Политология Социальные детерминанты политики Политика как сфера властных
5994-lect-pol_soc-base_politics&policy.ppt
- Количество слайдов: 23
Политология Социальные детерминанты политики
Политика как сфера властных отношений субъектов власти и объектов власти предполагает дифференциацию социума. Дифференциации Имеющие власть и не имеющие ее. Внутренне различие первых и вторых (социальная дифференциация – группы, классы). Различное состояние властных и подвластных сообществ (исторические и цивилизационные формы социальной организации – кланы, племена, сословия, гражданское общество).
Социальная стратификация «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». [Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность]
Социальная стратификация Существуют различия между людьми. Они могут приводить к неравенству. Неравенство индивидов и социальных групп по различным основаниям и неравноправие лежат в основе стратификации. Поскольку неравенства могут иметь разную природу, то возможны различные типы (системы) стратификации. Разных системы стратификации могут сосуществовать.
Типы стратификационных систем (1)
Типы стратификационных систем (2)
Типы стратификационных систем (3)
Основное различие между системами: наследуемость и ненаследуемость позиций в иерархии. Каждая система стратификации создает свои собственные иерархии. Человек, находясь в одной системе на вершине, может в другой быть на среднем уровне.
Гражданское общество Сообщество граждан, имеющих общий закон, и ему подчиняющиеся. В отличие от варваров, нецивилизованных народов. Сообщество граждан противоположно обществу рабов, подданных тирана или деспота. Гражданское общество = Civil society, la société civile, la sociedad civil, die Zivilgesellschaft
Гражданское общество Сообщество самоуправляющих граждан, основанием существования которого является система интересов, опирающееся на закон, и ему подчиняющиеся. Сообщество граждан противоположно государству. Оно находится между семьей (приватным, единичным) и государством (всеобщим). Гражданское общество = die bürgerliche Gesellschaft
Гражданское общество Гражданское общество = die bürgerliche Gesellschaft = Буржуазное общество Bürgerlich = 1) гражданский; 2) мещанский (о городском жителе) ; городской ; 3) буржуазный; происходящий из третьего сословия, относящийся к третьему сословию; 4) обывательский, мещанский. Bürger = 1) гражданин; 2) городской житель, горожанин; мещанин; 3) буржуа, бюргер; представитель третьего сословия 4) обыватель, мещанин. Bürgertum = буржуазия. Bürgerstand = 1) буржуазия, бюргерство; третье сословие; 2) жители города.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Догражданское общество Социальная основа – родственные, клановые, племенные отношения и соответствующая социальная структура. Социальное регулирование – традиции, обычай. Политическая организация – племенное вождество, племенная демократия.
Догражданское общество «Для возрождения нации просто нужно из главных принципов исходить: единобожие, общинная система и закон возмездия. Как закон возмездия правильно трактовать? Как коллективную ответственность. Вот это, я считаю, достаточно для фундамента. Хож-Ахмед Нухаев
Догражданское общество Второй момент: общинная система жизни. Не государственная – а общинная. А закон возмездия вписывается в общинное сознание. Кровная месть – это принцип возмездия, который не на индивидуальной ответственности основан, как в цивилизованных странах, а на коллективной. Хож-Ахмед Нухаев
Догражданское общество При такой коллективной, общинно-кровно-родственной ответственности каждый человек попадает под строгий контроль своих родственников, ближних, он будет на виду и не сможет скрыть ни один свой серьезный проступок и ни один проступок не останется без наказания». Хож-Ахмед Нухаев
Горское общество
Догражданское общество «Любой чеченец-горожанин идентифицирует себя не с улицей/поселком/городком, где он проживает, а со своей фамилией/гар/тайп и родовым селом. Каждый чеченец является составной частью того клана, откуда он происходит, вне зависимости от того, где он родился или проживает в данное время». Иса Джабраилов «Возвращение в будущее»
Политика в догражданском обществе «На стадии «демократии» главным орудием дальнейшего дробления нации, разрыва уже и внутрисемейных связей является именно механизм выборов с его предвыборными кампаниями, направленными на вербовку сторонников по территориальному принципу. В эту коварную ловушку демократии с ее приманкой свободных выборов попадают, в первую очередь, самые активные, самые дееспособные; и не только те, кто баллотируется, но и те, кто голосует. Разве недостаточно нам горького опыта последних выборов, когда на наших глазах лучшие из нас теряли свой блеск, а весь народ расслаивался на партии и разного рода формирования?». Хож-Ахмед Нухаев «Остаться чеченцем или стать демократом?»
Догражданское общество «Понедельник — я печален; Вторник — я печален; Среда — пришел Асланбек, убил моего брата; Четверг — пошел я, убил отца Асланбека; Пятница — пришел Асланбек, убил моего отца; Суббота — пошел я, убил его сына; Воскресенье — я печален». Современный грузинский анекдот про хевсура.
Политика в догражданском обществе «Государство в любой точке земного шара решительно выступает против «дикого» пережитка кровной мести, монополизируя в своих руках естественное для любого человека чувство возмездия за причиненное ему и его близким зло. Государство против кровной мести, но Аллах предписал ее верующим». Хож-Ахмед Нухаев «Чеченцы скорее изменят мир, чем изменят свободе»
Политика в догражданском обществе «Отсутствие кровной мести – не просто показатель одичалости и униженности людей; кровная месть – единственная цивилизованная форма возмездия за тяжкое преступление, так как она сохраняет людей от слепого и бездумного следования за своими страстями, от того, что священный Коран называет «яростью неведения», свойственную неверующим (48:26). «А если бы истина последовала за их страстями, тогда бы пришли в расстройство небо, и земля, и те, кто в них» (Коран, 23:71)». Хож-Ахмед Нухаев «Чеченцы скорее изменят мир, чем изменят свободе»