Politicheskie_i_pravovye_uchenia_v_Gollandii_v.ppt
- Количество слайдов: 18
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII В.
ГУГО ГРОЦИЙ или Гуго де Гроот (Дельфт — 28 августа 1645, Росток) — голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы международного права, основываясь на естественном праве. Время жизни Гуго Гроция пришлось на период Восьмидесятилетней войны между Нидерландами и Испанией и Тридцатилетней войны (1618— 1648 гг. ) между католиками и протестантами Европы. Его самый известный труд, начатый ещё в тюрьме и оконченный в изгнании в Париже (1623— 1625 гг. ), был важным вкладом во избежание и ограничение таких конфликтов.
Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права, проблематике войны и мира, международного, естественного и канонического права, вопросами общей истории, этнографии, античной литературы. "О праве войны и мира" (1625 г. ), благодаря ему, он считается основателем всеобщего государственного права; философии права и имущественного права. Политико-правовые взгляды Гроция изложены и в трактате "о праве добычи, его часть под на названием "Свободное море, или о праве принадлежащим голандцем в области торговли с Индией" был опубликован в 1609 г. Этот труд он написал против притязаний Исландии на исключительное право торговли в Индии; он защищал здесь проект свободного пользования морями.
ТЕОРИЯ ПРАВА Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей, а не божественном. Гроций делит право на: естественное право; волеустановленное право. Естественное право - предписание человеческого разума, в зависимости от которого то или иное действие в соответствии или противоречии разумной природе человека, признается одобряемым или порицаемым. Участвующие в общении людей, будучи существами разумными, всегда оценивают, что из поступков согласуется со стремлением к общению, а что противоречит ему.
Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному и разумному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума): Воздержись от присвоения чужого. Верни чужую вещь, если она оказалось в твоем владении. Возмести выгоду за пользование чужой вещью. Договора должны выполняться. Возмести ущерб, причиненный по твоей вине. Воздаяние людям заслуженного наказания.
Право в целом видится Гроцию весьма многоплановым явлением. Он выделяет в нем, например, наряду с правом естественным, еще и право волеустановленное, т. е. имеющее своим источником волю. Последнее, в свою очередь подразделяется на две ветви: право человеческое; право божественное. Человеческое право складывается из права внутригосударственного (исходящего от гражданской власти) и права народа (получающего "обязательную силу волею всех народов или многих из них").
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, все было общее, не было начальства. Постепенно люди стали заниматься различными искусствами и ремеслами, вести изысканный образ жизни, появились различные пороки, произошел переход от первобытной общности имущества к распределению сперва движимых, а затем и недвижимых вещей. В отношениях людей ослабилась справедливость, возникли ссоры. Появилась частная собственность.
Естественные качества людей такие, как: общительность (люди тянутся к людям); разум (люди могут договориться и общаться между собой). Эти качества побудили их заключить договор о создании государства. Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, оттуда ведет свое происхождение гражданская власть.
Целью государства является правопорядок, охрана частной собственности, ибо общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспеченно каждому общими силами и его общего согласия". Государство же, по Гроцию, "есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Признакам государства является верховная, суверенная власть, к атрибутом которой относится издание законов (как в области религиозной, так и светской), правосудие, назначение должностных лиц и руководства их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров.
Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как совершенный союз), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц - сообразно законам и правам того или иного народа. Каждая существенная форма правления, (царская (единодержавную) власть, власть знатных вельмож, свободная гражданская община, демократическая республика) имеет своим источником общественный договор, а поэтому соответственно носителям суверенитета является лицо, или группа лиц, или собрание, либо сочетание лиц и собраний, обладающих атрибутами верховной власти.
До заключения общественного договора суверенитет принадлежал народу, поэтому при создании государства народ мог избирать любую форму правления, но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям, и не может без их согласия изменить форму правления, ибо договоры, согласно естественному праву, должны исполнятся. Поэтому Гроций считал правомерной любую существующую форму правления и отрицал право подданных сопротивляться, хотя бы и несправедливым предписанием властей.
