

Есть 2 пути спасения: искусство и аскеза В искусстве человек отдаляется от желаний и Есть 2 пути спасения: искусство и аскеза В искусстве человек отдаляется от желаний и забывает, полезен или вреден тот или иной предмет. При этом человек упраздняет себя как волю, преображается в «чистый глаз мира» . Суть аскетического пути– освобождение от фатального чередования страдания и тоски. Человек может добиться этого, подавив в себе волю к жизни.

Фри дрих Ви льгельм Ни цше (18441900) «Происхождение трагедии из духа музыки» (1872), «Beceлая Фри дрих Ви льгельм Ни цше (18441900) «Происхождение трагедии из духа музыки» (1872), «Beceлая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1883 -1886), «По ту сторону добра и зла" (1886), "Антихрист" (1888). "Воля к власти" (1901 -1906, посмертно).

Фридрих Ницше (1844 -1900) Лу Саломе - роковая муза Ницше , Рильке и Фрейда Фридрих Ницше (1844 -1900) Лу Саломе - роковая муза Ницше , Рильке и Фрейда – дочь петербургского генерала и почитательница всего экстравагантного.

Раннее творчество Аполлоновское начало привносит иллюзии жизни. Упорядочивает хаос, вводит представление о добродетели, Проявлением Раннее творчество Аполлоновское начало привносит иллюзии жизни. Упорядочивает хаос, вводит представление о добродетели, Проявлением аполлоновского начала является философия Сократа Диалектика Сократа – средство защититься от бессмысленности жизни Христианство вступило в заговор против всего сильного, проповедует покорность – проявление слабости

Центральная проблема – воля к власти Центральная проблема – воля к власти "Воля к власти" - это основа права сильного. Подрывает волю к власти мораль , к-рая есть не что иное как инстинкт толпы. Новая «мораль господ» : природное неравенство людей, к-рое опирается на различия в жизненных силах и "воли к власти"; субъектом новой морали выступает сверхчеловек- высший биологический тип. Религия исчерпала себя : "Бог умер! Бог мертв" И это мы Его умертвили!"

Чему подлежит остаться для будущего? Сверхчеловеку господину-творцу нового земного смысла. Он будет любить земное, Чему подлежит остаться для будущего? Сверхчеловеку господину-творцу нового земного смысла. Он будет любить земное, его ценностями будут здоровье, сильная воля, дионисийское половодье чувств.

Зи гмунд Фрейд (правильнее Фройд) 1856 -1939 «Толкование сновидений» (1900) «Психопатология обыденной жизни» (1901) Зи гмунд Фрейд (правильнее Фройд) 1856 -1939 «Толкование сновидений» (1900) «Психопатология обыденной жизни» (1901) «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) «Психология масс и анализ человеческого „Я“» (1921) «Я и Оно» (1923).

В противовес рационалистической традиции особое внимание уделяется бессознательному Человеческая культура создана на основе биологически В противовес рационалистической традиции особое внимание уделяется бессознательному Человеческая культура создана на основе биологически детерминированного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Европейская культура является культурой запрета и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов

Критика психоанализа Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века» Карл Критика психоанализа Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века» Карл Поппер писал, что теории Фрейда не являются научными, поскольку нефальсифицируемы Профессор психологии Йельского университета Пол Блум: утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки

Сёрен Обю Кьеркего р 1813 -1855 Предшественник экзистенциализма Человеческую жизнь есть отчаяние. Отчаяние - Сёрен Обю Кьеркего р 1813 -1855 Предшественник экзистенциализма Человеческую жизнь есть отчаяние. Отчаяние - следствие греховной природы человека и единственная возможность прорыва к Богу Учение о 3 стадиях человеч. существования

три стадии человеческого существования: Эстетическая: человек живет, руководствуясь чувствами. Главное на этом этапе — три стадии человеческого существования: Эстетическая: человек живет, руководствуясь чувствами. Главное на этом этапе — удовольствие в жизнь, часто, существуя на эстетической стадии, человек сталкивается с отчаяньем) бессмысленности такой жизни. может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. духовная (религиозная) стадия, человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму.

Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30 -е – 40 -е годы XIX в. Позитивизм – направление философии, зародившееся в 30 -е – 40 -е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание. философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Этапы развития позитивизма. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии: классический позитивизм (О. Этапы развития позитивизма. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии: классический позитивизм (О. Конт и Г. Спенсера); махизм; неопозитивизм; постпозитивизм.

Исидо р Мари Огю ст Франсуа Ксавье Ко нт 1798 - 1857 «Курс позитивной Исидо р Мари Огю ст Франсуа Ксавье Ко нт 1798 - 1857 «Курс позитивной философии» (1830— 1842) «Система позитивной политики» (1851— 1854).

3 стадии интеллектуальной эволюции человечества Теологическая (до 1300 г. ): все явления объясняются на 3 стадии интеллектуальной эволюции человечества Теологическая (до 1300 г. ): все явления объясняются на основе религиозных представлений; Метафизическая (1300 -1800 гг. ): теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами» Научная (XIX в. ): главенствует научное познание, разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал

второй позитивизм характеризуется более тесной связью с наукой. Цель данного направления — очистить опыт. второй позитивизм характеризуется более тесной связью с наукой. Цель данного направления — очистить опыт. Личный опыт выражается в понятиях, являющихся историческими конструкциями и зависящих от социальных отношений. Средства выражения опыта полны мифов, заблуждений, фантазий. Следовательно, требуется очистить опыт.

Эрнст Мах (1838 – 1916) Не тела производят ощущения, а комплексы ощущений получают особые Эрнст Мах (1838 – 1916) Не тела производят ощущения, а комплексы ощущений получают особые названия и обозначаются как тела.

Эмпириокритицизм Маха Не существует противопоставление «мира» и «я» , ощущения и предмета, а только Эмпириокритицизм Маха Не существует противопоставление «мира» и «я» , ощущения и предмета, а только связь элементов. Науке предстоит просто признать эту связь и пользоваться ею для выработки ясного понятия о существующем.

Авенариус Рихард 1843 - 1896 Отправной пункт познания - опыт в том виде, в Авенариус Рихард 1843 - 1896 Отправной пункт познания - опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми, а потому метод научный заключается в чистом описании эмпирически данного

3 позитивизм (логический позитивизм)- «Венский кружок» неопозитивизм возник из дискуссий группы интересующихся философией учёных-специалистов 3 позитивизм (логический позитивизм)- «Венский кружок» неопозитивизм возник из дискуссий группы интересующихся философией учёных-специалистов (математиков, физиков, социологов), которые в 20 -х — 30 -х годах регулярно собирались в Венском университете. Участники этого кружка были вдохновлены успехами двух видных мыслителей XX в. : Бертрана Рассела в области оснований математики ( «Principia Mathematica» ) и его ученика Л. Витгенштейна,

 Язык - мост между чувственным и нечувственным, поскольку он, с одной стороны, система Язык - мост между чувственным и нечувственным, поскольку он, с одной стороны, система чувственно воспринимаемых звуков, а с другой стороны, связан с нечувственными по сути мыслями.

Бе ртран А ртур Уи льям Ра ссел 1872 - 1970 «Материя является не Бе ртран А ртур Уи льям Ра ссел 1872 - 1970 «Материя является не частью конечного материала мира, но просто удобным способом связывания событий воедино» имена — не обозначение реальности, а только сокращенные дескрипции.

логический атомизм Рассел и Л. Виттгенштейн разрабатывали цель: создать логически совершенный язык, который обеспечит логический атомизм Рассел и Л. Виттгенштейн разрабатывали цель: создать логически совершенный язык, который обеспечит однозначное соответствие между словами и фактами

Витгенштейн, Людвиг Логико-философский трактат: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» Витгенштейн, Людвиг Логико-философский трактат: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать»

 Мир состоит из фактов, а не из объектов, Факты могут быть простыми и Мир состоит из фактов, а не из объектов, Факты могут быть простыми и сложными. В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они являются простейшими языковыми единицами. Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Язык допускает описание возможных фактов. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам бессмысленны.

