2. Политеизм Древнего Египта и Двуречья.pptx
- Количество слайдов: 117
Политеизм Древнего Египта и Двуречья йицазиливиц рутьлук итсоняьчер. О. Д небос ув 3 План 1. Возникновения древневосточных культурно-исторических типов. 2. Культурные традиции Древнего Египта.
1. Возникновения древневосточных культурно-исторических типов. О ранней истории можно судить по памятникам материальной культуры. Это время, о котором нет письменных источников, и его называют доисторией. . Время, о котором мы располагаем документальными данными, относят к истории. В доисторический период происходит становление разумного человека – HOMO SAPIENS.
Древний мир История Каменный век Бронзовый век Железный век Мезолит 10 – 5 тыс. до н. э. Неолит 5 – 3 тыс. до н. э. 3 млн. – до 3 тыс. до н. э. Палеолит 3 млн. – до 10 тыс. до н. э.
На определенном этапе развития примитивного общества возникает культура. Она появляется вместе с созданием человека первых орудий труда. Человек, видимо, пытался сделать их не только удобными для выполнения определенных работ, но и внести отличия, которые делали определенный предмет для него узнаваемым. Нельзя исключать, что человек пытался не только совершенствовать орудия труда, но и их украсить.
По мере развития и приобретения навыков, человек совершенствует свою стоянку, пытается построить примитивные укрытия, с целью защиты от холода изготовить одежду. По мере собственного развития человек начинает осмысливать свои отношения с ближайшими родственниками и соседями, которые нередко могли им угрожать. Начинают закладываться общественные отношения, требующие определенной культуры поведения.
Проблема культуры поведения в обществе остается актуальной и в настоящее время. Что принесет культуре и обществу поступательное движение истории? В проблеме «культура и общество» важным аспектом было и остается соотношение накопленных знаний и динамики социальных перемен. И, как представляется, здесь чрезвычайно важно проследить закономерность связи выявленного потенциала культуры с динамикой социальной жизни.
На определенном этапе человеческого развития появляется понятие «культура» (cultura) служит для обозначения многомерного общественно -политического явления. Этот термин ввел в научный оборот древнеримский политический деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон в 45 г. до н. э. в труде «Тускуланские беседы» .
Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный: • в продуктах материального и духовного труда, • в системе социальных норм и учреждений, • в духовных ценностях, • в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Примерно с IX тыс. но н. э. начинается переход к производящему хозяйству на Ближнем Востоке, в VII–VI тыс. до н. э. – на юге Балканского полуострова. В VI – III тыс. до н. э. присваивающее хозяйство сменяется производящим, на смену матриархата приходит патриархат. В IV – III тыс. до н. э. происходит переход от каменного века к медному (энеолиту). Появляются новые формы объединения людей – цивилизации.
Неолитическая или аграрная революция Земледелие Скотоводство Ремесла Производящее хозяйство Неолитическая революция – переход от присваивающего к производящему хозяйству Присваивающее хозяйство Охота Рыболовство Собирательство Изготовление орудий
Примитивные формы культуры Культурные ценности примитивного общества Искусство Мораль Танцы Воспитание уважения к старшим, тотемам Рисунки Магия Белая Хозяйственная Мелкая пластика Воспитание детей Система запретов Анимизм Тотемизм Фетишизм Черная Устное творчество Религия
Человечество появилось 600 тыс. – 1 млн. лет тому назад. Однако за последние примерно шесть тысяч лет им были созданы различные способы сохранения письменных сообщений. Письмо ‒ это культурная ценность, без которой невозможны проникновение в прошлое, организация жизни в настоящем и продвижение к будущему. Многие народы мира были уверены в божественном происхождении письменности. На самом деле – это ничто иное, как знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных знаков ее фиксировать, запоминать и воспроизводить.
Мощный импульс развитию новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие начиная примерно с IV тысячелетия до н. э. на сравнительно небольшой полосе Земли. Они располагались: • на северо-востоке Африки, • в Передней и частично Средней Азии, • на полуострове Индостан, • на Китайской равнине. Древние цивилизации занимали зоны с благоприятным для жизни и развития субтропическим климатом.
Древний Египет, Шумер и Вавилон, древние Индия и Китай – это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства, возникли письменность, литература, искусство, техника, были заложены элементы математики, астрономии, медицины, других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизаций Древнего Востока в основном стали долины рек – Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Хуанхэ.
Для древневосточных цивилизаций характерны многовековые социальнокультурные и исторические образования людских общностей • со своей культурой, • религией, • специфическим экономическим укладом ведения хозяйства и т. д. Экономический уклад хозяйствования, характерный для древневосточных цивилизаций, К. Маркс назвал азиатским способом производства.
Великие культуры Древнего Востока – Древнего Египта, Шумера, Ассиро. Вавилонии, Урарту, культуры древнейших периодов Китая и Индии – при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было: • наличие сельской общины, • деспотически правящих правителей, • сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.
