ПОЭЗИЯ. НАЧФАК.ppt
- Количество слайдов: 48
Поэтические произведения в литературе для детей (2 часа)
План q. Народная поэзия для детей. Первые поэты. Продолжение традиций поэзии XVIII века. q. Романтизм XIX века в поэзии: жанр баллады. q. Второй взлет русской поэзии в 50 – 60 е гг. XIX в. Народно демократическая поэзия. Поэзия «чистого искусства» . q. Поэзия начала ХХ века в детском чтении. q Советская детская поэзия. Стихи, написанные специально для детей. q Современные детские поэты.
Народная поэзия для детей. Первые поэты. САВВАТИЙ (1 я пол. XVII в. ) — поэт, справщик Печатного двора, монах. О его деятельности известно из некоторых документов и из его собственных стихов, в которых он при помощи акростиха сообщал имя того, к кому обращался, и свое (например: “Господарю Ивану Никитичи монах Саватиища падая на земли челом биет”). Служил справщиком с сентября 1634 г. по сентябрь 1652 г. с окладом в 35 рублей. Возможно, до этого он состоял в причте одной из дворцовых церквей, как он сам пишет в стихотворном послании царю Михаилу Федоровичу: “Богомолец твой государев царев, прежебывший у тебя, государя, служитель олтарев”. В другом большом стихотворении, состоящем из 106 строк, наз ванном «Азбука отпускная» , создан образ положительного учени ка, который внял советам своего учителя, старательно учился, и поэтому педагог научил его всему, что сам знал и умел. Это как бы напутственное слово ребенку в день окончания обучения.
Симеон Полоцкий В 1664 г. по приглашению русского царя Алексея Михайло вича Симеон переехал в Москву, где открыл школу, стал прини мать активное участие в литературной и общественной жизни. Принимал участие в создании букваря 1664 г. Составил букварь издания 1667 г. , который был переиздан в 1669 г. Предисловие для этого букваря является выдающимся педагогическим трактатом XVII в. В букваре 1679 г. помещено два стихотворения для детей: «Предисловие юношам, учитися хотящим» и «Увещание» . В первом рассказывается о книге, восхваляется грамота, содержатся призывы к детям хо рошо учиться, ибо тот, кто трудится в юности, будет пребывать в покое в старости. Из всех трудов наибольшее удовольствие и поль зу приносят чтение и учение. Второе стихотворение в конце книги. Написал стихотворные предисловия к книгам «Тестамент» и «Повесть о Ваарламе и Иоасафе» . В них он рассказывает о содержании книг, обращает внимание на самое главное, стараясь заинтересовать детей, подготовить к восприятию. Самые главные книги: «Рифмологион» , 1308 страниц большого формата, и «Верто град многоцветный» , состоящий из 1316 страниц. Книги были пред назначены «в пользу юных и старых» , которые могли в них «ума словес поискати» и читать «к научению возраста своего» . В книгах немало стихотворений, доступных детям, в том числе приветственные стихи от детей к родителям, родственникам и покровителям. Будучи учителем по профессии и выдающимся поэтом своего времени Симеон Полоцкий внес значительный вклад в создание литературы для детей.
Карион Истомин Первым русским писателем и поэтом, чье творчество было целиком посвящено детям, был Карион Истомин. Во всех своих произведениях Карион Истомин прославлял науку, «просвещение» . Он считал, что учиться должны все: дети всех сословий, мальчики и девочки, люди всех национальностей. Наука, по словам Кариона Истомина, должна избавить людей от нужды и горя. Хотя в большинстве своих стихотворений Истомин непосред ственно адресовался к царевичам, но предназначал их для всего русского народа. При жизни Кариона Истомина вышли три его книги для детей и полный комплект учебников. В другой детской книге Кариона Истомина — Большом букваре было 11 стихотворений. Кроме этого, он написал более десяти стихотворных книг. Так, в книге «Полис» рассказывается о всех, временах года, частях света, разных странах. В стихотворной книге «Домострой» , состоящей из 176 строк, на ярких примерах, образно излагаются правила поведения. Основное содержание правил сводится к требованию заниматься изучением «наук свободных» и т. п.
Романтизм XIX века в поэзии. • • Василий Андреевич Жуковский • У Жуковского мало оригинальных произведений; большая часть это переводы и переложения произведений. . Переводы Жу ковского стали значительными событиями в русской литературе (главным для него было передать художественное совершенство оригинала). Особенно известны в детском чтении баллады Жуковского, восходящие к поэзии немецкого романтизма: «Людмила» , «Светлана» , «Ивиковы журавли» , «Кубок» , «Рыбак» , «Лесной царь» . В мире баллад Жуковского всегда присутствует тайна прекрасная или страшная; в плен этой тайны и попадает душа героя (и читателя), переживающая чувства, доселе ей незнакомые. • Он свободно переиначивал сюжеты, вносил в них элементы романтического стиля мотивы рыцарского средневековья, русской старины, народных поверий и обычаев, однако всегда облагораживая их в соответствии с понятиями салонно придворного этикета. Некото рые сказки поэмы написаны редким сегодня стихотворным размером русским гекзаметром, который несколько утяжеляет повествование, зато придает торжественность и убедительность фантастическому вымыслу: «Ундина» , «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премуд рости Марьи царевны, Кощеевой дочери» и др.
