Скачать презентацию Политические теории консервативного направления Структура темы Скачать презентацию Политические теории консервативного направления Структура темы

TP-15-КОНСЕРВАТИЗМ.ppt

  • Количество слайдов: 48

Политические теории консервативного направления Политические теории консервативного направления

Структура темы • 1. Консерватизм: общие черты • 2. Классический консерватизм • 3. Культурный Структура темы • 1. Консерватизм: общие черты • 2. Классический консерватизм • 3. Культурный консерватизм ( «Группа Солсбери) • 4. Майкл Оакшотт и Карл Шмитт • 5. Коммунитаризм • 6. Солидаризм • 7. Национализм • 8. Фашизм

1. КОНСЕРВАТИЗМ: общие черты • С. Хантингтон: консерватизм имеет ситуационный характер: у него нет 1. КОНСЕРВАТИЗМ: общие черты • С. Хантингтон: консерватизм имеет ситуационный характер: у него нет своей «утопии» ; он воспринимает мир, как он есть, и стремится сохранить то, что уже имеется. • Он не универсален: в разных странах связан с реализацией различных политических целей. Тем не менее, в основе консерватизма лежит определенное отношение к человеку, обществу, прошлому и будущему, которое и является определяющим для этой системы идей.

Сэмюэл Хантингтон (род. 1927, Нью Йорк) – видный американский политолог в области сравнительных исследований, Сэмюэл Хантингтон (род. 1927, Нью Йорк) – видный американский политолог в области сравнительных исследований, теории цивилизаций и политического развития

Черты консервативного подхода: • 1) антирационализм: представление о принципиальной неспособности разума понять человеческую жизнь Черты консервативного подхода: • 1) антирационализм: представление о принципиальной неспособности разума понять человеческую жизнь во всей ее полноте; • 2) свойственное христианскому мировоззрению представление о несовершенстве человека; отсюда патернализм (представление о том, что человек нуждается в опеке власти); • 3) представление о божественном происхождении власти и ее органичности; отрицание идеи народного суверенитета; • 4) принцип авторитета (Ж. де Местр: авторитет предшествует разуму); очень немногие обладают способностью рассуждать, и никто не может судить обо всем; авторитет начало всех начал;

Черты консервативного подхода 2 • 5) органическая концепция общества как целого с иерархическим соподчинением Черты консервативного подхода 2 • 5) органическая концепция общества как целого с иерархическим соподчинением частей (Э. Бёрк: общество - это часть созданного и освященного Богом «нравственного порядка» , где каждому отведено свое место) • 6) элитизм: власть должна принадлежать элите, выражающей не волю, но интересы масс; • 7) собственность как основа социальной стабильности; • 8) Приверженность медленным, осторожным изменениям в соответствии с традициями (Э. Бёрк: главным вопросом политика должно быть не «как изменить статус-кво» , а «что и когда я могу улучшить» ; однако изменения следует производить лишь тогда, когда от них будет больше пользы, нежели вреда)

ЖОЗЕФ ДЕ МЕСТР (1753– 1821), • Размышления о Франции (1796) • Идея о провиденциальной ЖОЗЕФ ДЕ МЕСТР (1753– 1821), • Размышления о Франции (1796) • Идея о провиденциальной роли Франции в судьбе человечества. Революция ( «сатанинская» ) как испытание, посланное Франции в наказание за попытку стать независимой от Бога (просветительская философия). Франция, должна понести возмездие, из которого человечество сможет выйти очищенным и улучшенным

Неоконсерватизм В ХХ веке в западных обществах меняется социальная база консерватизма: «естественный порядок» , Неоконсерватизм В ХХ веке в западных обществах меняется социальная база консерватизма: «естественный порядок» , который стремятся сохранить консерваторы уже не феодально иерархическая структура, а «западная цивилизация» с присущими ей ценностями. Целью становится защита политической свободы и конституционного правления при помощи сохранения рыночной экономики Намечается сближение с либерализмом

3. Культурный консерватизм: «группа Солсбери» 3. Культурный консерватизм: «группа Солсбери»

Название – в честь третьего маркиза Солсбери, лидера тори в 1881 1902 гг. • Название – в честь третьего маркиза Солсбери, лидера тори в 1881 1902 гг. • • Начала свою работу в 1978 г. «Консервативное эссе» (1979) Роджер Скрутон «Смысл консерватизма» (1980) Роль «высокой культуры» как самой по себе, так и в качестве основы политической и социальной стабильности общества. • Государство как высшее выражение общей культуры, как институт, на который возложена задача ее поддержания и защиты от внутренних и внешних врагов. • Задача – объяснение естественности неравенства, содержащегося в консервативных ценностях, • Легитимизация практики такой культуры

Проблема идентичности • Критика либерального понимания самоидентификации человека • Институты «концептуально» связаны с самоидентификацией, Проблема идентичности • Критика либерального понимания самоидентификации человека • Институты «концептуально» связаны с самоидентификацией, наше «я» «концептуально» соотносится с «культурными объектами» , включающими принятые в обществе традиции, обычаи и общий язык. • Роль семьи – преемственность поколений • Роль дома как места сосредоточения собственности • Собственность как первичная связь, объединяющая человека и природу, как первая стадия социализации и как условие создания всех институтов.