Ученые называют различные черты и признаки цивилизации. При всем разнообразии существующих точек зрения можно выделить наиболее существенные черты и признаки цивилизации: • своеобразие, уникальность, продолжительность жизни; • обширность территории и количество населения; • способность к распространению путем подчинения или ассимиляции других обществ;
• возникновение письменности и распространение грамотности; · способ ведения хозяйства и уровень развития земледелия, скотоводства, ремесел; · образование государства; · расслоение общества на общественные группы (классы, сословия, варны); · появление городов; · уровень развития искусства, литературы, науки, техники и другие.
В числе признаков цивилизации письменность можно называть первой. Она получила развитие во всех древневосточных культурах, что объясняется рядом обстоятельств. Словесные данные позволяют ощутить человека, его внутренний мир, настроение, импульсы. Гуманитарные науки, исследующие жизнь человеческого общества, опираются, прежде всего, на письменные свидетельства, в которых находят отражение другие черты цивилизации.
Письменность обозначила рубеж двух культурных и человеческих эпох, позволила анализировать, сопоставлять события и факты со значительной долей достоверности (хотя не ко всем даже письменным источникам можно относиться с одинаковой степенью достоверности). Она более приспособлена и более надежна для передачи социального опыта, чем устная информация или устная традиция (хотя устная информация продолжает и сегодня играть немалую роль для передачи опыта).
Возникновение письменности означало, что человеку удалось выработать совокупность знаковых средств общения, включающих понятие «графика, алфавит и орфография» какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма. Создание знаковой системы фиксации речи позволило с помощью начертательных или графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и во времени, фиксировать ее и закреплять.
Древнеегипетское идеографическое письмо (переходный тип от пиктографии)
Благодаря письменности до современного человека дошли такие древние памятники культуры, как: • «тексты пирамид» , • ритуальные надписи на надгробных плитах, • папирусы и т. д. В темных коридорах египетских пирамид ученымегиптологам удалось прочитать на каменных стенах иероглифы, окрашенные в зеленый цвет – цвет жизни и возрождения. Некоторые из этих «текстов пирамид» относятся к 2700– 2400 гг. до н. э. и являются, едва ли, не древнейшими в мировой истории религиозными текстами.
Писец
В древности объективные условия требовали коллективных действий, объединения общин. Особенно они были необходимы в долинах рек для борьбы с наводнениями и для создания ирригационных сооружений – обязательного условия земледелия. Считалось, что земля и вода принадлежат Богу, а глава государства считался его представителем на земле. Правители, образовавшиеся государств, фактически обладая собственностью на землю и воду, взимали налоги, присваивали часть прибавочного продукта,
Для государств Древнего Востока с азиатским способом производства характерны: • ведение крупномасштабного строительства (пирамиды, зиккураты, храмовые ансамбли), • принудительная организация общественных работ, • произвол государственной власти и чиновников.
Завоевание государств с азиатским способом производства приводило к смене династий и господствующих элит, но при этом не затрагивалась экономическая основа земледельческой общины. Община в своем развитии как бы застыла, окостенела, оставаясь неподвижной. В этом виде в некоторых цивилизациях она сохранялась длительное время.
2. Культурные традиции Древнего Египта В конце IV – начале III тыс. до н. э. население долины Нила переходит от первобытнообщинного строя к цивилизации, которая оставила после себя яркий след в мировой культуре. Это уже была культура с высокой политической организацией общества, с искусством, давшим совершенные образцы, ставшие канонами, которые воспроизводились в течение тысячелетий без всякой существенных перемен.
В северо-восточной Африке, между песчаным морем Сахары и узкой полоской Красного моря, протянулась цветущая долина Нила. Эта могучая река оживила бесплодную каменную пустыню, нанося ежегодно на берега плодородный ил и превращая ее в огромный оазис. Каменистая гряда гор защитила страну от песчаных заносов с запада, а влажный воздух и плодородная почва привлекли сюда прикочевавших людей, основавшие государство со своеобразной культурой.
Великое влияние Нила сказалось на религии, науке, архитектуре, живописи, самом складе ума, во взглядах на природу. Могучие разливы научили жителей долины создавать прочные и монументальные постройки, способные противостоять его волнам. Нил заставил людей запомнить точное время наступления разлива и создал календарь ‒ первое дитя астрономии. Накапливаемый опыт требовал расчетов и привел к возникновению математики, а математичность мышления создала своеобразное искусство.
Долина Нила превратилась в загадочную, мифическую страну с самобытной религией, архитектурой, пластикой, живописью. Уникальные формы культуры долины Нила развились на таких прочных основаниях, что оказали влияние не только на ближайших малоазиатских соседей, но и на европейскую культуру. Ежегодные разливы реки давали жизнь. Поэтому на протяжении тысячелетий местные жители боготворили реку, называя ее «благословением, изобилием, отцом страны» .
Древний Египет является классическим типом речной цивилизации. Оставшийся после разлива Нила ил служил прекрасной почвой для сельского хозяйства, которое было основой экономики государства. Поэтому не случайно реке и богу Нила Хапи посвящались восхваления: Слава тебе, Хапи! Ты пришел в эту землю, Явился, чтобы оживить Египет. . . Он орошает поля, созданные Ра…
Потребность в единой ирригационной системе привела к созданию единой системы управления ‒ централизованной государственной власти. В Египте сформировалась централизованная восточная деспотия с верховным правителем фараоном, с общей для всего государства системой ирригационных сооружений, контроль за состоянием которых осуществляли наместники фараона ‒ номархи.