Романтизм XIX века в поэзии. Тема детства в творчестве Пушкина занимает сравнительно скромное место. Только небольшое стихотворение «Младенцу» (1824) да «Эпитафия младенцу» (1828) целиком посвящены этой теме. Поэт отказывался сотрудничать в детских журналах и никогда не писал специально для детей. (В рукописях «Детская книжка» , замысел роман о детстве. • Многие лирические произведения поэта составили основу круга чтения детей, начиная с самого раннего возраста, это сказки, стихотворения и отрывки из поэм, из романа «Евгений Онегин» . Александр Сергеевич ( «Зимний вечер» , «Зимнее утро» ). Пушкин Что способствует такой притягательности стихотворений для детей? üхудожественное совершенство и согласованность с эстетическим чувст вом ребенка. üзвучание отголосков народных песен, естественность и ясность красок; üперепле тения ритмико мелодических и звуко цветовых узоров; üпростые глагольные рифмы, придающие стихотворению переменчивое движение, завораживающее ребёнка; üприёмы народной поэзии. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» . Появился во втором издании поэмы (1828). Сказочная мозаика.
Романтизм XIX века в поэзии. Один из первых поэтов, пришедших в «профессиональную» литературу из народной среды. Критик Н. А. Добролюбов написал о нем книжку для детей, а в одной из рецензий рекомендовал его произведения как лучшее детское чтение. «Тесное слияния «авторской» и народной поэзии, песни; особая художественная форма с присущей ей распевностью, своеобра зие мелодраматического рисунка, интонационная смелость» . Алексей Васильевич Продолжая народную традицию, он опоэтизировал земледельческий труд, его «Песни пахаря» включались во Кольцов все детские сборники. поэтизация труда: картины природы, создающие у ребенка Выйдет в поле травка – радостное настроение, или настроение грусти, тихой печали. Вырастет и колос, Что, дремучий лес, Станет спеть, рядиться Призадумался, В золотые ткани. . . Грустью темною Затуманился? . . Поэзия Кольцова обогатила русскую лирику, для которой XIX век стал временем расцвета, мотивами истинно народного звучания. Отзвуки их мы находим у Н. Некрасова, И. Сурикова, И. Никитина, а много позже у С. Есенина, А. Твардовского. . .
Второй взлет русской поэзии в 50 – 60 е гг. XIX в. • Фёдор Иванович Тютчев Поэзия «чистого искусства» . Развитие поэзии для детей идет двумя путями, получившими условное название «поэзии чистого искусства» и «некрасовской школы» (т. е. народно демократической поэзии). Под знаком «чистой поэзии» , «чистого искусства» выступали те, кто развивал романтические традиции русской литературы и ее фи лософскую, общечеловеческую направленность. Это Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и другие поэты. Федор Иванович Тютчев (1803 1873) сложился как поэт в конце 20 х начале 30 х годов. Страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира в лирике Тютчева особенно созвучен юной, развивающейся душе. Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Умение передать «душу природы» сказочные олицетворения природы ( «Зима недаром злится. . . » ). Тютчев беспредельно свободен в своем поэтическом языке и образности: он легко и гармонично сближает слова разного лек сического ряда; метафора объединяет у него далекие друг от дру га явления в цельные и яркие картины.
• • Второй взлет русской поэзии в 50 – 60 е гг. XIX в. Поэзия «чистого искусства» . Вполне правомерно, что стихи Афанасия Афанасьевича Фета (1820 1892) входят в детские хресто матии и сборники: именно малышам свойственно чувство радост ного постижения мира. А в таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря. . . » , «Мама! глянь ка из окошка. . . » , присутст вуют и сами дети со своими заботами, своим восприятием окру жающего. Многие его стихи это непревзойденные по красоте картины природы. Лирический герой Фета полон романтических чувств, окрашивающих и пей зажную его лирику. В ней передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею. Мама! глянь ка из окошка – Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. Не колючий, светло синий По ветвям развешан иней – Погляди хоть ты! Словно кто то тороватый Афанасий Свежей, белой, пухлой ватой Афанесьевич Все убрал кусты. Фет Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»
Второй взлет русской поэзии в 50 – 60 е гг. XIX в. Поэзия «чистого искусства» . • В детское чтение вошли такие стихи Аполлона Николаевича Майкова (1821 1897), которые отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы» . • «Летний дождь» : • «Золото, золото падает с неба!» • Дети кричат и бегут за дождём. . . • Полноте, дети, его мы сберём, • Только сберём золотистым зерном • В полных амбарах душистого хлеба! Аполлон Николаевич «Сенокос» , «Ласточка примчалась. . . » . Майков Поэтам, группировавшимся вокруг Н. А. Некрасова, таким, как И. С. Никитин, А. Н. Плещеев, И. З. Суриков, ближе всего были тра диции реализма; они разделяли идею открытой гражданственности и демократизма, тяготели к социальной проблематике.
