Политическая мысль 20 века.pptx
- Количество слайдов: 12
Политическая мысль XX века
бихевиористское (поведенческое) направление; системный и структурнофункциональный подход; институциональное направление; политико-социологическое направление; элитологическое направление.
Элитологическое направление Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848— 1923) и в концепции политического класса Гаэтано Моски (1858— 1941). В начале XX в. элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так называемых заинтересованных групп (А. Бентли). теория элит В. Парето, доктрина «политического класса» Г. Моска; теория «заинтересованных групп» А. Бентли; концепция олигархии Р. Михельса;
Согласно разъяснениям Г. Моска, «во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство в самом широком смысле слова, включающее административное, военное, религиозное и моральное руководство, осуществляется постоянно особым, т. е. организованным, меньшинством» . В. Парето в своем обосновании концепции правящей элиты исходил из предположения, что каждое общество можно разделить на две страты, или слоя, — высшую страту, в которой обычно находятся правящие, и низшую страту, где находятся управляемые. Он усложняет привычную дихотомию классов (господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем слое (элите) две подгруппы — правящую и неправящую элиты, а в низшей страте такое разделение считает неоправданным. Таким образом, фундаментальное различие у Парето выглядит как различие между элитой и массой. Р. Михельс считал, что демократия невозможна, она ведет к олигархии, превращается в нее. Причины этого кроются в сущности человека, политической борьбы и в сущности организаций. Поведение господствующего класса в условиях демократии во многом определяется воздействием «массы» на политический процесс. Понятие «массы» у Михельса имеет психологическое значение и трактуется как совокупность психических свойств массового обывателя: потребности в руководстве, некомпетентности, чувстве благодарности вождям и т. д. Поэтому «массы» не способны к самоорганизации и не могут самостоятельно управлять.
Политико-социологическое направление Макс Вебер Политика есть область общественных отношений по поводу власти, иначе говоря стремление к участию во власти или к влиянию на распределение власти, будь то между государствами или внутри самого государства между группами людей, которые оно в себя включает. Политика является особым видом человеческой деятельности, представляя собой с одной стороны предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Люди и их объединения делятся на три разряда в зависимости от своего места в этом общесоциальном предприятии: «политики по случаю» , «политики по совместительству» , «профессиональные политки» Политика в виде сферы общественной жизни формируется лишь с возникновением государственно-административного аппарата как «штаба политического предприятия» всего общества, а также с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем над властью и её распределением.
Институциональное направление М. Дюверже: в основании политической науки лежит понятие «политический институт» . «Институты есть известные модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретающих таким образом характер стабильных, устойчивых и сплоченных. Благодаря подобному качеству они отличаются от отношений, возникающих вне рамок институциональных моделей, которые случайны, эфемерны и шатки» . Любой институт представляет собой органическое единство двух элементов: структуры самих институциональных моделей и конкретных отношений, из них проистекающих. К политическим институтам М. Дюверже относит: государство, политические партии, политические режимы, группы политического давления, общественное мнение, средства массовой информации и т. д.
Бихевиоризм (Ч. Мерриам) Однако определяющей тенденцией развития политической науки, в первую очередь в США и Великобритании в первой половине XX в. стал анализ конкретных мотиваций индивида, побудивших его к определенному поведению и принятию решения. Живой интерес к данной проблеме был вызван экономическими, социальными, политическими потрясениями, которые произошли в западных странах в 20— 30 -х годах ХХв. , что стало основанием для возникновения поведенческого (бихевиорального) направления в политической теории. Его создателями принято считать группой ученых Чикагского университета во главе с Ч. Мерриамом, предпринявших в 30 -х годы XX в. попытку вывести формальную структуру политических отношений из «естественной» сущности человека. Дальнейшей разработкой поведенческой доктрины занимались Г. Лассуэлл, ученик и коллега Ч. Мерриама, и английский политолог Дж. Кэтлин. В 60 -е годы XX в. их сменило «второе поколение» исследователей-бихевиористов, среди которых такие видные теоретики как Д. Трумэн, Д. Истон, Р. Даль и др. В качестве исходного основания анализа политики в бихевиоризме выступает политическое поведение, обусловленное побуждающими мотивами. С помощью методов психологической науки, ее способности экспериментально получить точное знание о поведении человека в типичных ситуациях они пытались выявить непосредственные причины политического поведения субъектов, которые, по их мнению, коренились в психологически механизмах, устойчивых психологических реакциях, характерных для определенных видов политической деятельности
Постбихевиоралистская революция Неспособность бихевиорализма и структурного функционализма дать ответ на многие политические вопросы современности, а также несовершенство научного инструментария вызвали в политической науке очередной парадигмальный кризис. В 1969 г. Д. Истон провозгласил новую «постбихевиоралистскую революцию» в политической науке. С 1970 -х гг. в политической науке начался новый, постбихевиоралистский этап, длящийся до сих пор. Основой постбихевиоралистской политической теории и методологии стал синтез традиционных бихевиоралистских, обновленных добихевноралистских и постбихевиоралистских теорий и методов. Из бихевиоралистских установок по-прежнему актуален исследовательский интерес к поведению людей в политической сфере: мотивация принятия решений всеми ветвями власти, включая судебную и административную, мотивы выбора избирателей, поведение различных групп интересов в политике: политических партий, групп давления, социальных и этнических сообществ. Новым здесь является расширение поля политики за счет включения глобальных проблем человечества, связанных с ядерной угрозой, оружием массового уничтожения, загрязнением окружающей среды, а также за счет включения проблем социального, религиозного, этнического, расового равенства и равноправия полов. Новое связано и с увеличением количества политических акторов за счет социальных, религиозных, расовых, феминистских и других групп, выступающих за решение указанных выше проблем.