Цивилизация просуществовала свыше трех тысячелетий. За время своего многовекового существования она не претерпела существенных экономических и политических изменений. Огромную роль в формировании цивилизации сыграл Нил, долина которого благодаря труду людей и выгодным географическим условиям превратилась в страну с самобытной религией, архитектурой, пластикой, живописью.
Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития и достигла особого расцвета. Своеобразие и особенности культуры определялись рядом обстоятельств: ● ранним зарождением государственности и классовых отношений; ● тесной связью искусства и религиозного культа, особенно заупокойного ритуала; ● изолированным географическим положением страны.
Большую роль в формировании и развитии культуры играли сформировавшиеся в Древнем Египте традиции и каноны. В культуре Древнего Египта сложились устойчивые традиционные каноны в культуре и религии. Для культуры были характерны такие черты, как сакральность, каноничность образов и иных изображений, монументальность и синтетичность, гигантомания в архитектуре и скульптуре.
Колоссы Рамсеса II в Абу-Симбеле. XIII в. до н. э. Статуи фараона достигают 20 -метровой высоты (масштабность и каноничность).
Храм в Карнаке. Конец XIV – начало XIII в. до н. э. Колоннада гипостильного зала храма Амона в Карнаке. Зал имел ширину 103 м со 144 колоннами (использование различных культурных форм при создании архитектурных ансамблей).
«Портрет царицы Нефертити» . Скульптор Тутмес. Раскрашенный известняк. Первая четверть XV в. до н. э. Государственные музеи. Берлин.
Градация размеров фигур определялась положением изображаемого в обществе. Самым большим было изображение личности, ради которой сооружалась гробница, его родственников ‒ меньше, рабов и пленников ‒ еще меньше. Фараон и его подданные изображались полуобнаженными, а на царственное происхождение фараона указывал только головной убор и размер фигуры.
Сакральный и традиционно-канонический характер культуры формировался под влиянием правителей Древнего Египта и древнеегипетской политеистической религии. Каждый создатель художественной формы должен был следовать традициям и канонам, постоянство которых можно объяснить особенностями: ● экономического, политического и социального развития страны: ● застойностью экономических и социальных отношений, ● развитием искусства как составной части религиозного культа, особенно заупокойного ритуала.
Несмотря на высокое положение, творческая индивидуальность архитекторов, скульпторов, художников была достаточно строго ограничена и подчинена священным канонам, а их способности рассматривались как проявление божественной воли. Искусство считалось носителем вечной жизни, поэтому в нем оставалось мало места для индивидуального творчества с его субъективным восприятием мира. Был выработан язык, отвечающий идее постоянства ‒ экономный графический знак, строгие, четкие и ясные линии и контуры.
Еще в Древнем царстве сложились строго определенные типы статуй сидящего и стоящего. Стоящая фигура должна была напряженно выпрямлена, фронтальна, голова высоко поднята, левая нога делала шаг вперед, руки опущены и прижаты к телу. В рельефах ‒ голова и ноги изображались в профиль, а торс развернутым. Исключения были, но крайне редкие. Даже в деталях египетское искусство отличалось постоянством. Фигуры на рельефах движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов, что придает им торжественно-ритуальный вид.
Живопись «Музыкантши» . Фрагмент росписи гробницы в Фивах. XV в. до н. э. (каноны)
Рельефы раскрашивались. Преобладали сочетания желтой и коричневой красок с голубой и зеленой ‒ тона земли, растительности и безоблачного неба Египта. Раскраска имела еще одну устойчиво-условную особенность: красно-коричневый цвет использовали для мужских изображений, желтый ‒ для женских, черный ‒ для волос, белый ‒ для одежд. Этот изобразительный канон спустя много веков будет повторен в византийско-славянской иконописи при изображении лика святых.
Потребность в единой ирригационной системе привела к созданию системы государственного управления • с властью по типу централизованной восточной деспотии с верховным правителем (фараоном), • с общей для всего государства системой ирригационных сооружений, контролем за состоянием которых осуществляли наместники фараона – номархи, • системой учета. В Древнем Египте был даже бог Луны, письменности, счета, казны и священных книг Тот
Высшим культом в Древнем Египте был культ солнечного божества, грозного и испепеляющего, но дававшего жизнь. Египет называли «страной Солнца» , а фараонов – «сынами Солнца» . В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра. В текстах Ра называют дневным солнцем, Атум – богом вечернего солнца, Хепри – богом утреннего солнца. В «Текстах пирамид» Ра выступает также как бог умершего фараона.
Культ египетских богов восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему – зверю, покровителю племени, и пантеон богов был велик. Звероликость египетских богов: Ра изображался человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Анубис, покровитель умерших, имел голову шакала; Тот, бог мудрости, счета, казны и письма, изображался с головой ибиса; Сехмет, богиня войны и палящего солнца, представала женщиной с головой львицы; Нехбет, богиня царской власти, – в виде женщины с хохолком коршуна на голове и т. д.