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (24 ноября 1632, Амстердам — 21 февраля 1677, Гаага) Нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени. Свою метафизику Спиноза строит по аналогии с логикой в «Этике» , его основном произведении. Что предполагает: - задание алфавита (определение терминов), - формулировку логических законов (аксиом), - вывод всех остальных положений (теорем) путём логических следствий. Такая форма гарантирует истинность выводов в случае истинности аксиом. Применительно к «Этике» Спинозы следует, однако, упомянуть, что она, чётко ориентируясь на этот идеал, не всегда полностью удовлетворяет ему (это относится к доказательству отдельных теорем)
СОЧИНЕНИЯ ок. 1660 «О Боге, человеке и его счастье» ок. 1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей» 1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» 1670 «Богословско-политический трактат» 1677 «Политический трактат» (не окончен) 1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
Рациональный метод. Единственный способ рационального noзнания природы, где все совершается по необходимости, — дедуктивно-аксиоматический математический метод. Все «постижимые вещи» делятся на те, что «законно доказываются» , и те, которые принимаются на основе «моральной достоверности» и не могут быть доказаны. Естественное состояние. Человек - это частичка природы, и на него распространяются все естественные закономерности. Естественное право каждого индивида распространяется настолько, насколько простирается мощь природы. Оно запрещает только то, чего никто не желает и не может. По природе и по естественному праву, т. е. в естественном состоянии, «человеку — волк» , но все люди и другие природные существа равны, так как все они одинаково имеют право на все по своему произволу и желанию. И они ведут борьбу.
Высший закон Природы - в борьбе отдельных сил, в стремлении каждого к самосохранению. В естественном состоянии это недостижимо. Реальное содержание и объем естественных прав людей зависят от их умственного и физического уровня, из чего следует, что существует угроза истребления людей. Выход из этого тупика - переход через общий договор в состояние гражданское, т. е. к обществу и государству. Политическая антропология. Ошибка прежних учений о политике заключается в том, что их авторы при освещении человеческой природы рассматривали людей такими, какими они хотели бы их видеть. Поэтому им не удалось создать теорию политики, имеющую практическое приложение: «их политика может сойти за химеру или осуществиться в Утопии или в том золотом веке поэтов, где она менее всего необходима» .
Гражданское состояние. Все люди - как варвары, так и цивилизованные — живут в определенном гражданском состоянии, в котором заключаются причины и естественные основы государства. Чтобы перейти к такому состоянию наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. Отличительный признак гражданского состояния - на личие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Под верховной властью (и верховным правом) подразумевается суверенитет государства. Последоговорное право гражданина - частное гражданское право, часть общего права — является правом естественным, правом-силой. Оно регулирует истинное познание бога и любовь к нему, вопросы взаимной любви и ненависти, право человека не свидетельствовать против себя, право на попытку избежать смерти, т. е. естественные права человека, которые не могут быть отчуждены от индивида в пользу государства.
Естественное право государства. В признании этого права особенность договорной теории государства Спинозы. И в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, сообразуясь со своей пользой, побуждаемый страхом или надеждой. Но в этом состоянии имеется еще установленное договором высшее (суверенное) естест венное право государства как общее для всех, общий гарант и защитник безопасности в лице верховной (суверенной) власти, которая является и общим духом государства. Только такая власть имеет право решать, что есть добро и что зло, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо. В ее ведении находятся издание законов, их толкование, вопросы правосудия, избрание должностных лиц, право войны и мира и т. д. Верховная власть не связана никаким законом.
Влияние сочинений Спинозы выходит за пределы философии. Английская писательница Джордж Элиот сделала собственный перевод «Этики» и так же выступала против суеверий. Гёте называет Спинозу наряду с Уильямом Шекспиром и Карлом Линнеем в числе трёх личностей, оказавших сильнейшее влияние на его жизнь и творчество. Большое влияние Спиноза оказал на мировоззрение Альберта Эйнштейна.