ИПУ ДР.Греция 19.02.2013.pptx
- Количество слайдов: 185
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ и ДРЕВНЕГО РИМА • План: 1. Политические и правовые учения в древней Греции 9 -6 вв. до н. э. 2. Политические и правовые учения в Древней Греции 5 -4 вв. до н. э. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 4 -2 вв. до н. э. 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 8 -1 вв. до н. э. 5. Христианская церковь о государстве и праве. Августин Блаженный
Политические и правовые учения Античной Греции • Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. • Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городахполисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Политические и правовые учения Античной Греции • Постоянная борьба между отдельными государствами, особенно между крупнейшими из них- Афинами и Спартой, сопровождавшаяся государственными переворотами, частыми изменениями форм государственного строя и т. п. , привлекала внимание к политическим вопросам, способствовала развитию политической идеологии. • Основные политико-правовые идеи, концепции и понятия древнегреческой и древнеримской мысли прочно вошли в сокровищницу всей последующей истории европейской культуры.
Древняя Греция в I тысячелетии до н. э. Ранняя Древность.
. Политические и правовые учения в древней Греции 9 -6 вв. до н. э. • Ранний период (9 -6 вв. до н. э. ) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. • В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно – знаменитых “семи мудрецов” Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон) и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит).
• На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. • В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. • В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка.
• В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социальнополитические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. • Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.
• Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. • Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. • Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами, но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.
Гомер • Гомер (греч. Ὅμηρος) — легендарный древнегреческий поэтсказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи» . • Бюст Гомера в Лувре • Дата рождения: VIII век до н. э. • Дата смерти: VIII век до н. э. • Место смерти: остров Иос
Гомер (VIII в. до нашей эры). • В поэмах Гомера (описываемые в «Илиаде» и «Одиссее» события относятся к XIII в. до н. э. ), Зевс в нравственно-правовом отношении выступает как верховный борец за всеобщую справедливость , сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд.
Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи» .
Гесиод • По Гесиоду, право занимает свое незыблемое место в божественном устройстве мира. • Рано или поздно наказание восстанавливает необходимое равновесие там, где человеческая спесь (гибрис) перешла границы правомерного.
Гесиод и муза Картина Гюстава Моро, 1891 • • Поэма «Труды и дни» написана в форме увещаний, обращённых к брату поэта Персу, который ведёт с Гесиодом тяжбу о наследстве и которого Гесиод убеждает не надеяться на неправедный суд подкупленных «царей» и своё пошатнувшееся состояние поправить упорным трудом. . В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами.
Семь мудрецов Древней Греции • Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. • К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон.
Фалес: "Познать себя трудно, советовать другим легко"
Фалес • Ему приписывают изречения: • • • Старше всех вещей – Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего – космос, ибо он – творение Бога. Больше всего – пространство, ибо оно вмещает всех. • Мудрее всего - время, ибо оно обнаруживает всё. • Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки. • Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.
Солон • Соло н (Σόλων, между 640 и 635 — около 559 до н. э. ) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.
солон • . В обстановке острой политической борьбы между афинским демосом и знатью, между богатыми и бедными, должниками и кредиторами Солон был избран первым архонтом и наделен широкими полномочиями «посредника» между враждующими силами. • Взяв государственные дела в свои руки, Солон издал новые законы в 594 г. до н. э. и существенно реформировал социально -политический строй афинского полиса.
Солон. Законодательство в античности
Солон • Он произвел отмену частных и государственных долгов - так называемую сисахфию (стряхивание бремени). • Упразднив кабалу за прошлые долги, он запретил и на будущее обеспечение ссуды личной кабалой.
• В соответствии с различием имущественного положения афинского населения Солон разделил его на четыре класса: • пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. • Представителям первых трех классов, по законодательству Солона, был открыт доступ ко всем государственным должностям. • Феты могли участвовать лишь в народном собрании и судах. • Вновь учрежденный Совет четырехсот (по 100 членов от каждой из 4 афинских фил) заметно подорвал главенствующую роль ареопага, бывшего оплотом аристократии.
Солон • Против тех граждан, которые во время смуты в полисе ведут себя безразлично, мирясь со всем, что происходит, Солон издал особый закон, гласивший: «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав» (Аристотель, Афинская полития). • Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междуусобица - наибольшее зло, порядок и закон - добро для полиса.
Солон • Введенная Солоном умеренная цензовая демократия была пронизана идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных. • В своем обзоре политических преобразований в афинском полисе Аристотель (Афинская полития) замечает, что именно с реформ Солона началась демократия.
Биант Прие нский (625— 540 или 642— 577 до н. э. ) • • • • Известные афоризмы Всё своё ношу с собой. Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало, и много. Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, — ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов — другом. Друзей [надо] любить так, будто они тебе ответят ненавистью, — ибо большинство людей злы. Не спеши браться за дело, а взявшись, будь твёрд. Говори не торопясь: спешка — знак безумия. Люби разумение. О богах говори, что они есть. Не силой бери, а убеждением. Что удаётся хорошего, то, считай, от богов. Из молодости в старость бери с припасом мудрость, ибо нет достояния надёжнее. Надо посмотреть на себя в зеркало, и если выглядишь прекрасным — поступай прекрасно, а если безобразным — то исправляй природный недостаток добропорядочностью. Худших везде большинство.