Бог Солнца Ра. Фреска XIII в. до н. э.
В ранний период становления религии Египта бог Анубис покровитель умерших, воспринимался египтянами как черный шакал, пожирающий мертвых и охраняющий вход в царство мертвых.
У древних египтян сложилось мифологическое представление об окружающем мире. Небесный свод, например, им представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, небо воспринималось как водная поверхность. Нил олицетворялся в образе бога Хапи. Река населялась добрыми и злыми божествами в образе животных. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других – бог Акер. .
Значительную роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении жизни земной, но только в загробном мире. Для этого необходимо было сохранить тело умершего (отсюда обычай мумификации), поместить его в специальное жилище (гробницу), обеспечивать пищей (приносимой живыми). Странствующая по подземному царству душа спасалась от опасностей с помощью специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершили загробный суд. Оправдан мог быть только покорный в земной жизни человек.
Древний Египет порой представляется страной, в которой жили люди, поклонявшиеся всю свою жизнь смерти и собиравшиеся умереть. На это наталкивает то обстоятельство, что больше 95% памятников Древнего Египта найдены в гробницах. Гор и Анубис взвешивают сердце покойного.
Одним из ведущих мифов, определявших жизнь как простых египтян, так и фараонов, был миф об Осирисе. Осирис был могущественным богом производительных сил природы, царем загробного мира. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, являлся правнуком бога Ра, внуком бога Шу, старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, отцом бога Гора. Заслуги Осириса огромны: отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготавливать пиво и вино, добывать и обрабатывать медную и золотую руду, обучил людей врачебному искусству, строить города.
Исида помогала Осирису цивилизовать Египет. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида нашла его тела и укрыла. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни и родила от него бога неба и солнца Гора.
Широкой популярностью в Египте и за его пределами пользовался культ Исиды, богини плодородия, воды, ветра, мореплавания, символ женственности, семейной верности. В греко-римском мире Исиду называли «та, у которой тысяча имен» , и отождествляли с богиней Деметрой. Храмы Исиды в античной цивилизации известны с IV в. до н. э. (гг. Пирей, Рим, Помпеи и других городах, о. Делос). Культ Исиды оказал влияние на христианскую догматику и искусство. Видимо, образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором
Три этапа становления власти фараонов в Древнем Египте Первый этап – царство богов, которое предшествовало появлению первого государства. Второй этап – царство полубогов в доисторический период. Третий этап – царство людей во главе с божественной властью фараона, приравненной к власти Осириса.
Теория божественного происхождения верховной власти стала господствующей в Древнем Египте в различных вариантах. Эта теория была прочной основой правящей элиты, поскольку обосновывала необходимость в период земного пребывания людей покоряться власти фараона и жрецов также беспрекословно, как бы они покорялись непосредственной власти Амон-Ра или Осириса.
Обожествление земной власти фараона имело свои ритуальные формы. Когда фараон умирал и на его место заступал другой, устраивалась традиционная мистерия – нового царя объявляли богом, а похороны умершего сопровождались строго определенным заупокойным ритуалом. В Древнем царстве такой ритуал совершался только над умершей особой фараона, а позднее он стал частью погребальной церемонии любого знатного и богатого человека. Рядовых общинников без всяких церемоний просто зарывали в песок.
И вдруг фараон Аменхотеп IV решился на проведение религиозной реформы. Реформа лишала всякой экономической и политической опоры жречество Фив, связанное с культовым почитанием верховного божества города Амона. Фараон ввел поклонение богу Атону – всем видимому солнечному диску. На столь решительный шаг фараон пошел и по своей инициативе, и имея, видимо, опору в средних и низших слоях свободного населения.
Решительность Аменхотепа IV можно объяснить тем, что • фиванское жречество владело огромными богатствами • и представляло собой политическую силу, грозившую власти фараона. Видимо, конфликт между фараонами и жречеством зрел давно, и, тем не менее, реформа по своему времени поражает новизной и политическими выводами. Имущество жрецов было конфисковано, но старые традиции остались. Аменхотеп IV делает следующие шаги:
переносит столицу в новый город, находящийся между Фивами и Мемфисом; § новую столицу называет Ахетатон ( «Врата Атона» ). Позднее она стала называться Эль. Амарной (по названию одной из расположенных здесь деревень); § принимает новое имя – Эхнатон, (дух Атона), т. е. имя нового солнечного божества.
Культ Атона был известен и раньше. Но признание его официальным культом повлекло изменения в общежитии, традициях, наметились элементы демократизации царской власти. Фараон перестал быть божеством на земле. Фараон Эхнатон царствовал всего 17 лет. После его смерти наступила реакция, ибо реформы не удовлетворяли, по всей видимости, те слои общества, на которые он опирался.
При всем величии абсолютной власти Аменхотеп IV вступил в противоборство с иерархией жрецов – этой по истине кастой заговорщиков с тысячелетним опытом организации дворцовых переворотов, интриг и тайных убийств, которые никто не раскрывал. Жречество воспользовалось неудачами во внешней политике Египта и взяло реванш:
ם восстановило культ Амона, ם перенесло столицу вновь в Фивы, ם забыло город Ахетатон, ם стерло имя царя-еретика, где это было возможно, а его самого в некоторых папирусах назвали мятежником и предали проклятию. Был ли этот акт трагедии последним? Вероятно, никто, а возможно и никогда не ответит на этот вопрос.
