Л_3_Естествознания в эпоху Средневековья.pptx
- Количество слайдов: 11
ПОЛОЖЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Все, что видим мы – видимость только одна Далеко от поверхности мира до дна Полагай несущественным явное в мире, Ибо тайная сущность вещей – не видна. Омар Хайям
"РИМ УДИВИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ОБРАТИЛСЯ В МОНАСТЫРЬ" Средневековое сознание было ориентировано, прежде всего, на межличностные отношения, на эмоциональную сторону жизни. Любая вещь воспринималась с точки зрения ее полезности, без учета ее объективных связей с миром. Точно так же и человек характеризовался не по своим объективным чертам – талант, деловитость, ум и т. д. , а через социально-иерархические ценности – власть, авторитет, богатство, престиж. Знание же рассматривалось всего лишь как побочный продукт духовнорелигиозной деятельности. Во многих житиях святых мы можем встретить мнение о том, что даже совершенно неученый человек способен получить премудрость и знание напрямую от Бога. Коли так – наука теряла смысл, все стала определять вера. Ценностноэмоциональное восприятие доминировало над познавательнорациональным
Крестовые походы 1 -й крестовый поход (1097 -1099 гг. ) 2 -й крестовый поход (1147 -1149 гг. ) 3 -й крестовый поход (1189 -1192 гг. ) 4 -й крестовый поход (1199 -1204 гг. ) 5 -й крестовый поход (1217 -1221 гг. ) 6 -й крестовый поход (1228 -1229 гг. ) 7 -й крестовый поход (1248 -1254 гг. ) 8 -й крестовый поход (1270 г. )
Три традиции познания Схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. В основу традиции легли принципы античного платонизма, истолкованные в духе христианства. Главные ее достижения лежат в областях теологии и космологии, в которых предмет познания реально не представлен и разум остается единственным средством анализа предмета на основе умозаключений Герметическую традицию (от имени легендарной «полубожественной» личности из Египта первых веков н. э. Гермеса Трисмегиста – то есть Трижды Величайшего, заложившего основы герметизма), опирающуюся на ритуал, магию, рецептурно - манипуляторное и предметно-преобразовательное начала, сверхъестественные силы. Ритуалы сопровождали почти все действия не только в ремесленно-мануфактурном производстве и других отраслях хозяйства, но и в политике, юриспруденции, познании мира. Самые яркие воплощения герметизма – средневековые алхимия, астрология, медицина. Опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Эта традиция развивалась под влиянием античных естественнонаучных идей Аристотеля. Представители этой традиции видели в научном знании средство расширения практического могущества, улучшения реальной жизни людей.
Схоласты Иоанн Дунс Скот (1266 -1308) – шотландский философ-схоласт, профессор Оксфордского университета, францисканец, автор «Оксфордского сочинения» , в котором он утверждал первенство воли над интеллектом и единично-конкретного над абстрактно-всеобщим. Противостоял доминиканской схоластической школе Фомы Аквината. Оккам Вильям (1285 -1349) – английский философ-схоласт, профессор Оксфордского университета, автор трудов «Распорядок» , «Свод всей логики» , «Об истолковании» , францисканец. В своих трудах Оккам подчеркивал значение научного знания. Особо известно в современном естествознании правило «бритвы Оккама» , звучащее так: «не умножай число сущностей сверх необходимого» . Иначе говоря, несводимые к опытному и интуитивному знанию понятия должны удаляться из науки. В 1327 году Оккам был отлучен папой римским от католической церкви за противостояние учению Фомы Аквинского
Буридан Жан (около 1300 -1358) – французский философ, распространитель идей Оккама. Один из создателей теории «импетуса» , связавшей динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Теория эта утверждала, что в падающем теле благодаря тяжести накапливается импетус (поэтому скорость при падении возрастает), в процессе движения импетус расходуется на преодоление трения, исчерпав импетус тело останавливается. Теория импетуса способствовала развитию физических понятий инерции и силы. Известен Буридан и парадоксом детерминизма воли, названным так же «Буридановым ослом» - осел помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена должен околеть от голода, будучи неспособным сделать выбор в пользу одной из них. Философские сочинения Буридана написаны в форме комментария к произведениям Аристотеля. Размышляя о том, как ему следует относиться к авторитету Аристотеля, Буридан пришёл к следующему выводу: «На доводы от авторитета не знаю как отвечать, иначе как отрицая авторитеты»
Фома Аквинский (1225 -1274) – монах-доминиканец из Италии, создатель томизма – философской основы католицизма. Фомой Аквинским были сформулированы пять логических доказательств существования Бога. Он рассматривал мир, как иерархическую систему, на нижней ступени которой находится природа, материальный мир, а на высшей – Божественный дух, творящий все сущее. В своих сочинениях «Сумма теологии» , «Сумма против язычества» Фома Аквинат утверждал, что природа завершается в благодати, разум в вере, познание – в сверхъестественном откровении. Считал вредной любую науку, которая не направлена на познание Бога. Он сочетал в своем творчестве и исследованиях схоластическое и герметическое направление, будучи философом-схоластом (и даже систематизатором схоластики) и алхимиком. Несмотря на это, в 1323 году был канонизирован, как святой католической церкви.
