Скачать презентацию Политическая мысль левого спектра Структура темы n Скачать презентацию Политическая мысль левого спектра Структура темы n

ТР_16_ЛЕВЫЕ_ИДЕОЛОГИИ.ppt

  • Количество слайдов: 53

Политическая мысль «левого спектра» Политическая мысль «левого спектра»

Структура темы n 1. Введение n 2. Марксизм n 3. Неомарксизм n 4. Анархизм Структура темы n 1. Введение n 2. Марксизм n 3. Неомарксизм n 4. Анархизм

1. Введение Карл Маркс и политическая теория n n n Теория марксизма включает в 1. Введение Карл Маркс и политическая теория n n n Теория марксизма включает в себя: Философию человека Политическую и экономическую программу Философию истории (исторический материализм) Соотношение между «базисом» и «надстройкой» - проблема политических институтов. Споря, отвергая марксизм – продолжают его идеи

Социализм (лат. Socialos – общественный) Понятие, объединившее несколько явлений: n n n 1. Идеал Социализм (лат. Socialos – общественный) Понятие, объединившее несколько явлений: n n n 1. Идеал общественного устройства, положенны. Й в основу многих утопий раннего капитализма, негативная реакция на частную собственность и индивидуализм 2. Оформившаяся в XIX веке полит. идеология, с такими положениями, как идеал общественной собственности, классовый подход, идеал равенства и принцип эгалитизма, упор на общество и его потребности (коллективизм) 3. Низшая фаза коммунистической формации (по Марксу) 4. Нерадикальные партии и движения на основе соц. идеологии 5. Название общественного строя в СССР и странах соц. лагеря

2. Марксизм n 2. 1. Три источника – три составные части марксизма n 2. 2. Марксизм n 2. 1. Три источника – три составные части марксизма n 2. 2. Производство и природа человека: марксистский подход n 2. 3. Марксизм в России: В. И. Ленин n 2. 4. Политическая теория сталинизма

2. 1. Три источника – три составные части марксизма n 2. 1. 1. Социалисты 2. 1. Три источника – три составные части марксизма n 2. 1. 1. Социалисты – утописты n 2. 1. 2. Английская политическая экономия n 2. 1. 3. «Классическая» немецкая философия

2. 1. 1. Идейные предшественники марксизма (социалисты-утописты) n Социализм как реакция на социальные и 2. 1. 1. Идейные предшественники марксизма (социалисты-утописты) n Социализм как реакция на социальные и экономические условия в Европе в связи с ростом промышленного капитализма n «Утопия» Томаса Мора (1478 -1535) (небывалое место) – картина идеального порядка вещей, в котором, как у Платона, нет частной собственности

Жан-Жак Руссо (1712 -1788) «Первый, кто оградив участок земли, вздумал сказать: это мое и Жан-Жак Руссо (1712 -1788) «Первый, кто оградив участок земли, вздумал сказать: это мое и нашел людей достаточно глупых, чтобы ему поверить, был истинным основателем гражданского общества. n От скольких преступлений, войн, убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы человечество тот, кто, выдернув колья и закопав ров, крикнул бы себе подобным: смотрите, не слушайте этого обманщика; вы погибли, если забудете, что плоды земные принадлежат всем, а земля никому!» n

Шарль Фурье (1772 -1837) n n Полагал, что люди в своей основе хорошие, их Шарль Фурье (1772 -1837) n n Полагал, что люди в своей основе хорошие, их только следует организовать в другом типе общества. Идеальное общество должно состоять из множества коммун, с численностью не более 300 -400 семей. Люди должны жить в зданиях – «фаланстерах» , которые он подробно описывал. Антиавторитарный социализм, с основой на частной собственности и учете индивидуальных потребностей и желаний

Роберт Оуэн (1771 -1858) n Владелец крупной мельницы в Шотландии n Ограничил рабочий день Роберт Оуэн (1771 -1858) n Владелец крупной мельницы в Шотландии n Ограничил рабочий день 10 часами, дети стали ходить в школу, построил для рабочих дома с садиками n В США, в Индиане создал коммуну «Новая Гармония) (1824 -1828)

Для социализма как теории и идеологии n n n Характерны неприязнь к капитализму, попытка Для социализма как теории и идеологии n n n Характерны неприязнь к капитализму, попытка противопоставить ему более гуманную альтернативу. В основе – образ человека как общественного существа, объединенного с другими людьми. Сотрудничество – приоритет по отношению к конкуренции, коллективизм – по отношению к индивидуализму. Важнейшая цель – равенство. Социальное равенство как гарантия стабильности общества и его единства Цель – преодоление классовых различий.