20 -летний фараон Тутанхамона неожиданно умирает. Сегодня мы еще можем видеть роскошный саркофаг (золото, драгоценные камни, уложенные в мозаику украшений государя Верхнего и Нижнего Египта). Загадкой остаются глаза фараона, чуть раскосые, подернуты влажной дымкой, словно вопрошающие: «ВЫ ПОНЯЛИ? !» .
Золотая маска Тутанхамона, видимо, и стала последним актом трагедии. Юный фараон Тутанхамон, зять Эхнатона, отказался от реформ тестя.
При преемниках Эхнатона древнеегипетская цивилизация начала клониться к упадку. Культура древнеегипетской цивилизации исчерпала себя. Древний Египет на протяжении еще нескольких столетий медленно умирал, пока не оказался в IV в. до н. э. завоеванным Александром Македонским. Древний Египет вновь стал один из центров культуры, но античной цивилизации. Культура древнеегипетской цивилизации выполнила важную задачу – передала опыт развития другим подобным общностям, сделала их достоянием свои открытия.
3. Особенности культур цивилизаций Двуречья (Месопотамии) Рядом с древнеегипетской цивилизацией развивались цивилизации Двуречья (Месопотамии), Просуществовали с IV тыс. до середины VI в. до н. э. Однако если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья ‒ это ряд последовательно сменившихся цивилизаций. Главные обитатели Двуречья ‒ шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.
Колыбель цивилизации представляла длинную и узкую полосу земли вдоль рек Тигр и Евфрат. На рубеже IV–III тыс. до н. э. на этой территории появились города-государства, предшественники греческих городов-полисов, но имевшие иное политическое устройство и экономический уклад. Практически все они были тесно связаны с реками Тигр и Евфрат, и цивилизации этого региона была не менее древними, чем египетская. Существовавшие в регионе государства представляли собой типично восточные деспотии.
История и культура Двуречья была более динамичной, чем в Египте. Государства региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения с ближайшими и дальними соседями, привозя • из Индии слоновую кость и цветные камни, • из Египта ‒ золотые украшения и продукты зерновых культур, • из городов Малой Азии и с гор Кавказа ‒ сурьму, олово и медь.
Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизации Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени ‒ письменные. Количественно письменные памятники культуры региона превосходят материально-вещественные памятники. Если в Древнем Египте при строительстве использовали в основном камень, то в Двуречье ‒ кирпич -сырец. Если воды Нила текли сравнительно спокойно, особенно в нижнем течении, то наводнения Тигра и Евфрата были разрушительны для сооружений из кирпича-сырца. Видимо, наводнения были настолько сильными и разрушительными, что именно в Двуречье родился миф о
Шумеро-вавилонскую культуру можно назвать письменной. Глина при соответствующей обработке оказалась материалом, который стал не единственным, но надежным хранилищем древнего слова. В распоряжении специалистов-ученых оказались сотни тысяч клинописных глиняных табличек, которые удалось прочитать. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек состоит из хозяйственных, административных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества ‒ его социальной структуре, экономическом состоянии, уровне культуры.
Царства, возникавшие в Двуречье, существовали порой по несколько десятков веков, но погибали в основном «от бюрократического разложения» . Во второй половине III тыс. до н. э. аккадцы утверждаются на юге Двуречья. В XXII в. до н. э. аккадский правитель Саргон Великий, объединяет Двуречье в единое государство. В первой половине II тыс. до н. э. главную роль в Двуречье начинают играть вавилоняне ‒ народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся в результате слияния шумерийцев и аккадцев. Шумерский язык к тому времени был уже мертвым языком и в вавилонской культуре играл примерно такую же роль, как латинский в средневековой Западной Европе.
Около 1750 г. до н. э. царь Вавилона Хаммурапи объединил все Двуречье. При нем был создан свод законов (в истории известен как законы царя Хаммурапи), в котором была сделана попытка юридически упорядочить систему расчетов, ввести гарантию правовой защиты имущества населения, заложить принцип равной материальной ответственности. Правда, порой от этого принципа веет варварством. Так, смертью карался строитель, если построенный им дом обваливался, а его владелец погибал; врачу, не справившемуся с проведением операции, надлежало отрезать руку.
Статуя молящегося (возможно, царя Хаммурапи). 1792 -1750 гг. до н. э. Лувр, Париж.
Законы оказались приемлемыми для большинства народов разноплеменной империи Хаммурапи. В них были статьи, посвященные юридическому регулированию имущественных и расчетных документов. К судебному разбирательству не принимались дела, если договор заключался без свидетелей, или если истец и ответчик не составляли договор. Судья нес наказание, если выносил решение, противоречащее обязательствам по документу с печатью. Сводом законов устанавливались размеры оплаты труда по различным видам работ и услуг. За невыполнение долговых обязательств и займов следовало возмещать понесенные убытки и т. д.
