Скачать презентацию Политико-правовые идеи Древней Греции Два отличия процесса генезиса Скачать презентацию Политико-правовые идеи Древней Греции Два отличия процесса генезиса

Древняя Греция.ppt

  • Количество слайдов: 25

Политико-правовые идеи Древней Греции Два отличия процесса генезиса и развития политико-правовой мысли Др. Греции Политико-правовые идеи Древней Греции Два отличия процесса генезиса и развития политико-правовой мысли Др. Греции от Др. Востока: 1) первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства.

Политико-правовые идеи Древней Греции 2) Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению Политико-правовые идеи Древней Греции 2) Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др. ), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.

Политико-правовые идеи Древней Греции Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократического Политико-правовые идеи Древней Греции Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во второй половине V в. до н. э. Софистами (слово произошло от греческого “софос” – мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании.

Политико-правовые идеи Древней Греции софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии – идею Политико-правовые идеи Древней Греции софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии – идею обучения мудрости, распространения знаний. l В центре внимания софистов находились вопросы права и политики, морали, приемы доказательств и ораторского искусства. l Сохранившиеся источники показывают, что некоторые софисты использовали противопоставление законов и природы для критики существующих полисных порядков. l

Политико-правовые идеи Древней Греции Эпикур (341– 270 гг. до н. э. ) в социально-политической Политико-правовые идеи Древней Греции Эпикур (341– 270 гг. до н. э. ) в социально-политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению.

Политико-правовые идеи Древней Греции Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм” происходит от слова Политико-правовые идеи Древней Греции Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм” происходит от слова “стоя” (колоннада, галерея) – от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китайский (ок. 336– ок. 264 гг. до н. э. ). Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным естественным законом.

Политико-правовые идеи Древней Греции l l l Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене Политико-правовые идеи Древней Греции l l l Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия – единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства – в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) – худшая форма государства.

Политико-правовые идеи Древней Греции Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. По Полибию Политико-правовые идеи Древней Греции Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. По Полибию нужно установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Исторические примеры смешанного строя Полибий нашел в аристократической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо выделял политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могущество римской державы, покорившей “почти весь известный мир”.

Политико-правовые идеи Древней Греции Наибольший вклад в политико -правовую мысль внесли ПЛАТОН и АРИСТОТЕЛЬ Политико-правовые идеи Древней Греции Наибольший вклад в политико -правовую мысль внесли ПЛАТОН и АРИСТОТЕЛЬ

ПЛАТОН Платон выделял формы правления… монархию, аристократию, демократию; В истории политической мысли первым создал ПЛАТОН Платон выделял формы правления… монархию, аристократию, демократию; В истории политической мысли первым создал модель идеального государственного устройства: Платон Формой государственного устройства, которую Платон считал совершенной, является… аристократия

АРИСТОТЕЛЬ Аристотель = АРИСТОТЕЛЬ Аристотель = "Государство - сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни" Критерием справедливой формы правления государства, по Аристотелю, являются интересы …общего блага Аристотель утверждал: "Человек по природе - существо ПОЛИТИЧЕСКОЕ Аристотеля называют основателем … политической науки

Политико-правовые идеи Древней Греции Соответствие между понятием возникшем в Древней Греции и его определением: Политико-правовые идеи Древней Греции Соответствие между понятием возникшем в Древней Греции и его определением: темис полис демократия тирания обычай, основанный на справедливости город-государство власть народа единоличное, жестокое правление

Политико-правовые идеи Древней Греции Соответствие между произведением и его автором: Политико-правовые идеи Древней Греции Соответствие между произведением и его автором: "Государство" "Политика" "Илиада" "Теогония" Платон Сократ Гомер Гесиод

Политико-правовые идеи Древней Греции Соответствие между политикоправовым учением и его автором: об идеальном государстве Политико-правовые идеи Древней Греции Соответствие между политикоправовым учением и его автором: об идеальном государстве Платон о философско-правовом рационализме Сократ о справедливости Аристотель об этике Эпикур

