Вяземский.pptx
- Количество слайдов: 11
ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ: П. А. ВЯЗЕМСКИЙ (1792 - 1878) Выполнили: ученики 8 «В» класса Ксения, Семакина Анна Политов Александр, Волкова Пупырев Михаил, Суворов Игорь, Аверьянов Максим.
Детство Родился 12 (23) июля в Москве в богатой дворянской семье. Род князей Вяземских вел свое начало от потомков Мономаха. Его родители - князь Андрей Иванович Вяземский и княгиня Евгения Ивановна Вяземская. Получил прекрасное домашнее образование, с 1805 года учился в Петербургском иезуитском пансионе. В 1806 году вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета.
Юношество С 1807 года, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н. Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского), дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели, в том числе и будущие декабристы. Зачисленный в Межевую канцелярию, Вяземский больше времени отдавал литературным увлечениям и светской жизни. Он предпочитает малые стихотворные жанры - пишет элегии, послания, стихотворения в альбом. Вместе с тем пишет и эпиграммы, басни.
Зрелые годы Во время войны 1812 года вступил в дворянское ополчение и участвовал в Бородинском сражении. Надеясь на перемены государственного устройства России, принял участие в составлении записки царю об освобождении крестьян (1820). Участвовал в подготовке проекта конституции, общался с вольнолюбиво настроенными кругами польского дворянства и будущими декабристами. Разделяя воззрения декабристов, он не разделял их революционных методов, поэтому не стал участником восстания. Хотел воздействовать на правительство словом, убеждением. Это не помешало Вяземскому решительно осудить репрессии против декабристов. В 1830 году стал сотрудником "Литературной газеты" Дельвига и Пушкина, а затем и пушкинского "Современника".
Смерть Его поздние лирические стихотворения отражали грустные настроения поэта, ощутившего свой разрыв с современностью. Последние двадцать лет жизни Вяземский жил за границей, в полной мере ощутив социальное и духовное одиночество. 10 (22) ноября 1878 году в Баден-Бадене Вяземский умер. Похоронен в Петербурге.
Творчество. Периоды творчества Стиль его многочисленных посланий, стихов «на случай» , эпиграмм, мадригалов, куплетов для пения и т. п. свидетельствует об их близкой связи с теми же жанрами во французской «лёгкой поэзии» конца XVIII века. Отличаясь умом, находчивостью и остроумием, Вяземский сосредоточивал всё своё внимание, как в поэзии, так и в прозе, на заострённой мысли, на блестящей игре словами. Д. С. Мирский считает его поздние стихи более значительными, чем ранние.
Первый период В поэтической деятельности Вяземского можно различать несколько периодов. Первый успех Вяземскому принесли эпиграммы, осмеивающие литературных ретроградов. Наряду с сатирическими произведениями, баснями, эпиграммами, осмеивавшие как отдельных лиц, так и общие пороки и свойства людей (например «Да как бы не так» , 1822, цикл эпиграмм на Шаликова, Шаховского и другие) в первый период в его творчестве значительное место занимает эпикурейская поэзия. Поэтому можно утверждать, что Вяземский вступил в литературу певцом наслаждения жизнью, счастливой любви, беспечного бытия в кругу близких, понимающих друзей (например, его «Послание к халату» , 1817). В печати же он дебютировал стихотворным «Посланием Жуковскому в деревню» и критическими статьями (1808).
Второй период Годы политического либерализма вдохновили его на «свободолюбивые» стихотворения. Лучшие из них: «Петербург» (1818), заканчивающийся воззванием к царю дать конституцию России и уничтожить крепостное право, и «Негодование» (1820), грозящее местью деспотам за угнетение народа. Эти стихотворения отражали настроения известной части дворянства накануне декабрьского восстания и по содержанию были близки пушкинским ( «Деревне» и «Вольности» ). В эти же годы политических надежд и разочарований Вяземский пережил увлечение поэзией Байрона, наложившей отпечаток на некоторые его произведения (например, «Уныние» , 1849).
Третий период Стихотворения второй половины жизни Вяземского, в поэтическом отношении очень продуктивной, отличаются значительно большим вниманием к художественной форме — результат влияния поэзии Пушкина. По настроению они полны грустного лиризма, а иногда свидетельствуют о тяжёлой меланхолии и пессимизме автора. Пережив всех близких ему людей, дотянув до эпохи разложения дворянства, наблюдая быстрый рост буржуазии и выступление на общественную сцену ненавистной ему демократической интеллигенции, Вяземский чувствовал себя одиноким и чужим всему, что окружало его в последние десятилетия жизни. В стихах он иногда издевался над враждебной ему современностью, но чаще уходил в далёкие воспоминания о прошлом или с тоской изображал своё безотрадное существование.
Анализ Литературная деятельность для Вяземского была лишь занятием дилетанта, а не насущным трудом. Несмотря на это, трудно найти человека, более преданного литературным интересам, тщательнее следившего за жизнью русской литературы. Вяземский был связан личными дружескими отношениями с большей частью писателей, принадлежавших к тому же высшему дворянскому слою общества: Карамзин, Дмитриев, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Пушкин и Баратынский. Он принимал горячее участие в борьбе «Арзамаса» (где его прозвищем было Асмодей) против «Беседы» , в начале 1820 -х гг. выступил в защиту романтизма и был толкователем ранних поэм Пушкина.
Спасибо за внимание!