Польско – Литовский период XIV – XVII вв.
план • • Историческая справка Источники Архитектура Изобразительное искусство Музыка Литература Народное искусство
Историческая справка • Люблинская уния 1569 г. • Брестская уния 1596 г. Против Унии казацкое восстание 1594— 1598 гг. , восстание горожан Луцка в 1620 г. , в г. Остроге в 1638 г. и т. д. Против Унии вели борьбу: часть дворянства во главе с князем Константином Острожским (1527— 1608), украинские братства. В 1633 г. Восстановление Православной церкви
Казачьи восстания • 1591— 1593 гг. Крищтофа Косинского • 1594— 1598 гг. Северина Наливайко • 1630 г. Тараса Федоровича (Трйсняы) • 1635 —Ивана Сулимы. • 1648 – 1709 Руина
Братства • организации православного украинского населения, возникли после принятия Люблинской унии 1569 г. • Первоначально, организованные православной магнатско-шляхетокой оппозицией во главе с князем Острожским • боролись за культурно-религиозную автономию Украины в составе Речи Погаолитой • подавали петиции королю и сейму, вели культурнопросветительную работу, выступали за восстановление православной церкви после 1596 г. и т. п.
Развитие культуры • • • национального, Феодального религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, православной веры
Архитектура • Романский стиль - стиль, господствовавший в Западной Европе в X—XII веках, Наиболее полно выразился в архитектуре.
Донжон в Дрогобыче, 12— 13 вв. Дрогобычский детинец К 16 в. из его сооружений сохранилась лишь башнядонжон, которая стала использоваться в качестве звонницы расположенного рядом готического костела Св. Варфоломея. Единственный в Украине пример оборонного сооружения, полностью выполненного в формах романского стиля. В плане квадратная (10 х 10 м), трехъярусная: первый ярус проездной, второй и третий — боевые. Венчает башню стройная шатровая кровля, повторяющая форму древних перекрытий.
Польская ратуша (г. Каменец-Подольский), 1374 г. , перестройки 1 б— 18 вв.
Костел Св. Иоанна (г. Львов), 1270 г. Старейший архитектурный памятник Львова, В середине 14 в. постройка была реконструирована и приобрела некоторые черты готики. В 1887 г. архитектор Юлиан Захаревич перестроил фасад уникального храма в эклектических формах, но остальные стены памятника сохранили черты романского стиля. Костел Св. Иоанна представляет собой маленькую однонефную базилику (6 x 8 м), дополненную с востока узким выступомапсидой. На известняковых блоках храма сохранились граффити 14— 15 вв. , а в интерьере — фрагменты росписей того же времени.
Церковь Св. Троицы (г. Каменец-Подольский), 12— 16 вв.
Готика • XII - XV-XVI века. • пришла на смену романскому стилю • «устрашающе величественный» .
Готическое искусство
Львовский кафедральный костел. • Строительство начал П. Штехер в 1360 году, продолжали И. Гром и А. Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер.
«Православная готика» Богоявленский собор (г. Острог), 1453— 1521 гг.
Троицкий монастырь (п. Межирич, Ровенская обл. ), 15— 17 вв. Рождественская церковь (г. Тернополь), 1602— 1608 гг.
Михайловская церковь (п. Чесныки, Ивано- Франковская обл. ), 14— 15 вв.
Проторенессанс
Галицкий ренессанс Часовня Трех Святителей (г. Львов), 1578— 1591 гг. Успенский собор (г. Львов), 1591— 1629 гг.
Дом Корнякта (г. Львов), 1580 г.
Часовня Боимов (г. Львов), 1609— 1615 гг.
Высокое Возрождение Дворец Станислава Конецпольского (п. Подгорцы, Львовская обл. ), 1635— 1640 гг. Олесский замок (п. Олеско, Львовская обл. ), 14— 17 вв.
Барокко «порочный» , «распущенный» , «склонный к излишествам» , XVII—XVIII вв, центром была Италия. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации» . Барокко противостояло классицизму и рационализму.
• Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцовопарковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). • Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца» .
Украинское барокко или казацкое распространённая на Левобережной и Приднепровской вариация стиля барокко свойственно сочетание декоративнопластических решений западноевропейских барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества и древнерусской архитектуры.