Скачать презентацию ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ Скачать презентацию ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Римское право презент.ppt

  • Количество слайдов: 14

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Римская империя n n n В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени Римская империя n n n В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю Организация империи была завершена в I в. до н. э. Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали противоречия, обострявшиеся в периоды гражданских войн и массовых выступлений рабов (восстание под руководством Спартака 74 -71 гг. до н э. и др. ). С конца II в. н. э. римское общество вступает в состояние кризиса, вызванного противоречиями между потребностями развивающегося производства и невозможностью повысить производительность рабского труда Некогда могущественное римское государство распадается на Западную империю и Восточную империю, получившую позднее название Византии В V в. территория Италии была завоевана германскими племенами, и Западная Римская империя прекратила свое существование.

n n n Тысячелетняя история Рима подразделяется на три периода. Первый - царский. Он n n n Тысячелетняя история Рима подразделяется на три периода. Первый - царский. Он продолжался с 753 по 509 г. до н. э. (здесь 753 г. до н. э. - образование г. Рима, 509 г. до н. э. - изгнание из Рима последнего царя - Тарквиния Гордого). В отмеченный период начала складываться социальная структура рабовладельческого общества и зачатки государственного аппарата. Второй период - республика. Хронологические рамки этого периода: 509 - 22 гг. до н. э. В это время в Риме сложились античное рабство и республиканские учреждения: народные собрания, сенат, магистратура. Рим превратился в самую крупную рабовладельческую державу древнего мира. В 27 г. до н. э. Власть в Риме перешла в руки Октавиана, принявшего имя Августа ("возвеличенного божеством"). С его именем связан переход от республики к империи. Период империи являлся последним в истории Римского рабовладельческого государства. Первым этапом этого периода был принципат, вторым - доминат. Принципат, взявший начало с правления Октавиана, закончился в 284 г. (приход к власти в Риме императора Диоклетиана). Доминат прекратил существование в 476 г. , когда Западная Римская империя прекратила свое существование.

Первый период истории римского права называется древнейшим. Хронологические рамки этого периода - от реформ Первый период истории римского права называется древнейшим. Хронологические рамки этого периода - от реформ Сервия Туллия (VI в. до н. э. ) до первой Пунической войны (середина III в. до н. э. ). Древнейшее право этого периода (квиритское, цивильное) соответствовало ранней ступени государственности, а поэтому было неразвито, харак-теризовалось архаичностью, замкнутостью и т. п. Второй период истории римского частного права - классический. Он начался с середины III в. до н. э. И закончился в конце III в. н. э. (начало правления Диоклетиана). Этот период характеризовался господством преторского права, расцветом римской юриспруденции. Именно в конце этого периода римское частное право достигло своего совершенства. В третьем периоде истории римского частного права - постклассическом (конец III в. - VI в. н. э. ) - были исчерпаны творческие по-тенции римского права. Стирание граней между отдельными ветвями римского права позволило осуществить систематизацию права. Полная систематизация римского права была проведена в Восточной Римской империи (Византии) в VI в.

Марк Туллий Цицерон n Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э. ), древнеримский Марк Туллий Цицерон n Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э. ), древнеримский оратор, адвокат, политический деятель

Основные сочинения: Основные сочинения: "О государстве", n "О законах", n "Об обязательствах". Всего сохранилось 19 трактатов Цицерона по риторике, политике, философии, 58 судебных и политических речей и более 800 писем. n

Понятие общества и государства по Цицерону: n n n Цицерон вводит в правовой и Понятие общества и государства по Цицерону: n n n Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. "Res publica est res populi", - пишет Цицерон. Причем народ в понимании Цицерона - не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство - правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, т. е. государства, основанного на справедливости, а не силе. Цицерон подчеркивает, что одна из важнейших задач государства - охрана собственности. В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет формально-правовое равенство своих граждан. Вместе с тем социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство Цицерон оправдывал природой. Вместе с тем Цицерон считал, что рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника. Цицерон весьма четко и вполне по-современному различал естественное право (fas как богоданное право) и позитивный закон (jus как человеческое право). (Не соответствие принимаемых в Государстве законов естественному (природному) праву является критерием их (не)справедливости. Законы, существующие в том или ином государстве, должны, кроме того, соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. При этом важное значение Цицерон уделял преамбуле закона как имеющей значительную воспитательную силу.