В конце IX‒VII в. до н. э. самым могущественным государством Передней Азии была Ассирия, которая подчинила себе все Двуречье и распространила влияние на Малую Азию, Средиземноморье и даже одно время на Египет. При ассирийском царе Ашшурбанипале была собрана библиотека (30 тыс. клинописных табличек). В библиотеке имелись тексты на аккадском и арамейском языках (официальные языки Ассирии), тексты и словари на шумерском, египетском, финикийском и других языках, а также тексты Элама. Собрание Ашшурбанипала в 612 г. до н. э. сильно пострадало во время войны ассирийцев с вавилонянами и мидийцами. Остатки библиотеки были найдены в середине XIX в.
Последние страницы истории Двуречья были связаны с Вавилоном. В конце VII в. до н. э. вавилоняне вместе с соседямимидийцами нанесли поражение Ассирии. Просуществовав около ста лет, Нововавилонское царство в 538 г. до н. э. пало под ударами персидских войск. Таким образом, на протяжении столетий на территории Двуречья возникали и погибали империи, но неизменной оставалась клинопись ‒ господствующая система письма региона, которая выступала своего рода объединяющим фактором. Направление письма также менялось: сначала писали вертикальными столбцами справа налево, позже ‒ построчно, слева направо.
Цивилизации Двуречья имели собственные пантеоны богов. О них можно получить сведения из письменных источников (мифы, гимны, молитвы), начиная с III тыс. до н. э. и на основе материалов изобразительного искусства, которые датируются VI тыс. до н. э. Из первых письменных источников (конец IV ‒ начало II тыс. до н. э. ) известны имена богини Инанны (божество г. Урука, богиня плодородия, любви и распри, центральный женский образ), бога Энлиля (общешумерский бог, покровитель г. Ниппура, сын бога неба Ана), бога Энки (покровитель г. Эреду, владыка подземных пресных вод, мирового океана, божество мудрости).
Древнейший список богов, составленный около XXVI в. до н. э. , выделяет шесть верховных богов раннего шумерского пантеона: Ан, Энлиль, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту. Собственно космогонические шумерские мифы неизвестны. В одних текстах говорится о том, что небеса отделились от земли: Ан забрал себе небо, Энлиль ‒ землю; другие содержат информацию о том, что землю от небес отделил Энлиль.
Пантеон аккадо-вавилонских богов во многом совпадает с шумерским. Совпадают и религиозные представления о роли богов. Роль богини Инанны у аккадцев выполняет богиня Иштар, бога Энлиля ‒ бог Бел, бога Уту ‒ бог Шамаш и т. д. По мере возвышения Вавилона все большую роль начинает играть главный бог этого города Мардук, хотя его имя по своему происхождению шумерское.
Один из наиболее типичных богов цивилизаций Двуречья ‒ образ богини-матери (в иконографии с ней иногда связывают изображения женщины с ребенком на руках), которая почиталась под разными именами. Другой не менее часто встречающийся образ ‒ боги плодородия. В мифах о них наблюдается тесная связь с культом.
О местонахождении подземного царства четкого представления нет. Четко прослеживается цикличность, проявляющаяся в ритуале «жизнь ‒ смерть ‒ жизнь» , связанном с земной жизнью и подземным царством, то есть: «жизнь ‒ смерть ‒ воскрешение» . Границей подземного царства является река, через которую перевозит перевозчик. Попадающие в преисподнюю проходят через семь ворот подземного царства, где их встречает привратник Нети.
Условия пребывания в подземном царстве дифференцированы: сносной жизни удостаиваются праведно погребенные души, павшие в бою и многодетные. Участь мертвых тяжела: хлеб горек, вода солона, подземный мир темен. Души не погребенных мертвых, согласно верованиям, возвращались на землю и приносили беды живущим.
Одно из центральных мест в мифологии Двуречья занимала проблема происхождения человека. О сотворении людей дошло несколько мифов, согласно которым боги лепили людей из глины, чтобы они обрабатывали землю, пасли скот, собирали плоды и т. д. , чтобы кормить богов. Когда человека изготавливали, боги определяли его судьбу и устраивали пир. Захмелевшие боги начинали снова лепить людей, но у них получались неполноценные люди (не способные рожать женщины, существа, лишенные пола).
В мифах можно найти сведения о том, что под небесным сводом лежит «ки» ‒ земля, которая разделена на несколько ярусов (в верхнем живут люди и им владеет Энлиль, средний ‒ владение бога Эйя, нижний ‒ владение богов земли и подземного царства). Чтобы укрепить землю, ее привязали к небу веревками (Млечный путь) и закрепили колышком. Если в шумерской космогонии и теогонии сохранялись отрывочные сведения, то в вавилонской главная роль в сотворении мира отводилась Мардуку, который со II тыс. до н. э. занял ведущее место в пантеоне богов.
В памятниках I тыс. до н. э. предстает более четкое представление о строении вселенной, которая плавает в мировом океане: земля уподоблялась большому перевернутому круглому челну, а небо ‒ твердому полусводу (куполу). Все небесное пространство состоит из верхнего, среднего и нижнего неба. На нижнем небе, видимом людьми, расположены звезды.
