Скачать презентацию ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ РЕФОРМАЦИЯ это Скачать презентацию ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ РЕФОРМАЦИЯ это

Лекция. О соц.и полит.философии НВ_1.pptx

  • Количество слайдов: 36

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ • РЕФОРМАЦИЯ – это «церковное и общественное движение в Зап. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ • РЕФОРМАЦИЯ – это «церковное и общественное движение в Зап. Европе в XVI в. , направленное против злоупотреблений католической иерархии с папой во главе, стремившееся к очищению церковного строя и христианского вероучения от средневекового нароста и имевшее последствием образование протестантских церквей. Причины Реформации: упадок средневековой церкви, распущенность католического духовенства, тщетные попытки соборов в Пизе, Констанце и Базеле произвести реформу церкви. Повод: тезисы Лютера против индульгенций 31 октября 1517» ( «Брокгауз…» ). • Заявленная цель РЕФОРМАЦИИ – «возвращение христианства к апостольским временам» , то есть реформирование христианской церкви в духе евангельских идеалов.

Предпосылки Реформации 1. Политические: n 962 г. – Образование Священной Римской империи германской нации Предпосылки Реформации 1. Политические: n 962 г. – Образование Священной Римской империи германской нации n 987 г. – Приход к власти во Франции династии Капетингов Победы Византии – благоприятное условие для зарождения Европы 2. Идеологические: n 1054 г. - Раскол христианства на католичество и православие Два обстоятельства сыграли ключевую идеологическую роль в расколе: - Во-первых, вопрос о Filioque (Филио кве (лат. filioque — «и от сына» ) — Во-первых о добавлении в Символ веры догмата о Троице: об исхождении Святого духа не только от «Бога-Отца» , но «и от Сына» . - Во-вторых, очевидность империалистических замыслов реформаторов. Во-вторых

НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ и ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА n 1517 г. – тезисы Мартина Лютера в Виттенберге НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ и ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА n 1517 г. – тезисы Мартина Лютера в Виттенберге в об отпущении грехов, . Принцип «оправдание верой» n 1526 г. – постановление Шпейерского рейхстага о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих подданных. n 1529 г. - 2 -й Шпейерский рейхстаг отменил это постановление. Протест князей имперских городов Германии Термин «протестантизм» от лат. protestans, род. п. protestantis публично доказывающий.

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПРАВОСЛАВИЯ, КАТОЛИЦИЗМА И ПРОТЕСТАНТИЗМА ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО ПРОТЕСТАНТИЗМ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ Отношение к другим ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПРАВОСЛАВИЯ, КАТОЛИЦИЗМА И ПРОТЕСТАНТИЗМА ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО ПРОТЕСТАНТИЗМ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ Отношение к другим христианским конфессиям Считает себя единственно истинной Церковью. Однако после второго Ватиканского собора Считает себя (1962 -1965 гг. ) принято единственно истинной говорить о Церковью православных Церквах как о Церквах-Сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях. Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии

 Сравнительная таблица ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО ПРОТЕСТАНТИЗМ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ Монашество Существует монашество, духовным отцом которого Сравнительная таблица ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО ПРОТЕСТАНТИЗМ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ Монашество Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии – монашеской коммуны. Существует монашество, которое с 11 -го - 12 -го вв. стало оформляться в ордена. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские Отвергает монашество (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др. ) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др. )

Сравнительная таблица ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО ПРОТЕСТАНТИЗМ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ - Высший авторитет в делах веры - Сравнительная таблица ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО ПРОТЕСТАНТИЗМ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ - Высший авторитет в делах веры - - Высшие авторитеты - священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных церквей; Вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6 -ым Вселенским собором; Древняя практика Церкви. -Высшим авторитетом является Папа Римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания. - Католики считают соборы своей Церкви Вселенскими. - Высшим авторитетом является Библия

Сравнительная таблица. Догматы. ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО ПРОТЕСТАНТИЗМ Догмат об исхождении Духа Святого Дух Святой исходит Сравнительная таблица. Догматы. ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО ПРОТЕСТАНТИЗМ Догмат об исхождении Духа Святого Дух Святой исходит только от Отца через Сына. Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве) Конфессиипринимают краткий, общехристианский Символ веры, не затрагивающий этого вопроса. Учение о Деве Марии Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет. Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха. Мария воспринимается как образец совершенной женщины. Католические догматы о Ней отвергаются. Отношение к чистилищу и учению о мытарствах Существует учение о "мытарствах" - испытаниях души умершего после смерти, но нет догмата о чистилище Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов. Отвергается учение о чистилище и "мытарствах".

ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВИЕ Таинства Принятие новых членов в лоно Церкви Приняты семь таинств: крещение, ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВИЕ Таинства Принятие новых членов в лоно Церкви Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. Совершение крещения детей (желательно в три погружения). Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения. КАТОЛИЧЕСТВО Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение. ПРОТЕСТАНТИЗМ В большинстве направлений признаются два таинства - причащение и крещение. Несколько направлений (анабаптисты, квакеры) не признают никаких таинств. Совершение крещения детей (через окропление и обливание). Миропомазание и первое крещение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры. Как правило через крещение в сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры.

ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВИЕ Отношение к исповеди КАТОЛИЧЕСТВО Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВИЕ Отношение к исповеди КАТОЛИЧЕСТВО Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы обязательной; принято раз в год. В исповедоваться перед исключительных каждым причащением. случаях возможно и прямое покаяние перед Богом. ПРОТЕСТАНТИЗМ Не признаётся роль посредников между человеком и Богом.

Благочестие ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО ПРОТЕСТАНТИЗМ Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Иконы не почитаются Благочестие ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО ПРОТЕСТАНТИЗМ Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Иконы не почитаются Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. Почитание икон и креста Развито почитание креста, икон Почитание святых. Молитвы об умерших Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших. Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты.

Возрождение и Реформация: общее Ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений - Усиление значения и Возрождение и Реформация: общее Ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений - Усиление значения и социальной роли зарождающейся буржуазии - Антиклерикализм - Секуляризация и, как следствие, формирование светских основ общественного сознания - Развитие политико-юридических ценностей и идей Различия

Возрождение и Реформация: различия Возрождение Реформация Судьба человека определяется его личной доблестью и активностью Возрождение и Реформация: различия Возрождение Реформация Судьба человека определяется его личной доблестью и активностью Ценность земной жизни и практической деятельности Основная добродетель – Главным источником является гражданственность (служение вера, а авторитетом - Писание общему благу) Общее благо – республика и социальная справедливость (уравнивающая справедливость) Общее благо – следование плану, предначертанному Богом каждому человеку

Возрождение: Новая наука – наука о политике Религиозный индифферентизм, тогда как главный критерий в Возрождение: Новая наука – наука о политике Религиозный индифферентизм, тогда как главный критерий в политике – опыт истории: Политические событие, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого» . 2) Мораль, этика не могут служить критерием в определении политического Предмет политики: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними» (Н. Макиавелли)? 1)

Николло Макиавелли Задачи политической науки 1. Создание прочного фундамента власти: • «основой же власти Николло Макиавелли Задачи политической науки 1. Создание прочного фундамента власти: • «основой же власти во всех государствах…служат хорошие законы и хорошее войско» ) • Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра» 2. Государь должен концентрировать всю власть в своих руках, чтобы избежать ее ослабления (государство – монополист публично-властных прерогатив) 3. Народ не является и не может быть носителем власти (суверенитета), государь – «опекун народа» .

Социально-политические идеи Реформации Общественные группы: - Имущие элементы оппозиции выступали за постепенные реформы; - Социально-политические идеи Реформации Общественные группы: - Имущие элементы оппозиции выступали за постепенные реформы; - Неимущие слои населения выступали за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости. Разнородные политические программы Общее: - единственный источник религиозной истины – Священное предание - миряне должны оправдываться только верой без посредничества духовенства - стремление к демократизации церковного устройства и ослабление имущественных позиций церкви

МАРТИН ЛЮТЕР (1483– 1546) • Трактаты: «К христианскому дворянству немецкой нации» , «О свободе МАРТИН ЛЮТЕР (1483– 1546) • Трактаты: «К христианскому дворянству немецкой нации» , «О свободе христианина» , «О рабстве воли» • Учился в Эрфуртском университете, где был членом кружка немецких гуманистов • Получил сан священника и стал профессором в Виттенбергском университете

МАРТИН ЛЮТЕР. Характеристика учения Мистическое восприятие священных текстов Доктрина оправдания верой sola fide Возвращение МАРТИН ЛЮТЕР. Характеристика учения Мистическое восприятие священных текстов Доктрина оправдания верой sola fide Возвращение к Священному Писанию sola scriptura Основной тезис: спасения человек достигает не благодаря конкретным поступкам, а в силу «одной только веры» , непосредственно даруемой богом. n Нивелирование необходимости в папских декретах и посланиях n Свобода носит сугубо духовный характер и потому вполне может сочетаться с физическим рабством: «человеческий разум – это блудница дьявола и величайшее препятствие для веры» .