Периандр (В 629 до н. э. унаследован власть отца Кипсела, умер 585 до н. э. ) • • • • Изречения Периандра Ничего не делай за деньги: пусть нажива печётся о наживе. Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью. На вопрос, почему он остаётся тираном, он ответил: «Потому что отречение и низложение опасны одинаково» . Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть. Власть народная крепче тирании. Наслаждение бренно – честь бессмертна. В счастье будь умерен, в несчастье разумен. К друзьям и в несчастье будь неизменен. Сговора держись. Тайн не выдавай. Наказывай не только за проступок, но и за намерение. Главное в жизни - конец.
Питтак из Митилены (др. -греч. Πιττακός, лат. Pittacus; 651 до н. э. — 569 до н. э. ) — • древнегреческий мудрец, один из Семи мудрецов • Ему приписывались следующие изречения: • пользуйся мерой • желай всем нравиться • никого не брани • «С неизбежностью и боги не спорят» .
Семь мдрецов • Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. • Многие их них сами были активными участниками политических событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов. • Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса. • Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.
• С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др. ) и Гераклит. • Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.
Пифагор (ок. 580 -500 гг. до н. э. ) • По словам Геродота, Пифагор - «величайший эллинский мудрец» . • Пифагор первым употребил понятие «философия» (любовь к мудрости) в отличие от самой мудрости (софии) и назвал себя философом, а не мудрецом, поскольку мудрым может быть лишь Бог, а не человек
Пифагор • Никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется, но всегда нужно иметь какое-либо руководство и законную, хорошо организованную власть, которой послушен каждый из граждан. • Прочным государственное установление будет, если все граждане будут равны и никому не достанется больше, чем должно по справедливости
Пифагор • Более всего полезной для установления справедливости в полисе Пифагор считал власть богов над ним, и, отправляясь именно от нее, установил он государственное устройство, законодательство и правосудие. • Первая из властей над полисом — власть Бога и храма, • вторая — власть отцов и царя, • третья - власть законодательного собрания граждан, • четвертая власть — судебная, • пятая власть — должностные лица.
Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г. ) • Пифагор учил: • «Первым из зол проникает в домохозяйства и в полисы роскошь, вторым — разнузданность и презрение к законам, третьим —погибель» .
• Пифагор создалии тайное общество, которое не только ставило перед собой политические цели (изза чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). • По Пифагору , вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.
Пифагорейцы • Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах. • Число, по их представлениям - это начало и сущность мира. Исходя из этого, они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям. • При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия “равенство”, столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений.
Пифагорейцы • Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное. • Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы. • Законопослушание они считали высокой добродетелью, а сами законы - большой ценностью. • Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию (безвластие). Критикуя её, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания.
Пифагорейцы • Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.
Фалей Халкедонский ( VI в. до н. э. ? • автор одной из таких идеальных моделей полиса. • Он утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан. • В этом он усматривал защиту от стремлений к государственным переворотам и залог долголетия государственного строя. • Идея Фалея о равновеликих земельных наделах граждан была наилучшим образом реализована в Херсонесе Таврическом, колонии Гераклеи Понтийской, которая, в свою очередь, была колонией Халкедона. Возможно, это и стало основой долголетия этого полиса, дожившего до XIV в. н. э.
Гераклит Эфесский (544 -483 гг. до н. э. ) • Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. • Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита. • Автор известной фразы • «Всё течёт, всё меняется» ; • (более правильный перевод: «Все течет и движется, и ничего не пребывает» . )
Плачущий Гераклит
Демокрит и Гераклит
Демокрит и Гераклит
Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит
Гераклит: • Политические взгляды Гераклита характеризуются изречением: «Для меня один стоит десяти, если он – лучший» . • Люди не равны между собой. • Мышление - великое достоинство. Но большинство людей неразумно, не понимает смысла того, с чем встречается, хотя и полагает, что понимает. • Демократия - это правление «неразумных» и «худших» . • Отвергая демократию и считая разумным правление «лучших» , Гераклит тем самым выступает как сторонник аристократии, т. е. «правления лучших» .
Гераклит • Гераклит активно участвовал в политической борьбе против рабовладельческой демократии на стороне аристократических сил. • Сравнивая демократическое правление с правлением несовершеннолетних (т. е. слабых своим разумом, пониманием государственных дел), Гераклит дает иронический совет гражданам своего родного города Эфеса, установившим у себя демократию: • «Эфесеянам следовало бы перевешать у себя всех взрослых и представить свой город несовершеннолетним» .
Карта "Древняя Греция (до середины V в. до н. э. )"
5 -4 в. до н. э. Древняя Греция Эпоха расцвета.
Древняя. Греция Алфавит
Интерьер в…
в Древней Греции одежда в виде прямоугольного куска ткани.
Святилище Аполлона. VIII-VII вв. до н. э. Дельфы, Греция.