Роль «культурных объектов» • Пример – похороны друзей и близких • Глубокие личные переживания Роль «культурных объектов» • Пример – похороны друзей и близких • Глубокие личные переживания трансформируются в «культурные объекты» через церемониал погребения • Такие «культурные объекты» сами по себе – источники авторитета. • Они требуют соучастия.

Понятие свободы • «Свобода без института слепа: она не воплощает ни…подлинной исторической преемственности, ни Понятие свободы • «Свобода без института слепа: она не воплощает ни…подлинной исторической преемственности, ни подлинного индивидуального выбора. Она равна не более чем жесту в моральном вакууме» Скрутон. • Индивид стремится не столько к свободе, сколько к «хорошему правлению» . • «Смысл институтов в том, что они освобождают индивида от индивидуализма» • Дж. Кейси

Концепция института как • Как автономного субъекта – есть граница, отделяющий консерватизм от тоталитаризма, Концепция института как • Как автономного субъекта – есть граница, отделяющий консерватизм от тоталитаризма, где нет автономных к государству институтов. • Отсюда – важность принципа разделения властей. • Государство не противопоставляется гражданскому обществу, а рассматривается в единстве с ним, их разделение гибельно для обоих.

Карл Шмитт (1888 1985) • Решительный критик политики и философии либерализма, теоретик тотального государства. Карл Шмитт (1888 1985) • Решительный критик политики и философии либерализма, теоретик тотального государства. В 1933 1936 гг. тесно сотрудничал с нацистами, затем постепенно оказался в неявной оппозиции к режиму. "Я принял нацизм внутрь, но он мне не повредил"

Вместе с Шпенглером, Юнгером • к группе консервативных политологов антропологической ориентации, для которых политика Вместе с Шпенглером, Юнгером • к группе консервативных политологов антропологической ориентации, для которых политика являлась высшим модусом человеческого существования. • Децизионизм (от decisio решение) видит именно в авторитетном решении последний источник права. На децизионистской основе Шмитт конструирует понятие "политическое". (1922 1933 гг)

Шмитт исходит из • относительно самостоятельного существования таких областей человеческого мышления и поведения, как Шмитт исходит из • относительно самостоятельного существования таких областей человеческого мышления и поведения, как "моральное", "эстетическое", "экономическое" и т. д. • Для каждой из них характерно "специфическое различие": доброго и злого, прекрасного и безобразного, выгодного и невыгодного. • Основное политическое различение есть различение друга и врага. • При этом понятие друга отодвигается на второй план.

По Шмитту, первично понятие врага. • По Шмитту, первично понятие врага. • "Враг, по меньшей мере. . . по реальной возможности, есть только борющаяся совокупность людей, которая противостоит другой такой же совокупности. • Враг есть лишь общественный враг, ибо все, что имеет отношение к такой совокупности людей, особенно к целому народу, благодаря этому становится общественным". • Борьба между ними есть борьба на уничтожение, т. е. война.

Политическое не столько сама борьба • Сколько та сфера поведения людей, которая формируется ввиду Политическое не столько сама борьба • Сколько та сфера поведения людей, которая формируется ввиду реальной возможности борьбы. • А поскольку политическое противостояние не основано на экономических, нравственных и т. п. принципах (они могут быть привлечены для мобилизации враждебности или же достигнуть чрезвычайной интенсивности, так что, напр. , экономический конкурент становится политическим врагом; но тогда главное, что он враг, а не то, что он конкурент), • то проблема состоит в том, кто именно принимает решение о политическом или неполитическом характере существующих ассоциаций и диссоциаций. • Субъектом такого решения является верховная политическая власть, которая (но не обязательно) должна принадлежать государству.

