honour.pptx
- Количество слайдов: 32
Понятие чести в русской литературе
При знакомстве с моим исследованием: Вы узнаете, почему я выбрала эту тему, почему она представляется мне актуальной; Вы узнаете, что я хочу донести до читатаеля своей работой; Вы узнаете, как менялось представление о чести и как понимает её современная этика и философия.
«Печально мне, что слово честь забыто. . . »
Это строка из стихотворения Владимира Высоцкого была темой отдного из первых уроков литературы. «Честь - понятие идеальное, - сказала учитель, но мне кажется, что в наш рациональный век больше ценятся иные качества: предприимчивость, расчётливость, деловая хватка. Бесспорно, они тоже, конечно, нужны, но ничто, на мой взгляд, не восполнит чести - этого старомодного качества, о котором многие, если и вспоминают, то лишь тогда, когда рассуждают о героях былых времён. Было высказано много разных точек зрения по этому вопросу, но к единому мнению так и не пришли. Учитель, завершая урок, сказала, что мы будем искать ответ на этот вопрос , изучая произведения классической литературы на протяжении всего гимназического курса. Эта тема меня очень затронула, поэтому, увидев её в перечне исследовательских работ, я сделала свой выбор.
Работая над этой темой, мы познакомились с трудами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва и известного литературоведа и историка культуры Юрия Михайловича Лотмана,
а также с произведениями Чехова, Куприна, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, которые, поднимая в своих произведениях тему чести, одновременно освещали традиции, нравы, словом, - культуру своей эпохи.
Работая с темой, мы обнаружили, что понятие чести не оставалось неизменным на протяжении столетий: оно изменялось в соответствии с эволюцией общества. Литература же не только фиксировала эти изменения, но и подвергала их проверке, давала оценку.
Ю. М. Лотман, анализируя «Слово о полку Игореве» , высказал предположение, что в те далекие времена, о которых рассказывается в этом памятнике древнерусской литературы, слово «честь» имело материальный смысл. «Честь» являлась «атрибутом» младшего феодала, и ее надо было получить от старшего феодала на иерархической лестнице. Практически это означало следующее: добычу, которая была завоевана в битве, или те дары, которые получала дружина от побежденных врагов, дружинники-вассалы должны были отдать князюсюзерену и получить их от него обратно уже в качестве «знака» их «рыцарской чести» .
Таким образом, честь в эпоху средневековья - это не столько качество личности и ее характеристика, сколько знак принадлежности к определенному сословию.
В петровскую эпоху, период великих преобразований и ломки старых устоев, несколько изменилось и содержание рассматриваемого нами понятия. «В службе честь» , - таково было убеждение Петра I, которому он неукоснительно следовал сам и требовал того же от офицеров и солдат.
Путь наверх, а значит, и к почестям открыло теперь не сословное происхождение как таковое, а личные качества человека, а именно: ум, трудолюбие, готовность служить государю и государству.
Молодая литература этого периода ещё не была готова уделить достойное внимание этой нравственной категории, но зато в фольклоре, пословицах и поговорках она нашла своё отражение сполна: Смерть лучше бесчестья. Бесчестье тяжелее смерти. Кого почитают, того и величают. Честь честью, а делом - честь по заслугам.
Наиболее глубокие, фундаментальные изменения в понятие «честь» внёс 19 век. В этот период дворянство как класс занимает главенствующее положение в социальной иерархии. Появляется кодекс дворянской чести, который обязывает дворянина быть образцом высоких нравственных качеств. Широко используются такие понятия, как «дворянская честь» , «офицерская честь» , «честь мундира» и т. п. Под этими выражениями подразумевается определенный кодекс правил, выполнение которых обязательно для человека, желающего жить «по чести» .
Безукоснительное же следование этим правилам – дело каждого конкретного человека, результат его собственных нравственных усилий и выбора. Расхождения между предписанными правилами и реальными моделями поведения человека оказываются обусловлены противоречивостью и сложностью реальной жизни.
Одним из первых в русской литературе к проблеме чести как результату индивидуального выбора человека обратился А. С. Пушкин. Его герои встают перед выбором формального подчинения кодексу чести либо подчинению кодексу совести.
Вспоминается смелый поступок пушкинской героини, которая, встретив Онегина и полюбив его с первого взгляда, пишет ему письмо с признанием в любви. Как ни ослеплена юная провинциалка внезапно овладевшим ею чувством, она все же прекрасно отдает себе отчет в том, что поступает вопреки всем правилам, которые диктуются представлениями о «девичьей чести» , отсюда – и осторожное упоминание о возможном «презренье» со стороны избранника.
«Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать»
Интересно, что нарушая правила «девичьей чести» , Татьяна при этом апеллирует к «рыцарской чести» Онегина. Кончаю! Страстно перечесть… Стыдом и страхом замираю… Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю…
Что могло ждать Татьяну, окажись ее избранник человеком бесчестным, воспользуйся он ее доверчивостью? Позор, бесчестье…Это, с точки зрения светского общества ее времени. Голос совести оказывается выше общепринятых правил, а сам Пушкин, несомненно, симпатизирует смелости своей героини, образ которой нарисован им с большой теплотой, и которую он сам называет «милым идеалом» .
Евгению Онегину тоже приходится делать выбор между тем, что диктуется общепринятыми нормами, и тем, что подсказывает голос совести. Имеется в виду дуэль Онегина с Ленским. Хотя ссора была спровоцирована самим Онегиным и убивать Ленского у него нет никаких резонов и желания, герой романа не находит в себе сил отказаться от поединка. Причина проста: Онегин боится «общественного мнения» , боится того, что его назовут трусом. Поэтому, исходя из этих соображений, он доводит дело до трагической развязки.
Евгений, Всем сердцем юношу любя, Был должен оказать себя Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, Но мужем с честью и с умом. . . . . Но шепот, хохотня глупцов. . . И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!
Стоит обратить внимание на то, что Пушкин здесь дважды употребляет слово «честь» в совершенно разных значениях. Когда речь идет о том, что Онегину следовало показать себя «мужем с честью и умом» , то имеется в виду способность вести себя «по совести» , уметь признать свою ошибку, повиниться. Этой истинной чести противопоставлена честь как расхожее представление светской черни. Таким образом, в «Евгении Онегине» Пушкин показывает, что социально и культурно обусловленные кодексы чести и нормы морали могут противоречить абсолютным нравственным нормам, религиозным заповедям.
Для младшего современника Пушкина, не менее остро отстаивавшего свою независимость, свою свободу и достоинство, тема чести тоже была исключительно важна. Наиболее интересным с этой точки зрения произведением является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» , которую Лермонтов пишет в 1837 году на Кавказе, куда он отправлен в ссылку за стихотворение «Смерть Поэта» . Центральной в поэме Лермонтова является проблема чести и бесчестья, достоинства человека. Купец Калашников – носитель исконно русских представлений о чести и бесчестии. «Имя честное» для него – высшая ценность, а оно неотъемлемо и от семейной, родовой чести, поэтому не случайно припоздавшую с вечерни жену он встречает грозными словами.
«Уж ты где, жена, шаталася? На каком подворье, на площади? Что растрепаны твои волосы, Что одежда твоя вся изорвана? Уж гуляла ты, пировала ты, Чай, с сынками все боярскими! Не на то пред святыми иконами Мы с тобою, жена, обручалися, Золотыми кольцами менялися! Как запру я тебя за железный замок, За дубовую дверь окованную, Чтоб свету Божьего ты не видела, Мое имя честное не порочила…
То, во имя чего идет на поединок и принимает смерть Степан Парамонович, древнее и, в каком-то смысле, выше царской власти. Постоять ему приходится как за себя, так и за Святую Русь, которая держится «законом Господнем» . Показательно и поведение соперников перед поединком. Кирибеевич только «царю в пояс молча кланяется» , тогда как Степан Парамонович «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому» .
Наконец, именно Калашников, хоть и похоронен он по царскому приказу, как разбойник – «промеж трех дорог» , остается в памяти народа. Так суд народный расходится с судом монаршим, что лишний раз подтверждается: государственная власть и честь отдельного человека – понятия, принадлежащие разным сферам жизни.
Новый уровень понятия чести мы находим в произведениях Достоевского. В это время (вторая половина 19 века) в обществе происходит расхождение понятия чести и достоинства в истинно христианском смысле слова и обывательском представлении. Носителем чести по Достоевскому становится человек, готовый жить похристиански, то есть следуя заповедям Христа, прощая врагу и обидчику, не держа ни на кого зла, не убивая ближнего своего.
Например, Сонечка Мармеладова в романе «Преступление и наказание» . Уличную девку, торгующую своим телом, Достоевский наделяет высшими нравственными качествами. Что есть честь Сонечки? Прежде всего доброта, любовь, сострадание. В проститутке Достоевского нет и следа гордыни. Ежедневно терпя надругательства над своим телом, то и дело становясь объектом насмешек или оскорбительных выпадов, Сонечка за величайшую честь почитает свое страдание – ибо ведь и Христос страдал. Личностное начало у Достоевского растворяется в христианстве как в таковом.
Завершая исследование литературы 19 веком, мы можем констатировать, что кроме того, что оно было разным в зависимости от общественной нравственности и культуры, оно становилось постепенно более личностным, что давало все большую свободу. Наверное, жить по чести – значит жить в согласии со своей совестью , не нарушая таких же прав окружающих, руководствуясь нравственным императивом.