Россия-политология.ppt
- Количество слайдов: 96
Политическая мысль в России
1. Политическая мысль Древней Руси
• Каковы особенности Русской политической мысли периода Древней и Московской Руси?
Митрополит Иларион (XI в. ) «Слово о Законе и Благодати» (ок. 1054 г. ). Этот трактат — программа независимости Русского государства и русской церкви от притязаний Византии
«Слово о Законе и Благодати» • В первой части трактата анализируется связь между понятиями «закон» и «истина» (благодать). • Закон — внешне установленное предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека. • Истина — высокое нравственное состояние человека, которое в силу своего совершенства не нуждается в законе, как регуляторе поведения.
«Слово о Законе и Благодати» • Человек не может руководствоваться в жизни только законом, т. к. закон носит преходящий характер и определяет поступки людей до момента, пока они не постигли истину. • Следуя закону, человек рабски исполняет внешние предписания, познание же истины предоставляет человеку свободу в выборе поведения. • Достигнув внутреннего совершенства на основе истины, христианин не нуждается в законе.
«Слово о Законе и Благодати» • Идея о равноправии всех христианских народов • Время богоизбранности одного народа (период подчинения Закону) прошло и наступил другой период (период Благодати), когда христианство стало достоянием всех народов. • Отвергаются притязания Византии на гегемонию в христианском мире. • Настолование митрополита Илариона. 1051. Радзивилловская летопись.
«Слово о Законе и Благодати» • Сущность государства – божественная воля. • Глава государства – князь – «наследник» небесного царства, поэтому происхождение власти – наследственное, т. е. трон занимается по наследству. • Во второй части трактата Иларион обращается к вопросам происхождения, сущности русского государства. • Государственная власть суверенна на всей территории и основана на законе.
«Слово о Законе и Благодати» • Высшая цель государства – обеспечение интересов всех подданных. • Великий князь должен неустанно «творить милостыню» : заботиться о болящих, вдовах и сиротах, а также о церквах и монастырях. • Иларион впервые в русской политической мысли говорит (в общих чертах) об ответственности князя перед подданными: князь обязан «без блазна (искушения) же перед Богом данные ему люди управившу» .
«Слово о Законе и Благодати» • Правосудие необходимо совершать по закону, но вместе с тем милостиво. • Кроме суровых мер, следует применять моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека.
«Слово о Законе и Благодати» • Третья часть «Слова» посвящена задачам, которые стоят перед русским государством. • Главная задача государства — обеспечение мира. Князь не должен развязывать войны, которые могут принести страдания русскому народу.
Русские летописи Древнейший «Летописный свод 1039 года» , написанный по заказу Ярослава Мудрого, выразил идею целостности и единства Руси
Русские летописи • «Повесть временных лет» , создана в конце XI – начале XII вв. • Монах Киево. Печерского монастыря Нестор (ок. 1056– 1114 гг. ).
«Повесть временных лет» • Легенда о призвании варягов — попытка оправдать государство того времени, представить его происхождение результатом добровольного соглашения, а не насилия. • Старейшины передают власть князьям в целях установления «порядка» , то есть того порядка, при котором вся государственная жизнь управляется по известным нормам ( «уставам» и «правдам» ), предписываемым княжеской властью.
• «Поучение» Владимира Мономаха Князь рекомендует детям вести осторожную политику, которая способна была бы повысить авторитет княжеской власти: • «Всего же больше убогих не забывайте, но сколько можете, по силе, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека» .
«Поучение» Владимира Мономаха • Предостерегает он сыновей и от жестокосердия в судебных делах и от неправосудных приговоров. • В целях устранения княжеских междоусобиц он призывает детей строго соблюдать верность княжескому слову и присяге: • «Если же будете крест целовать братии или кому иному, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том целуйте. . . » .
«Моление Даниила Заточника» • Княжеская власть — единственная сила, способная водворить порядок в стране. • Мудрый князь заботится о благе подданных. • Князь должен быть грозен не только для внешних врагов, но и для своих подданных. • Идеал — сильная, неограниченная власть князя. • Предостережение князю против усиления значения его «думцев» (бояр).