Боги, как считало население Двуречья, всесильны и могущественны, творцы всего живого на земле. И в то же время они могли быть злыми, капризными, жестокими. Их решения часто объясняли капризами, пьянством, распущенностью. В облике богов порой проявлялись бытовые непривлекательные черты (грязь под ногтями, которые красились в красный цвет, растрепанные волосы).
Аккадо-вавилонские представления о сотворении мира и рода людского связаны со сказаниями о человеческих бедствиях, гибели людей и даже о разрушении вселенной. Причина всех невзгод ‒ гнев богов, их желание уменьшить число все растущего и надоедающего им своим шумом рода человеческого. Зачастую бедствия воспринимаются не как законное возмездие за совершенные грехи, а как злой каприз божества.
Бог Энлиль, возмущенный суетливостью и шумливостью людей, решает их уничтожить, посылая чуму, мор, засуху, голод, засаливая почву. Но с помощью бога Энки люди справляются с этими бедствиями и каждый раз вновь множатся. Энлиль насылает на людей потоп, и они гибнут. Спасается только Атрахасис, который по совету Энки строит большой корабль, погружает на него свою семью, ремесленников, зерно, все имущество, а также животных, «кто ест траву» .
Этот сюжет предшествовал библейскому описанию Всемирного потопа. Всемирный потоп, Ноев ковчег, иные библейские сюжеты свидетельствуют об исторической взаимосвязи становления и развития мировых культур. Мифологическое представление о мире и человеке свидетельствует о глубоком внутреннем единстве культуры и религии государств Двуречья, их воздействии на формирование мировоззрения последующих поколений в других цивилизациях.
Культ неба и небесных светил также получил свое отражение в мифах цивилизаций Двуречья. В шумеро-аккадской мифологии «отец богов» Ан ‒ бог неба и его творец, Уту ‒ солнечный бог, Шамаш ‒ бог солнца. В неизменном движении небесных светил по постоянно заданному пути жители Месопотамии видели проявление божественной воли, и они хотели познать эту волю. Отсюда внимание к звездам, планетам, солнцу.
Интерес к звездам и планетам вел к развитию астрономии и математики. Вавилонские «звездочеты» высчитали период обращения Солнца, Луны, составили солнечный календарь и карту звездного неба. В астральных мифах звезды и созвездия часто представлялись в виде животных. В Древнем Вавилоне, например, выделялось 12 знаков зодиака, а каждому богу соответствовало свое небесное светило.
Земной географии соответствовала география небесная. Древние жители полагали, что страны, реки, города, храмы существуют на небе в виде звезд, а земные предметы являют собой отражения небесных. Так, считалось, что план города Ниневия был вычерчен сначала в небесах и существовал издревле. В одном созвездии находится небесный Тигр, в другом ‒ небесный Евфрат. Другие города также имеют свои определенные созвездия.
В Лувре хранится стела правившего в XXIII в. до н. э. аккадского царя Нарамсина, на которой, как считается, впервые было изображено два солнца, повседневное земное и небесное.
Научные знания и исследования «ученых» и «звездочетов» , в роли которых выступало в основном жречество, были связаны с магией и гаданием. Поэтому в Двуречье не случайно родились астрология и связанные с ней составления гороскопов. Жители были уверены, что существует определенная закономерность и связь между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов. Им казалось, что наблюдение за небом, звездами и планетами есть путь к определению судьбы человека. Постепенно сложилась практика расчета судьбы, а также «хороших» и «плохих» дней.
В Древнем Двуречье жрецы не имели того влияния, какое было у жречества в Древнего Египта. Тем не менее, жители верили в подвластность человека высшим силам, в предопределенность судьбы и подчинялись воле царей и жрецов. С одной стороны, для населения восточных деспотий характерна покорность и вера в судьбу, с другой ‒ вера в возможность борьбы с нередко враждебной окружающей средой. Вера в колдовство и мистику, загадочность окружающего мира и страх перед ним у них сочетались с трезвостью мысли, стремлением к точному расчету и прагматизму. Отсюда берут начало истоки арифметики и геометрии.
Еще в древнем Вавилоне возникли первые школы и профессия учителя, который занимался не только обучением, но был и одновременно писцом. В Шумере, Вавилоне, а позже в Ассирии писцы оставили после себя большое количество табличек (в музеях мира их около 500 тыс. , но многие из них еще не прочитаны). Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдения за движением планет и звезд. Учитель не только преподавал предмет, но и считался человеком «мудрым» , «знающим» , и прежде всего в делах божественных, поскольку математика и астрономия понимались как божественные начала.
В городах южного Двуречья с конца IV ‒ начала III тыс. до н. э. выработался определенный тип застройки храмов-святилищ, дворцов с рельефами, а также укреплений. В III тыс. до н. э. сложился новый тип храма ‒ зиккурат, культовая ярусная башня из кирпича-сырца с 3– 7 ярусами в форме усеченной пирамиды или параллелепипеда, с внутренним двором и статуей божества во внутреннем святилище. Ярусы соединялись лестницами и пологими подьемами-пандусами.