Народно демократическая поэзия. • • • • Николай Алексеевич Некрасов (1821 1877) придавал большое зна чение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служе ния народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой. В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» . Интонация добро желательного рассказчика , характерная для всего детского цикла Некрасова, в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» особенно выразительна: Дети, я вам расскажу про Мазая. Николай Алексеевич Каждое лето домой приезжая, Некрасов Я по неделе гощу у него. Нравится мне деревенька его. . . Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах. . . Некрасов всегда тщательно работал над воспитательной сто роной детских стихов , но, кроме того, сами эти его стихи урок бережного обращения с психикой ребенка. Ведь ребенок тоже часть природы, которую так горячо призывал Некрасов любить и защищать. ( «Дедушка Мазай и зайцы» , «Дедушка Яков» , «Генерал Топтыгин» , «Пчёлы» , поэма Железная дорога» ). Отдельно можно выделить стихи Некрасова, которые он не предназначал специально маленьким читателям, тем не менее в них встречаются образы детей – (в детях он видел надежду на лучшее будущее, но их судьба часто тревожила и огорчала поэта). «Школьник» (1856). «Плач детей» (1860), поэме «Крестьянские дети» (1861).
Народно демократическая поэзия. Детским стихам Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) характерны конкретность и свободная разговорная интонация. ( «Скучная картина» , «Нищие» , «Дети» , «Родное» , «Старики» , «Весна» , «Детство» , «Бабушка и внучек» ). В 1861 выходит сборник «Детская книга» , а в 1878 году Плещеев объединяет свои произведения для детей в сборник «Подснежник» . (Стремление к жизненности и простоте, Алексей Николаевич большинство стихотворений сюжетны, содержание многих Плещеев составляют беседы стариков с детьми). . Много их сбегалось к деду вечерком; Щебетали, словно птички перед сном: «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток» . «Дедушка, найди мне беленький грибок» . «Ты хотел мне нынче сказку рассказать» . «Посулил ты белку, дедушка, поймать» . «Ладно, ладно, детки, дайте только срок, Будет вам и белка, будет и свисток!»
Второй взлет русской поэзии в 50 – 60 е гг. XIX в. Народно демократическая поэзия. Иван Саввич Никитин • Стихотворения Ивана Саввича Никитина (1824 — 1861) «Помню я, бывало, няня» и «Детство веселое, детские грезы, / Только вас вспомнишь — улыбка и слезы» перекликаются со стихотворениями Ивана Захаровича Сурикова (1841 — 1880), в частности, со стихотворением «Детство» ( «Вот моя деревня; / Вот мой дом родной» ); Владимира Григорьевича Бенедиктова (1807— 1873) «Ваня и няня» с характерным подзаголовком «Детская побасенка» , Константина Сергеевича Аксакова (1817— 1860) «Детская доля» , Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848— 1930) «В школе» и «В крестьянской семье» , писавшего на рубеже XIX—XX вв.
Второй взлет русской поэзии в 50 – 60 е гг. XIX в. Народно демократическая поэзия. Иван Захарович Суриков • И. 3. Суриков в своих стихотворениях «Зима» ( «Белый снег, пушистый/ В воздухе кружится» ), «Занялася заря» , «Что шумишь, качаясь, / Тонкая рябина» выступает как мастер психологического параллелизма в пейзажной лирике своего времени.
Поэзия начала ХХ века в детском чтении. Поликсена Сергеевна Соловьева (Allegro) • Третий подъеме русской поэзии происходит на рубеже XIX—XX вв. В поэзии для детей особой сентиментальностью наполнено стихотворение С. Я. Надсона «У кроватки» ; автобиографичность образа лирического героя ощутима в его стихотворении «Мать» . • Удивительный «музыкальный» псевдоним избирает для себя П. Соловьева — Allegro. Она вместе с писательницей Н. И. Манасеиной издает детский журнал «Тропинка» , ее поэзию А. Блок назвал «тихой» . Тиха и сентиментальна, лирична поэтесса и в детских стихах «Больной мальчик» и «Уткины подарки» .
Советская детская поэзия. Стихи, написанные специально для детей. • Для детей пишет К. Бальмонт свои «Фейные сказки» , автобиографический роман о детстве. Для детей работают А. Блок и Н. Гумилев, круг детского чтения расширяется за счет стихотворений М. Волошина, М. Цветаевой, О. Мандельштама, В. Хлебникова, С, Есенина, Саши Черного. ЧАРЫ ФЕИ Константин Дмитриевич Бальмонт Поёт: «Мы будем дружны» ? Я шёл по лесу. Лес тёмный был Так странно зачарован. И сам кого то я любил, И сам я был взволнован. И почему так ландыш вдруг Вздохнул, в траве бледнея? И почему так нежен луг? Ах, знаю! Это – Фея. Кто так разнежил облака, Они совсем жемчужны? И почему ручью река
Поэзия начала ХХ века в детском чтении. • Ветхая избушка • Ворона Александрович Блок Вот ворона на крыше покатой Так с зимы и отсалась лохматой. . . А уж в воздухе – вешние звоны, Даже дух занялся у вороны. . . Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком: Что белеет под нежною травкой? Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки. . . Это все у вороны игрушки, И уж так то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно! Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка старушка Из окна глядит. Внукам шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег. . . Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом. . . В снежном доме будет Резвая игра. . . Пальчики застудят, – По домам пора! Завтра выпьют чаю, Глянут из окна – Ан уж дом растаял, На дворе – весна!
