АВГУСТИН Сидоренко.pptx
- Количество слайдов: 13
Политическая мысль Средневековья. Блаженный Августин Выполнила Сидоренко Светлана Группа П 2 -1
План выступления: 1) политическая обстановка в средневековом обществе; 2) биография Августина Аврелия; 3) политические идеи Августина Блаженного; 4) выводы; 5) список литературы.
Политическая обстановка в средневековом обществе «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» . - главная особенность политической структуры – передача многих властных функций на средние и нижние социальные слои при усилении власти церкви; - воцарение церкви, подавление рационализма; - оформление в 325 г. союза между римской императорской властью и церковью; - превращение христианства из религии угнетенных в государственную религию; - развитие политической мысли как одной из отраслей теологии.
Биография Августина Аврелия Августин Аврелий (354 -430 гг. ) – виднейший представитель христианской политической мысли. Родился в африканском городе Тагаст. Отец был римским патрициемязычником, мать - христианкой. До принятия христианства был близок с движением манихеев, увлекался скептицизмом, философией Платона, произведениями Цицерона. В 387 г. , в возрасте 33 лет принял христианство. В 395 г. стал епископом Гиппона, и на этой должности оставался до конца своих дней. За верное и ревностное служение интересам католической церкви Августин получил имя «Блаженный» и был причислен к лику святых.
Политические идеи Августина Блаженного Аврелий Августин написал около 100 книг, 500 проповедей, 200 посланий. Его основными произведениями являются: «Исповеди» ( «Confessions» ) в 30 книгах; «О троице» ( «De trinitate» ), где систематизированы теологические воззрения; «О граде Божьем» ( «De sivitate dei» ).
Дуалистическая теория «град земной» и град Божий»
Философско-теологические и правовые аспекты властвования Человек – греховное существо. Реальное государство существует как наказание за первородный грех, прикосновение Адама и Евы к дереву знаний. Два вида земных государств: - одно государство как организация насилия по отношению к человеку. Начинается с Каина. - другие государства – христианские, власть основывается на заботе о подданных, берут начало от Авеля.
Форма государства Несправедливый царь - тиран, несправедливый народ - тоже тиран, несправедливая аристократия - власть эгоистической группировки. Любая форма правления может оказаться терпимой, когда уважают Бога и человека, то есть соблюдают справедливость. Августин Блаженный не был сторонником передачи всей полноты власти католической церкви. По его мнению, светская и церковная власть различны, и каждая обладает суверенитетом. Но при этом церковная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Главное в его учении - разделение двух властей.
Государство как система господства Неравенство — неизбежное явление социальной жизни, и бессмысленно стремиться к уравнению богатств. Но все же все люди равны перед Богом, и потому нужно жить в мире. Государство — наказание за первородный грех; оно является системой господства одних людей над другими; человек – объект господства. Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.
Идея справедливости Августина Справедливое государство — христианское государство. Цель государства состоит в: - служении церкви; - искоренении ереси вооруженным путем; - поддержании социального порядка. Функции государства: - обеспечение правопорядка; - защита граждан от внешней агрессии; - помощь Церкви и борьба с ересью; - соблюдение международных договоров. Войны могут быть справедливыми и несправедливыми.
Значение философии Августина Блаженного 1) уделено большое внимание проблеме истории; 2) церковь, часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи, была объявлена властью наряду с государственной, а не элементом государства; 3) обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века; 4) выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству; 5) с Августина Блаженного началась традиция различия светской и духовной власти.
Источники 1. Плеханов Г. В. Избр. философ, произведения. — Т. 2. — М, . 1956. — С. 635 2. Августин. Слово о разорении города Рима. / Пер. С. А. Степанцова. // Вестник древней истории. 2001. № 2. 3. Писарев Л. Учение блж. Августина, еп. Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 4. Суини Майкл. Лекции по средневековой философии. М. , 2001. 5. История философии: Энциклопедия. — Мн. : Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002
Спасибо за внимание!
АВГУСТИН Сидоренко.pptx