Политический строй Киевской Руси.ppt
- Количество слайдов: 18
Политический строй Киевской Руси. 2 подхода политического строя Руси: Русь- княжество, поначалу единое, а затем распавшееся на множество более мелких княжеств. (Историки 18 в. – А. И. Манкиев, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов; ½ 19 в. – Н. М. Карамзин). Русь- совокупность восточнославянских племен или городов (городовых волостей). Эта т. з. распространена во 2/2 19 в. – Н. И. Костомаров, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, А. Е. Пресняков.
Первая точка зрения: Н. М. Карамзин- писал о русской истории как об истории самодержавия. Начало русского гос-ва – приход Рюрика в Новгород. Русь – собственность великого князя. Рюрик и варяги это первые чиновники. После смерти Я. Мудрого Русь делится на уделы => первые междоусобицы. Владимиру Мономаху и его сыну Мстиславу временно удается сплотить Русскую землю. После смерти Мстислава Русь окончательно распадается.
С. М. Соловьев: В трудах Соловьева политический строй Киевской Руси принял своеобразный вид. Он также считает Русь княжеством, но владельцем страны называет не князя, а княжеский род в целом. Князь старший в роду (физически). Со временем правления Андрея Боголюбского в княжескую среду проникают иные отношения, которые до 17 века будут бороться с родовым началом. (княжество и вече существуют параллельно).
Вторая точка зрения: Н. И. Костомаров- каждое из восточнославянских племен с древних времен составляло особое политическое образование- землю. (руководит землей князь, но высшая власть принадлежит вече). Объединение славян- принятие христианства. Костомаров: «рассаживание по землям сыновей киевского князя вело к более прочному единству. Существенные перемены в политическом строе видит после монголо-татарского нашествия»
В. О. Ключевский: Считал, что первой политической формой у восточных славян была городовая область, под которой он понимал крупный торговый округ, управляя городом. возникновение областей – сер. 9 в. Конец 9 и 10 в. – вторичные политические образованияваряжские княжества. Варяги захватили власть в княжествах, куда их пригласили в качестве «наемных охранников» . (Рюрик-Новгород, Синеус. БЕлоозеро, Трувор-Изборск, Аскольд- Киев, Тура- Туров) Из соединения варяжских княжеств=> великое княжество Киевское – начало русской государственности.
А. Е. Пресняков: В период раздробленности Русь- страна городовых волостей, где правят князья, но подлинная власть принадлежит вече. Древнерусский городской строй не был прямым порождением племенного порядка, а связан с деятельностью киевских князей. Пресняков полагал, что основы древнерусской политической организации сложились в Новгороде и затем были перенесены в Киев.
Советская историческая наука: Преобладала первая т. з. Русь- княжество. (Б. Д. Греков, С. В. Юшков, Б. А. Рыбаков, Л. В. Черепнин, В. В. Мавродин) Вторая т. з. – возрождалась благодаря работам И. Я. Троянова. Представление истории советского периода близко к воззрениям Карамзина. (но сами историки не признавали этого) Они основывались на марксистско-ленинской методологической базе.
Б. Д. Греков: Начинал историю древней Руси с похода вещего Олега на Киев. Др. русское государствообъединение Новгородской Руси с Киевской Русью. Киевский князь-признанный глава государства, представитель правящей знати, признающий над собою его власть в своих собственных интересах Причина распада государства- рост отдельных его составных частей.
И. Я. Троянов: Полит. Строй на основе своего вывода о переходной стадии соц. экономического строя развития древнерусского общества- господство городовых волостей. Первые городовые волости – конец 9 - нач 10 в на родоплеменной основе 11 в- произошла их перестройка по территориальному принципу. (древнегреч. полис) Вече- верховный орган власти, верховный правитель –князь, избир. Вечем и советом знати. Общевосточнославянский межплеменной супер союз Троянов=Костомаров=Ключевский Союз племен= союзы союзов племен- общевосточнославянский супер союз- города-государства.
Также в это время выходят труды Н. Ф. Котляра, И. Н. Данилевского, В. В. Пузанова. Согласно Котляру возникает «дружинная» форма государства. (Теория Мельниковой) И. Н. Данилевский- воспринял многое из положений второго направления. Киевская Русь- раннефеодальная монархия. Выделяет 3 полит. Института: князь, дружина(боярство) и городское вече. В. В. Пузанов=Троянов. Выделяет 3 типа племенных суперсоюзов: -военный союз племенных союзов с целью противостояния общей опасности. -объединение союзов племен под властью одного из них. -переход «господствующего союза племен» к прямому управлению и ликвидации местных органов власти
Т. О. развитие историографии полит. Строя Киевской Руси напоминает петлю. Дореволюционная русская наука двигалась от понимания Руси как самодержавной монархии к представлениям об ограниченности княжеской власти и затем к признанию основой древнерусскогой государственности городовой волости, где фигура князя, хотя и признается важной, но подлинная власть отдается городу в лице общего собрания горожан-вече. Советская историческая наука заново повторила этот путь.
Князь – центральная фигура. Карамзин признает, что князь делит власть с верховным советом Функции князя: -подчинение восточнославянских племен и поддержание военно-политического господства. -сбор дани -законодательная функция -полицейская функция- или административная
Функционально князь был по существу лишней фигурой. Князья делили свои обязанности по выработке и принятию законов с представителями городской общины – то же самое было и с другими функциями. Но князь все равно остается сакральной фигурой.
Вечевой строй Киевской Руси: Две точки зрения: 1 т. з. Вече- народное собрание, в котором участвовали широкие слои древнерусского города, и даже его округи. (М. Н. Покровский, Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, И. Я. Троянов)
Покровский: вече- «самодержавная армия» и, своего рода, солдатский митинг. Б. Д. Греков: вече- народное собрание (классового или доклассового) для обсуждения и решения общих дел. (Тихомиров полностью солидарен. ) Фроянов: вече- «верховный демократический орган власти, развивавшийся наряду с княжеской властью» Юшков: вече- массовое собрание, в котором наряду с феодалами, могли участвовать торговые и ремесленные слои древнерусского общества.
Вторая т. з. Вече – это, прежде всего, совещание крупных феодалов, орган «феодальной демократии» , а не выражение воли народа. (В. Т. Пашуто, П. Толочко, В. Л. Янин, М. Х. Алешковский)
Толочко, киевское вече было органом местного боярства. Янин- «общегородское вече Новгорода …являло собой представительный от концов орган, участником которого были только усадьбовладельцы, то есть феодалы, в первую очередь бояре»
Как политическое целое, Русская земля напоминает империю: обширное национальное государство, во главе с монархом, опирающимся на военную силу.