Поэзия начала ХХ века в детском чтении. • НЕОРОМАНТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Над высокою горою Поднималась башня замка, Окруженного рекою, Как причудливою рамкой. Жили в нем согласной парой Принц, на днях ещё из детской, С ним всезнающий и старый И напыщенный дворецкий. В зале Гордых Восклицаний Много копий и арканов, Чтоб охотиться на ланей И рыкающих кабанов. Вид принявши молодецкий, Принц несётся на охоту, Но за ним бежит дворецкий И кричит, прогнав дремоту: "За пределами Веледа Есть заклятые дороги, Там я видел людоеда На огромном носороге. Кровожадный, ликом тёмный, Он бросает злые взоры, Носорог его огромный Потрясает рёвом горы". Принц не слушает и мчится, Белый панцирь так и блещет, Сокол, царственная птица, На руке его трепещет. Вдруг. . . жилище людоеда — Скал угрюмые уступы И, трофей его победы, Полусъеденные трупы. И, как сны необычайны, Пёстрокожие удавы. . . Но дворецкий знает тайны, Жжет магические травы. И испуганный хозяин Очутился на аркане. Людоеда посадили Одного с его тоскою В башню мрака, башню пыли, За высокою стеною. Говорят, он стал добрее, Проходящим строит глазки И о том, как пляшут феи, Сочиняет детям сказки. Трамвай, 1991, № 8. Не успел алтарь остынуть, Людоед уже встревожен, Не пытается он вынуть Меч испытанный из ножен. На душе тяжёлый ужас, Непонятная тревога, И трубит он в рог, натужась, Вызывает носорога. Но он скоро рог оставит: Друг его в лесистом мраке, Где его упорно травят Быстроногие собаки. Юный принц вошёл нечаян В этот дом глухих рыданий, Николай Степанович Гумилёв
Поэзия начала ХХ века в детском чтении. • Владимирович Маяковский МАЙСКАЯ ПЕСЕНКА Зеленые листики и нет зимы. Идем раздольем чистеньким и я, и ты, и мы. Весна сушить развесила свое мытье. Мы молодо и весело идем! Идем! На ситцах, на бумаге огонь на всем. Красные флаги несем! Несем! Улица рада, весной умытая. Шагаем отрядом, и мы, и ты, и я.
Поэзия начала ХХ века в детском чтении. • Поет зима аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. Сергей Александрович Есенин
Поэзия начала ХХ века в детском чтении. ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ Я захотел устроить бал, И я гостей к себе. . . Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый. . . Даниил Иванович Хармс КОРАБЛИК По реке плывет кораблик. Он плывет издалека. На кораблике четыре Очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты, И страшны им только кошки, Только кошки да коты! ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ Пирог, ножи и вилки тут Но что то гости. . . Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку. Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко. Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек. . . Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту. . . Когда же гости подошли, То даже крошек. . . Сказал младший: "Вот напасть, Хочет он на нас напасть. Чтоб в беду нам не попасть, Псу мы бросим булку в пасть". Все окончилось прекрасно. Братьям сразу стало ясно, Что на каждую прогулку Надо брать с собою. . . булку.
Советская детская поэзия. Стихи, написанные специально для детей. Самуил Яковлевич Маршак • Самуил Яковлевич Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова. Маршак показал, что детскими стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказать занимательные и поучительные истории и сказки, научить мечтать о будущем. Маршак уже в 4 года пробует писать детские стихи. В 12 лет он пишет целые поэмы. Первые книги Маршака со стихами для детей появились больше семидесяти лет назад. С детскими стихами Маршака мы встречаемся очень рано. Совсем маленькими мы с удовольствием слушали и учили наизусть его детские стихи: «Мяч» , «Усатый полосатый» , «Детки в клетке» . Детский поэт и переводчик, драматург и лирик, педагог и редактор таков творческий диапазон Самуила Яковлевича Маршака.
Стихи, написанные специально для детей. • Настоящими открывателями новой собственно детской поэзии становятся К. И. Чуковский и С. Я. Маршак. Эти авторы создали особую поэтическую школу. Именно К. И. Чуковский выработал и систематизировал основные требования к книге для ребенка вообще и к поэтической книге в частности. К. И. Чуковский уверял, что ребенку «всегда необходима иллюзия, что он умнее, искуснее, сильнее, храбрее других» , — доказывая всем своим поэтическим творчеством, что детский поэт «должен Корней Иванович мыслить рисунками» , как это делается, например, в лучших стихах для детей В. Маяковского. Чуковский • В произведениях К. И. Чуковского и С. Я. Маршака 20 — 50 х гг. не исчезает педагогическая, собственно дидактическая составляющая детской поэзии. Однако вполне закономерно, что поэты, сами внимательные к языку ребенка, настаивают на том, что основной источник воспитания — не долгие и нудные сентенции, а образное слово, которое радует юного читателя (слушателя), заставляет думать, мечтать, сочинять.
• Школу К. Чуковского и С. Маршака прошли А. Барто, С. Михалков, Е. Благинина, В. Берестов, ставшие классиками детской поэзии. Их лучшие традиции продолжены сегодня И. Токмаковой, Я. Акимом, Б. Заходером и др. • Большой пласт советской романтической поэзии 20— 30 х гг. и нравственно философская проблематика поэзии 40 — 50 х гг. , нашедшая отражение в поэзии Н. Заболоцкого, С. Кирсанова, Б. Пастернака, в более позднем творчестве А. Тарковского и поэзии Д. Самойлова, вошли в круг детского и юношеского чтения.
