
полит. идеол. лекц..ppt
- Количество слайдов: 32
Политология лекция «Политические идеологии»
Вопросы лекции: 1. Политическая идеология: сущность, типология, уровни и функции. 2. Современные идейнополитические течения.
Вопросы к семинару: 1. Политическая идеология как форма политической мысли (понятие, структура, уровни, функции). 2. Политические идеологии современности ( либерализм, консерватизм, социалдемократия, анархизм, фашизм).
Доклады: 1. Современная социал-демократия. 2. Неолиберализм и неоконсерватизм в современном мире. 3. Исламский фундаментализм. 4. Формирование современных политических идеологий в России.
1. Политическая идеология: сущность, типология, уровни и функции. Нельзя понять политическую деятельность государства, политических партий, общественнополитических организаций, если не знать какой системы взглядов они руководствуются. Наиболее глубинные основы политики лежат в интересах людей. Чтобы интересы стали двигателем политической деятельности, они должны быть осознаны. Формой, в которой происходит осознание интересов является идеология.
Другие формы сознания: искусство, религия, мифология, утопия, наука Термин «идеология» происходит от греч. Idea – идея и logos – учение, «учение об идеях» . Термин « идеология» был введен в научный оборот в конце 18 века. Эпоха Просвещения провозгласила рождение идеологий, показала их мобилизационный и преобразовательный потенциал.
Отличительные черты науки и идеологии: 1. Если наука направлена на познание истины, то идеология направлена на достижение определенных политических целей, соответствующих интересам определенных социальных групп. 2. Если наука не терпит оценочных суждений (хорошо или плохо), то идеология строится на допущениях и оценках. 3. Наука строится на установленных и проверочных фактах, а идеология нередко базируется на субъективных предпосылках и условных толкованиях.
Позиции, сложившиеся в западной политологии: • Несовместимость науки и идеологии, за идеологией не признается познавательная функция, ее относят к области веры, утверждая, что она не отражает реальность. (К. Мангейм – идеология – совокупность идей, сознательно скрывающих истинное положение вещей); • Идеологии – инструмент интеграции общества (Т. Парсонс, О. Лемберг); • Идеология относится к психологии отдельных индивидов и групп (Р. Пайпс, В. Старк). Каждая позиция имеет отношение к этому понятию.
Политическую идеологию можно трактовать как доктрину, обосновывающую притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающее поэтому ту или иную стратегию политических действий. Идеология – это теоретическая система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и другу, социальные проблемы и конфликты, а также формулируются цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.
Идеология ориентирована на политические реалии и действия, на политический процесс и имеет целью привлечь больше поддержки. Идеология может быть светской и религиозной, революционной, консервативной или утопической, содержать объективно истинные или ложные представления, быть гуманистической или антигуманистической. Идеологии не всегда отражают реальную действительность, не всегда формулируют выполнимые цели и задачи, предполагают, что население будет принимать их на веру.
Несмотря на различие исходных идей, идеологии имеют много общего: 1. Они направлены на подчинение личных убеждений групповым интересам. Идеология едина для всех 2. Идеология непримирима к несогласным с ней, проявляет стремление к поглощению многообразия духовной жизни. 3. Идеология способна отделяться от сознания в форме демагогии со страшной силой массового внушения. 4. Идеология при благоприятных условиях переходит в подсознание и навязывает человеку стереотипы поведения, однозначность действий, предвзятое отношение к людям, их жизни и мыслям.
С помощью идеологии теоретически осознанные интересы воплощаются в идеалах общественного развития, в практической политике государства и политических партий, а также определяются и реализуются отношениями к другим классам и социальным группам. Идеологии могут выступать как средством сплочения, консолидации социальных групп, так и источником их конфронтации.
Структурные элементы идеологий: 1. Связь с общей мировоззренческой системой эпохи. 2. Программные установки. 3. Стратегия реализации программных установок. 4. Пропаганда. 5. Конкретные шаги по реализации программы.
Уровни политической идеологии: 1. Теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения политической теории, определяются ценности и идеалы. 2. Программно-директивный, на котором политические теории и идеалы переводятся в конкретные программы, директивы, лозунги, формулируются стратегии и тактика партий и элит. 3. Поведенческий, имеющий целью внедрение в общественное сознание необходимость определенного типа политического поведения.
Функции идеологий: 1. Объяснение общественно-политической реальности. Овладение массовым политическим сознанием и внедрение в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества. 2. 3. Обоснование оправдания и создание позитивного образа определенной политической линии поведения и действий, соответствующего интересам определенного класса, нации, государства, стимулирование действий граждан и партий. Интеграция общества на базе интересов социальной, национальной, религиозной группы. 4. Идеологии используются политическими элитами в борьбе за власть и ее легитимацию.
2. Современные идейно-политические течения. ЛИБЕРАЛИЗМ Вклад в разработку идей и принципов либерализма внесли: Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, И. Кант, А. де Токвиль, Б. Констан, представители русской политической мысли конца 19 нач. 20 вв. Т. Грановский, П. Струве, Б. Чичерин, П. Милюков и др.
Всех либералов объединяло то, что они выступали: • За изменение устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических проблем. • За пересмотр потерявших эффективность общественно-политических институтов. • За ревизию основных положений, доктрин и концепций в соответствии с изменившейся ситуацией в обществе.