2. Политическая мысль Московской Руси
«Москва – Третий Рим»
«Москва – Третий Рим» • Филофей — монах и • • настоятель Псковского Спасо-Елизарова монастыря Основные произведения: «Послание к великому князю Василию Ивановичу» , «Послание к царю Василию Ивановичу» , «Послание к в беду попавшим и желающим утешения» Венчание Ивана III и Софьи Палеолог
«Москва –Третий Рим» • Власть царю дана непосредственно Богом, поэтому его власть выше духовной. • Отношения между светской и духовной властями должны носить гармоничный характер • Подчиненность духовной власти светской компенсируется оставлением за духовными лицами права «говорить правду» светской власти. • Законность происхождения царской власти не подвергается сомнению и требует безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. • Государь обязан не только заботиться о своих подданных, но о вере и церкви. • Церковь — главнейшее ведомство государства, поэтому князь обязан устраивать все церковные дела.
«Москва –Третий Рим» • Законы государства – лишь часть «правды» , поддерживаемая силой власти. • Законы основаны на божественных заповедях и через них реализуются. • Правда – законы, нарушения – беззаконие. • Беззаконие – всякое безнравственное деяние, независимо от того, имеется ли в нем элемент правонарушения.
Нестяжатели и иосифляне • Нестяжатели – сторонники особого направления русской общественнополитической мысли, противоположной стяжателям. • Нил Сорский • (1433 -1508) — основоположник учения нестяжателей
Нестяжатели и иосифляне • Основные идеи нестяжателей • идеал монашеского устройства – раннехристианская община; • отторжение от церкви всех богатств и лишение ее права владения населенными землями; • частной собственности у монастырей быть не должно, накопление богатства нельзя оправдать даже благими целями
Нестяжатели и иосифляне • Максим Грек (Михаил Триволис) (1470 -1555) • Основные произведения: «Слово о неизглаголанном божием промысле» • «Послание к благоверному царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси» и др.
«Нестяжатели и иосифляне» Максим Грек. Рисунок из рукописного собрания его сочинений. Конец XVI в. • Духовная и светская власть должны быть разделены, каждая из них имеет свою сферу деятельности, которая определяет допустимые только для нее меры воздействия.
«Нестяжатели и иосифляне • Законные способы происхождения власти — наследственный и выборный, когда в выборах участвуют простые люди. • Цель государства — обеспечение мирной и спокойной жизни людей и стабильного внутреннего порядка. • Сущность власти — реализация Божественной воли. • Критиковать правителя можно вплоть до признания его правления «мучительским» , но предпринимать что-либо против него недопустимо.
«Нестяжатели и иосифляне» • Наилучшая форма правления — царь управляет подвластными «в синклитских советах царских» , в составе которых бояре и дворяне, т. е. сословнопредставительная монархия.
«Нестяжатели и иосифляне» • Царь обязан: • слушать советы мудрых советников и духовенства, • защищать и устраивать жизнь подданных на основании хороших законов
Нестяжатели и иосифляне • Царская власть должна быть ограничена не только советом, но и законом. • Закон — «правда» , нарушение закона — «неправда» . • Критика современного М. Греку суда: • взяточничество судей, • внесудебный произвол • беззаконные поборы • подбрасывание улик невинным в целях получения откупа • средневековые формы судебного поединка. • Лучшие способы разрешения дел — свидетельские показания и клятва.
Нестяжатели и иосифляне • Официальные церковные иерархи настаивали на преследовании еретиков, и не только силами церкви, но всеми средствами государственного принуждения, вплоть до применения к ним смертной казни. • Нестяжатели считали недопустимым преследования еретиков, предлагая воздействовать на них лишь убеждением, мудрыми беседами.