Классический период Древней Греции.
Памятники…
Первые сведения о прическах - Древний Египет и Древняя Эллада.
Памятники Др….
Книга в виде папирусного свитка, возникшая в Древнем Египте,
Шляпы в античной греции
Политические и правовые учения в Древней Греции 5 -4 вв. до н. э. • Второй период (5 -первая половина 4 в. до н. э. ) – время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свое выражение в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. • Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права.
Демокрит • • Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором. Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой» , и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.
Демокрит Агостино Карраччи, Неаполь, (1598 год). Хендрик Тербрюгген, «Смеющийся Демокрит » (1628)
Демокрит • Демокриту принадлежит одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. • В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.
Демокрит • Человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. • В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. • Однако само их происхождение представляет собой естественнонеобходимый, а не случайный процесс.
Демокрит • В государстве представлены общее благо и справедливость. • Интересы государства превыше всего. • Заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. • Для сохранения государственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство. • Законы призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе. • Чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. • Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.
Софисты • Софи сты (от др. -греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток» ) — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2 -ой половине V — 1 -й половине IV веков до н. э. • • • Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права. Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др. ) Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др. ). Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании).
В древней Греции появляются платные учителя - софисты
Софисты Старшее поколение Младшее поколение • Протагор, Горгий, Продик, • Фрасимах, Калликл, Гиппий и др. Ликофрон и др. • Многие из старших • Среди младших софистов наряду со сторонниками придерживались в целом демократии встречаются демократических приверженцы и иных воззрений. форм правления (аристократии, тирании)
Сократ (ок. 469 г. до н. э. , Афины — 399 г. до н. э. ) • Был принципиальным критиком софистов • Уже при жизни он был признан мудрейшим из всех людей. • Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.
Сократ • Сократ занимался поисками рационального, логическипонятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. • Обсуждение моральнополитической проблематики Сократ поднял на уровень понятий. • Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в данной области.
Сократ: • различал естественное право и закон полиса; • считал, что и естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. • На этом пути он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного.
Сократ • В плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих, т. е. обоснование принципа компетентного правления, • а в теоретическом плане - попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.
Жак-Луи Давид. Смерть Сократа
• В 399 г. до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество» . • Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, но — если судить по симптомам — болиголова пятнистого).
Платон (428 или 427 – 348 или 347 гг. до н. э. ) • древнегреческий философ, • ученик Сократа, • учитель Аристотеля.
Статуя Платона в Дельфах • • • В 407 г. дон. э. он стал учеником Сократа, после смерти учителя Платон путешествовал, служил у правителя Сиракуз, пытался убедить его провести реформы в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве. В результате Платон однажды был насильно увезен на остров Эгину, где его выставили на рынке рабов для продажи. Один великодушный человек купил его и возвратил друзьям и философии. В 387 г. до н. э. Платон купил участок земли в пригороде Афин. Там основал свою школу - Академию. Остаток жизни Платон посвятил работе с учениками и литературному труду.
Политико-правовое учение Платона • Основные политические произведения: • трактаты «Государство» , «Законы» и диалог «Политик» . • Исходная точка поисков Платона наилучшей формы правления заключается в убеждении, что афинская демократия - это неудачная попытка.
Трактат «Государство» • Государство - это своеобразный мир, противоположный демократии. • Оно основано на неравенстве, определенном самой природой, являющемся следствием неравенства образа жизни людей и тех занятий, которые им свойственны. • В государстве Платона три класса людей, за исключением рабов, которые рассматриваются лишь как мускульная сила, набор орудий.
• В самом низу общественного здания находится самый многочисленный класс, трудящиеся массы - торговцы, ремесленники и земледельцы. • Этот класс должен своим трудом поддерживать все общество, удовлетворяя его потребности в пище, одежде, жилище.
• Над ними класс воинов, которых Платон именует также стражами, ибо государство испытывает необходимость не только в одежде и пище, оно нуждается также и в защите. • Третий класс - правители-философы, которые создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм.
• Сословия не только не равны, но наследственны и замкнуты. • Принадлежность к сословию определяется не личными качествами и наклонностями, а происхождением. • В порядке исключения Платон допускает перевод из первого сословия во второе и наоборот. • Но на третье сословие такой порядок не распространяется. • Проникновение выходцев из него в ряды правителей ведет к гибели государства.
• Корень общественных противоречий и конфликтов - в частной собственности, раскалывающей общество на бедных и богатых и побуждающей каждого гражданина думать прежде всего о своих личных интересах.
• Идеальное общественное устройство предполагает упразднение частной собственности среди правителей и воинов, т. е. первых двух сословий. • Назначение воинов (стражей) в том, чтобы, подчиняясь философам, служить защитой полису.
