Скачать презентацию Подходы к пространственному решению спектакля Оформление представления Скачать презентацию Подходы к пространственному решению спектакля Оформление представления

Пространственное решение спектакля.ppt

  • Количество слайдов: 139

Подходы к пространственному решению спектакля Подходы к пространственному решению спектакля

Оформление представления – организация всех внешних средств выразительности, l l Придающих представлению определённую форму; Оформление представления – организация всех внешних средств выразительности, l l Придающих представлению определённую форму; Способствующих раскрытию идейного содержания; Усиливающих воздействие на зрителя; Определяющих стиль постановки.

У художественного оформления две задачи: l создание определенной зрительной, социальной, исторической, бытовой и психологической У художественного оформления две задачи: l создание определенной зрительной, социальной, исторической, бытовой и психологической среды спектакля для выявления образов героев l организация сценического пространства.

Задача режиссёра в отношении внешнего оформления состоит в том, чтобы направить творчество художника на Задача режиссёра в отношении внешнего оформления состоит в том, чтобы направить творчество художника на поиски такой внешней среды, которая помогала бы актёрам раскрывать содержание каждой сцены. Б. Е. Захава

Место и время действия Пьеса говорит о том, что было там и тогда, а Место и время действия Пьеса говорит о том, что было там и тогда, а спектакль происходит здесь и сейчас. При оценке композиции всегда применимы два главных критерия – правды и выразительности.

Макет декорации к спектаклю «Идиот» Макет декорации к спектаклю «Идиот»

Пространство спектакля. Масштаб l Величина объектов и расстояние между ними l Взаиморасположение объектов (симметрия Пространство спектакля. Масштаб l Величина объектов и расстояние между ними l Взаиморасположение объектов (симметрия – асимметрия, ритм)

Акимов Н. П. Эскиз декораций к спектаклю «Софья Ковалевская» Акимов Н. П. Эскиз декораций к спектаклю «Софья Ковалевская»

Макет декорации к спектаклю «Маленький принц» Макет декорации к спектаклю «Маленький принц»

Типы образного решения пространства Повествовательный характеризуется стремлением создать реальную обстановку. l Иносказательный (метафоричность) l Типы образного решения пространства Повествовательный характеризуется стремлением создать реальную обстановку. l Иносказательный (метафоричность) l репрезентация целого с помощью детали ü многопредметность ü символизация ü транспозиция среды (перенос действия в иную сферу) и т. д. ü • Иносказательно-вещный – использование вещи в неожиданной роли, перевоплощение.

А. Е. Клименко эскиз декораций к спектаклю «Женитьба» А. Е. Клименко эскиз декораций к спектаклю «Женитьба»

Спектакль «Иван-дурак» г. Казань Спектакль «Иван-дурак» г. Казань

При выборе типа пространственного решения необходимо учитывать l Жанр пьесы l Её художественные особенности При выборе типа пространственного решения необходимо учитывать l Жанр пьесы l Её художественные особенности l Режиссерский замысел l Материальные возможности l Особенности зрительской аудитории

Вещь на сцене l Реквизит – совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актёрам на Вещь на сцене l Реквизит – совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актёрам на сцене во время действия. Может дополнять сценический костюм (веер, платок, портфель, зонт и т. п. ) l Бутафория – изделия, изображающие настоящие предметы, является декоративным элементом оформления программы.

Вещь на сцене Функции l Создание атмосферы l Организация творческого процесса Способы применения l Вещь на сцене Функции l Создание атмосферы l Организация творческого процесса Способы применения l По прямому назначению l Перевоплощаясь Принципы применения l Театральность l Подлинность

l Вещи, которыми пользуется актёр, должны быть сделаны по нему. l Сцена всегда условна. l Вещи, которыми пользуется актёр, должны быть сделаны по нему. l Сцена всегда условна. Это надо учитывать, вводя на сцену подлинные предметы. l Любая вещь может существовать только в том случае, если она необходима и играет конкретную роль. l Огромное значение имеет выбор места для каждой вещи.