Верификация позднелат. verificatio — доказательство, подтверждение, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путём «возвращения» к Верификация позднелат. verificatio — доказательство, подтверждение, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путём «возвращения» к наглядному уровню познания, Например, идеальные геометрические объекты — «точки» , «прямые» и пр. — «отождествляются» с их чувственными «образами» . В общем случае В. — это построение наглядной модели для любой теории. Не всякую применяемую абстракцию можно верифицировать, то есть исключить «наглядным» способом (ибо не всякая реальность, отражением которой является абстракция, наглядна), критерий Верификации не тождествен критерию практики.

Постпозитивизм — собирательное название множества различных концепций, в чём-то схожих, а в чём-то другу Постпозитивизм — собирательное название множества различных концепций, в чём-то схожих, а в чём-то другу противоречащих. Все они возникли как попытки преодоления недостатков позитивизма

Карл Поппер, 1902— 1994 «Логика и рост научного знания» вместо процедуры верификации - фальсификации: Карл Поппер, 1902— 1994 «Логика и рост научного знания» вместо процедуры верификации - фальсификации: научную теорию нельзя подтвердить опытом (верифицировать). Опыт может только опровергнуть теорию, доказать ее ложность, т. е. фальсифицировать. Поппер сформулировал принцип фаллибилизма (погрешимости): любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания осуществляется благодаря выдвижению и опровержению гипотез, то есть в соответствии с принципом фальсификации.

Лакатос наивный (попперовский) фальсификационизм не верен: теория держится до тех пор пока проблематичные факты Лакатос наивный (попперовский) фальсификационизм не верен: теория держится до тех пор пока проблематичные факты могут быть объяснены добавлением вспомогательных гипотез. В концепции же Лакатоса рассматривается не отдельная теория, а их последовательность. Смена теории Тk на Tk+1 называется сдвигом программы. Если смена теории приводит к открытию новых фактов, то сдвиг программы прогрессивный. Если сдвиг не добавляет эмпирического содержания, он называется регрессивный. Подлинно научным является прогрессивный сдвиг исследовательской программы, который обеспечивает знание новых

Томас Сэмюэл Кун 1922 – 1996 «Структура научных революций» -1962: науку следует воспринимать как Томас Сэмюэл Кун 1922 – 1996 «Структура научных революций» -1962: науку следует воспринимать как явление, проходящее через периодические революции, называемые «сменами парадигм» Любой критерий имеет смысл в рамках определённой парадигмыисторически сложившейся системы воззрений.

Ход научной революции по Куну: нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с Ход научной революции по Куну: нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории; Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ; научная революция — формирование новой парадигмы

Пол (Пауль) Карл Фейерабенд (1924 — 1994) — «Против метода» 1975 «Наука в свободном Пол (Пауль) Карл Фейерабенд (1924 — 1994) — «Против метода» 1975 «Наука в свободном обществе» 1978 «Прощай, благоразумие» или «Прощай, разум» Концепция эпистемологического анархизма: в науке не существует универсальных методологических правил.

 «anything goes» (всё дозволено). Познание социально детерминировано, критерии рациональности, истины и объективности относительны. «anything goes» (всё дозволено). Познание социально детерминировано, критерии рациональности, истины и объективности относительны. Значение научного метода сильно преувеличено: ученые часто действуют иррационально. Следовательно, пригоден любой способ действия, могущий привести к цели (anything goes — все пойдет).

антиавторитаризм: не существует абсолютного объективного критерия истинности в познании. Принцип пролиферации (умножения, увеличения числа) антиавторитаризм: не существует абсолютного объективного критерия истинности в познании. Принцип пролиферации (умножения, увеличения числа) теорий: новые теории не выводятся из старых, а противоречат им. Движение науки не поступательно, оно осуществляется благодаря борьбе альтернатив.

Итог позитивизма Позитивизм поставил цель изгнать метафизику из науки. Под метафизикой понимались ненаблюдаемые сущности Итог позитивизма Позитивизм поставил цель изгнать метафизику из науки. Под метафизикой понимались ненаблюдаемые сущности и непроверяемые утверждения. постпозитивисты показали, что в науке всегда содержатся метафизические допущения в современной философии не принято строить метафизических систем, критика постпозитивистов подорвала основы рациональной традиции в философии, фактически оставив рационалистическую философскую традицию без теории познания, философия не имеет всеми разделяемых критериев научности, рациональности и не может противостоять разгулу псевдо- и лженаучных направлений.