• • Стремление к собственности, семейные интересы могут отвлечь их от служения государству. У представителей первых двух сословий нет семей. Их браки - временные союзы, регулируемые должностными лицами посредством жеребьевки, к тому же подтасованной. Женщины пользуются одинаковыми правами с мужчинами. Половая связь в целях деторождения регламентируется и ограничивается сословными рамками. Жены и дети общие. Детей воспитывает государство. Забранные с рождения у матерей, они не знают, кто их родители, и называют отцом и матерью всех, кто подходит для этого по возрасту, а братьями и сестрами считают всех детей, рожденных приблизительно в то же время, что и они. • Эти ограничения не распространяются на сословие производителей. Но регулирование предполагается и там. Платон, не вдаваясь в детали, поручает его правителям. •
• Всю жизнь правителей и воинов предполагается организовать на началах общности имущества и коллективизма. • «Прежде всего, никто не должен обладать никакой частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий» • Средства к существованию поставляет третье сословие. Стражи живут и питаются сообща. Им запрещается не только иметь в своем распоряжении золото и серебро, но даже прикасаться к ним.
• В идеальном государстве правит сословие философов. • Платон считает аристократию лучшей формой правления и различает в ней два подвида: • если среди правителей выделяется кто-то один - это царская власть, • если же правят несколько человек - это аристократия. • Суждение философов (правителей) Платон ставит выше законов, полагая, что, не будучи связаны формальными рамками, они лучше найдут справедливое решение в каждом случае. • Идеальное аристократическое правление, по мнению Платона, было неосуществимо в его время, но в прошлом, золотом веке, оно имело место в частной жизни и экономической деятельности. • Производители платят гражданским бесправием - они не участвуют в делах управления.
• • Платон регламентирует все стороны человеческой жизни: социальные и экономические отношения, политический строй, материальные условия, деторождение, семью, воспитание, культуру. Завоевания преумножают богатство частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей. Это называется олигархией. При аристократии принцип власти- достоинство, при олигархии– деньги. Усиливается раскол на бедных и богатых. Народ запугивают и подавляют с помощью армии. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением. Главные недостатки демократии - уравнивание людей разного «достоинства» , некомпетентность, пренебрежение к знанию, к заслугам, все отдано на откуп случаю, применяется жеребьевка при замещении должностей.
• И наконец, воспользовавшись излишней свободой и беспорядками , к власти приходит тиран, выдающий себя за ставленника народа. • Тирания - худшая из форм правления, там царит беззаконие, доносы, уничтожение противников и всех людей, имеющих свое мнение, а следовательно, способных, хотя бы потенциально, к сопротивлению.
Диалог «Политик» • Дается более подробная и более типичная типология форм правления: • 1. монархия, построенная на основе законов - царская власть; • 2. монархия при несоблюдении законов - тирания; • 3. законная власть немногих - аристократия; • 4. незаконная власть немногих - олигархия; • 5. демократия на основе законов; • 6. демократия, не соблюдающая законы. • Среди законных форм государства демократия является наихудшей, т. е. она хуже царской власти и аристократии. • Среди форм, основанных на беззаконии, демократия- лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании.
«Законы» • Признал, что идеал, изложенный в «Государстве» , неосуществим. • Идет на компромисс: • если в «Государстве» он полагается прежде всего на мудрость правителей-философов, то здесь большая роль отводится установленному законом порядку осуществления власти.
• Платон отступает от своего сословно - коммунистического проекта. Всем гражданам разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом или участок земли. Каждый получает их по жребию и пользуется ими на правах владения. • Надел считается общей собственностью государства, но он переходит по наследству, причем только к одному из детей, чтобы избежать дробления. • Деления на сословия (правителей, стражей, производителей) нет. • Но все граждане делятся на четыре класса, в зависимости от их имущественного состояния. • Явное вытеснение аристократического принципа олигархическим - уступка действительности, ибо влияние богатства постоянно росло. Переход из одного класса в другой проходит беспрепятственно при изменении имущественного состояния
• Четыре класса не во всем равноправны. • На народное собрание обязаны ходить лишь граждане первого и второго классов (под страхом наказания). • Для граждан третьего и четвертого классов - это добровольное дело. • Вместо упразднения частной собственности для правителей вводится уравнивание, устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь, частным лицам запрещается иметь золото и серебро, не допускается ростовщичество. • Семьи и браки по-прежнему считаются общим делом.
• Большое значение придается единомыслию. • Помимо граждан есть и неграждане. Это рабы и иностранцы. • Граждане должны быть снабжены достаточным числом рабов. Они занимаются ремеслами, земледелием, торговлей. • Политически рабы бесправны, но Платон заботится о том, чтобы своим имущественным положением они оставались довольны, более того, чтобы их положение существенно не отличалось от положения господ. • «Часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества» .
«Законы» • Бесправие компенсируется материальным довольством. Положение рабов и иностранцев в «Законах» напоминает положение производителей в «Государстве» . • Как и в «Государстве» , сохраняется жесткая регламентация частной жизни, воспитывается чувство единства и коллективизма. • Платон предусматривает суровые карательные меры - смерть и изгнание не только за преступления, нарушения закона, но и за инакомыслие. • Он предлагает провести «очищение» государства от неугодных лиц и оставить лишь «хороших людей» .