Советская детская поэзия. Стихи, написанные специально для детей. • Буква «р» Кричит: — Ты где, Малина? Она твердит: — Прижми язык, Прижми покрепче к нёбу!— Он, как прилежный ученик, Берется за учебу. Агния Львовна Барто • • БУКВА «Р» Пять лет Сереже в январе, Пока — четыре, пятый, Но с ним играют во дворе И взрослые ребята. А как на санках, например, Он с гор летает смело! Сереже только буква «р» Немного портит дело. На брата сердится сестра, Ее зовут Марина. А он стоит среди двора, Твердит Марина: — «Рак» , «ручей» . Марина учит брата. Он повторяет: — «Лак» , «лучей» , — Вздыхая виновато. Она твердит: — Скажи «метро» , В метро поедем к дяде. — Нет, — отвечает он хитро, — В автобус лучше сядем. Не так легко сказать «ремень» , «Мороз» , «река» , «простуда» ! Но как то раз в январский день С утра случилось чудо. Чихнула старшая сестра, Он крикнул: — Будь здоррррова!— А ведь не мог еще вчера Сказать он это слово. Теперь он любит букву «р» , Кричит, катаясь с горки: — Урра! Я смелый пионеррр! Я буду жить в СССР, Учиться на пятерррки!
Стихи, написанные специально для детей. • Это только трус боится На укол идти к врачу. Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу. Я вхожу один из первых В медицинский кабинет. У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет! Джинсы Я сегодня на коне Улыбнулось счастье мне: В новых джинсах я хожу, Свысока на всех гляжу Я по модному одет В мелкорубчатый вельвет! Иностранное клеймо Говорит за все само: Чей товар и чья страна Фирма издали видна! Вышел в классе я к доске. Встал. Стою с мелком в руке. Если только кто бы знал бы, А учитель щурит глаз: Что такое? "Вас ист дас? " Прививка Что билеты на футбол Я охотно променял бы Неужели, шепчет класс, Непонятно, "вас ист дас"? — На прививку! Первый На добавочный укол!. . Это импорт! Первый сорт! класс! Иванов одет, как лорд! — Вы слыхали? Это нас!. . — — На прививку! Первый Я прививки не боюсь: класс! Только Пузикова Лада Если надо — уколюсь! — Вы слыхали? Это нас!. . — Прошептала: Иванов, Что тебе на свете надо, Ну, подумаешь, укол! Почему я встал у стенки? Укололи и — пошел. . . У меня. . . дрожат коленки. . . Кроме импортных штанов? Сергей Михалков
Советская детская поэзия. Стихи, написанные специально для детей. Эмма Эфраимовна Мошковская Я мамy мою обидел, Тепеpь никогда Из домy вместе не выйдем, Hе сходим с ней никyда. Она в окно не помашет, И я ей не помашy, Она ничего не pасскажет, И я ей не pасскажy. . . Возьмy я мешок за плечи, Я хлеба кyсок найдy, Hайдy я палкy покpепче, Уйдy я, yйдy в тайгy! Я бyдy ходить по следy, Я бyдy искать pyдy И чеpез бypнyю pекy Стpоить мосты пойдy! И бyдy я главный начальник, И бyдy я с боpодой, И бyдy всегда печальный И молчаливый такой. . . И вот бyдет вечеp зимний, И вот пpойдёт много лет, И вот в самолёт pеактивный Мама возьмёт билет. И в день моего pожденья Тот самолёт пpилетит, И выйдет оттyда мама, И мама меня пpостит.
Стихи, написанные специально для детей. Шалунью и плутовку! Глазком глядит картошка. Сонный слон Динь дон. Не нужен нам зеленый лук, Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, Петрушка и морковка. В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Нужна нам только девочка, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. Шалунья и плутовка! Динь дон. В одной стране, Стало в комнате темно: В чуднoй стране… Заслоняет слон окно. Тили тили Ты почему не веришь мне? Или это снится сон? Тили тили, Динь дон. Мы поводу не ходили, Приходил Егорка, Яблонька Приносил ведерко. Мыли мыли, Маленькая яблонька Бело набело отмыли. У меня в саду. Лишь головка одна Белая пребелая Вся черным черна! Вся стоит в цвету. Я надела платьице С белою каймой. В чудной стране Маленькая яблонька, В одной стране, Подружись со мной. В чуднoй стране, Где не бывать Купите лук Тебе и мне, Ботинок черным язычком Купите лук, зеленый лук, С утра лакает молочко, Петрушку и морковку! И целый день в окошко Купите нашу девочку, Ирина Петровна Токмакова
Советская детская поэзия. Стихи, написанные специально для детей. Елена Александровна Благинина Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. – Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине!