Томас МЮНЦЕР (ОК. 1490 -1525) Работы Т. Мюнцера: «Статейное письмо» , « 12 -ть Томас МЮНЦЕР (ОК. 1490 -1525) Работы Т. Мюнцера: «Статейное письмо» , « 12 -ть статей» . Конкретные требования: - Необходимость выборности и сменяемости духовных лиц общинами - Отмена крепостного права - Уменьшение размера податей и барщины - Устранение произвола в управлении и в судах и т. д. Идеи: - Все крестьянские общины должны объединиться в «христианский союз и братство» во имя устранения любыми средствами тягот, создаваемых со стороны духовенства и светских господ. - Цель союза – «служение общему благу» и установление справедливого общественного строя - Свержение «безбожников с трона правления» , а для этого может понадобиться меч (насилие порой может оказаться неизбежным и потому законным и оправданным).

ЖАН КАЛЬВИН (1509 -1564) Кальвинизм: - отказ от атрибутики церковного ритуала - идея о ЖАН КАЛЬВИН (1509 -1564) Кальвинизм: - отказ от атрибутики церковного ритуала - идея о предопределении, согласно которой, Бог избрал одних людей к вечному блаженству, а других – к погибели - негативное отношение ко всяким иным воззрениям, прежде всего, к крестьянско-плебейским ересям

Жан Кальвин Трактат «Наставление в христианской вере» 1. Догмат о божественном предопределении 2. Светская Жан Кальвин Трактат «Наставление в христианской вере» 1. Догмат о божественном предопределении 2. Светская власть – основной авторитет 3. Народ имеет право насильственно сопротивляться тирании при условии, что были использованы все мирные средства, то есть формы легальной борьбы. 4. Наихудшая форма правления – демократия. Лучшая – олигархия.

 «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского » Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского » Томаса Гоббса (1588 -1679) «Левиафан» (1651) "Осторожно! Ты уже, наверное, что-то слышал о великом Левиафане, и тебя тянет почитать эту книгу? Осторожно, любезнейший! Это книга совершенно эзотерическая, и ее имманентная эзотерика увеличивается по мере того, как ты в нее вчитываешься. Так что лучше убери-ка ты от нее руки! Положи ее обратно, на место! Не хватайся за нее снова, не прикасайся к ней пальцами, даже если они вымыты и ухожены или, в духе времени, измазаны кровью! Подожди, не встретится ли тебе эта книга вновь и не окажешься ли ты среди тех, кому она открывает свою эзотерику! [. . . ] Fata libellorum и fata их читателей таинственным образом связаны воедино. Я говорю это тебе совершенно дружески. Не устремляйся в arcana , но подожди, покуда тебя должным образом введут и допустят. Иначе у тебя может случиться вредный для здоровья приступ ярости, и ты попытаешься разрушить нечто такое, что находится по ту сторону всякой разрушимости. Это было бы не благо для тебя. Итак, убери от нее руки и положи книгу на место! Искренний твой друг Бенито Серено» Карл Шмитт «Понятия политического» (1963)

Структура «Левиафана» Гоббса n Часть I. O человеке (о познавательных способностях, о знании, о Структура «Левиафана» Гоббса n Часть I. O человеке (о познавательных способностях, о знании, о естественных склонностях, о естественных законах) n Часть II. О государстве (о причинах возникновения государства, о суверене и его правах, об отеческой власти, о свободе подданных, о гражданских законах) n Часть III. О христианском государстве (о духовной тьме, о слове Божием, о Церкви и ее правах) n Часть IV. О царстве тьмы (об ошибочном толковании Писания и о возможностях его использования в политических целях)

 «ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ» ЧЕЛОВЕКА Граждане государства разумны, расчетливы, эгоистичны и договороспособны – ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, «ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ» ЧЕЛОВЕКА Граждане государства разумны, расчетливы, эгоистичны и договороспособны – ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, но в его основе лежит страх : "Я понимаю под словом "страх" определенное предвидение будущего зла. Я отнюдь не считаю стремление к бегству единственным свойством страха. Тот, кто испуган, склонен также к недоверию, подозрительности, чуткому вниманию, предосторожностям, которые позволили бы не бояться" Т. Гоббс «О гражданине»

