Вебер -социальное действие.pptx
- Количество слайдов: 18
-ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ (М. ВЕБЕР). - ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ. - СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОБМЕН. - СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА (Дж. МИД, Дж. ХОМАНС).
Макс ВЕБЕР Немецкий социолог и социальный философ (1864 -1920) «Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Политика как профессия» (1919); «Хозяйство и общество» ( 1921) и др. Основоположник ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ Основоположник ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ © Сергеева Зульфия Харисовна/ кандидат социологических наук, доцент, каф. ГМУС КГТУ
КОНЦЕПЦИЯ ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ ЗАКОНЫ ПРИРОДА = ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА ОБЩЕСТВО КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА Объективизм как запрет на привнесение субъективных личностных мотивов, рационализм ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ (Естественнонаучный тип знания) ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ (Гуманитарный тип знания) ПОНИМАНИЕ Разрешено вносить элементы своего субъективно-личностного мироотношения КУЛЬТУРА МОДЕРНА
Предметом социологии является СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ (включая невмешательство или терпеливое вмешательство) – любое действие, ориентированное на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей. Оно обладает двумя обязательными чертами: (1) осознанная мотивированность и (2) сознательная ориентированность на других (ожидание или «аттитюд» ). Без первой нельзя говорить о нем, как о действии, без второй – называть его социальным. Социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже «социальным действием»
При анализе социального действия надо использовать два метода: 1. Научное наблюдение внешних поведенческих акций по объективным признакам; например, когда человек раздражен, его лицо буквально перекашивается от гневной гримасы или сжимаются кулаки в агрессивном желании кого-то побить. 2. Причинный анализ, при помощи которого социолог может узнать более глубокий слой явлений, заглянуть в сущность социального действия, для чего ему необходимо узнать мотивы, цели и намерения субъекта действия. Здесь на помощь приходит мысленное усмотрение сущности вещей, или философское ПОНИМАНИЕ.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Аффективные Находится на границе того, что называется «осмысленно ориентированное действие» Детерминируемые вспышками эмоций и зачастую оборачивающиеся нарушениями поведенческих стандартов, выходом за рамки моральной и правовой нормативности. Традиционные Направляемые обычаями и привычками. Большая часть привычного повседневного поведения людей.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – собственно предмет социологии Целерациональные Ориентированные на социальный успех, предполагающие сознательный выбор как целей, так и средств для их достижения, а также исключающие присутствие каких-либо иррациональных (эмоциональных, аффективных) компонентов. Основано на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет. Ценностнорациональные
Протестантская этика и «дух капитализма»
ДВЕ МОДЕЛИ ДЕЙСТВИЙ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА» Иррационально-авантюрная модель Характерна для торговцев, спекулянтов, ростовщиков, представителей финансовоторгового капитала, стремящихся «делать деньги» , не производя товаров. Упование на случайный выигрыш, удачу, хитрость. Рациональная модель Возникает в эпоху Реформации и распространения протестантизма. Для приверженцев протестантского исповедания труд имел религиозный смысл. Богу угодно, когда человек много и честно работает, следует уповать не на счастливый случай, а на рационально организованный, систематический труд по производству товаров. Продажа индульгенций
ОСНОВАТЕЛИ И ПРОПОВЕДНИКИ ПРОТЕСТАНТИЗМА Мартин Лютер (1483 -1546) «Я спасен, потому что за меня умер Бог; Я духовно свободен, и мне не страшна власть католической церкви и папы римского; Мой религиозно-нравственный долг заключается отныне в том, чтобы нести эту свободу другим, творя добро» . Ульрих Цвингли (1484 -1531) Джон Кальвин (1509 -1564) В XVI в. В Европе начинается религиозная реформация, ее суть – утверждение исключительного авторитета Библии (священного писания), снижение роли и значения духовенства, отказ от института папства и критика священного предания. Карикатура «Рождение Папства» (Л. Кранах) из книги М. Лютера «Против папства в Риме, основанного дьяволом" (1545 г. ) Протестантизм усилил степень рационалистического подхода к Библии и преуменьшил роль мистического начала. Библия была переведена с латыни на европейские языки.