2. 1. 2. Английская политическая экономия n n Идеология меркантилизма: Все ресурсы, необходимые для 2. 1. 2. Английская политическая экономия n n Идеология меркантилизма: Все ресурсы, необходимые для производства товаров, должны производиться в своей стране Если каких-то ресурсов не хватает, то следует импортировать только сырье, ч тем, чтобы само производство осуществлялось дома Чтобы увеличить политические и экономические преимущества для своей страны, основные усилия должны предприниматься внутри страны

Адам Смит (1723 -1790) В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» рекомендовал Адам Смит (1723 -1790) В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» рекомендовал дать возможность самому рынку принимать экономические решения, так как он обладает собственным регулирующим потенциалом – идея «laissez -faire» - свободного рыночного капитализма. n «Невидимая рука рынка» регулирует экономику через конкурентную борьбу участников. n

Основные факторы капитализма (А. Смит, Дэвид Рикардо и др. ) n n n Индивидуализм Основные факторы капитализма (А. Смит, Дэвид Рикардо и др. ) n n n Индивидуализм Рыночная экономика Децентрализация Связь между спросом и предложением (суверенитет покупателя) Конкуренция Прибыль. При капитализме особый тип свободы - контракта, собственности, торговли, типа занятости. Если цены ставит государство, прибыль снижается и стимул к выходу на рынок исчезает

2. 1. 3. «Классическая» немецкая философия n n n Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 2. 1. 3. «Классическая» немецкая философия n n n Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) История человечества как единый, организованный и рациональный процесс. Понимание вещи – понимание себя – понимание общества. Развитие истории – логический процесс. Отсюда – метод диалектической логики Логическая тенденция проявляется в истории через людей, не понимающих, какую роль они играют Свобода как осознанная необходимость

Людвиг Фейербах (1804 -1872) Будучи материалистом, считал важным отойти от объективного идеализма n Особый Людвиг Фейербах (1804 -1872) Будучи материалистом, считал важным отойти от объективного идеализма n Особый интерес – религия. Бог – как проекция человеческой сущности. Люди создали Бога и поставили его над собой. n Религию надо преодолеть путем материалистической философии, n Предмет интереса которой не абстрактные идея, а реальные люди n

2. 2. Производство и природа человека: марксистский подход Карл Маркс развил те идеи, которые 2. 2. Производство и природа человека: марксистский подход Карл Маркс развил те идеи, которые считал самыми важными: у Гегеля – диалектику, у Фейербаха – материализм. n - Диалектический материализм n По Марксу, Фейербах как и большинство философов не понял значения практики – практической деятельности, в особенности – революционной n «Философы только объясняли мир, дело в том, чтобы изменить его» n

Трудовая теория стоимости n На основе английской политэкономии Маркс сделал вывод , что прибыль Трудовая теория стоимости n На основе английской политэкономии Маркс сделал вывод , что прибыль капиталиста основывается на эксплуатации труда наемных работников. n Прибавочная стоимость, удерживаемая и реинвестируемая капиталистом, составляет базис капиталистической системы

Базис и надстройка n n n Материальная база (базис): 1. Средства производства (сырье, земля, Базис и надстройка n n n Материальная база (базис): 1. Средства производства (сырье, земля, энергетические ресурсы, с которыми работают люди) 2. Производительные силы (фабрики, машины, технологии) 3. Производственные отношения НАДСТРОЙКА – второстепенные аспекты общества: структура законодательства, господствующая религия, искусство и литература, форма и организация государства. Общество основывается на его базисе!!!