Современные детские поэты. Принцесса и людоед Людоеду сразу стало Была ужасная, Отсюда. Худо. Аппетит, говорит, Погода Принцесса Прекрасный. Уходи, говорит, Была прекрасная, Слишком вид, Отсюда. Днем, Погода говорит, Аппетит говорит, Во втором часу, Была ужасная. Ужасный. Заблудилась Ужасный. Днем, И пошла Принцесса в лесу. Слишком вид Во втором часу, Смотрит полянка Потихоньку говорит, Заблудилась принцесса, Ужасная, Прекрасный! Принцесса в лесу. На полянке землянка Прямо к замку Смотрит полянка И пошла Вышла из леса. Прекрасная. Потихоньку Прекрасная, Вот какая А в землянке На полянке землянка принцесса, Легенда прекрасная! Людоед: Прямо к замку Ужасная. Вот какая Заходи ка Вышла из леса. А в землянке Принцесса ужасная На обед. Вот какая Людоед: Он хватает нож, Легенда ужасная! Заходи ка Дело ясное, Вот какая На обед. Вдруг увидел, Принцесса Он хватает нож, Какая. . . ужасная! прекрасная! Дело ясное, А, может быть, было Людоеду сразу стало Вдруг увидел, Худо. Какая. . . прекрасная! все наоборот: Уходи, говорит, Принцесса Генрих Вениаминович Сапгир (1928 – 1999)
Современные детские поэты. ПЕРЕМЕНА Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил, Перемена, перемена! С ходу дал кому то сдачи, Заливается звонок. Первым Вова непременно Попросил списать задачи, Словом, Вылетает за порог. Сделал все, что мог! Вылетает за порог Ну, а тут опять звонок. . . Семерых сбивает с ног. Вова в класс плетется снова. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Бедный! Нет лица на нем! Ничего, вздыхает Вова, Борис Владимирович Неужели этот Вова Заходер Пять минут назад ни слова На уроке отдохнем! У доски сказать не мог? (1918— 2000) Если он, то, несомненно, С ним бо о льшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он гляди какой бедовый! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом,
Современные детские поэты. Шел утром добрый человек. Стряхнув с ветвей росу, Он улыбнулся и сказал: – Как хорошо в лесу! Роман Семенович Сеф (1931— 2009) ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК Столяр гулял в густом лесу Среди больших стволов. И, улыбнувшись, он сказал: – Как много тут столов. Охотник зайцев настрелял Пять штук за шесть минут. И, улыбнувшись, он сказал: – Как много зайцев тут. ЧАС РАССВЕТА Ты ложишься спать, А где то Наступает Час рассвета. За окном зима, А где то Жаркое, Сухое Лето. Много На земле Людей. Мир велик. Запомни это. Д О Р О Г А Может стать дорогой Север, Может стать дорогой Юг, Может стать дорогой Море, Может – небо, Может – луг. Как прекрасно Жить на свете, Как прекрасно Быть в пути – Было бы желанье ехать, Плыть, Лететь Или идти.
Современные детские поэты. Виктор Владимирович Лунин (р. 1945) Капля и цапля Капают, капают на болото капли. Бегают, бегают по болоту цапли, Капли хватают, Никак не поймают, отчего — не знают. Стукнет капля по воде, Глядь — и нет её нигде. Лишь болото и вода… Капли, капли! Вы куда? Горько плачут цапли: – Утонули капли! Ветер — Скажи ка нам, ветер, Какого ты цвета? — Я — цвета заката, Я — цвета рассвета, Я — снежного цвета, Я – цвета огня… Такой я, каким Ты увидишь меня.
Современные детские поэты. Андрей Алексеевич Усачев (р. 1958) БАЛЛАДА О КОНФЕТЕ Однажды, роскошно одета, По полю гуляла Конфета. На ней был хорошенький фантик И белый с ромашками бантик. На ней было платье в горошек. И день был ужасно хороший… Стояло волшебное лето, Сияла от счастья Конфета. И вдруг вышли злобные люди С большими губами. Ужасные, гадкие люди С кривыми и злыми зубами. Огромные дядьки и тётки И их нехорошие дети, Увидев малютку в обёртке, Они потянулись к Конфете… — Какая нелепая шутка! — Она закричала сердито… Беги же скорее, малютка, Ведь это убийцы, бандиты! Никто не придёт к ней на помощь! Конфета бежит от чудовищ, Дрожит её маленький фантик И белый с ромашками бантик… Как трудно живётся на свете Хорошенькой милой Конфете: Ей хочется жить без опаски И верить лишь в добрые сказки.
Современные детские поэты. Первый раз в первый класс Татьяна Викторовна Бокова (р. 1967) Вот осень на дворе. Птицы к югу полетели. Значит, время детворе Книжки складывать в портфели. В первый раз заходят в класс Первоклашки новосёлы. Оторвать не могут глаз От просторной светлой школы. Все за парты. Вот тетрадь. Взяли в руки ручки смело. . . Хватит бегать и играть, Мы займёмся взрослым делом! Пусть нас спросят у доски Всем мы с гордостью ответим: МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ, А НЕ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ!
Современные детские поэты. Тим Собакин Андрей Викторович Иванов ( р. 1958) Тигр Иванов Среди воспитанных верблюдов и образованных слонов жил в старом цирке за решеткой усатый тигр Иванов. На вид суров, душою нежен, под звуки марша не спеша он появлялся на манеже — известный тигр Иванов! И выгибая стан упругий, на радость шумной детворе рискованные делал трюки способный тигр Иванов. И славы редкие моменты он регулярно ощущал: весьма любил аплодисменты довольный тигр Иванов. Но, возвращаясь за кулисы и в клетке отходя ко сну, казался маленьким и лысым усталый тигр Иванов. Во сне родные видел джунгли, решетки чувствовал металл. . . И про тигрицу Иванову со страшной силой вспоминал.