Нострадамус (1503 -1566) – Мишель Нотрдам. Легендарный врач, астролог и лейб-медик при дворе французского короля Карла IX. Всемирную известность получили его стихотворные произведения «Центруии» (Столетия) и «Знамения» , в которых в характерной для герметизма иносказательной форме была предсказана история Европы и человеческой цивилизации в целом. Точность предсказаний и дешифровка стихотворных катренов Нострадамуса по сей день вызывает бурные дискуссии не только среди магов и астрологов, но и среди ряда академических ученых. Имеется и множество спекуляций, особенно политических (вспомним пришедшую на этой волне к власти в 1991 г. команду Ельцина), «на темы Нострадамуса» , не имеющих ничего общего с реальными текстами.
Гроссетест Роберт (1175 -1253) – профессор Оксфордского университета, а затем епископ Линкольнский. Он одним из первых в средневековой науке Англии уделил должное внимание естествознанию. Наряду с богословскими сочинениями и комментариями к трудам Аристотеля, Гроссетест написал ряд трактатов по математике, оптике, астрономии, о природе звуковых колебаний и морских приливов и отливов. Важны и интересны его методологические разработки. По его мнению, изучение явлений должно начинаться с опыта, затем в результате его анализа происходит обобщение, приводящее к созданию некоего общего положения – гипотезы. Ее следствия, полученные методом дедукции, вновь подвергаются опытной проверке уже на новом уровне. Бэкон Роджер (1214 -1294) – магистр Оксфордского университета, ученик и близкий друг Роберта Гроссетеста, философ и естествоиспытатель. Прослыл одним из самых смелых и передовых умов средневековья. Из трех источников познания (авторитет, разум и опыт) Бэкон отвергал авторитет, считая его недостаточным без доводов разума. Разум же в свою очередь, может отличить истинное от ложного лишь базируясь на опыте. Таким образом, опыт – основа науки. Следуя этому постулату, Роджер Бэкон стремился к практическому применению знаний. Он предвидел создание в будущем быстроходного судна без гребцов (с мощным двигателем), самодвижущейся повозки, летательных машин. Изучая законы оптики, Бэкон предсказал изобретение очков, телескопа и микроскопа. Первым из европейцев Бэкон составил рецепт пороха. Такое опережение эпохи не прошло даром: клерикалы обвинили ученого в черной магии, выслали из Оксфорда в Париж лишив права преподавать, а затем заключили на 14 лет в тюрьму, откуда он вышел нищим дряхлым стариком.
Омар Хайям (1048 -1132 или 1123) –уже в 25 лет создал наиболее значительное произведение в области алгебры – «Трактат о доказательствах» , посвященный в основном решению кубических уравнений. Как и другие арабские ученые (например, геометр и астроном Насреддин ат-Туси), он вел математические изыскания не только в области, алгебры, но и в области геометрии. Хайям был не единственно математиком, но и выдающимся физиком, минералогом, философом, астрономом, астрологом, метеорологом, врачом и, наконец, великим поэтом, создавшим бессмертные «Рубайи» . Однажды во время чтения «Книги об исцелении» Хайям почувствовал приближение смерти (а было тогда ему уже за восемьдесят). Остановился он в чтении на разделе, посвященном труднейшему метафизическому вопросу и озаглавленному «Единое во множественном» , заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, составил завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнёс: «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился» . С этими словами на устах Хайям и умер.
Ссылки Франциска нцы, (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты» , «меньшие братья» ) — католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему. Бритва Оккама — принцип, лаконично сформулированный, как: «Не до лжно множить сущее без необходимости» . Если выражать этот принцип более современным языком, то получится следующее. «Не следует умножать сущности сверх необходимого»