Нестяжатели и иосифляне • Иосифляне (стяжатели) — сторонники особого направления русской общественной мысли, получившие свое название по имени своего главного вдохновителя – Иосифа Волоцкого. • Иосиф Волоцкий (Иванович Санин) (1439 -1515) • Основные произведения: • «Послания разным лицам» , «Духовная грамота» • «Слова антиеретического содержания» , которые затем были собраны в Сборник под названием «Просветитель»
Нестяжатели и иосифляне • Основные идеи иосифлян: • сохранение существующих порядков и всех форм церковной организации и ее экономического положения; • необходимость увеличения ( «стяжения» ) церковного имущества, что позволит церкви успешнее реализовать одну из главных своих задач – творить «благие дела» : строительство монастырей, содержание клира, помощь нуждающимся; • признание личного «нестяжения» монахов.
Нестяжатели и иосифляне • Первоначально иосифляне выступали сторонниками идеи господства духовной власти над светской. • Правитель – земной человек и простой исполнитель Божьей воли, поэтому ему следует воздавать лишь «царскую честь, а не божественную» . • Если на троне утверждался тиран, то повиноваться ему не следует. • В дальнейшем: • Все институты церкви и государства должны подчиняться правителю • Правитель не должен выходить за пределы Божьих и государственных законов
Нестяжатели и иосифляне • Источник — закона Божественная воля • Иерархия законов: 1. Поместные и Вселенские Соборы 2. «словеса Святых Отцов» 3. «градские законы» . • Иосиф Волоцкий проявлял абсолютную нетерпимость к еретикам
Иван Грозный • Основные произведения: • переписка с князем А. М. Курбским, • письма к опричнику Василию Грязному • послания в Кирилло. Белозерский монастырь.
• Царская власть установлена Богом, сопротивление ей — грешно • Всякая мысль о раздроблении и умалении царской власти отвергается • Умаление власти царя его феодальными слугами ведет к междоусобицам в государстве. • «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же» . Иван Грозный Венчание Ивана IV на царство.
Иван Грозный • Идея суверенитета царской власти • Вмешательство церкви в дела светской власти не допустимо: • «Не подобает священником царская творити» • «…Ино же святительская власть, ино же царское правление» .
Андрей Курбский • Основные произведения: • 4 письма к Ивану Грозному • «История о великом князе Московском» и др. • князь Андрей Михайлович Курбский (1528– 1583 гг. )
Андрей Курбский • Идеальный государь — государь, ограниченный во власти боярской думой, без совета с которой он не мог бы принимать важных решений. • Право «совета» должно было дополняться правом «отъезда» в случае недовольства боярина царем. • Государь должен считаться с боярами как со «светлыми князьями земли русской» и сохранять их социальные вольности и льготы, а не запирать свое царство «аки адову твердыню»
Андрей Курбский • Против выдвижения Иваном Грозным «худородных людей» , поскольку развитие приказной системы управления укрепляет власть царя и принижает значение бояр, не допускавших в царское окружение никого, кроме родовитых людей.
Патриарх Никон (Никита Минов) 1605 -1681. • Предполагал укрепить церковную власть в России, возвысить авторитет самодержавия под руководством церкви, сторонник теократического государства. • Теократия — главенство церкви, т. е. даже внешне государственная власть должна была признать главенство церковных учреждений и иерархов.
Аввакум 1620 -1682 • Сторонник концепции «Москва – третий Рим» . • Русское государство должно служить своим национальным интересам, жить по законам, нормам истинного православия. • Царь – ставленник божественного промысла • Осуждал царя за то, что царь «восхотел стать Богом» , т. е. за чрезмерное самовозвеличивание.
Аввакум Политический идеал старообрядцев и основа справедливого общества – община, базирующаяся на раннехристианских ценностях: вере, правде, равенстве, общности имущества, всеобщности труда, осуждении богатства и частной собственности.
Симеон Полоцкий – концепция просвещенного абсолютизма • Основные произведения: • «Жезл правления» • «Букварь языка славенска» • «Рифмологион» и др. 1629– 1680 гг.
Симеон Полоцкий • Вера, «разумность» и образованность позволяли решить главную задачу – воспитание «совершенного человека, на всякое дело уготованного» . • «Совершенный человек» – это добропорядочный, широко образованный христианин и верный сын своего государя. Иноческое житие – идеал. • Нравственные качества составляют духовную основу человека.