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СТРАСТИ n В основе СТРАХА лежат естественные страсти, увлекающие нас к пристрастию, гордости ЕСТЕСТВЕННЫЕ СТРАСТИ n В основе СТРАХА лежат естественные страсти, увлекающие нас к пристрастию, гордости и мести. n Разумно следовать естественным законам (справедливости, скромности, милосердию), но они противоречат естественным страстям n Человеку свойственно благоволение, но ему свойственно и оценивать перспективу, результат своих отношений с другими. Поскольку людьми правит эгоизм, то в перспективе не выгодно быть милосердным.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ, а поскольку все примерно равны, то ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ, а поскольку все примерно равны, то в войне не может быть победителя ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, но, в отличие от "государственных договоров", его не заключают народ и суверен. Вывод № 1: Ни народа, ни суверена еще нет в момент заключения договора, как нет и образующих народ граждан!!! Вывод № 2: Государство – человеческое образование, а не божественное!!!

 «Общественный договор» , по Томасу Гоббсу n Общественный договор – это абсолютное учредительное «Общественный договор» , по Томасу Гоббсу n Общественный договор – это абсолютное учредительное событие: до него не было гражданской истории. Это некое абсолютное начало социальности. Суть договора: n Каждый отказывается от своего "естественного" права на все и уступает право карать преступления особому лицу (или группе лиц) - Суверену, с тем условием, что и другие поступят так же. n С самим Сувереном договоров никто не заключает, поэтому он, будучи гарантом всех прочих договоров, сам не нуждается в гарантиях: он им трансцендентен. n Расторгнуть договор между собой граждане не могут: его соблюдение гарантировано Сувереном; расторгнуть же договор с ним они не могут, потому что не с ним его заключали.

АБСЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ как политический идеал Гоббса n «Естественный и гражданский законы совпадают по содержанию АБСЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ как политический идеал Гоббса n «Естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем" n «Только в государстве существует общая мера для добродетелей и пороков. И такой мерой могут поэтому служить лишь законы каждого государства. Ведь когда государственный строй установлен, то даже естественные законы становятся частью законов государственных" n ВЫВОД: Суверен принимает на себя задачу интерпретации естественного закона, и подданный уже не решает по своему разумению, что считать соответствующим закону, а что – нет.

Политическая философия ДЖОНА ЛОККА (1632 -1704) n 1. Осн. труд - «Два трактата о Политическая философия ДЖОНА ЛОККА (1632 -1704) n 1. Осн. труд - «Два трактата о правлении» (1690) n 2. Естественное состояние человека: Сходство с Гоббсом: в естественном состоянии все люди «свободны, равны и независимы» Дополнение Локка: собственность и труд - атрибуты естественного состояния человека, вынужденного удовлетворять свои базовые потребности.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, ПО ЛОККУ Свобода присуща людям в естественном состоянии, равно как и собственность, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР, ПО ЛОККУ Свобода присуща людям в естественном состоянии, равно как и собственность, а потому они должны сохраняться и в гражданском состоянии Верховная власть не должна быть неограниченной во имя соблюдения прав личности (либерализм) - Три ветви верховной власти: власть законодательная (представленная парламентом), власть исполнительная (в виде суда и армии), власть федеративная (ведующая отношениями с другими государствами - король и его министры) Модель конституционной монархии - компромисс между буржуазией и дворянством.

УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ (1632 -1677) n Осн. работы: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика, УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ (1632 -1677) n Осн. работы: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей» (1677). n Осн. идеи: 1. Человек в своём социальном бытии стремится к свободе 2. Свобода есть «познанная необходимость» , то есть ясное и отчётливое представление о том, что необходимо, следовательно - для разных людей существуют разные степени свободы 4. Свобода – это господство разума над чувствами, прежде всего, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию Следовательно: - свободен лишь тот, кто отрешён от чувственных наслаждений, - главное содержание жизни – это любовь к Богу, а значит и страсть к познанию природы(антигедонизм)

ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ XVIII века Дени Дидро Франсуа Мари Аруэ Вольтер Шарль-Луи Монтескье Жан-Жак Руссо ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ XVIII века Дени Дидро Франсуа Мари Аруэ Вольтер Шарль-Луи Монтескье Жан-Жак Руссо Жан Ле Рон Д’Aламбер