Современные детские поэты. • ЭТО ЧТО РАСТЕТ У ВАС? Это что растет у вас Между глаз, Извините за вопрос? Это нос. И давно он там растет? Где то с год. А что было до него? Ничего. Не мешает ли он вам? По утрам? Утром нет, вот ночью да, Иногда. Может, как нибудь его Вам того? . . Обратились бы к врачу. Не хочу. Он, глядишь, и сам пройдет Через год, А пока пускай растет Взад вперед. Игорь Моисеевич Иртеньев (р. 1947)
Современные детские поэты. С ангелом лучистым. Это было не в кино С ангелом артистом. Это шло моё окно В снегопадном шёлке, В гости шло к тебе оно С ангелом на ёлке. Юнна Петровна Мориц (р. 1937) ШЛО ПО УЛИЦЕ ОКНО В городе, в посёлке, В снегопадном шёлке, Шло по улице окно С ангелом на ёлке. Шло по улице окно, Там, где ночь стояла. Ночь стояла, шло окно, Ангелом сияло. Шло по улице окно Букет котов У меня уже готов Для тебя букет котов, Очень свежие коты! Они не вянут, как цветы. Вянут розы и жасмин, Вянут клумбы георгин, Вянут цветики в саду, На лугу и на пруду, А у меня букет котов Изумительной красы, И, в отличье от цветов, Он мяукает в усы. Я несу букет котов, Дай скорее вазу. Очень свежие коты Это видно сразу! Чудесатые дела Мимо нашего крыльца Шла бородка без лица, Шли отдельно сковородка И два жареных яйца! Мимо нашего забора Шляпа шла из помидора, Галстук шёл из огурца И бородка без лица. Мимо нашего балкона Номер шёл от телефона, Шло начало от конца И бородка без лица. А потом прошла неделя Вышла ручка от портфеля, Вышел пояс от пальто И от шарфа кое кто.
Современные детские поэты. Лев Григорьевич Яковлев (р. 1954) МИР ЗВЕРЕЙ Все четыре перемены Я стараюсь ради Лены – Воробьём чирикаю, Как мартышка, прыгаю, Как лесная выпь, ору И скачу, как кенгуру. Словно шмель, жужжу, Словно лошадь, ржу! Наконец подходит Лена: Чтоб меня не вызвали! Ты, Горохов, несомненно, В нашем классе стал шутом –Все Валера забывает, Даже туфли надевать. И гороховым притом!. . Рот Валера открывает — Забывает закрывать! Раз она такая злая, Пусть другие дружат с ней. Всех быстрей Андрей бежит Я теперь жужжу и лаю В передаче «Мир зверей» ! И съезжает с горки, А за партой он дрожит, Словно мышка в норке! Частушки ПРО РЕБЯТ Потеряла ручку Зина, Хоть оценки и не очень, А тетрадку Слава, Шура очень знаменит, Потому что, между прочим, Потому что он разиня, А она раззява! Он ушами шевелит! Галя кончила дела Сегодня раньше срока, Две косички заплела Всего за три урока! Если ты моя подруга, Из несчастья вызволи, Подними скорее руку, Маша здорово чихнула — Простыню с веревки сдуло, Облетел в полях горох, А глухарь и впрямь оглох!
Современные детские поэты. Рыбкин телевизор В школу Пруд замерз. Каток открыт! Вальс гремит. Фонарь горит. Темно. Декабрь. Семь утра. Подо льдом вздыхает рыбка Кричит будильник: "Эй! И подругам говорит: Пора!" "Поздний час, пора в кровать, . . . Декабрьским утром, в семь Я детей устала звать, часов, От фигурного катанья Я дверь закрою на засов, Их никак не оторвать!" Чтоб в этот час, почти ночной, Мой сон побыл еще со мной. Щи талочка Я сон подушкой придавлю: Я так, я так его люблю! Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Запрусь, закроюсь не найдут, Три картошки, две морковки, Сожмусь, зароюсь обойдут, Луку полторы головки, Хоть ты тут разорвись, звоня, Да петрушки корешок, Хоть мир обрушься нет Да капустный кочешок. меня!!! Потеснись ка ты, капуста, . . . Но через час, как через год, От тебя в кастрюле густо! Я выбегаю из ворот: Раз два три, огонь зажжён Мне этот день уже знаком, Кочерыжка, выйди вон! Он у меня под каблуком Морозным голосом поет И стелет быстрый, длинный лед, И я скольжу, и я скачу, И этот день прожить хочу! Мариина Яковлевна Бородицкая (р. 1954)
Современные детские поэты. ЦАП ЦАРАП У котенка лапки Мягкие подушки, А внутри царапки, Острые игрушки! Цап, цап царап, Острые игрушки! Римма Петровна Алдонина (р. 1928) Учит сына кошка: Не зевай, сынишка! Где шуршит немножко, Там, наверно, мышка! Цап, цап царап, Там, наверно, мышка! Учит сына мышка: Берегись, сынишка! Где шуршит немножко, Там, наверно, кошка! Цап, цап царап, Там, наверно, кошка! ТОЧНЫЙ СЧЕТ Как пошли мы в первый класс, Научили счёту нас. Раз, два, три, четыре, пять. Так и хочется считать! • Мы идём вдвоём с Серёжкой И считаем всех подряд: Тётя раз, два дяди, кошка, Две старушки, пять ребят. . . • Дед с авоськой и бульдогом, Кот на первом этаже. . . Вовка, стой! кричит Серёга, Пальцы кончились уже.