• И «Государство» , и «Законы» утопичны, т. к. изложенные в них проекты несбыточны. • Платон чувствовал, что греческая цивилизация приходит в упадок. Смириться с этим он не мог, а выход представлялся ему только в форме возврата к прошлому, к прежним добродетелям. • Его аристократическое правление философов и стражей - воспоминание о родовой аристократии, о героических временах, оттуда пошли идеи единства, общности имуществ.
Платон • Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях • Существует легенда, согласно которой Диоген Синопский на определение Платона «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев» , ощипал курицу и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с широкими ногтями» [
Диоген
Платон на фреске «Афинская школа» Лосев о Платоне (1930 г. ) • • Апологет монахов и философ полиции, защитник рабства и мистического коммунизма, профессор догматического богословия, гонитель искусств и наук, заклятый враг семьи и брака, душитель любви и женской эмансипации, мистикэкстатик и блестящий художник, проповедник казармы, абортов, детоубийства, музыкального воспитания души, педераст, моралист, строжайший аскет и диалектик — вот что такое Платон
Аристотель (384 -322 до н. э. ) • • • древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. ] основал Ликей (др. -греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику
Аристотель кисти Рафаэля
Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр.
Аристотель и Платон
• Аристотель преклонялся перед своим старым, но вечно юным душой «подобно зеленой ветке весны» учителем; он горячо любил его, что, однако, не мешало ему критиковать Платона. • О разногласиях между двумя философами древние сложили немало анекдотов, но они же извлекли из этих разногласий великолепное изречение, приписываемое Аристотелю: «Amicus Plato, sed magis arnica Veritas» ( «Платон мне друг, но истина дороже» ). • «Жеребенок лягает свою мать» , - шутя говорил Платон по поводу критики Аристотеля.
Аристотель • Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве • Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. • Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
• Аристотеля считают основателем политической науки. • Политические взгляды нашли наиболее полное и систематическое выражение в работах «Политика» , «Афинская полития» , «Никомахова этика» . • Государство (по Аристотелю) - творение природы, продукт естественного развития. к общению
• Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо ( «политическое животное» ), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. • Как существо общественное человек несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. • Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… • Далее – расширенная семья - несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. • Полис - высшая форма объединения. Цель полиса – благо граждан. • Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
• Отличительные признаки полиса-государства: • 1. Единство власти и территории - целостность полиса. • 2. Нахождение полиса под властью одного правителя, имеющего одну конституцию. • 3. Распространение власти в полисе на свободных и равных граждан. • Рабовладение (по Аристотелю) было естественным и неизбежным. • Но Аристотель считал недопустимым порабощение греков греками в результате захвата в плен или за долги, что было тогда
• Общность имущества философ считал противоестественным: • «Человеку свойственно больше всего любить самого себя» . • Частная собственность - следствие себялюбия, это добродетельное начало и стимул к труду. • То, что выгодно гражданину, выгодно и полису, богатство граждан соответствуют общему благу.
• Он выделял три главных слоя граждан: • очень зажиточные, средние, крайне неимущие. • Бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными другу, • в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя» . • Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. • По Аристотелю , кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб.
• Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами). • Те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. • Когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Формы государственного правления • В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства: • Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: • Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху. • Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
• Полития- Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих» . • В политии правит большинство в интересах общей пользы. • Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: • в нравах — умеренность, • в имуществе — средний достаток, • во властвовании — средний слой. • «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» .
• Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей: • Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя. • Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство. • Демократия — выгоды неимущих. • Среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. • Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
• При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: • ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. • Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
• Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права» . • Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. • Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля , большую часть населения.
Аристотель • выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие • Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Добродетель — она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность» .
Таблица добродетелей и пороков • • мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности). благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам). величавость — это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию). ровность — середина между гневностью и «безгневливостью» . правдивость — середина между хвастовством и притворством. остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью. дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством. стыдливость — середина между бесстыдством и робостью. Нравственный человек, по Аристотелю , тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э. ; они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.
. Политические и правовые учения в Древней Греции 4 -2 вв. до н. э. • Третий период (вторая половина 4 -2 в. до н. э. ) – период эллинизма. • Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.
• Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. • В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. • Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.
Эпикур Самосский (342/341 -271/270 до н. э. ) • Древнегреческий философ , • основатель эпикуреизма в Афинах ( «Сад Эпикура » ), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах.
Эпикур • Главная цель государственной власти и основания политического общения состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, не причинения ими другу вреда. • Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. • Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.
• Что касается формы государства, то Эпикур и его последователи- эпикурейцы были сторонниками и защитниками умеренной рабовладельческой демократии.
Эпикур • Представление о происхождении государства и права из основанного на принципе общей пользы договора, эпикурейцы используют для того, чтобы обосновать необходимость полного подчинения законам. • Эпикур проповедовал идеи невмешательства в общественную жизнь, стремился доказать необходимость быть как можно дальше от всего, что затрагивает область политики. • Только безумный, говорили эпикурейцы, может нарушить закон, т. к. за нарушением следует наказание. А это неизбежно нарушает внутренний мир человека, его спокойствие и невозмутимость духа. Поэтому – «проживи незаметно» . • Эти слова приписывают Эпикуру.
