2012.11.06 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ МАКСА ВЕБЕРА.pptx
- Количество слайдов: 20
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ МАКСА ВЕБЕРА 1864 -1920
МАКС ВЕБЕР О ПОЛИТИКЕ Понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям(идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой» , чтобы наслаждаться чувством престижа, которое оно дает
ЧТО ЗНАЧИТ ЗАНИМАТЬСЯ ПОЛИТИКОЙ ? Значит стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них ВЛИЯТЬ В КАЧЕСТВЕ КОГО? Политика «по случаю» Политика «по совместительству» Политика профессионала
Два способа сделать из политики свою профессию ЖИТЬ «для» ПОЛИТИКИ ЖИТЬ «ЗА СЧЕТ ПОЛИТИКИ И «ПОЛИТИКОЙ»
ПРЕВРАЩЕНИЕ ПОЛИТИКИ В «ПРЕДПРИЯТИЕ» Требуются навыки в борьбе за власть Знание методов, созданных современной партийной системой Чиновники- специалисты Политические чиновники
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЧИНОВНИК НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ИМЕННО ТОГО, ЧТО ВСЕГДА И НЕОБХОДИМЫМ ОБРАЗОМ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ПОЛИТИК – КАК ВОЖДЬ, ТАК И ЕГО СВИТА, - БОРОТЬСЯ ИБО ПРИНЯТИЕ КАКОЙ-ЛИБО СТОРОНЫ, БОРЬБА, СТРАСТЬ – СУТЬ СТИХИЯ ПОЛИТИКА, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОЖДЯ
Решающие качества политика по М. Веберу СТРАСТЬ Чувство ответственности Глазомер Ориентация на СУЩЕСТВО дела Ответственность перед своим делом- это и есть его этика Дистанция по отношению к людям и обстоятельствам, т. е. холодный расчет
Макс Вебер о государстве государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области - “область” включается в признак! - претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует
Основания внутреннего оправдания господства государства (легитимности) Авторитет «вечно вчерашнего» : авторитет «нравов» , освященных исконной значимостью и привычной ориентаций на их соблюдение традиционное господство Авторитет внеобыденного личного дара=харизма, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого -то человека – харизматическое господство Сила легальности, вера в обязательность легального установления и деловой компетентности… ориентация на подчинение при выполнении установленных правил –легальное господство
Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера Демократия –способ (избрания лидеров, придания их правлению законности, привлечения населения), а не цель в себе В рамках любой организации действует «железный закон олигархии» Народу и отдельным индивидам отводится роль пассивного участника политического процесса Единственная форма политического участия для масс – это участие в выборах и реализация права на голосование Главной фигурой выступает харизматический лидер, избранный прямым голосованием народом, перед которым несет ответственность Для роли плебисцитарных лидеров наиболее подходят представители экономически обеспеченного слоя Функции контроля за деятельностью бюрократии делегируются харизматическому лидеру
Слабости плебисцитарной теории демократии Макса Вебера Не удалось четко различить харизматическое руководство и харизматическое доминирование Считая, что власть лидера легитимизируется его персональнойц харизмой, а демократические институты являются лишь орудием в его руках, СНИМАЕТ любую возможность контроля над ним
Концепция класса Положение в процессе производства: отношение к собственности и уровню дохода образ жизни Убеждения и идеологии класс сословие партия Совершенно сознательно формируемые социальные образования. Они не просто ориентируются на какие-то общие представления, но активно их создают, меняют, планируют свою деятельность
Решающие качества политика по М. Веберу СТРАСТЬ Чувство ответственности Глазомер Ориентация на СУЩЕСТВО дела Ответственность перед своим делом- это и есть его этика Дистанция по отношению к людям и обстоятельствам, т. е. холодный расчет
МАКС ВЕБЕР О ТИПАХ ГОСПОДСТВА «Господством» называется возможность встречать повиновение определенных групп людей cпецифическим (или всем) приказам. . . Господство ( «авторитет» ) в этом смысле может основываться в конкретном случае на самых разных мотивах повиновения, начиная с неопределенного приучения до чисто целерациональных соображений
Рационально-бюрократическое управление ЧИНОВНИКИ: 1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; 2) имеют устойчивую служебную иерархию; 3) имеют твердо определенную служебную компетенцию; 4) работают в силу контракта, следовательно, принципиально на основе свободного выбора в соответствии со специальной квалификацией; 5) вознаграждаются постоянными денежными окладами; 6) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; 7) предвидят свою карьеру — «повышение» — или в соответствии со старшинством по службе, или в соответствии со способностями независимо от суждения начальника; 8) работают в «отрыве от средств управления» и без присвоения служебных мест; 9) подчиняются строгой единой служебной дисциплине контролю»
МАКС ВЕБЕР о политической стабильности и нестабильности. В противовес К. Марксу , гипертрофировавшему роль экономических интересов, М. Вебер само их возникновение рассматривал лишь как частный случай реализации социальных ценностей Фундаментально важной категорией считает «ценность» , а не «интерес» Экономические интересы вступают в неразрешимое противоречие с ценностями. Возникает опасность неорганизованного, неинституциализированного вовлечения людей в политику, чреватого непредсказуемыми для общества последствиями
МАКС ВЕБЕР о политической стабильности и нестабильности Если коллективное действие является результатом спонтанного, неорганизованного участия масс в политике, возникает «нерутинная ситуация» стимулирующая выход на авансцену лидеров харизматическог о склада «Рутинная» (или стабильная) ситуация существует, когда интересы людей не расходятся с их ценностями или верованиями, а коллективное действие происходит организованно и в соответствии с имеющимися у людей ценностными установками
Макс Вебер о России Статьи: «К положению буржуазной демократии в России» (1906); «Переход России к мнимому конституционализму» (1906) Основные идеи: Споры западников и славянофилов суть проявление раскола традиционного общества в ходе его модернизации на два непримиримых течения: сторонников консервативного национализма и приверженцев рационализации по западному образцу Обреченность русского либерализма: у него нет социальной опоры(неразвитость городского среднего сословия, отсутствие корней самоуправления с доминирующими у крестьян представлениями патриархального коммунистического традиционализма, отсутствие условий для таких ценностей, как «индивидуальные права человека» , «священное право собственности» ) О победе демократии говорить невозможно. Утвердится не подлинный конституционализм, но мнимый или ложный конституционализм Государственный социализм русских революционеров ведет к авторитарному режиму
Макс Вебер о возможности реализации программы западного конституционализма Быстрая реализация программы западного конституционализма в обществах переходного типа невозможна Необходима длительная работа по внедрению в общественное сознание принципов индивидуализма, личных прав и экономической независимости Действия по рационализации могут привести к разрушительным последствиям
2012.11.06 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ МАКСА ВЕБЕРА.pptx