Симеон Полоцкий • Важнейшее качество «совершенного человека» — любовь и верность государю. • Благополучие царя — главная цель существования остальных членов общества. • Русский царь — царь вселенский, а главная задача России — создание вселенского православного царства как «Нового Израиля» в новых исторических условиях. • Формула «царь-солнце» как атрибут абсолютной монархии. • Царь и Бог — почти равные величины
Симеон Полоцкий • Просвещенная монархия — государство, деятельность которого основывается только на законах. • «Под законом все казни должны страдать» , и исключений из этого правила нет ни для кого, ни для самого царя, ни для его сына. • Все люди в гражданстве обязаны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство и «чинна и славна содеевает царства» . • Музей Симеона Полоцкого
Симеон Полоцкий • Неправда — недопустима. • Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и противопоказано правде, так как оно бывает «от лютого правды ненавидения» . • Суд должен быть равным для всех, ( «на лице не зри, равен суд твой буди» ). • Организация судебных учреждений должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. • Судебные дела следует вершить своевременно и без волокиты.
Юрий Крижанич (Ок. 1617 – 1683. ) • Основные труды: • Трактат «Политика» • Монархия – наиболее подходящая форма правления, обеспечивающая единство народа и государственную стабильность. • Царь – наместник Бога на Земле, его власть – священна. • «Ни один человек не может ставить царей, но один лишь Бог ставит царей либо с помощью чудесного пророчества, либо посредством народного соглашения, либо с помощью оружия» .
Юрий Крижанич • Из всех форм правления (на основе работ • Платона «Беседы о трактат и Аристотеля, выделяя правильные и неправильные формы) самой лучшей для правлении» , позже России он считает «совершенное названный самовлавство» – неограниченную «Политика» монархию. • «Это жезл Моисеев, которым царьгосударь может творить все необходимые чудеса. При таком строе правления легко могут быть исправлены все ошибки, недостатки и извращения и могут быть введены всякие благие законы» .
Юрий Крижанич • Правитель имеет • трактат «Беседы о не только права, но и обязанности перед правлении» , позже народом. • названный «Политика» Царь должен быть скромным, мудрым, спокойным, праведным, свято блюсти божеские законы. • Сумма гарантий, способных предотвратить превращение «совершенного самовладства» в тиранию: — Наличие на троне монарха-философа, — Принятие и соблюдение хороших законов — Нормативная регламентация всех сословий и чинов в государастве, определяющая их права и обязанности
3. Политическая мысль России периода империи (XVIII — XIX вв. )
Феофан Прокопович • Основные произведения: • «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» • «Слово о власти и чести царской» • «Слово похвальное о флоте российском» • «Духовный регламент» и др. 1681 -1736
Феофан Прокопович • Попытка соединить договорную теорию происхождения государства, с теологией. • Государству предшествует преддоговорное состояние, характеризующееся войной всех против всех. • Затем в силу своей социальной природы и при содействии Бога люди заключили общественный договор, отказавшись от своих прав и свобод в пользу суверена.
Феофан Прокопович • Две формы государства: монархия и республика. • Монархия подразделяется на абсолютную и ограниченную. Республика – на аристократическую и демократическую. • Форма правления зависит от размеров государства: республика для малых территорий. • Наилучшей формой является неограниченная абсолютная монархия, обеспечивающая единство власти. • Неограниченная власть проистекает из договора, на основании которого народ полностью отказался от своих прав. • Монархия должна быть наследственной, с правом государя выбрать своего преемника.
Феофан Прокопович • Цель государства — общее благо, которое заключается в обеспечении безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия, народного просвещения, а также «народной пользы» , связанной с развитием производства. • «Народ» — дворянство, высшие круги духовенства, именитые представители купечества.
Феофан Прокопович • Государь не имеет права издавать лишь законы, которые вредны для общества.
Феофан Прокопович • Государь, обязан действовать на общую пользу. • Сферы жизни народа, подпадающие под правовое регулирование: «И сюда надлежат всякие обряды гражданские и церковные, перемены обычаев, употребление платья, домов, строения, чины и церемонии в пированиях, свадьбах, погребениях, и прочая, и прочая» .