Концепция отчуждения Люди как существа, участвующие в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают Концепция отчуждения Люди как существа, участвующие в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают свое счастье через свободное, производительное, здоровое осуществление естественных способностей в совместном труде с другими людьми. n Капитализм этому мешает, отчуждая людей от продуктов труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В итоге обнищание большинства, абсурдное в условиях технической рациональности n Критерий и причина – частная собственность n

Теория на службе Любая философская или политическая теория всегда служит господствующему классу n Теория Теория на службе Любая философская или политическая теория всегда служит господствующему классу n Теория Маркса тоже носит классовый характер, но служит другому классу – пролетариату. n Исторический материализм Маркса обосновывал необходимость революции рабочего класса n

Государство в марксизме n 1. Государство как инструмент господствующего класса, служащий его долговременным интересам. Государство в марксизме n 1. Государство как инструмент господствующего класса, служащий его долговременным интересам. n 2. Отношение государства и конкретных классов в обществе. В статьях о политических событиях во Франции 1850 -52 гг, Маркс показывает, как государство, с одной стороны, доминирует в обществе, а с другой – ограничивает власть буржуазии

2. 3. Марксизм в России: В. И. Ленин С учетом ситуации в странах, где 2. 3. Марксизм в России: В. И. Ленин С учетом ситуации в странах, где марксизм победил (Россия, Китай), коммунистическая теория и идеология ХХ века стали скорее идеологиями модернизации, чем личного освобождения. n В. И. Ленин и проблема завоевания власти: власть должна быть захвачена в процессе вооруженного восстания! n Идея диктатуры пролетариата после низвержения буржуазии и до установления коммунизма n

Марксизм-ленинизм как официальная доктрина СССР n n n n n Входили только учения (анализ, Марксизм-ленинизм как официальная доктрина СССР n n n n n Входили только учения (анализ, аксиомы и оценки) Маркса, Энгельса, Ленина (потом и Сталина и остальных вождей) Включал в себя Три Составные Части: Философию диалектического и исторического материализма (с начала 60 -х гг. ) – теорию научного коммунизма Претендовал на статус знания, «истинно» объяснявшего законы общественного развития, в т. ч. Неизбежность смены капитализма социализмом, Возрастающая роль народных масс в истории, Мирное сосуществование государств с различным строем Закономерное возрастание классовой борьбы в международном масштабе.

2. 4. Политическая теория сталинизма 20 -е годы: спор между Троцким и Бухариным: Троцкий 2. 4. Политическая теория сталинизма 20 -е годы: спор между Троцким и Бухариным: Троцкий следовал за Лениным и Марксом, настаивавшими на безусловном следовании интернационализму – идея мировой революции, где Россия – только первый шаг. n Бухарин: социализм может быть построен в одной стране (1924 г. ) n

Сталин поддержал Бухарина С 1921 г. – НЭП: смешанная экономика, сельское хозяйство и мелкое Сталин поддержал Бухарина С 1921 г. – НЭП: смешанная экономика, сельское хозяйство и мелкое производство – в частных руках, государство контролировало «командные высоты в экономике» (В. И. Ленин) n В 1928 г. Сталин провозгласил Первый пятилетний план: быстрая индустриализация страны, полное уничтожение частной собственности n

Создание системы номенклатуры n Сталинизм как форма тоталитарной диктатуры, осуществляемой с помощью монолитной правящей Создание системы номенклатуры n Сталинизм как форма тоталитарной диктатуры, осуществляемой с помощью монолитной правящей партии, исповедовавшей «культ личности» лидера n «Классовая борьба усиливается по мере укрепления социализма» n Гибрид беспощадной классовой борьбы с обращением к русскому национализму

3. Неомарксизм В то время, когда марксизмленинизм превращался в светскую (секулярную) религию, не допускавшую 3. Неомарксизм В то время, когда марксизмленинизм превращался в светскую (секулярную) религию, не допускавшую новых интерпретация и теоретических дискуссий, n На Западе развивалась более мягкая и сложная форма марксизма, n В которой переосмысливались многие «классические» положения марксизма, сохраняя приверженность многим принципам марксизма или аспектам методологии Маркса. n

3. 1. Социал-демократия n Основные идеи социал-демократии начиная с середины ХХ века: n Принятие 3. 1. Социал-демократия n Основные идеи социал-демократии начиная с середины ХХ века: n Принятие принципов либерализма как тактики: политические изменения могут и должны происходить мирно в рамках имеющихся структур n Капитализм как единственное средство получения богатства, поэтому социализм не имеет качественных отличий от капитализма

Основные идеи социалдемократии: Капитализм рассматривается как морально ущербная система, особенно в форме распределения богатства, Основные идеи социалдемократии: Капитализм рассматривается как морально ущербная система, особенно в форме распределения богатства, ассоциируется со структурным неравенством и нищетой n Эти дефекты можно корректировать государством путем социальной и экономической инженерии, т. е. государство – воплощение общего интереса n Роль национального государства: потенциал регулирования экономической и социальной жизни в пределах своих границ n