В 1933 1934 гг. он приходит к идее • В 1933 1934 гг. он приходит к идее • "тройного членения" политической общности на "движение" (партию), "государство" и "народ", представленный во внегосударственных и непартийных организациях (напр. , профсоюзах). • Одновременно отходит от децизионизма, переходя к "конкретному мышлению о порядке". • После войны исследует общие вопросы экзистенциального противостояния в глобальных понятиях "земля" и "море", "Восток" и "Запад", • проблемы антропологического самоопределения человека через противостояние "брату" как врагу и узрение во враге "брата"

5. Коммунитаризм • Коммунитаристское движение – Майкл Сэндел, Алистер Макинтайр, Майкл Уолцер, Чарльз Тэйлор 5. Коммунитаризм • Коммунитаристское движение – Майкл Сэндел, Алистер Макинтайр, Майкл Уолцер, Чарльз Тэйлор – направлено • На восстановление гражданских ценностей и коллективизма. • Оно объединяет озабоченных упадком морали и недовольных проводимой политикой • Видят смысл общества в моральных ценностях и общине, противопоставляя их государственности

Коммунитаризм начинается • С критики либеральной концепции индивидуальности: индивид руководствуется правами и обязанностями, сформулированными Коммунитаризм начинается • С критики либеральной концепции индивидуальности: индивид руководствуется правами и обязанностями, сформулированными абстрактно • Либеральный индивидуализм присутствует только там, где общественные связи нарушились, индивиду испытывают отчуждение. • Симптом ненормальной ситуации

Коммунитаристы рассматривают • Людей, как «самоинтерпретирующихся животных» , то есть «я» существует одновременно и Коммунитаристы рассматривают • Людей, как «самоинтерпретирующихся животных» , то есть «я» существует одновременно и в индивидуальной и в коллективной интерпретации. • Под влиянием критики коммунитаристов Роулз существенно дорабатывал свои «теорию справедливости»

Критика «прав человека» • «Почему мы должны подходить к современному употреблению понятий блага, права Критика «прав человека» • «Почему мы должны подходить к современному употреблению понятий блага, права и обязанности как то иначе, нежели полинезийцы XVIII века относились к табу» Макинтайр • Рассуждая о правах человека, мы употребляем некий «моральный козырь» , за которым ничего не стоит, во всяком случае, там нет никакого социального контекста

6. Солидаризм • Учение об обществе, утверждающее солидарность разных его частей. Солидаризм противостоит тоталитарным 6. Солидаризм • Учение об обществе, утверждающее солидарность разных его частей. Солидаризм противостоит тоталитарным учениям классовой или расовой борьбы. • В центре его стоит человеческая личность: она может быть только целью, никак не средством. • Солидаризм прежде всего образ действия: искать в людях то, что их объединяет, а не то, что их разъединяет

В противоположность индивидуализму и либерализму • Солидаризм подчеркивает факт, что личность существует не сама В противоположность индивидуализму и либерализму • Солидаризм подчеркивает факт, что личность существует не сама по себе: • своими знаниями, своей культурой, своей рукотворной средой человек обязан другим людям. • Человеческое "я" нельзя отделить от "мы". Сознание общего "мы" основа каждого сообщества.

Солидаризм и Фашизм • Муссолини в Италии провозгласил основой корпоративного государства именно солидарность. • Солидаризм и Фашизм • Муссолини в Италии провозгласил основой корпоративного государства именно солидарность. • О. Чемберлен отзывался о нем как о «замечательном человеке. . . работающем не покладая рук для величия своей страны» . • У. Черчилль, побывав в Риме, заявил, что «если бы он был итальянцем, то не снимал бы с себя фашистской черной рубашки» . Ллойд Джордж публично соглашался с Черчиллем в том, что корпоративная система «является весьма многообещающей кон цепцией» .

Муссолини еще в 1934 году • Отзывался о Гитлере как о «чрезвычайно опасном идиоте» Муссолини еще в 1934 году • Отзывался о Гитлере как о «чрезвычайно опасном идиоте» , называл национал социализм пародийной, скотской имитацией фашизма. • Однако вскоре идеологией фашизма Муссолини сделался вульгарный этатизм. • Это закономерно привело фашизм к союзу со «скотской пародией» на него, к соучастию в преступлениях нацизма. • Несостоявшиеся солидаристы поклонились Левиафану, и это стало крушением надежд на гармонию и мир, хотя корпоративизм как лозунг продолжал сохраняться.

7. Национализм Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации 7. Национализм Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации

7. Национализм • 7. 1. Национализм – общая характеристика • 7. 2. Типы национализма 7. Национализм • 7. 1. Национализм – общая характеристика • 7. 2. Типы национализма • 7. 3. Развитие национализма как предтечи фашизма

7. 1. Национализм – общая характеристика • Идеология и политика, базовым принципом которых является 7. 1. Национализм – общая характеристика • Идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. • Отличается многообразием течений, некоторые из которых противоречат другу • В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей.