Феофан Прокопович • Римские императоры имели как духовную, так и светскую власть, что способствовало миру в государстве, в России конфликты царя и церкви всегда вели к волнениям. • Цезаропапизм • Церковь – это один из инструментов управления подданными и воспитания их в духе служения «общему благу» . • Церковь должна быть проводником государственной идеологии. • Ф. Прокопович осуждал саму мысль о превосходстве духовной власти над светской, о неподчинении ее государству.
Василий Никитич Татищев 1686 -1750 • Государству предшествовало «естественное состояние» , в котором господствовала «война всех против всех» . • Нужда людей друг в друге привела их к мысли о необходимости создания государства на основе общественного договора. • Основные произведения: • «История российская с самых древнейших времен» . • «Лексикон Российский»
Василий Никитич Татищев • Идея общественного договора дополнена историческими фактами, аргументами патриархальной теории. • Государство — продукт естественного развития человечества: вначале на основе договора возникла семья, затем заключен второй договор — между родителями и детьми, затем — между господами и слугами, и лишь после этого — общественный договор. • Цель государства — обеспечение безопасности народа и «поиск общей пользы» .
Василий Никитич Татищев • Для больших государств желательна монархия. • Сторонник — ограниченной монархии с двухпалатным законосовещательным собранием. • Формы государства: • правильные: монархия, аристократия, демократия • неправильная — тирания. • Выбор формы зависит от размера территории и степени обеспечения ее внешней безопасности. • В небольших государствах, где быстро можно собрать все население, предпочтительна демократическая форма, В странах безопасных от нападения внешних врагов (остров) — аристократическая.
Василий Никитич Татищев • Для России — идеальная форма — монархия, что доказывается как географическим фактором, так и опытом Смутного времени. • Проект предусматривал введение новых льгот для дворян. • Дворянство должно пользоваться исключительными правами по отношению к другим сословиям. • Проект государственных преобразований — создание при монархе двух правительства: «высшее» или Сенат (с правом подготовки законов), состоящее из родовитых дворян и «нижнее» .
Василий Никитич Татищев • Законы — естественные (едины и всеобщи) и гражданские (различны для каждого народа и основаны «по соображениям политической мудрости» ). • Требования к закону: законы следует писать четким и доступным для любого подданного языком и поручать их подготовку нужно «людям в законах искусных и отечеству беспристрастно верным» . • Всеми должен управлять только закон.
Иван Тихонович Посошков 1652– 1726 гг. • Основные произведения: • «О ратном поведении» • «Книга о скудости и богатстве» (1724) • Защита самодержавного монарха — спасение от произвола дворян по отношению к купцам и к крепостным крестьянам.
Иван Тихонович Посошков • Реформы, направленные на гармонизацию отношений между сословиями • Дворянство — высшее сословие, имеет ряд привилегий. • Дворяне обязаны состоять на военной и гражданской службе, за что получают земли и крестьян. • Дворяне должны воздерживаться от основания фабрик и заводов и торговых начинаний, а урожай со своих поместий должны продавать оптом купцам. • Духовенство, как и дворянство, освобождается от рекрутчины и подушной подати, но также должно воздерживаться от участия в торговле.
Иван Тихонович Посошков • Реформы, направленные на гармонизацию отношений между сословиями • Купечество — сословие, на которое государством возложено дело развития промышленности и торговли. • Купечеству следует предоставить право задержания «навечно» на заводах и фабриках всех бездельников и гулящих, нищих и беглых. • Только купечество может вести внешнюю торговлю, основывать предприятия, торговать оптом и в розницу и пользоваться государственным кредитом для организации новых предприятий.
Иван Тихонович Посошков • Реформы, направленные на гармонизацию отношений между сословиями • Крестьянство должно быть освобождено от подушной подати, налоги должны взыскиваться с земли. • Размер крестьянских повинностей в пользу помещиков он считает необходимым твердо ограничить. • За крестьянами следует закрепить их наделы, в этом случае крестьянин будет более тщательно обрабатывать свою землю. • Требовал от крестьян усердия в работе на хозяина. • Если же крестьяне ленятся, то «. . . не токмо помещикам или приказчикам, но и сотским надлежит за ними смотреть и жестоко их наказывать» .
