Предзащита Соколова.pptx
- Количество слайдов: 28
Понимание авторской позиции художественного произведения как условие нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения (на примере произведений Л. Н. Толстого) Соколова Е. А. студентка 502 группы ИД
Актуальность исследования В современной России проблема нравственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно актуальна. На протяжении веков чтение признается выдающимися педагогами одним из самых эффективных средств нравственного, эстетического и духовного воспитания личности.
Для того, чтобы дети полноценно воспринимали нравственные уроки, содержащиеся в книгах детских писателей, необходимо учить их сознательному, вдумчивому чтению, которое предполагает анализ прочитанного, понимание идеи произведения, раскрытие авторского замысла.
Умение в процессе анализа текста видеть и понимать отношение автора к своим героям является необходимым условием для полноценного восприятия ребенком идеи произведения, принятия тех нравственных уроков, которые преподает через него автор.
В настоящее время проблема анализа младшими школьниками художественного произведения с точки зрения авторской позиции практически не разрабатывается. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы понимания младшими школьниками авторской позиции художественного произведения диктует необходимость ее более глубокого исследования.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. Предмет исследования: организация работы по выявлению авторской позиции в процессе анализа художественного произведения.
Цель исследования: выявление, обоснование и экспериментальная проверка связи между умением выявлять позицию автора в процессе анализа художественного произведения и нравственной воспитанностью учащихся.
Гипотеза исследования: Эффективность нравственного воспитания младших школьников в процессе ознакомления с детской художественной литературой на уроках литературного чтения может быть достигнута при выполнении следующих условий: 1) Обязательное проведение анализа художественного текста после чтения каждого произведения. 2) Специально организованная работа по формированию у младших школьников умения видеть и понимать авторскую позицию в художественном произведении
В работе использовались следующие методы: анализ учебной, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; техническая обработка результатов эксперимента. Для решения частных исследовательских задач были использованы также опрос, анкетирование, личные наблюдения.
База исследования Экспериментальное исследование проводилось на базе двух учебных заведений: негосударственного образовательного учреждения «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» г. Новосибирска и негосударственного образовательного учреждения «Православная женская гимназия во имя рождества Пресвятой Богородицы» г. Иркутска.
Отдельные положения научного исследования были оформлены в виде научно-практической работы и отправлены в г. Москва для участия во Втором Всероссийском конкурсе научнопрактических работ студентов высших педагогических учебных заведений «Развитие. Уверенность. Успех» (мартапрель 2012 года).
Нравственное воспитание - особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.
Авторская позиция — понимание и оценка писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в литературном произведении. Авторская позиция может выражаться прямо, через описание героев и оценку их автором, или быть скрыта, и в этом случае ее можно понять, внимательно читая произведение, анализируя и осмысливая его.
Литературное наследие Льва Николаевича Толстого богато детскими произведениями, вот уже более ста лет неизменно избираемыми для изучения в начальной школе. В этом нет ничего удивительного – детские произведения Толстого открывают широкие возможности для анализа с детьми образов и поступков литературных персонажей, что является неотъемлемой частью нравственного воспитания младших школьников.
Программа/к 1 класс 2 класс Занков (Лазарева) Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль); Л. Н. Толстой «Орел» «Лев и собачка» (быль); Л. Н. Толстой «Правда всего до_ роже» ; Л. Н. Толстой «Кавказский плен_ ник» (быль); Л. Толстой «Какая бывает роса на траве» , «Лев и собачка» , «Прыжок» , «Акула» . - Занков (Чуракова, Свиридова) Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве» Л. Н. Толстой «Косточка» (быль), «Лев и мышь» (басня), «Отец и сыновья» (басня); Л. Толстой «Азбука» , «Косточка» , «Лгун» , «Отец и сыновья» , «Мальчик играл. . . » *, «Два товарища» *, «Орел» *, 3 класс 4 класс
В исследовании принимали участие учащиеся 4 класса НОУ «Православная гимназия во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и 4 «а» класса НОУ «Православная женская гимназия во имя рождества Пресвятой Богородицы» г. Иркутска.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. Цели констатирующего этапа исследования: 1) выявление степени сформированности у учащихся представлений об авторской позиции; 2) определение уровня нравственной воспитанности детей. Для достижения этих целей нами были проведены анкетирование учащихся, беседы с классными руководителями контрольного и экспериментального классов, а также непосредственное наблюдение за учащимися на уроках и во внеурочное время.