Системный и структурно-функциональный подходы В 1950— 70 -е гг. начинает широко применяться системный и структурно-функциональный анализ политики. Основоположником структурно-функционального анализа считается американский социолог Толкотт Парсонс (1902 -1979). В работе «Система современных обществ» он рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значения (функции). Исходной «клеточкой» всей системы общественных отношений является т. н. «социальное действие» . Социальная роль» – второе ключевое понятие структурно-функционального анализа. По этой причине это направление иногда называют также ролевыми теориями, а применительно к политике – политологией социального действия. По Парсонсу политическая жизнь – это весьма сложная совокупность воздействий лидеров на людей через органы власти в рамках юридических норм политической игры, состоящая из определения целей, принятия решений и их осуществления посредством привлечения, если необходимо ресурсов страны. Идеи Т. Парсонса стали основой системного анализа политики, принципы которого были разработаны Дэвидом Истоном. Он рассматривал политическую систему с одной стороны как определенную структуру власти, с другой - как непрерывный процесс, «взаимосвязанный поток поведения» , направленный от входа к выходу и замкнутый стабилизирующей обратной связью. Эта теория получает дальнейшее развитие у Г. Алмонда, К. Дойна. Американские политологи Г. Алмонд, С. Верба делают предметом политологического исследования политическую культуру.
к. 40 -е гг. XX в. – вторая половина 70 -х гг. начинается актуализация научного интереса к проблемам демократии. Своё развитие получают новая теория демократии И. Шумпетера, плюралистическая теория демократии Р. Даля, теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер). середина 70 -х гг. XX в. – наши дни концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский); концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда); концепция национального интереса (Г. Моргентау); теория элитарной демократии; силовая концепция власти.
Теории тоталитаризма (50 -е гг. XX века) Наиболее известный автор теории тоталитаризма – это X. Арендт (1902 -1975), немецко-американский политолог. Ее модель тоталитаризма вырабатывалась на основе анализа буржуазно-авторитарных режимов 20– 30 -х гг. , и прежде всего в нацистской Германии. «Тоталитарный синдром, – отмечала X. Арендт в работе «Начала тоталитаризма» , – это присущая европейцам с XVIII века реакция на индивидуализм, побочный эффект западноевропейской системы ценностей» . Разработку теории тоталитаризма продолжили К. Фридрих и З. Бжезинский. В исследовании «Тоталитарная диктатура и автократия» они выделяли 6 признаков этого явления (главные из них – огосударствление политической жизни, тотальный контроль со стороны государства за политикой и идеологией, использование мощного репрессивного аппарата и др. ). Позднее предметом изучения стал опыт Китая, восточноевропейских стран в 70 -е гг. Теории политических режимов посвящена работа выдающегося французского социолога Реймона Арона (1905 -1983) «Демократия и тоталитаризм» . Р. Арон является одним из авторов концепции «деидеологизации» , теории единого индустриального общества имеет работы в области истории политической социологии
XX век внес важные коррективы в реальные политические отношения и в теоретические модели политики. Наступил третий – социоцентристкий – этап в развитии воззрений на политическую сферу, когда на смену положения о монополии единой верховной и суверенной государственной власти приходят идеи плюрализма, согласования интересов различных социальных групп, делящих между собой влияние на общество и государство. Со становлением в большинстве развитых стран демократических систем преобразуется и сама основная парадигма видения мира политики: от государственного моноцентризма к социальному полицентризму, от единого и неделимого суверенитета государя к участию во власти всех основных групп граждан.
Политическая мысль 20 века.pptx