Презентация Ангелины.ppt
- Количество слайдов: 36
Портрет слова
Учебно-исследовательская работа на тему: Выполнила: Еприкян Ангелина, 5 б класс Руководитель: Иванова Л. А. , учитель русского языка и литературы МОБУ гимназия с. Кармаскалы
ЦЕЛИ: 1. Доказать, что сейчас настоящих калачей не существует; 2. Понять, как его готовить ( возможно ли это в домашних условиях); 3. Узнать, где и как употребляется слово «калач» ; 4. Выяснить, какова современная жизнь калача. ЗАДАЧИ: 1. Провести обзор литературы; 2. Выяснить происхождение слова «калач» и его значение; 3. Сравнить калач с другими хлебобулочными изделиями; 4. Узнать, как «живет» калач в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке и др. ; 5. «Найти» калач на карте России. 6. Провести опрос в классе и понять, знают ли вообще люди, что такое калач.
Разнообразны были хлебобулочные изделия: калачи, крендели, бублики, баранки. Сельские жители обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Горожане же довольно широко использовали всю эту выпечку в повседневной жизни.
Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи.
Этимология кала ч, - а ударение падает на 2 слог. КАЛАЧ. Общеслав. Суф. производное от коло «круг» , колесо, кольцо, около. Калач назван по своей круглой «внешности» . Калач < колачь в результате падения редуцированных и закрепления аканья на письме.
Корень «кол» , обозначает и дробные части чего-то большего, в итоге суммируется в этимологии слова «коликий» , «сколький, который по счету» , стар. , кiлько, ст. -слав. колико. сколько
А калач не так уж прост… ручка, дужка, перевясло губка животок
Муромский калач Возникновение калача в Муроме объясняется контактами муромцев с татарскими хлебопеками, а закрепление производства калачей в Муроме — торговым значением города в средние века. Экономический и политический упадок Владимиро. Суздальской Руси сказался и на том, что калач как один из символов экономического благополучия переместился в Москву и именно здесь получил свое полное развитие, стал известен во всей стране.
Московский калач Москва славится невестами, колоколами и калачами. Калач московский - старейший вид белого хлеба в России, по форме и размеру напоминает большой прадедовский висячий замок. Московские калачи выпекают из особо приготовленного теста; они белые и сильно присыпаны мукой, в них много пористого мякиша, на вкус они довольно пресны. Одно из основных отличий калачного теста - способность долгое время не черстветь. Известно, что в XIX веке калачи замораживали в Москве и везли их в Париж, где подавали как свежеиспеченные.
Ленинградский калач Омский калач Уральский калач Саратовский калач Сибирский калач Венгерский калач
Рецепт приготовления калача: Ингредиенты: мука пшеничная- 4 стакана, молоко- 300 мл, сливочное масло-120 г, сахарная пудра-100 г, желтки-7 шт. , дрожжи- 30 г, изюм-40 г, сахар-2 стол. ложки, ядра грецких орехов-50 г, яйцо-1 шт. Дрожжи развести в 100 мл тёплого молока, тщательно перемешать с 300 г муки и с небольшим количеством сахара. Опару поставить в теплое место на 25 -30 минут. Затем добавить сахарную пудру, оставшееся молоко, муку, изюм, соль, яичные желтки, сливочное масло. Замесить тесто, накрыть его полотенцем и поставить на 4045 минут в теплое место. Потом его обмять его полотенцем и поставить на 40 -45 минут в теплое место. Потом его снова обмять, поставить в тёплое место на 30 -40 минут. Готовое тесто разрезать на 4 равные части, которые, в свою очередь, разрезать на 3 равные части. Из каждого куска раскатать равномерно жгуты с утончёнными концами. Дальше концы жгутов положить один на один, немного сжать и сплести калач (сплетать туго не следует). Калачи уложить на подготовленный противень , смазать сверху взбитым яйцом, посыпать молотыми грецкими орехами и сахаром, поставить в предварительно нагретую духовку и выпекать до готовности.
Печём калачи
Слово «калач» в других языках Белорусский- калач Ипанский- kalach Итальянский- pagnotta Французкий- kalach Чешский- kalac
чи кала и. ть ь ес на печ ш Хочее сиди н – у: д в ме ч кала ает. то й, ч прист вы тли у все с Сча к нем Кяхт инск кала ий чай, ч-п олдн да муром ичае с т бог кий ач. Не т не б ерт, не уде т ка мят лач. Москва славиться невестами, колоколами и калачами. бит ьячий лю Всяк под горячий. калач Чужую пе своя и чаль и с хл ебом с с кала ъешь, чом в горло а нейде т. и, Эт ж закуо нам ало ши. з сыв нипо хой овер ай к чем аю Калачник не табачник: Кр чом п ала : чом а л не даст рожка понюхать! ка ! Захотел ты от калачника дрожжей! либо нет их, либо самому нужны. В Москве – калачи, а в Питере – усачи.