7. 2. Типология национализма • Американский историк Ханс Кон предложил выделять два типа национализма 7. 2. Типология национализма • Американский историк Ханс Кон предложил выделять два типа национализма – • Политический (гражданский, революционно демократический, либеральный, западный) национализм и • Этнический (этнонационализм, культурно этнический, органический, романтический, восточный) национализм

Н. А. Бердяев (1874 1948): есть два типа национализма • 1. Творческий, созидательный – Н. А. Бердяев (1874 1948): есть два типа национализма • 1. Творческий, созидательный – • Способствует сплочению нации, образованию национального государства • 2. Деструктивный, разрушительный, сопровождающейся ненавистью к чужому. • Национализм – политический принцип, «согласно которому политические и национальные образования должны совпадать» • (Эрнст Геллнер, 1925 1995)

Гражданский национализм: • Легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических Гражданский национализм: • Легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, т. е. , степенью, в которой государство представляет «волю нации» . • Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д. • При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством.

В рамках гражданского национализма выделяют подвиды: • В рамках гражданского национализма выделяют подвиды: • "Государственный национализм " и • "Либеральный национализм "

Государственный национализм: • Нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества Государственный национализм: • Нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. • Не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации. • Близкое понятие патриотизм

Либеральный национализм: • Делает акцент на либеральных ценностях, • Утверждает, что патриотические нравственные категории Либеральный национализм: • Делает акцент на либеральных ценностях, • Утверждает, что патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение по отношению к общечеловеческим нормам, таким как права человека. • Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это • не должно быть за счёт чужих.

Этнический национализм: • Нация является фазой развития этноса. • Отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. Этнический национализм: • Нация является фазой развития этноса. • Отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. Сегодня «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. • С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (de. Volk), кровнородственное сообщество. • Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества

Этнический национализм • Также иногда разделяют на • Культурный национализм и • Примордиальный этнический Этнический национализм • Также иногда разделяют на • Культурный национализм и • Примордиальный этнический национализм

Культурный национализм • Определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. • Легитимность государства исходит Культурный национализм • Определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. • Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. • Государственная поддержка культуры и языка этнического большинства, • Поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.

Примордиальный этнический национализм • Нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. • Принадлежность Примордиальный этнический национализм • Нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. • Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью» . • «Национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер» . • Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию.

Крайний национализм • Ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Крайний национализм • Ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. • Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. • Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. • Идеи национального превосходства и национальной исключительности (шовинизм) • Культурная и религиозная нетерпимость (ксенофобия).

8. Фашизм • Дата рождения – 23. 03. 1919 – встреча Муссолини с товарищами 8. Фашизм • Дата рождения – 23. 03. 1919 – встреча Муссолини с товарищами в Милане. • Итальянские крайне левые и крайне правые провозгласили создание фашистского движения • Политическая доктрина – «Моя борьба» А. Гитлера и «Доктрина фашизма» Б. Муссолини.

Основные положения фашизма • Национализм: нация как важнейшая политическая и социальная единица. • Индивид Основные положения фашизма • Национализм: нация как важнейшая политическая и социальная единица. • Индивид – ценен только внося вклад в общее благо и процветание национального общества • Идея национального возрождения, обновления • Органицизм – нация как образования с собственными правами, как организм, способный переживать упадок и возрождение • Цель фашизма – установление «нового порядка» и создание «нового человека»

Фашизм: особенности идеологии • 1. Четкое различение верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась и Фашизм: особенности идеологии • 1. Четкое различение верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась и биологическими аргументами. Идеология масс – на принципах народности, социальной справедливости, защиты интересов трудящихся (элементы популизма) (Фашизм как «марксистская ересь» ) • 2. Воинствующий иррационализм, предельная упрощенность лозунгов • 3. Построен на харизматическом принципе – на вождизме • 4. Культ грубой силы, отрицание гуманизма

Нацистский вариант фашизма • Использование социал дарвинизма (выживает сильнейший), узаконивание расизма и антисемитизма. • Нацистский вариант фашизма • Использование социал дарвинизма (выживает сильнейший), узаконивание расизма и антисемитизма. • Создание «нового порядка» опора на сильное авторитарное государство и широкую пропаганду • Опора на исследования поведения и психологии толпы Густава Лебона (1841 1931), на применение символизма и традиций

Итальянский фашизм • Складывался из культа харизматического вождя, из корпоративности, • из утопической идеи Итальянский фашизм • Складывался из культа харизматического вождя, из корпоративности, • из утопической идеи о судьбоносности Рима, из империалистической воли к завоеванию новых земель, • из надсадного национализма, из выстраивания страны в колонну по два, одевания всех в черные рубахи, • из отрицания парламентской демократии, из антисемитизма • Умберто Эко. Вечный фашизм

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!