Arendt_2016_.pptx
- Количество слайдов: 15
ПОНЯТИЕ «БАНАЛЬНОСТЬ ЗЛА» В ЭТИКЕ ХАННЫ АРЕНДТ Криуля Л. А. ЧОУ ВО «Институт международных связей» г. Екатеринбург 28. 04. 2016
Ханна Аренд (1906 1975) • Жизнь свободного человека, отвечающего за свои деяния, становится неудобной и опасной. • Жизнь раба обеспечивает комфортное, однако, не человеческое животное существование.
Иерусалим. 11 апреля 1961 г. – Суд. «Эйхман в Иерусалиме: доклад о банальности зла» (1963)
Адольф Эйхман (1906 1962) • Заурядность • Плохая память • Клише • Бахвальство • Не приверженец нацизма • Не антисемит • Полная неспособность взглянуть на что бы то ни было чужими глазами
Радикальное зло желание разрушать законы Эксперименты по изменению человеческой природы (масса) 6 миллионов человек организованно и безукоризненно отправлены на «медицинские процедуры» изживании всякой человеческой спонтанности (И. Кант)
Радикальное зло: кодовое слово • «прину дительное переселение» • «депортация» • «окончательное решение» • «радикаль ное решение» • «специальная обработ ка » • «переселение» • «лагеря превращались в «учебные площадки» , на которых совершенно нормальные люди тренировались, чтобы стать полноценными эсэсовцами» • внедрение в сознание людей разных «языковых норм» и клише, была частью политики тоталитарного государства, направленной на предупреждение у своих служащих конфликтов с реальностью. • «Языковые нормы» позволяли чиновникам на разных уровнях воспринимать законы как что то внешнее, не вникая в их суть
Банальное зло «Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена» (Сократ, И. Кант)
Тип банального злодея 6 миллионов человек отправил в лагеря смерти • Ни одного не убил лично • В эпилоге Арендт, подводя итог всему увиденному на суде, пишет: • «Проблема с Эйхманом заключалась именно в том, что таких, как он, было много, и многие не были ни извращенцами, ни садистами – они были и есть ужасно и ужасающе нормальными»
Нормальность и банальность типа банального злодея «Судьи не поверили нормальности Эйхмана, потому что, будучи людьми порядочными и, возможно, слишком даже совестливыми для своей профессии, не могли и представить, что обыкновенный, «нормальный» человек – не слабоумный, не циничный и не жертва пропаганды – оказался абсолютно неспособным отличить добро от зла» «винтик в системе» оправдание или вина, за которую несем персональную ответственность?
Ограничения для банального зла сократическая мораль «Лучше несправедливо страдать, чем несправедливо поступать» «Пусть я лучше буду в разногласии со всем миром, чем, будучи единым целым, окажусь в разногласии с самим собой»
Ограничения для банального зла сократическая мораль Мышление – совесть (греческая традиция) - смерть Эйхман и другие нацистские преступники не являлись личностями (не мыслят) «Способность оценивать по достоинству произведения искусства не имеет никакого отношения к способности мыслить» .
Проблема мышления клише заменили Эйхману способность мыслить использование в речи клише подтверждает состояние слепой лояльности, так как человек проговаривает мысли других людей, и тем самым отказывается от рефлексивного мышления Мышление понимается не как процесс обнаружения одной раз и навсегда данной истины, а лишь как способ существования личности. Мышление ничего не может санкционировать, оно может только подрывать веру в любые истины Мышление не есть созерцание, это всегда движение
«Потребность мыслить можно удовлетворить, только мысля, а мысли, которые были у меня вчера, удовлетворяют эти потребности лишь в той мере, в какой я помыслю их заново» мышление главное условие недопустимости аморального поступка в условиях крушения всех моральных норм и принципов Тоталитарное общество превращает патологическое (зло) в норму
Ханна Арендт – худ. фильм https: //www. youtube. com/watch? v=mz. TYt. PXw. N c Суд над Адольфом Эйхманом – док. фильм http: //www. youtube. com/watch? v=Epel 2 ptmet. Y
2013 Ханна Арендт «Ответственность и суждение» Александр Филиппов «Проблема морали у Ханны Арендт» http: //postnauka. ru/vide o/43675
Arendt_2016_.pptx