Иван Тихонович Посошков • В судах и аппарате управления знатных и «высокородных» следует заменить людьми простого звания из купцов и крестьян. • Суд должен быть не сословным, а единым для всех: «Каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому, каков и солдату, таков и офицеру» .
Иван Тихонович Посошков • Новый и равный для всех суд потребует составления нового Уложения, для чего необходимо созвать выборных от всех чинов: • «А мнится мне… не худо бы выбрать и из крестьян, кои в старостах и сотских бывали» . • За монархом остается право окончательно судить о годности нового уложения
«Просвещенный абсолютизм» • Основные произведения: • «Наказ Уложенной комиссии 1767 г. для составления нового свода законов» . • Россия — европейская держава. • Самодержавие — единственно пригодная для России форма государства. Екатерина II 1729 -1796
Екатерина II • Роль монарха — в создании «фундаментальных» законов, охватывающих все сферы жизни и обеспечивающих правовую защиту населения. • Главная цель — создание сословной структуры общества западноевропейского типа путем выработки законодательства о статусе отдельных сословий.
Екатерина II • «Наказ» включал положения о правах отдельных сословий. • Другая важнейшая цель — «воспитание» подданных путем просвещения. • Каждый подданный — не элемент государственной машины, а член общества, сознательно исполняющий свой долг.
Екатерина II • В «Наказе» были сформулированы принципы презумпции невиновности, соразмерности преступления и наказания, необходимости отмены пытки как средства дознания
Семен Ефимович Десницкий • Основные произведения: • «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции» , • «Слово о причинах смертных казней по делам криминальным» , • «Слово на день тезоименитства императрицы Екатерины II, по случаю оказанных вновь всей Империи благодеяний» , • «Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства и о надобном возобновлении онаго в государственных училищах» и др. После 1740 — 1789
Семен Ефимович Десницкий • Сходные экономические условия неизбежно порождают у разных народов одинаковые правовые институты. • Этапы развития человеческого рода: • первое состояние – охота и собирательство • затем – скотоводство (пастушество) • третье, более высокое состояние – хлебопашество (земледелие) • последний и окончательный этап – «коммерческое состояние» . • Развитие института собственности определяется сменой указанных четырех состояний: • от общей собственности → к частной собственности.
Семен Ефимович Десницкий • Основной фактор возникновения семьи — материальные выгоды, которые приносит обеим сторонам заключение брака. • Эволюция семьи прошла через стадии развития хозяйственного быта. • На стадии охоты и собирательства — смешение полов, семьи нет. • Со времени скотоводства — многоженство. • С установлением земледелия — единобрачие.
Семен Ефимович Десницкий • Происхождение государства, как и подчинение большинства меньшинству связано с происхождением и развитием собственности, так как богатство — основа власти при всех формах правления. • Цель общественного союза и задача государства — достижение «общего блага» . • Государственная организация крепка только тогда, когда способствует всеобщему процветанию. • Если государство держится лишь на насилии, оно недолговечно. • Права человека — «природные» , т. е. право пользоваться жизнью, честью, здоровьем и собственностью, и «приобретенные» , связанные с положением человека в обществе.
Семен Ефимович Десницкий Монарх Законодательная Исполнительная Судебная Сенат 600– 800 лиц, избираются на пять лет из среды имущих классов населения • Без Сената монарх не может издавать законы • Проверяет отчеты всех учреждений по расходованию средств. • Высшая судебная инстанция • Суд гласный с участием адвоката
Семен Ефимович Десницкий • Проект организации городского самоуправления. • В столицах (в Петербурге и Москве), городская власть должна состоять из семидесяти трех лиц, из них – восемнадцать человек дворян и пятьдесят пять купцов. • В губернских городах органы местного самоуправления должны состоять из семи купцов и пяти дворян, избираемых на два года. • Крепостное право — тормоз развития производительных сил России • Постепенное изживание крепостничества реформами «сверху» . • Запрет продажи крестьян без земли, отрыв крестьян от земли и перевод их в дворовые. • Отказ от политики национального угнетения и проповедь веротерпимости.