Современные детские поэты. Пахнет варежка лошадкой. Я в нее уткнусь украдкой ГОСТЬ И припомню, как с лошадкой Мой гость он очень Поделился шоколадкой? неплохой: Сладкой, маленькой и Я поделился с ним блохой. хрупкой: На, пожалуйста, похрумкай! ДОМ "Если внимательным будет Две сумки поднимаются домой щенок, Выучит он алфавит назубок". к исходу дня: В одной из них несут еду, в другой АЛФАВИТ несут меня. Алфавит изучаем и я, и хозяин: ЕДА! Я немножко побит, Еда! Я так он немножко облаян. люблю ее! В особенности кушанье с БОТИHКИ, БОСОHОЖКИ, названьем БОТЫ. . . Ботинки, босоножки, боты. . . "Дать еще? « Как много за едой работы! Надувная такса ВЕЖЛИВОСТЬ Брюхо между ног. Люблю сказать вещам Надувную таксу хозяйским: Полюбил щенок. "Гав!. . " А все кричат: "Опять забрался С надувною таксой Он весь день играл в шкаф!. . " Он зубами таксу Осторожно брал. Косточку для таксы прятал в уголок, А на ужин таксе Миску приволок. С надувною таксою Спал к щеке щека. . . Как я понимаю Моего щенка! Жизнь совсем иная, Мир совсем иной, Если рядом братик Хоть и надувной! Михаил давидович Яснов (р. 1946)
Современные детские поэты. Дмитрий Быков (р. 1967) с женой Ириной Лукьяновой Детские стихи Одиночеству надо учиться. Пока Одиночества нету. Привыкай не жалеть о конфете, пока Только думаешь, съесть ли конфету. В день рожденья неслышно вставай от стола, Проберись в полутемную комнату рядом, Подойди к подоконнику, встань у стекла, Проследи осторожным и пристальным взглядом, Как троллейбус ползет, шевеля провода, Как фонарь, уподобившись душу, Освещает дождинки… Пустяк, ерунда, Но и это немногое радует душу. Привыкай наблюдать ежедневный пейзаж, Поражаться его переменой любою, представляя, как гости, вошедшие в раж, не спохватятся и не придут за тобою. Слушай дождь. Улови, как минуты прядут в полумраке подобие вечной кудели. Привыкай. Может быть, и сегодня уже не придут. В самом деле.
Особенности чтения поэтического текста. • Цель: определить особенности чтения поэтического произведения (стиховой перенос, рифма, ритмическая организация цезура). Произвести тренировочные упражнения. • План: • 1. Исполнительский анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» : • а). Определение исполнительской задачи на основе выявления смыслового содержания текста; • б). Разбивка текста на строфы; • в). Определение речевых звеньев в строфе; • г). Интонационная передача текста; • д). Выявление особенностей стихотворной речи (стиховой перенос, рифма, ритмическая организация, цезура; е). Партитура текста.
Рекомендации: Лирические произведения, тонкие по форме, концентрированные по мысли и чувству, читать непросто. Отметим важнейшие особенности чтения поэтических текстов. Их следует принять во внимание, приступая к исполнительскому анализу. Мы знаем, что стихотворный текст обычно печатается отдельными поэтическими строчками (речевыми звеньями), часто заканчивающимися рифмами. Отдельный стих в большинстве случаев равен такой строчке. При произнесении деление на стихи обычно выражается паузой. Исполнение стихов, при котором стих отделяется от стиха небольшой паузой, является обязательной нормой чтения стиха. Когда синтаксической паузы в конце стиха не требуется, это явление носит название стихового переноса (концы фраз не совпадают с концами стихов). Например: Его терзал какой то сон. Прошла неделя, месяц, он К себе домой не возвращался. Его пустынный уголок Отдал внаймы, как вышел срок, Хозяин бедному поэту.
• При правильном чтении необходимо, чтобы синтаксическое деление соединилось с теми необходимыми паузами, которые определяются концами стихов. • Другим важным моментом в чтении стиха является цезура (дополнительная пауза, которая делит стихотворную строку на два полустишия. Пауза между стихами оттеняет рифму. Стихотворные строки посредством чередования рифм объединяются в строфы, представляющие синтаксическое целое, выражающее законченную мысль. Строфа делит поэтическое произведение на логически законченные части. Поэтому при чтении необходимо соблюдать стиховые паузы. Обучаясь читать стихи, студенты учатся чувству ритма. Это одна из задач выразительного чтения. Ритм – это «живой пульс стиха» . Читая стихи, соблюдая ритм, приучаясь давать голосом мерные объемы слов, чтец учится музыкальности речи, умению владеть ею. • Итак, размер стиха, его ритм, характер рифм, звуковая организация – все это сказывается на произнесении стиха и должно быть учтено исполнителем при определении исполнительской задачи.
«Зимнее утро» Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче. . . погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.