Зиккурат Этеменанки (бога Энки) в Вавилоне (Вавилонская башня) Реконструкция
Каждый ярус (ступень) посвящался одному из богов и его планете, был, видимо, озеленен и имел определенную окраску. Многоступенчатые храмы завершались павильонами-обсерваториями, откуда жрецы вели астрономические наблюдения. Семиярусный зиккурат мог иметь следующие посвящения и цвета: например, 1 -й ярус посвящался Солнцу и окрашивался в золотой цвет; 2 -й ярус ‒ Луне ‒ серебряный; 3 -й ярус ‒ Сатурну ‒ черный; 4 й ярус Юпитеру ‒ темно-красный; 5 -й ярус ‒ Марсу ‒ ярко-красный, как цвет крови, пролитой в сражениях; 6 -й ярус ‒ Венере ‒ желтый, потому что она ближе всех находится к Солнцу; седьмой ‒ Меркурию ‒ синий. Седьмой храм посвящался богу Энки.
В отличие от пирамид, зиккураты не являлись посмертными или заупокойными памятниками. Самым большим зиккуратом была, видимо, Вавилонская башня, которую иногда по величине сравнивают с пирамидой Хеопса. По одной из версий башня имела высоту и основание 90 м, озелененные террасы. С Вавилонской башней связаны предания, нашедшие отражение в Ветхом Завете Библии. В первой книге Моисеева «Бытие» (глава 11) рассказывается о строительстве города-башни «высотою до небес» , за что Господь смешал язык строивших башню и «рассеял их. . . оттуда по всей земле» .
Храмы Двуречья были не только культовыми, но и научными, коммерческими учреждениями, центрами письменности. Писцов обучали в школах, называвшихся домами табличек и существовавших при храмах. Из них готовили специалистов, владеющих письмом, счетом, певческим и музыкальным искусством. Кроме того, они должны были знать ритуалы, право и учет. Учетные работники могли быть выходцами из бедных семей и даже рабами. После завершения обучения в школах выпускники становились служителями в храмах, частных хозяйствах и даже при царском дворе. Кастовой замкнутости не существовало, поэтому многое зависело от личных способностей выпускника.
В VII–VI вв. до н. э. Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник площадью около 10 кв. км, разделенный Евфратом на две части. Город был окружен внешними и внутренними стенами с зубчатыми башнями и проездными воротами, названными именами богов. Главные ворота носили имя богини Иштар и были облицованы глазурованным кирпичом с рельефами быков и драконов. В реконструированном виде эти ворота хранятся в Государственном музее Берлина. Среди главных сооружений города можно назвать храмы главного бога Мардука, богини-матери Нинмах, семиярусный зиккурат бога Энки ‒ Этеменанки, разрушенный войсками Александра Македонского, дворец-крепость и др.
До нашего времени дошло немного материальных архитектурных памятников цивилизаций Двуречья. Поэтому каждый из них имеет большую значимость для понимания государств цивилизаций Двуречья. Удалось составить планы застройки некоторых городов. Восстановлены, например, планы города Вавилона VII–VI вв. до н. э. и его архитектурный ансамбль, созданный при царе Навуходоносоре. Отдельные из памятников реконструированы и ныне хранятся в качестве экспонатов в музеях мира.
«Ворота Иштар» внутреннего города Вавилона. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.
По вавилонской традиции через ворота Иштар проходила важная религиозная церемонии по случаю праздновании Нового года, проводившегося в марте. Торжественная встреча всенародно любимого праздника затягивалась более чем на 10 дней. В первый день в городе служили церемонии в святилищах Мардука, затем его статуя с почестями погружалась на корабль и отправлялась вверх по Евфрату в специальный храм – Дом Нового года. По истечении 10 дней всенародное шествие доставляло статую обратно в Вавилон через ворота Иштар.
Неудивительно, что царь Навуходоносор, который перестраивал ворота Иштар, очень гордился ими. Главные ворота богини Иштар (аккадская богиня плодородия, войны, любви и красоты, царица Неба, олицетворение планеты Венера) имели форму арки. Построены из кирпича, который покрыт ярко-голубой, черной, белой и желтой глазурью. Стены ворот Иштар облицованы необычайной красоты барельефами и изображениями.
Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов. Существует такое описание ворот Иштар: «Ряды кирпичей идут один над другим. Драконы и быки никогда не встречаются в одном горизонтальном ряду, но ряд быков следует за рядом сиррушей, и наоборот.
Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Она гласила: «Я ‒ Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый государь, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополассара, царя вавилонского…» . Табличка хранится в берлинском музее Пергамон.
Фрагмент ворот богини Иштар. VI в. до н. э. Реконструкция. Изразцовая облицовка ворот.
Каждое отдельное изображение занимает по высоте 13 кирпичей, промежуток между ними составляет 11 кирпичей.
Восточные деспотии Двуречья, разъедаемые коррупцией, борьбой за власть, войнами, в конце концов, пришли к упадку. От них осталась только бессмертная культура, которая ассимилировалась, переходя от одного народа к другому. Ее элементы дошли даже до русскоправославной цивилизации. В русском языке немало слов и имен, пришедших из шумеро-аккадских языков, которые порой воспринимаются как исконно русские.