Lect-pol_Soc-base_Politics&Policy.ppt
- Количество слайдов: 23
Политология Социальные детерминанты политики
Политика как сфера властных отношений субъектов власти и объектов власти предполагает дифференциацию социума. Дифференциации 1. Имеющие власть и не имеющие ее. 2. Внутренне различие первых и вторых (социальная дифференциация – группы, классы). 3. Различное состояние властных и подвластных сообществ (исторические и цивилизационные формы социальной организации – кланы, племена, сословия, гражданское общество).
Социальная стратификация • «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» . [Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность]
Социальная стратификация • Существуют различия между людьми. Они могут приводить к неравенству. • Неравенство индивидов и социальных групп по различным основаниям и неравноправие лежат в основе стратификации. • Поскольку неравенства могут иметь разную природу, то возможны различные типы (системы) стратификации. • Разных системы стратификации могут сосуществовать.
Типы стратификационных систем (1) Тип системы Физикогенетическая Рабовладельческая Кастовая Основа дифференциации Способ детерминации различий Пол, возраст, Физическое физические принуждение, данные обычай Права Военное гражданства и принуждение, собственности кабальное право Религиозное и Религиозный этническое ритуал, разделение труда этническая замкнутость
Типы стратификационных систем (2) Тип системы Основа дифференциации Сословная Обязанности перед государством Ранги во властной Военноиерархии политическое господство Род занятий и Образовательные квалификация сертификаты Этакратическая Социальнопрофессиональная Способ детерминации различий Правовое оформление
Типы стратификационных систем (3) Тип системы Классовая Культурносимволическая Культурнонормативная Основа дифференциации Способ детерминации различий Размеры доходов Рыночный обмен и собственности Сакральное знание Религиозное, научное и идеологическое манипулирование Нормы Моральное поведения, стили регулирование, жизни подражание
Основное различие между системами: наследуемость и ненаследуемость позиций в иерархии. Каждая система стратификации создает свои собственные иерархии. Человек, находясь в одной системе на вершине, может в другой быть на среднем уровне.
Гражданское общество • Сообщество граждан, имеющих общий закон, и ему подчиняющиеся. В отличие от варваров, нецивилизованных народов. Сообщество граждан противоположно обществу рабов, подданных тирана или деспота. Гражданское общество = Civil society, la société civile, la sociedad civil, die Zivilgesellschaft
Гражданское общество • Сообщество самоуправляющих граждан, основанием существования которого является система интересов, опирающееся на закон, и ему подчиняющиеся. Сообщество граждан противоположно государству. Оно находится между семьей (приватным, единичным) и государством (всеобщим). Гражданское общество = die bürgerliche Gesellschaft
Гражданское общество = die bürgerliche Gesellschaft = Буржуазное общество Bürgerlich = 1) гражданский; 2) мещанский (о городском жителе) ; городской ; 3) буржуазный; происходящий из третьего сословия, относящийся к третьему сословию; 4) обывательский, мещанский. Bürger = 1) гражданин; 2) городской житель, горожанин; мещанин; 3) буржуа, бюргер; представитель третьего сословия 4) обыватель, мещанин. Bürgertum = буржуазия. Bürgerstand = 1) буржуазия, бюргерство; третье сословие; 2) жители города.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Догражданское общество • Социальная основа – родственные, клановые, племенные отношения и соответствующая социальная структура. • Социальное регулирование – традиции, обычай. • Политическая организация – племенное вождество, племенная демократия.
Догражданское общество Хож-Ахмед Нухаев «Для возрождения нации просто нужно из главных принципов исходить: единобожие, общинная система и закон возмездия. Как закон возмездия правильно трактовать? Как коллективную ответственность. Вот это, я считаю, достаточно для фундамента.
Догражданское общество Хож-Ахмед Нухаев Второй момент: общинная система жизни. Не государственная – а общинная. А закон возмездия вписывается в общинное сознание. Кровная месть – это принцип возмездия, который не на индивидуальной ответственности основан, как в цивилизованных странах, а на коллективной.
Догражданское общество Хож-Ахмед Нухаев При такой коллективной, общинно-кровнородственной ответственности каждый человек попадает под строгий контроль своих родственников, ближних, он будет на виду и не сможет скрыть ни один свой серьезный проступок и ни один проступок не останется без наказания» .
Горское общество
Догражданское общество Иса Джабраилов «Возвращение в будущее» «Любой чеченец-горожанин идентифицирует себя не с улицей/поселком/городком, где он проживает, а со своей фамилией/гар/тайп и родовым селом. Каждый чеченец является составной частью того клана, откуда он происходит, вне зависимости от того, где он родился или проживает в данное время» .
«На стадии «демократии» главным Политика в догражданском орудием дальнейшего дробления нации, разрыва уже и внутрисемейных связей обществе Хож-Ахмед Нухаев «Остаться чеченцем или стать демократом? » является именно механизм выборов с его предвыборными кампаниями, направленными на вербовку сторонников по территориальному принципу. В эту коварную ловушку демократии с ее приманкой свободных выборов попадают, в первую очередь, самые активные, самые дееспособные; и не только те, кто баллотируется, но и те, кто голосует. Разве недостаточно нам горького опыта последних выборов, когда на наших глазах лучшие из нас теряли свой блеск, а весь народ расслаивался на партии и разного рода формирования? » .
Догражданское общество Современный грузинский анекдот про хевсура. «Понедельник — я печален; Вторник — я печален; Среда — пришел Асланбек, убил моего брата; Четверг — пошел я, убил отца Асланбека; Пятница — пришел Асланбек, убил моего отца; Суббота — пошел я, убил его сына; Воскресенье — я печален» .
Политика в догражданском обществе Хож-Ахмед Нухаев «Чеченцы скорее изменят мир, чем изменят свободе» «Государство в любой точке земного шара решительно выступает против «дикого» пережитка кровной мести, монополизируя в своих руках естественное для любого человека чувство возмездия за причиненное ему и его близким зло. Государство против кровной мести, но Аллах предписал ее верующим» .
Политика в догражданском обществе Хож-Ахмед Нухаев «Чеченцы скорее изменят мир, чем изменят свободе» «Отсутствие кровной мести – не просто показатель одичалости и униженности людей; кровная месть – единственная цивилизованная форма возмездия за тяжкое преступление, так как она сохраняет людей от слепого и бездумного следования за своими страстями, от того, что священный Коран называет «яростью неведения» , свойственную неверующим (48: 26). «А если бы истина последовала за их страстями, тогда бы пришли в расстройство небо, и земля, и те, кто в них» (Коран, 23: 71)» .