 «Тот самый Мюнхгаузен» М. Захаров «Тот самый Мюнхгаузен» М. Захаров

Качества обыгрываемого предмета могут оказать решающее влияние на весь ход авторско-режиссёрской мысли. М. Розовский Качества обыгрываемого предмета могут оказать решающее влияние на весь ход авторско-режиссёрской мысли. М. Розовский

Принцип «единой пластической среды» l Неизменность l Единая фактура l Пластическая среда создает образ Принцип «единой пластической среды» l Неизменность l Единая фактура l Пластическая среда создает образ мира l Целостный мир драматурга

Эскиз декорации к спектаклю «Федра» Эскиз декорации к спектаклю «Федра»

Эскиз декорации к спектаклю «История лошади» Эскиз декорации к спектаклю «История лошади»

 «Гамлет» спектакль Ю. Любимова «Гамлет» спектакль Ю. Любимова

Принцип «часть вместо целого» помогает сохранить точность обозначения места действия, времени. Принцип «часть вместо целого» помогает сохранить точность обозначения места действия, времени.

Применение цвета в постановке учитывает законы воздействия цвета на человека. Применение цвета в постановке учитывает законы воздействия цвета на человека.

11 12 10 9 1 10* 0* 8 2* 0 0* 8* 7 2 11 12 10 9 1 10* 0* 8 2* 0 0* 8* 7 2 3 4* 6 4 5

Художественная целостность l Соподчиненность, взаимообусловленность «частей» (декорации, цветовое решение, освещенность, костюмы, вещи и т. Художественная целостность l Соподчиненность, взаимообусловленность «частей» (декорации, цветовое решение, освещенность, костюмы, вещи и т. д. ) l Саморазвитие образа l Подчиненность творческой концепции постановки

Художественное оформление балета «Копеллия» Художественное оформление балета «Копеллия»

Принципы оформления массовых представлений Принципы оформления массовых представлений

Специфика выразительных средств: l Размеры сценической площадки l Удаленность зрителя l Отвлекающие факторы l Специфика выразительных средств: l Размеры сценической площадки l Удаленность зрителя l Отвлекающие факторы l Необходимость использования реальной (природной или архитектурной) среды

 «Сценой» может стать что угодно; цех, гора, река, городская площадь, пещера, парк, поле, «Сценой» может стать что угодно; цех, гора, река, городская площадь, пещера, парк, поле, воздушное пространство. . . l Первый вопрос для триумвирата сценарист—режиссер—художник: что может дать данная конкретная площадка? какого характера представление можно на ней поставить?

Архитектура и окружающая природа часто трактуются как естественная декорация. Архитектура и окружающая природа часто трактуются как естественная декорация.

l Чем больше масштаб мероприятия, тем больше фактор зрелищности превалирует над остальными выразительными средствами. l Чем больше масштаб мероприятия, тем больше фактор зрелищности превалирует над остальными выразительными средствами.

Действие развивается как результат столкновения обобщающих понятий, облеченных в зрелищную форму динамичных символических образов. Действие развивается как результат столкновения обобщающих понятий, облеченных в зрелищную форму динамичных символических образов. Ø Принцип: прокламативное выражение сути представления крупномасштабными зрительными образами (прокламация – провозглашение).

Основные способы расположения зрителей Фронтальное расположение — самое комфортное для просмотра, практически без мёртвых Основные способы расположения зрителей Фронтальное расположение — самое комфортное для просмотра, практически без мёртвых зон. При мультифронтальном расположении происходит акцентное смещение зрительского внимания. Если зрители располагаются вокруг, то представление представляет собой последовательность фронтальных картин для разных точек обзора.

Способы взаимодействия со зрителем: l l l ситуация фронтального расположения зрителей перед местом действия; Способы взаимодействия со зрителем: l l l ситуация фронтального расположения зрителей перед местом действия; сценическая зона полуокружает зрителей, вводя их в свою среду (у зрителей возникает впечатление сопричастности с действием); полное «окружение действием» зрителей, включение аудитории в среду действия; зрители полностью или частично окружают зону сценического действия; передвижные сцены; зритель перемещается между отдельными неподвижно стоящими симультанными сценами.