Эпикур • Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим родителям. • Человек есть результат биологической эволюции. • Боги, возможно, есть, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела. • Судьба человека зависит от него самого, а не от богов. • Душа человека умирает вместе с телом. • Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
Стоики • На рубеже 4 и 3 вв. до н. э. В Греции зарождается стоическая школа, достигшая своего расцвета значительно позже (уже на римской почве). • Основоположник стоицизма Зенон (336 -264) и его виднейший последователь Хризипп (280 -205) учили, что в мире существует строгая необходимость и что люди, как и все живые существа, бессильны перед ее лицом. • Поэтому мудрый человек, понимая бессмысленность своего вмешательства в происходящие вокруг него события, примиряется с действительностью, какой бы тяжелой для него она ни была.
Стоицизм. Зенон Китийский (ок. 336 -264 до н. э. ) • Стоици зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. • Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик» ), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.
Согласно стоицизму • мироздание в целом управляется судьбой. • Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании”. • Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого”естественного закона”, который имеет в то же время божественный характер и смысл.
• В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. • Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.
• В противоположность эпикурейцам стоическая философия считала государство и право не делом рук человека, а результатом действия естественных, природных сил. • В государстве и праве находит (по учению стоиков) своё воплощение господствующий в мире божественный разум.
• Стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной. • Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля.
Полибий (201 -120 до н. э. ) • греческий историк, государственный деятель и военачальник, автор «Всеобщей истории» ( «Истории» ) в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах с 220 до н. э. по 146 до н. э.
• Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”. • Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия.
Полибий • Живя в период упадка греческих рабовладельческих государств, Полибий стремится доказать, что причина этого - распространение в Греции демократических государственных форм. • Он считает возможным предотвратить путем создания смешанной формы правления дальнейший круговорот государственных форм и тем самым укрепить рабовладельческое государство. • В его идеале смешанного правления преобладают аристократические элементы, демократические начала занимают в ней подчиненное положение.
Политические и правовые учения в Древнем Риме 8 -1 вв. до н. э. • В римском рабовладельческом обществе господствующее положение занимала землевладельческая аристократия. По мере укрепления своих позиций она оттесняла как старую наследственную знать, так и зажиточную верхушку торгово-промышленных слоев. • С утверждением частной собственности на землю, решающим становится противоборство крупных и мелких земельных собственников.
Марк Туллий Цицерон • 3 января 106 до н. э. , Арпинум — 7 декабря 43 до н. э. , Формия) — древнеримский политик и философ , блестящий оратор.
• Свои основные труды он назвал «О республике» (De re publica; чаще переводится «О государстве» ) и «О законах» ; оба произведения написаны в форме диалогов. • Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.
Цицерон • Цицерон, говоря о народе в своем определении государства, имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. • ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся он относит к числу презренных людей. • С такими людьми, занятыми “грязным делом”, у достойных граждан не может быть никаких общих интересов.
Цицерон • Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика. • Ссылаясь на греческих мыслителей, Цицерон различает три основные формы государства: царскую власть –- монархию, власть оптиматов – аристократию и власть народа – демократию. • Среди них лучшей является монархия.
• Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к возникновению таких порочных состояний государства, как: • тирания, • господство клики богатых • и власть толпы (черни). • Порочные состоянияне являются уже формами государства, поскольку там царят произвол и насилие, и, следовательно, распадается само государство как объединение свободных граждан.
• Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии. • К такому строю, по его мнению, приближалась Римская республика во времена “отцов” и “дедов”. • Монархические начала были представлены в ней властью консулов, • аристократические – правлением сената, • демократические - народным собранием и властью трибунов.
Цицерон запоминал факты навешивая их на лепнину потолка
• Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, так как монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. • Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных» . • Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости.
• • • • Контрольные вопросы и задания: 1. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, ォдемократия опьяняется свободойサ. 2. Древнегреческий правитель Перикл как - то сказал: ォЛишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут всеサ Согласны ли вы с этим суждением? Аргументируйте свой ответ. 3. Аристотель различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, по мнению Аристотеля, распределения благ в обществе? Несколько этот принцип распределения применим сегодня?
• Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смерти, совершить побег из тюрьмы, он получил отказ со словами: ォЯ считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законамサ. • В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б. А. Кистяковский сказал, что законопослушание характеризует не правовое, а полицейское государство. • А как считаете вы: • нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения.
Остановка
Христианская церковь о государстве и праве. Августин Блаженный • В I в. н. э. среди рабов и низших слоев Римской империи появилось христианство, которое на первом этапе своего развития являлось выражением протеста угнетенных против рабовладения. • В развитии христианства следует различать два этапа. • Раннее христианство (1 в. н. э. - первая половина 2 в. н. э. ) решительно осуждало рабовладельческий строй и имело распространение исключительно среди угнетенного населения Римской империи. • В произведениях раннехристианской литературы с ненавистью говорилось о «зверях-императорах» , вельможах, богатых, чиновниках, купцах. • Первые христиане мечтали об уничтожении «дьявольского мира зла и насилия» и об установлении «тысячелетнего царства» , где трудящиеся «не будут уже ни алкать, ни жаждать» .