Политико-правовые идеи Древней Греции Родоначальник рационализма Сократ говорил: Политико-правовые идеи Древней Греции Родоначальник рационализма Сократ говорил: "Я знаю, что я ничего НЕ ЗНАЮ» Известное высказывание Сократа о тождестве законного и справедливого звучит так: "Что законно - то и СПРАВЕДЛИВО» Последовательность в хронологическом порядке жизнедеятельности философов Древней Греции: 1: Гераклит 2: Сократ 3: Платон 4: Аристотель

Политико-правовые идеи Древней Греции Основное положение софиста Протагора звучит так : Политико-правовые идеи Древней Греции Основное положение софиста Протагора звучит так : "Мера всех вещей – ЧЕЛОВЕК» Соответствие между учителем и его учеником: Сократ Платон Аристотель Македонский Сенека Нерон Основной принцип естественного права и естественно - правовой справедливости "воздаяние равным за Равное» Известное высказывание Аристотеля звучит: "Платон мне ДРУГ, но истина дороже"

Политико-правовые идеи Древней Греции Соответствие между произведением и его автором: Политико-правовые идеи Древней Греции Соответствие между произведением и его автором: "Политика" Аристотель "Государство" Платон "Всеобщая история" Полибий "Этика" Эпикур

Политико- правовые идеи Древнего Рима Рецепирование римское право в странах Западной Европы означал его Политико- правовые идеи Древнего Рима Рецепирование римское право в странах Западной Европы означал его принятие. Публичное обучение юриспруденции началось в Древнем Риме Основой практической деятельности римских юристов было толкование права

Политико- правовые идеи Древнего Рима Основанием правовых взглядов римских юристов было естественное право. Политико- правовые идеи Древнего Рима Основанием правовых взглядов римских юристов было естественное право.

Политико- правовые идеи Древнего Рима Соответствие между произведением и его автором: Политико- правовые идеи Древнего Рима Соответствие между произведением и его автором: "О природе вещей" Тит Лукреций Кар "О законах" Марк Тулий Цицерон "О граде Божием" Августин Блаженный "К самому себе" Марк Аврелий Антонин

Политико- правовые идеи Древнего Рима Последовательность в хронологическом порядке принятия законов Древнеримского государства: 1: Политико- правовые идеи Древнего Рима Последовательность в хронологическом порядке принятия законов Древнеримского государства: 1: Законы XII таблиц 2: Цивильное право Флавия 3: Институции Гая 4: Свод Юстиниана Соответствие между римским понятием права и его переводом: jus naturale естественное jus publicum публичное us privatum частное us civile гражданское

Политико-правовые учения средневековья Синтез католической веры и философии Аристотеля в своём учении предложил Ф. Политико-правовые учения средневековья Синтез католической веры и философии Аристотеля в своём учении предложил Ф. Аквинский

Политико-правовые учения средневековья Соответствие между законами, разработанными в учении Ф. Аквинского и их содержанием: Политико-правовые учения средневековья Соответствие между законами, разработанными в учении Ф. Аквинского и их содержанием: Вечный всеобщий закон миропорядка естественный то, что соответствует существованию человеческого рода человеческий это закон, который обеспечен принудительной санкцией за его нарушения божественный дан людям в божественном откровении (Ветхом и Новом Завете)

Политико-правовые учения средневековья Отстаивая автономию властей (церковной и светской), Фома Аквинский ссылается на поучение: Политико-правовые учения средневековья Отстаивая автономию властей (церковной и светской), Фома Аквинский ссылается на поучение: "Отдайте кесарево кесарю» Известное библейское высказывание гласит: "Нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены Ф. Аквинский "Сумма теологии" М. Падуанский "Защитник мира" А. Августин "О граде Божия" Ф де Бомануар "Кутюмы Бовези" Последовательность (иерархия) законов в учении Ф. Аквинского: 1: Вечный 2: естественный 3: божественный позитивный 4: человеческий позитивный

Политико-правовые учения средневековья римское обычное Ирнерий Брэктон каноническое мусульманское Грациан Авиценна Соответствие между временем Политико-правовые учения средневековья римское обычное Ирнерий Брэктон каноническое мусульманское Грациан Авиценна Соответствие между временем появления (век) и названием университета: XI Болонский ХIII Парижский XVII Гарвардский XVIII Московский Последовательность появления университетов в Европе: 1: Болонский 2: Парижский 3: Оксфордский 4: Пражский