Эдуард Бернштейн (1850 -1932) n n n n Влияние английского «фабианства» и философии Канта Эдуард Бернштейн (1850 -1932) n n n n Влияние английского «фабианства» и философии Канта Книга «Эволюционный социализм» (1898 г. ): Критика теории Маркса – первая теоретическая попытка ревизии марксизма: Экономически е кризисы все менее болезненны, «быстрый прогресс рабочего класса» , роль акционеров, выступил за союз со средним классом и крестьянством, за мирный переход к социализму. «Движение все, конечная цель – ничто» (Социалистическая революция, несущая бедствия и нищету) Позже – идеи этического социализма

3. 2. Антонио Грамши (1891 -1937) Попытка восстановить значение человеческой субъективности, ее роли, роли 3. 2. Антонио Грамши (1891 -1937) Попытка восстановить значение человеческой субъективности, ее роли, роли идей и сознания, отрицание экономизма Сознание – понимание, как люди попадают под влияние конкурирующих идеологий. Отмечал растущую роль интеллектуалов n

Грамши: концепция идеологии n n n Правление отдельного класса имеет два аспекта: принуждение (господство) Грамши: концепция идеологии n n n Правление отдельного класса имеет два аспекта: принуждение (господство) и Общественно-моральное лидерство Политическое = одновременно и насилие и согласие Класс может стать гегемоном, только если добьется активного согласия подчиненного класса. Согласие – не бывает постоянным, а принимает форму классовой борьбы между изменяющимися в соответствии с временем идеологиями Государство как альтернативная сцена борьбы. Власть включает все формы гегемонии

3. 4. Критическая теория ( «Франкфуртская школа» ) n Макс Хо ркхаймер (1895 -1973) 3. 4. Критическая теория ( «Франкфуртская школа» ) n Макс Хо ркхаймер (1895 -1973) n Теодор Адорно (1903 -1989) n Герберт Маркузе (1898 -1979) n Эрих Фромм (1900 -1980) n Ва льтер Бе ньямин (1892 -1940) n «Второе поколение» n Юрген Хабермас (Род. 1929) n Александр Клюге n Оскар Негт

Франкфуртская школа n n n берет свое начало в 20 -х гг. с Института Франкфуртская школа n n n берет свое начало в 20 -х гг. с Института социальных исследований. Директорами института были австро-марксист Карл Грюнберг, Фридрих Поллок и затем Макс Хоркхаймер (с 1931 г. ). Именно с последним работа института приобрела особо важное направление в социальной критике. В журнале «Архив истории социализма и рабочего движения» появлялись не только работы Карла Корша, Дьёрдя Лукача, но и Д. Рязанова, директора Института марксизма-ленинизма в Москве. В 1932 г. Хоркхаймер основал журнал «Социальные исследования» , в котором развивается тематика «Архива» . Хоркхаймер особое внимание уделял проблемам всеобщего и диалектики, социальноэкономическим, культурно-психологическим связям, устанавливал преемственность гегельянства, марксизма и фрейдизма.

Типичные темы франкфуртской школы: Фашизм, нацизм, сталинизм, «холодная война» , индустриальное общество, психоанализ и Типичные темы франкфуртской школы: Фашизм, нацизм, сталинизм, «холодная война» , индустриальное общество, психоанализ и проблема человека n Фридрих Поллок ( «Марксистская теория денег» , 1928; «Современная ситуация капитализма и перспективы переустройства плановой экономики» , 1932); n Генрих Гроссман ( «Закон накопления и крах капиталистической системы» , 1929); n Карл Август Витфогель ( «Хозяйство и общество Китая» , 1931; «Восточный деспотизм» , 1957). n

Позже к ним присоединятся Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, литературный критик Вальтер Беньямин, Позже к ним присоединятся Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, литературный критик Вальтер Беньямин, социолог литературы Лео Левенталь ( « 0 б общественном положении литературы» , 1932), политолог Франц Нейман n В условиях усиления нацистской партии Франкфуртская школа успела спасти архив Маркса и Энгельса, переслав его в Советский Союз. n В период фашизма - эмиграция в Женеву, Париж, затем в Нью-Йорк. n Смерть Вальтера Беньямина на границе с Испанией в 1940 г. n

Макс Хоркхаймер (1895 -1973) n n n Родился в еврейской семье. В шестнадцатилетнем возрасте Макс Хоркхаймер (1895 -1973) n n n Родился в еврейской семье. В шестнадцатилетнем возрасте был вынужден оставить учёбу, чтобы пойти работать на заводе отца. После Первой мировой войны изучал в Мюнхенском университете философию и психологию. Встреча с Теодором Адорно – начало многолетней дружбы С 1930 профессор, а в 1951 -1953 гг. – ректор Франкфуртского университета (за вычетом 1933 -1949 гг. – профессор Колумбийского университета, США) С 1930 по 1965 г. - директор Института социальных исследований После войны выступил с серией публикаций по исследованию национальных и расовых предрассудков

Теодор Адорно (1903 -1989) Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) n «Диалектика Теодор Адорно (1903 -1989) Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) n «Диалектика просвещения» (1948) (вместе с Хоркхаймером) - программное изложение социальной философии неомарксизма и ее философии истории: эволюция человечества как история "неудавшейся цивилизации": усугубляющегося "отчуждения", вызванного "буржуазным" разумом, противопоставившим себя природе. n Руководитель монографии «Авторитарная личность» (1950) Критика позитивизма, доклад "О логике социальных наук « (1961) n

Герберт Маркузе (18981979) Родился в Берлине в еврейской семье. Воевал, в 1918 – член Герберт Маркузе (18981979) Родился в Берлине в еврейской семье. Воевал, в 1918 – член солдатского Совета, участник ноябрьского восстания Союза Спартака. Выйдя из СДПГ сохранял связь с организованным рабочим движением Во Франкуфурте – влияние марксизма и фрейдизма В годы Второй мировой войны руководил отделом Американской стратегической разведки, занимавшейся разработкой психотронной войны против «третьего рейха» . После 1945 года Маркузе работает в Германии экспертом по «денацификации» , разрабатывая методики определения можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры, или же нацистом, ставшим таковым по принципу: «все вступали и я вступил» . Изучал советскую пропагандистскую и идеологическую литературу, итог – книга «Советский марксизм» . n

Эрих Фромм (1900 -1980) Родился в ортодоксальной еврейской семье. n После университета занимался психоанализом Эрих Фромм (1900 -1980) Родился в ортодоксальной еврейской семье. n После университета занимался психоанализом n Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой личности, утверждал, что человек – продукт культуры n В институте социальных исследований (1929– 1932) на основе исследование неосознаваемых мотивов поведения больших социальных групп n n Предсказал, что народ сам приведет фашизм к власти n Книга «Бегство от свободы» (1941), остался в США

Фромм как лидер неофрейдизма и гуманистической психологии «Главная жизненная задача человека — дать жизнь Фромм как лидер неофрейдизма и гуманистической психологии «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность» . n Фромм критиковал в учении Маркузе те идеи, которые поставили последнего в ряд вождей так называемой молодежной революции 1968 года. n Маркузе предлагает революционный, «хирургический» способ лечения болезней общества потребления; n Фромм более склонен к «терапевтическим» методам воспитания, просвещения, гуманизации на основе вечных нравственных ценностей, которые, сохраняясь в душе отдельного человека, не исчезнут и в обществе. n

3. 5. Юрген Хабермас (р. 1929) n n Родился в Дюссельдорфе. Успел быть членом 3. 5. Юрген Хабермас (р. 1929) n n Родился в Дюссельдорфе. Успел быть членом Гитлерюгенда, попал на фронт. Изучал философию, историю и психологию в университетах Гёттингена, Цюриха и Бонна. С 1956 по 1959 – ассистент в Институте социальных исследований во Франкфурте-на. Майне, руководимом М. Хоркхаймером, а в 1980– 1983 – директор этого института. С 1964 по 1971 (и с 1983) – профессор философии и социологии Франкфуртского университета. С 1971 по 1980 – директор Института Макса Планка (в Штарнберге).