По проведении анкетирования в экспериментальном классе были получены следующие результаты: 40 % учащихся показали средний уровень сформированности представлений об авторской позиции, 60 % - низкий уровень. Уровень нравственной воспитанности, по результатам наблюдений и беседы с классным руководителем и воспитателем, у 60 % учащихся можно определить как средний, у 40 % - высокий.
Анкета для учащихся 1. Всегда ли речь и поступки героев выражают отношение к жизни самого автора? а) всегда; б) не всегда; в) никогда. 2. Авторская позиция – это: а) фамилия, имя и отчество автора; б) отношение автора к героям произведения; в) отношение автора к жизни. 3. Должен ли читатель понимать позицию автора при чтении произведения? а) да; б) нет; в) не знаю. 4. Зачем нужно анализировать прочитанное произведение? а) Для того, чтобы лучше запомнить то, о чем говорится в произведении; б) Для того, чтобы получить хорошую оценку по литературному чтению; в) Для того, чтобы правильно понять идею произведения.
5. Всегда ли мнение читателя должно совпадать с позицией автора? а) да, всегда; б) нет, не всегда; в) не знаю. 6. Авторская позиция может выражаться: а) через композицию произведения; б) через описание героев, их поступков; в) через заглавие произведения; г) все ответы верны. 7. Пожалуйста, приведи пример произведения, прочитав которое, ты был не согласен с автором (если такое произведение есть). 8. Пожалуйста, приведи пример произведения, прочитав которое, ты был полностью согласен с позицией автора (если такое произведение есть).
В ходе формирующего этапа эксперимента велась работа по формированию у учащихся умения видеть и понимать авторскую позицию в процессе анализа художественного текста. На данном этапе нами были проведены уроки литературного чтения, в которые включались различные задания, направленные на формирование у учащихся представлений об авторской позиции.
На формирующем этапе эксперимента нами были проведены уроки литературного чтения, в которые включались различные задания, направленные на формирование у учащихся представлений об авторской позиции.
В процессе анализа художественного текста на уроках литературного чтения учащимся предлагалось беседовать друг с другом, делиться своими соображениями по заданному вопросу. Дети активно и охотно выражали собственное отношение к героям произведений и их поступкам, высказывали различные предположения относительно последствий описываемых в произведениях событий для их героев.
Темы уроков литературного чтения, проводимых в экспериментальном классе на формирующем этапе экспериментального исследования: - Понятие авторской позиции в художественном - произведении. Рассказ Л. Н. Толстого «Акула» - Значение понимания авторской позиции для полноценного восприятия произведения. Чтение и анализ произведения Л. Н. Толстого «Косточка» - Выражение авторской позиции через композицию произведения. Сравнительный анализ произведений В. А. Осеевой «Плохо» и Л. Н. Толстого «Котенок»
Целями контрольного этапа экспериментального исследования являлись повторная диагностика и отслеживание связи между умением выявлять позицию автора в процессе анализа художественного произведения и нравственной воспитанностью учащихся. На данном этапе исследования использовались те же методы, что и на констатирующем.
В результате анкетирования учащихся на контрольном этапе в экспериментальном классе были получены следующие данные: 40 % учащихся показали высокий уровень сформированности представлений об авторской позиции, 60% - средний уровень. Уровень нравственной воспитанности, по результатам наблюдений и беседы с классным руководителем и воспитателем, у 40 % учащихся можно определить как средний, у 60 % - высокий.
В результате проведенной работы было замечено значительное повышение уровня сформированности у учащихся умения анализировать текст и представления об авторской позиции. На заключительном этапе работы большинство детей легко оперировали такими литературными понятиями, как «автор» , «герой» произведения, «второстепенный персонаж» , «идея произведения» , «авторская позиция» , «характер героя» .
Кроме того, дети стали лучше анализировать произведения, появилось стремление самостоятельно определить и обосновать мотивацию поступков литературных персонажей. Дети заинтересовались произведениями Льва Николаевича Толстого, проявляли желание больше узнать об авторе, начали обращаться в школьную библиотеку за его произведениями и прочитывать их самостоятельно. Классный руководитель экспериментального класса и воспитатель группы продленного дня отметили положительное влияние проведенных уроков на поведение учащихся.