Нужда научит калачи есть Трудности и бедственное положение научат делать то, что не умеешь или не хочешь. У крестьян северных областей России еда была простой и однообразной: ржаной хлеб, ячменная каша, овсяный кисель. Белый хлеб, а тем более калачи были дорогим удовольствием, так как пшеничную муку привозили из южных районов. Неурожаи и нужда гнала крестьян на заработки в более богатые края — на Волгу, в районы чернозёмной России, на Украину. Там они и привыкали к белому пшеничному хлебу.
Дойти до ручки Опуститься, потерять человеческий облик. Таинственная «ручка» представляет собой всего лишь часть обыкновенного калача. В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали ее нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал ее съесть говорили: дошел до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Тёртый калач Опытный человек, которого трудно провести, обмануть; бывалый человек. Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба - "тертый калач". Тесто для него очень долго мяли, месили, "терли", отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - "не терт, не мят, не будет калач". То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба. Этимология От названия вида калача, сделанного из теста, которое предварительно долго мнут и трут.
Калачом не заманишь Не зазовешь никакой приманкой. Для крестьян калач был лакомством, который ели по праздникам. В обычные дни ели ржаной хлеб. Отсюда и значение выражение - не заманишь даже вкусным лакомством. Выражение, как и пословица «нужда научит калачи есть» , возникли среди крестьян центральной России, питавшихся ржаным хлебом. Из-за нужды они уходили на заработки в степные места, обильные пшеницей. О таких людях говорили: «калачом заманили» , т. е. завлекли перспективой сытой жизни. Но не все решались уходить на сторону, быть оторванными от своей семьи. Они говорили: «калачом не заманить» , то есть не зазовешь никакой приманкой. Выражения «калачом заманили» , «калачом не заманишь» сохранились и употребляются, когда говорят о человеке, соблазненном какойнибудь приманкой, или о человеке, отказавшемся от сомнительной, по его мнению выгоде.
Калач употребляется и в русских народных сказках
• Л. Н. Толстого «Три калача и одна баранка» :
Калачи Бабка с дедом у печи Делят к чаю калачи. Калачи не поделили, Всю посуду перебили. Кошка спряталась в трубу: «Ой, развалят всю избу!» Пес Барбос решил вмешаться Без угла чтоб не остаться. Деда с бабкой пожалел: Чтоб не ссорились, всё съел.
Юнна Мориц. Лоза. Книга стихов 1962 -1969. Это вьюги хрустящий калач Тычет в окна рогулькой душистой. Это ночью какой-то силач, Дух, вместилище силы нечистой, Одиночка, объятый тоской Неудач, неуступок и пьянства, Надавил на железку рукой, Сокращая пружину пространства. А до этого, мой соловей, Параллельная духа и крови, Между лампой твоей и моей — Позвонки обмороженных кровель, Океаны железа и льда Над жильем, гастрономом и залом, Города, города, Восемьсот километров по шпалам. Восемьсот километров кустов, Неживых от рождественской бури. Восемьсот до Софийских крестов И кирилловской ляпис-лазури. Это — ближе окна и дверей. Это — рядом, как в небе светила. Погаси свою лампу скорей, Чтоб она мне в лицо не светила. Под одним одеялом лежать В этом запахе елки и теста! И, пока не поставят на место, Будем детство свое продолжать. 1966
На улице ВОР Спеша на званый пир по улице прегрязной, Вчера был поражен я сценой безобразной: Торгаш, у коего украден был калач, Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач И, бросясь от лотка, кричал: "Держите вора! « И вор был окружен и остановлен скоро. Закушенный калач дрожал в его руке; Он был без сапогов, в дырявом сюртуке; Лицо являло след недавнего недуга, Стыда, отчаянья, моленья и испуга. . . Пришел городовой, подчаска подозвал, По пунктам отобрал допрос отменно строгий, И вора повели торжественно в квартал. Я крикнул кучеру: "Пошел своей дорогой!" – И богу поспешил молебствие принесть За то, что у меня наследственное есть. . . Николай Некрасов
Злопамятный пес Сергей Михалков Пес лопоухий у пекаря жил. Двор, кладовую и дом сторожил. Летом под грушей валялся в тени, Прятался в будку в дождливые дни. Даже соседям хвостом не вилял, Пес на крыльце ему руку лизнул — Редко погладить себя позволял. Пекарь его сапогом оттолкнул. Лаял тревожно на скрип и на стук, Пес шевельнул добродушно хвостом — Хлеба не брал у прохожих из рук. Пекарь на пса замахнулся шестом, Пекарь в избе под периной лежит — Пекарь бутылкой в него запустил. Пес под окном его сон сторожит. Этого пекарю пес не простил. . . Пекарь проснулся, в пекарню идет — Пекарь в пекарне стоит у печи, Пес провожает его до ворот. Песни поет и печет калачи Пекарь пришел через восемь часов, И, над котлом поднимая лоток, В белой муке от сапог до усов, — Сыплет баранки в крутой кипяток. Пес на пороге, хозяину рад. В доме у пекаря шарят в углах, «Что за собака!» — кругом говорят. Воры посуду выносят в узлах Только однажды был день выходной, И говорят: — Повезло в этот раз! Пекарь, шатаясь, вернулся домой. Что за собака? Не лает на нас. . .
Калач используют даже в народных обрядах. •
Калач в живописи
Презентация Ангелины.ppt