Основные идеи и ценности классического либерализма. 1. Индивидуальная свобода, достоинство человеческой личности, терпимость, право отличаться и быть самим собой. Осознание ответственности человека за свои действия перед самим собой и перед обществом, права на самореализацию личности. 2. Свобода индивида от внешнего принуждения, от контроля политического, церковного, социального со стороны государства. 3. Признание частной собственности гарантом и мерой свободы. Основная свобода – это экономическая, свобода предпринимательства.
4. Сфера индивидуальной активности как реализация естественного права должна быть защищена от неправомерного вмешательства государства в личную жизнь. Государство не должно экономическую и социальную жизнь. вмешиваться в 5. Сформулированы политическая, экономическая, юридическая, правовая системы и государственная концепция. Законодательно должен быть закреплен принцип равенства всех перед законом. 6. Личность не должна игнорировать принятые в данном обществе нормы и правила игры и обязана нести ответственность перед обществом за свои действия.
Неолиберализм 1. Принятие законодательства по защите предпринимательства (среднего, предприятийноваторов), которые подвергались особому риску. 2. В обязанность государству стала вменяться разработка стратегии экономического развития по предотвращению кризисов и стабилизации финансового положения в стране. 3. Расширялась государственная собственность, оформление плюрализма собственности. 4. Признавалась обязанность государства и общественных организаций участвовать в защите прав граждан (малоимущих).
В середине 19 века возникла идеология марксизма. Основоположник учения К. Маркс утверждал, что решение основных общественных проблем непосредственно связано с построением более справедливого по сравнению с капитализмом общества, с улучшением жизни трудящихся.
В основе марксизма лежали следующие постулаты. 1. Социализм является высшей по сравнению с капитализмом формой общественной организации и переход к нему возможен только путем революционного насилия. 2. Построение социально справедливого общества возможно только путем революционного насилия. 3. Путь к социализму лежит через ликвидацию буржуазного парламентаризма и установлению диктатуры пролетариата.
Социал-демократизм. 1. Переход к новому обществу путем цепи реформ, отказ от революции. 2. Отказ от классовой борьбы и понимание высокой роли и значимости народной власти. 3. Усиление социальной защищенности и рабочего самоуправления. 4. Теоретическую платформу составляют такие категории как: справедливость, свобода и солидарность.
Новые программы социал-демократов: 1. Политический плюрализм. 2. Частнокапиталистические принципы экономики и ее государственное регулирование. 3. Социальная помощь неимущим слоям. 4. Обеспечение максимального уровня занятости.
Консерватизм. Основные положения консерватизма впервые были сформулированы в трудах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда. В России консервативную традицию развивали К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. С. Соловьев, И. Ильин и другие мыслители. Консерватизм отстаивал незыблемость установленных богом порядков.
Основные идеи классического консерватизма: 1. 2. 3. 4. 5. Признание противоестественности сознательного переустройства общества. Утверждалось, что общество – система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих в глубь веков, к которым надо приспосабливать современные политические принципы. Убеждение в существовании всеобщего морально-религиозного порядка. Признание несовершенства человеческой природы и прирожденного неравенства людей. Уверенность в том, что гарантом личной свободы и социального порядка является частная собственность. Признание необходимости классовой иерархии, предпочтение устоявшихся общественных институтов, ориентация на государственный авторитет.
Неоконсерватизм: 1. Реальное развитие общества возможно только в условиях свободных рыночных отношений. 2. Основные усилия должны быть сосредоточены на достижении свободы, т. к. свобода и равенство несовместимы, а социальное равенство невозможно. 3. Классическая демократия не только неосуществима, но и вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит. 4. Главным правом личности является право иметь собственность и распоряжаться ею.
Неоконсерватизм в настоящее время имеет несколько типов: Структурный – делает упор на сохранение существующих политических и социальных структур; • Ценностный – структурные преобразования возможны, но при сохранении господствующих социальных ценностей; • Технократический – упор на техническую рациональность без демократизации политики. •
Христианско-демократическая идеология. 1. Синтез «мира любви» и «мира власти» . 2. Признание необходимости формирования государства как гаранта свободы для всех граждан общества. 3. Утверждение, что благо каждого человека зависит от процветания общества. 4. Государство- гарант духовной свободы. 5. Государство – должно обеспечивать реализацию демократических прав граждан , оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. 6. Моральные критерии и оценки деятельности государства – христианские ценности.
Анархизм 1. Рассмотрение государства как главного источника угнетения и неравенства в обществе. 2. Индивидуализм и неверие в существование каких бы то ни было объективных законов общественной жизни. 3. Защита мелкой собственности. 4. Выступая за ненасильственные действия, в то же время признается необходимость революционного насилия для разрушения старого строя. 5. Будущий общественный строй – это свободная ассоциация производителей.
Фашизм Как идеология – представляет собой смесь националистических, расистских, псевдосоциалистических идей социальноэкономического процветания одних народов за счет истребления или рабского подчинения и эксплуатации других. Основное средство достижения цели – военное насилие и порабощение народов. Культ сильной личности – особая черта фашизма.
К крайним взглядам и методам политической деятельности относится политический экстремизм. В теоретической области экстремизм направляется идеями немедленной революции обездоленных масс (левый экстремизм). Он нередко носит ультранационалистические идеи (правый экстремизм) – фашизм, расизм. Особое проявление политического экстремизма – религиозный экстремизм. Особенно широкое распространение получил исламский фундаментализм.