Понятие коммуникативного разума – в центре его идей Хабермас ищет модель критического диалога. n. Понятие коммуникативного разума – в центре его идей Хабермас ищет модель критического диалога. n. «Сознание» , выступавшее в традиционной европейской онтологии в качестве верховного судьи, лишается теперь своих прерогатив, и его место занимает универсальное коммуникативное сообщество. n Сама коммуникация не выступает в качестве высшей и последней инстанции, поскольку ее результаты находятся в зависимости от общественных условий и на них может сказываться влияние отношений господства и подчинения n

4. Анархизм n 4. 1. Анархо-индивидуализм n 4. 2. Анархизм взаимопомощи n 4. 3. 4. Анархизм n 4. 1. Анархо-индивидуализм n 4. 2. Анархизм взаимопомощи n 4. 3. Анархо-социализм n 4. 4. Анархо-коммунизм n 4. 5. Политическая теория анархизма n 4. 6. Анархизм на практике

4. 3. Анархо-социализм n n n Характерен интерес к добровольному сотрудничеству. Михаил Александрович Бакунин 4. 3. Анархо-социализм n n n Характерен интерес к добровольному сотрудничеству. Михаил Александрович Бакунин (1814 -1876). Работа «Бог и государство» (1882): Универсальные авторитеты, от кого бы не исходили – от правительства, церкви или иных институтов, не заслуживают почтения. Человек должен опираться на свой разум. Отрицал как государственность, так и революционную диктатуру Полемика с Марксом в рамках I Интернационала

М. Бакунин: «Государство – это зло, но зло исторически оправданное, поэтому оно должно со М. Бакунин: «Государство – это зло, но зло исторически оправданное, поэтому оно должно со временем перестроиться, исчезнуть, превратиться в «канцелярию» , уступить место обществу самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций на принципах социализма: n свободы, равенства, справедливости для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации. n Свобода без социализма – это несправедливость, социализм без свободы – это рабство» n

4. 4. Анархо-коммунизм Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842 -1921). n Считал, что все ресурсы 4. 4. Анархо-коммунизм Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842 -1921). n Считал, что все ресурсы должны находиться в общественной собственности коммун, и каждый человек может пользоваться этими ресурсами по потребности. Тогда люди смогут трудиться без материальных стимулов. Если исчезнет нужда и зависть – не будет почвы для преступлений. А тогда отпадет необходимость и в таких централизованных институтах, как право. n Считал, что сотрудничество также есть в природе, как и конкуренция. Идеи захватят людей, а революция будет спонтанной. n

4. 5. Политическая теория анархизма n Анти-стейтизм, анархизм как отрицание принципа авторитета. Символы правительства 4. 5. Политическая теория анархизма n Анти-стейтизм, анархизм как отрицание принципа авторитета. Символы правительства – клуб, пистолет, галстук и тюрьма (Эмма Гольдман). n Особый взгляд на природу человека: все зло – от политических институтов n Естественный порядок. «Человек рождается свободным, но всюду он в оковах» - Руссо. Освободите человека от государства, и он проявит лучшие качества

n Антиклерикализм. Не признается авторитет церкви. – развитость его в католических странах. Среди анархистов n Антиклерикализм. Не признается авторитет церкви. – развитость его в католических странах. Среди анархистов сегодня есть влиятельное мистическое учение. Многие исповедуют таосизм и дзен-буддизм n Экономическая свобода. Неприятие капиталистической и социалистической системы, любого госрегулирования n Анархия и сообщество. Сообщество равных выживет, если убрать гнет государства. Условия – общие убеждения, прямые и многосторонние отношения, принцип взаимности, любовь и дружба между членами общины – Кибуцы в Израиле и колхозы в СССР

Три пути к анархистскому идеалу 1. Революционное насилие (индивидуальный и групповой террор) n 2. Три пути к анархистскому идеалу 1. Революционное насилие (индивидуальный и групповой террор) n 2. Прямые действия – не участие в государственной машине, форма народного активизма без централизации – влияние на «новые социальные движения» - феминизм, энвайраметализм, за права сексуальных меньшинств, антиглобализм n 3. Ненасилие ( опыт Льва Толстого и Махатмы Ганди) n

4. 6. Анархизм на практике Политический терроризм в России (народовольцы, эсеры). Эстетизация террора. n 4. 6. Анархизм на практике Политический терроризм в России (народовольцы, эсеры). Эстетизация террора. n Анархизм в гражданскую войну – Нестор Махно n Гражданская война в Испании (анархо-синдикалисты + идеи М. Бакунина) n «Бунтующие 1960 -е» - студенческое движение n Антиглобалисты современности n

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!