• Однако переворот, о котором мечтали ранние христиане, был неосуществимым. • Отчаявшись в надежде на реальное избавление, христиане утешались идеей помощи «божьего посланника» - «мессии» , который должен свергнуть «зверей-императоров» и установить «тысячелетнее царство» . • В ожидании скорого «пришествия мессии» ранние христиане объединялись в общины, организованные на демократических началах. Все члены раннехристианских общин были равноправны. • Необходимость для преследуемых христиан жить сплоченной жизнью привела к своеобразной «общности имуществ» в их общинах; члены общин трудились, передавали свое имущество в общую кассу и совместно потребляли произведенный продукт.
• В I-II вв. н. э. сеть христианских общин раскинулась по всей Римской империи. • Со II века христианские общины стали пополняться выходцами из обеспеченных слоев, которые стремились использовать новую религию в своих интересах. • С этого времени начинается превращение христианства в религию, угодную и выгодную власть имущим. • Демократизм христианских общин был уничтожен; все дела общины были переданы в руки «епископов» и дьяконов, образовавших стоящий над массой верующих «клир» (духовенство).
• Присвоив себе монопольное право проповедовать христианское учение, церковники объявили «тяжким грехом» осуждение Римской империи, проповедуя «непротивление злу злом» и «любовь к врагам» • . Отвергнув раннехристианское учение о «близком пришествии мессии» и уничтожении «царства зла» , церковники выдвинули учение об уже бывшем «пришествии Христа» , который «духовно избавил человечество от зла» . • «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - поучали церковники, - ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. . . Рабы, повинуйтесь Господам своим по плоти, со страхом и трепетом, . . . служа с усердием, как Господу, а не как человекам» .
Аврелий Августин Блаженный • Создав учение, укрепляющее рабовладельческий строй, христианская церковь в начале IV века заключила прочный союз с императорской властью. • К этому времени относится деятельность видного церковника, епископа Аврелия Августина Блаженного (354 -430 гг. ). • Августин принадлежит к сравнительно раннему периоду христианства - IV-V вв. Он является Одним из отцов церкви. Наследие его- часть патристики, т. е. трудов отцов церкви. • В 1 V-V вв. христианство стало господствующей религией в Риме, шло приспособление доктрины к новому статусу.
Августин Блаженный • Августин стоит между античностью и средневековьем. • Отец его был римским патрицием, язычником, мать – христианкой. • Он впитал и римскую, и христианскую традиции, отличался образованностью, освоил греческую и римскую философию, особенно сильное влияние на него оказал Платон.
• Молитва его была услышана, и он умер во время осады в 430 г. • Самое знаменитое сочинение Августина - «Град Божий» . Импульсом для него послужило взятие Рима вождем остготов Аларихом в 410 г. • Мировоззрение Августина основано на христианской мистике и мифологии. • История человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, который Богу известен, а людям - нет. • История начинается с грехопадения Адама и Евы и • заканчивается страшным Судом. • Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, весь «Град земной» - результат греховности человека, его извращенной свободной воли. • Сам человек бессилен избавиться от греха и создать совершенное общество.
• На нем лежит печать предопределения. Греховный «земной град» рушится. Падение Рима тому сигнал. • Но гибель Рима - это не конец истории. • Августин связывает надежды с так называемым «Градом Божьим» . • Это условное, символическое обозначение общины проповедников, следующих не земным, а божественным установлениям. • Прямого отождествления с церковью Августин избегает, но церковь, по его словам, «предизображение небесного Града» . • Августин говорит, что всегда существовало два рода человеческого общения, два «града» . • В одном люди живут по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу, • во втором - по духу, здесь любовь к Богу доведена до презрения к себе. •
• Августин разделяет некоторые представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но все эти процессы обусловлены божественной волей. • Августин говорит, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. • Стремление к объединению приводит к «общественному договору» .
Августин Блаженный Питер Пауль Рубенс. Блаженный Августин и Младенец Иисус
• С общественным договором он связывает представления о взаимных обязанностях. В семье власть принадлежит лучшему - отцу. Политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей. • Но в это рациональное объяснение вторгается Божья воля: короли не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им ни по крови, т. е. наследству, ни по выбору, власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу. • В одних случаях (исключительных) Бог сам назначает правителя - так было с народом Израиля, в других - его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права. • Здесь божественное предопределение сказывается не прямо, а опосредованно. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Что касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми.
• К формам государства Августин проявляет некоторое безразличие. В этом он не похож на греков и римлян, которые исключительное значение придавали конституции, поискам совершенной государственной системы. • Августин жил в эпоху, когда классические институты рушились. Правовые тонкости были неуместны. • Августин повторяет традиционное деление на «правильные» и «неправильные» формы.