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА ИМЕЕТ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНА ЗАДЕРЖКА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ — «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19: 13). ЗАПРЕЩЕНЫ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА И ЖЕСТОКОЕ ГОСПОДСТВО НАЧАЛЬСТВА НАД ПОДЧИНЕННЫМИ — «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25: 43). БОГ ПООЩРЯЕТ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ТОВАРОВ И УСЛУГ И ЧЕСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К КЛИЕНТАМ И ЗАПРЕЩАЕТ ЛЖИВЫЕ СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ — «приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притчи 21: 6), «не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Левит 19: 35 -36 ). ОГРАНИЧЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ И РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ ПОСРЕДСТВОМ ЗАПРЕТА РАБОТАТЬ В 7 -Й ДЕНЬ НЕДЕЛИ, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ ДНЕМ ПОКОЯ. «Наблюдай день покоя (шаббат — суббота), чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — покой (шаббат) Господу, Богу твоему. » (Второзаконие 5: 12 -14)
Протестантская этика и «дух капитализма» Традиционный человек Протестант Работает, чтобы жить Живёт, чтобы работать Профессия — бремя Профессия — форма существования Стратегия: минимизировать количество работы при желательном сохранении стабильного дохода Стратегия: максимизировать доход, даже если это требует более интенсивного труда Принцип коммерции: «не обманешь — не продашь» Принцип коммерции: «честность — лучшая гарантия»
М. Вебер приводил конфуцианство в качестве примера этической системы, несовместимой с капитализмом. ВОСТОЧНЫЕ ДРАКОНЫ – конфуцианские страны, осуществившие экономическое чудо: q. ЯПОНИЯ (с 1950 -60 гг. ) Начиная с 1960 –х гг. q. ЮЖНАЯ КОРЕЯ q. ТАЙВАНЬ q. ГОНКОНГ q. СИНГАПУР Как показала история, М. Вебер оказался неправ
Ускоренное экономическое развитие возможно в тех обществах, где формируется ОПТИМАЛЬНЫЙ БАЛАНС Легитимация предпринимательской деятельности приводит к формированию этики, подобной протестантской Предпринимательская деятельность рассматривается как нравственно оправданная, общественно полезная и жизненно необходимая. Этика «чувства долга» заставляет человека трудиться ОБЯЗАННОСТИ Права человека защищают от посягательств на результаты его труда Если общество рассматривает бизнес как не слишком достойный способ зарабатывания денег, то и сами предприниматели ведут себя соответствующим образом.
Концепция легитимной власти в государстве Традиционный тип господства Основывается на общем признании священного характера старых традиций и древних иерархий. Он включает в себя три разновидности власти – геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть племенных вождей) и патримониальную (власть монарха).
Концепция легитимной власти в государстве Харизматический тип господства Властные отношения, строящиеся на основе личной преданности вождю, государю -полководцу, пророку, на вере масс в необыкновенную одаренность политического лидера. Понятие харизмы (от греч. harisma – высший, божественный дар), использовавшееся в католической теологии для обозначения избранности, отмеченности человека высшей благодатью.
Концепция легитимной власти в государстве Легально-рациональный тип господства Преобладание рациональных принципов управления. Оно позволяет человеку считать, что он подчиняется не вышестоящим индивидам, а законам, под властью которых находятся как управляемые, так и управляющие. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Ввел в социологию категорию ИДЕАЛЬНОГО ТИПА ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСПРОСТРАНЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ, ИНТЕРЕСУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. Образуясь в результате абстрагирования социологического сознания от множества эмпирических деталей, идеальный тип не только отображает социальную реальность, но и противостоит ей, указывая на то состояние, в котором может или должна пребывать данная реалия, и в этом втором качестве он представляет собой «утопию логически возможного» . Примеры идеальных типов КАПИТАЛИЗМ ГОСПОДСТВО Социальное действие
Вебер -социальное действие.pptx