Щербатов Михаил Михайлович 1733 -1790 • Основные произведения: • «История Российская» • «Размышления о законодательстве вообще» , • «Разные рассуждения о правлении» , • «О повреждении нравов России» . • «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С. »
Щербатов Михаил Михайлович • До образования государства люди находились в естественном состоянии. • По причине разницы в личных качествах людей это состояние постепенно разрушалось и возникло неравенство. • Люди пришли к решению заключить для общего блага договор между правителем и народом об образовании государства в целях обеспечения их безопасности, уступив ему часть (меньшую) своих прав. • Остальные права остались, как неотчуждаемые, естественные права.
Щербатов Михаил Михайлович • Никаких конкретных положительных изменений в характеристике абсолютной монархии от присоединения к ней определения «просвещенная» нет. • Власть монарха необходимо ограничить.
Щербатов Михаил Михайлович • Власть государя ограничена Верховным советом, состоящим из высшего дворянства. • Остальные классы, даже рядовое дворянство, доступа к высшей власти не имеют. • Достоинство английской монархии — разделение власти и четкое законодательное определение компетенции каждой из ветвей. • «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С. » — первый отечественный образец социально-философского публицистического романаутопии.
Щербатов Михаил Михайлович • Все законы делятся на — божественные, — естественные и — положительные. • Положительные законы должны соответствовать первым двум и зависеть от природных условий и численности населения данного государства. • Судебный процесс должен быть открытым и гласным с участием защитников, точным соблюдением смысла закона, возможностью обжалования судебных решений в определенные сроки. • Суровые санкции должны быть смягчены.
Радищев Александр Николаевич 1749 -1802 • Основные произведения: • «Путешествие из Петербурга в Москву» , • ода «Вольность» , • «Житие Федора Васильевича Ушакова» , • «Размышления о греческой истории» . • «О законоположении» • «Проект о разделении Уложения Российского» и др.
Радищев Александр Николаевич • Причина образования государства — природная социальность людей. • В естественном состоянии все были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. • Происхождение государства связано с появлением частной собственности.
Радищев Александр Николаевич • При заключении общественного договора народ оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство, т. к. рабство — это противоестественное состояние. • Государство есть результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.
Радищев Александр Николаевич • Любое единоличное правление — есть деспотизм. • Нет и не может быть просвещенного монарха.
Радищев Александр Николаевич • Будущее России — добровольная федерация вольных городов с народным правлением, со столицей в Нижнем Новгороде. • Основа союза — частная собственность (естественное право человека), но собственность трудовая. • Форма правления – республика, • форма государственного устройства – федерация, • форма государственного режима – народовластие. • Разделение власти — законодательная (однопалатное народное собрание), — исполнительная (избираемые народом чиновники) — судебная (выборные судьи)
Радищев Александр Николаевич • Должны быть учреждены суды • — духовные, • — гражданские, • — военные, • — совестные (мировые суды). • Смертная казнь должна быть отменена
Радищев Александр Николаевич • Если естественные права народа нарушаются, он имеет право на восстание.
Этапы развития политической теории о государстве и государственности в России • религиозно-фундаменталистский (IX– XVII вв. ), • философско-религиозный (XVII– XVIII вв. ), • философско-этический (XIX – начало XX в. ), • научно-реалистический (XX – начало XXI в. ).
• К числу основных политических доктрин российской государственности относятся: • доктрина принятия христианства на Руси, • оборонно-согласительная и • оборонительно-мобилизационная доктрины (период монголо-татарского ига), • доктрина самодержавной соборности (XV–XVII вв. ), • самодержавного абсолютизма, • самодержавно-реформаторская доктрина и • доктрина думской монархии (XVIII – начало XX вв. ). • Четвертому этапу соответствуют коммунистические, либеральнодемократические и консервативнодемократические доктрины.
• Современная российская государственность характеризуется: • – сменой институтов, элит, изменениями ценностных ориентаций; • – ростом восприимчивости к внешним воздействиям; • – вероятным дроблением системы на ряд относительно независимых подсистем, между которыми возможен антагонизм