• Несправедливый царь - тиран, • несправедливый народ - тоже тиран, • несправедливая аристократия - власть эгоистической группировки. • Что касается правильных форм, т. е. таких, где соблюдается право, Августин не отдает предпочтения ни одной из них. • Выбор формы он считает делом второстепенным. Он не видит в них ни преимуществ, ни недостатков, достаточно серьезных, чтобы ставить одну форму выше другой. • Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то хотя бы терпимой, когда уважают Бога и человека, т. е. соблюдают справедливость, верность заветам религии
• Взгляды Августина на собственность. • На него влияли представления ранних христиан о том, что у верующих все должно быть общее. • Августин полагал, что в естественном состоянии у людей была коллективная собственность, каждый мог брать из общего запаса то, что ему было нужно. Все, что сверх индивидуальных потребностей, принадлежало обществу и использовалось в его интересах. • Частная собственность дает возможность человеку удовлетворить свои потребности. Все, что сверх необходимого, должно принадлежать всем. • Абсолютное право на частную собственность, разработанное в совершенстве римскими юристами, первыми христианами не признавалось.
• Собственность - человеческое установление и как оно было людьми введено, также может быть и отменено. • Августин считал, что некоторые виды собственности были учреждены не людьми, а Богом, и владеть ею могут только благодетельные люди. • Имелось в виду имущество церкви, которое должно было быть использовано для общего блага. • Отношение церкви к государству, духовной власти - к светской -главная проблема, занимавшая Августина, в этом его вклад в историю политической мысли, в этом он первооткрыватель.
• Теория разделения двух царств – «Града Божьего» и «Града земного» , или двух властей, - нашла у Августина свое лучшее выражение. • Светская власть и церковная - различны, и каждая обладает суверенитетом, независимостью. • Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно. • Но между ними есть и точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать другу поддержку. • Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. • Церковь, в свою очередь, воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности.
• . Главное в его учении - именно разделение двух властей. • Впоследствии папский престол занял иную позицию. Папы возомнили себя владыками мира. • Григорий VI в XI в. считал властькоролей законной, только если они подчиняются папе. • Он уподоблял королей и императоров епископам, которых папа назначает. • Ему же принадлежит уподобление папской власти Солнцу, а королевской - Луне.
• Такая тенденция получила название «политического августинизма» , но это незаслуженно. • Для Августина как раз была характерна умеренная позиция по вопросу о соотношении духовной и светской властей. • И в этом плане он - один из лучших представителей христианской политической мысли. • Его авторитет оставался незыблемым до появления в ХШ в. другого светила теологии - Фомы Аквинского.
С днём защитника!
№ 1 • ォЗаконы. Мануサ - это известный политикоправовой памятник: • а) Древнего Египта; в) Древнего Китая; • б) Древнего Вавилона; г) Древней Индии.
№ 2 • . Человек, названный Буддой (Просветлённым) был: • а) Спитак Спитама; в) Чанакья (Каутилья); • б) Сиддхартха Гаутама; г) Хаммурапи.
№ 3 • Автором патриархально-патерналистской концепции государства • является: • а) Конфуций; в) Шан Ян; • б) Лао-Цзы; г) Мо-цзы.
№ 4 • Какому из древнекитайских мыслителей принадлежат слова: ォНарод можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать, почемуサ? • а) Лао-Цзы; в) Конфуцию; • б) Шан Ян; г) Хань Фэю.
№ 5 • . Лао- цзы является основоположником: • а) конфуцианства; в) моизма; • б) легизма; г) даосизма
№ 6 • К каким истокам восходит политикоправовая мысль у древних народов на Востоке и Западе? • 1. теологическим; • 2. рациональным; • 3. космогоническим; • 4. мифологическим; • 5. земным.
№ 7 • Как называется вавилонский политико- правовой памятник XVIIIв до н. э. ? • 1. Заратустра; • 2. Законы Хаммурапи; • 3. Дао; • 4. Маат; • 5. Поучения Птахотепа.
№ 8 • . Под влиянием каких представлений сформировалась и развивалась политикоправовая мысль в Древней Индии? • 1. языческих; • 2. индуистских; • 3. буддистских; • 4. ведических; • 5. мифологических и религиозных. •
№ 9 • К какому периоду относится оформление политико-правового памятника Индии - “Законов Ману“? • 1. к I в. до н. э. ; • 2. ко II в. до н. э. ; • 3. к III в. до н. э. ; • 4. к IV в. до н. э. ; • 5. к V в. до н. э.
№ 10 • • • . Назовите основателя Даосизма. 1. Конфуций; 2. Мао-цзы; 3. Лао-цзы; 4. Шан-ян; 5. Хань-фей
№ 11 • Кто сыграл фундаментальную роль во всей этической и политической мысли Китая ? • 1. Мао-цзы; • 2. Шань-ян; • 3. Хань-фей; • 4. Шень Бу-хай; • 5. Конфуций
№ 12 • Назовите предмет истории политических и правовых учений. • 1. история; • 2. политика; • 3. правовое учение; • 4. публичное право; • 5. политические явления во взаимосвязи с правом и правопорядком.
В Древней Греции вступающих в брак девушек одевали красиво. . .
Школа в Древней Греции