n n n Цицероном сформулирован самый верный и лаконичный принцип правового государства: n n n Цицероном сформулирован самый верный и лаконичный принцип правового государства: "Под действие закона должны подпадать все". Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей - смешанную форму правления (следуя за Полибием). Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в "характере и воле" тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Это, так сказать, терпимые формы. Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии. Царское благоволение, мудрость оптиматов, народная свобода должны быть объединены в наиболее совершенной смешанной форме правления. Лучшим примером в этом деле Цицерон считал Римскую республику - плод многовековой эволюции государственных форм.

Светская юриспруденция в Древнем Риме во III-I вв. до н. э. Римские юристы. К Светская юриспруденция в Древнем Риме во III-I вв. до н. э. Римские юристы. К числу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Выдержки из написанных ими сочинений содержат Дигесты Юстиниана. Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право - это искусство добра и справедливости (ars boni et aequi). Правосудие, уточнял Ульпиан, есть "познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом". Приведенные высказывания свидетельствуют, что юристы не отделяли еще право от нравственности. Как и другие последователи стоицизма, они считали источником права мировой божественный разум.

Естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium) и право граждан (ius civile). n Естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium) и право граждан (ius civile). n n В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium) и право граждан (ius civile). Естественное право, по их представлениям, распространяется как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными. Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и другие установления. Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами. Цивильное право, указывал Гай, является "собственным правом государства". Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и "мнения мудрых". Разграничение права народов и права граждан, проведенное в римской юриспруденции, имело цель оправдать рабство, агрессивные войны и неравенство завоеванных народов по отношению к римлянам.

Частное и публичное право n n n Право в Древнем Риме делилось на частное Частное и публичное право n n n Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц. Частное право, считал он, включает в себя предписания права естественного, предписания права народов и предписания права цивильного. Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права - цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формулы исков, определили правомочия собственника и других субъектов права. К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I - II вв. , когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку императорского режима. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти. Вследствие рецепции римского частного права его принципы были усвоены теоретической юриспруденцией во многих странах континентальной Европы. Под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины XVIII - XIX вв. , наделившие собственника абсолютным правом распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.

Источники древнейшего римского права Самым древним источником права Рима было обычное право как совокупность Источники древнейшего римского права Самым древним источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в тече-ние длительного времени, были распространены еще до образования государства. Однако их соблюдение не связывалось с государствен-ным принуждением. Лишь с появлением государства эти правила по-ведения санкционируются государством, и их исполнение стало под-держиваться принудительной силой государственных органов. Нормы обычного права длительное время регулировали различные стороны общественных отношений. Даже после появления писаных источников права обычаи длительное время дополняли их.

 Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы (leges), как вторая Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы (leges), как вторая форма источников права. Первыми закона-ми были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период народными собраниями и утверждавшиеся сенатом. В 451 - 450 гг. до н. э. Была сделана запись обычаев, получившая название Законов XII таблиц. В 326 г. до н. э. Был принят закон Петелия, отме-нивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Позднее был принят еще ряд законов.

 Наибольшее значение для развития частного права имели эдикты магистратов, и в первую очередь Наибольшее значение для развития частного права имели эдикты магистратов, и в первую очередь преторов и курульных эдилов. Эдикты обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В этих правилах магистраты излагали годовую программу своей судебной деятельности. Например, претор приказывал, в каких случаях он мог пре-доставить иск, а когда отказать в предоставлении его. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение.