Скачать презентацию Подготовка оратора Ф О Р М И Р Скачать презентацию Подготовка оратора Ф О Р М И Р

Риторика_Л_7.pptx

  • Количество слайдов: 112

Подготовка оратора. Ф О Р М И Р О В А Н И ЕН Подготовка оратора. Ф О Р М И Р О В А Н И ЕН Д И В И Д У А Л Ь Н О Г О И ОРАТОРСКОГО ИЛЯ СТ.

ПЛАН I. Речевая культура оратора. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОРАТОРСКИЙ СТИЛЬ. 1. Ясность, логичность, стилевое богатство как ПЛАН I. Речевая культура оратора. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОРАТОРСКИЙ СТИЛЬ. 1. Ясность, логичность, стилевое богатство как условия формирования конструктивности мышления, как основные коммуникативные качества специалиста сферы управления / таможенного дела. 2. Чёткость, убедительность, лаконизм, аргументированность в устной и письменной коммуникациях. II. Контакт со слушателями: 1. Техника речи (голос, дикция, темп, интонация). 2. Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания слушающих. 3. Внешний облик, манеры, сущность и назначение жеста. III. Аргументация выступления, манера изложения темы выступления, импровизация. 1. Тезис. Основные требования. 2. Аргументация. Классификация аргументов. Слабые и сильные стороны аргументации. 3. Доказательство. Основные способы.

I. И НДИВИДУАЛЬНЫЙ ОРАТОРСКИЙ СТИЛЬ. I. И НДИВИДУАЛЬНЫЙ ОРАТОРСКИЙ СТИЛЬ.

 Индивидуальный ораторский стиль – это совокупность признаков, характеризующих способ взаимодействия оратора с аудиторией: Индивидуальный ораторский стиль – это совокупность признаков, характеризующих способ взаимодействия оратора с аудиторией: логикой речи, выразительностью, эмоциональностью, техникой речи, мировоззрением, интеллектом, манерой двигаться, внешностью.

Какие же условия для оратора важнейшие? 1)природное дарование, живость ума и чувства, развитие и Какие же условия для оратора важнейшие? 1)природное дарование, живость ума и чувства, развитие и запоминание; 2) изучение ораторского искусства (теория); 3) упражнения (практика).

 Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники: 1. обаяние; 2. артистизм; 3. уверенность; 4. дружелюбие; 5. искренность; 6. объективность; 7. заинтересованность, увлеченность.

II. Контакт со слушателями 1. 2. 3. ТЕХНИКА РЕЧИ (ГОЛОС, ДИКЦИЯ, ТЕМП, ИНТОНАЦИЯ). ОСНОВНЫЕ II. Контакт со слушателями 1. 2. 3. ТЕХНИКА РЕЧИ (ГОЛОС, ДИКЦИЯ, ТЕМП, ИНТОНАЦИЯ). ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ / УДЕРЖАНИЯ СЛУШАЮЩИХ. ВНЕШНИЙ ОБЛИК, МАНЕРЫ, РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА.

II. Контакт со слушателями ТЕХНИКА РЕЧИ (ГОЛОС, ДИКЦИЯ, ТЕМП, ИНТОНАЦИЯ). 1. II. Контакт со слушателями ТЕХНИКА РЕЧИ (ГОЛОС, ДИКЦИЯ, ТЕМП, ИНТОНАЦИЯ). 1.

Критерии оценки речи оратора Составляющие техники речи положительные отрицательные ü невнятное произнесение; ü дефекты Критерии оценки речи оратора Составляющие техники речи положительные отрицательные ü невнятное произнесение; ü дефекты речи; ü «глотание» звуков и слогов. Дикция четкое произнесение звуков и слов Темп q нормальный: 120 q темп слишком быстрый слов в минуту; или слишком q умение менять медленный; (замедлять или q однородный темп на убыстрять) темп при протяжении всего необходимости. выступления.

Критерии оценки речи оратора Составляющие техники речи положительные Интонация Голос отрицательные Ø мелодическое разнообразие Критерии оценки речи оратора Составляющие техники речи положительные Интонация Голос отрицательные Ø мелодическое разнообразие речи; однообразие; Ø необходимые Ø непредвиденные логические затянутые паузы. акценты и паузы. q монотонный голос (одинаково q умение менять высокий либо (повышать и низкий); понижать) тон; q тихий, q достаточно неуверенный, громкий затухающий голос; (уверенный) голос; q неприятный голос q приятный голос. ( «крикливый» , «хриплый» и т. д. )

Техника речи. Общие требования. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выступающий должен чутко относиться Техника речи. Общие требования. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову. Смысловое восприятие речи зависит от ее темпа (скорости произнесения звуков), силы голоса (громкий, тихий, средний), его высоты. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, т. е. избегая монотонности. Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, т. е. произносить слова четко и ясно. Опытный оратор уделяет большое внимание паузам: они позволяют делать определенные смысловые акценты, облегчают дыхание. Естественная для устной речи прерывистость, если она незначительна, позволяет найти нужное слово для выражения мысли и даже активизирует аудиторию. Выступающий должен уметь голосом выражать те чувства, переживания, которые соответствуют содержанию речи.

Правила для регулирования голоса, жестов и мимики. Правила для регулирования голоса, жестов и мимики.

1. Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним. 2. Не 1. Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним. 2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном. 3. «Рука движется —только. . . в местах страстных, жарких и живых» (М. Сперанский).

4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы. 5. Излишняя мимическая 4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы. 5. Излишняя мимическая виртуозность лишь раздражает слушателя. 6. Владеть голосом, жестом и мимикой — это значит владеть вниманием слушателей от начала до конца выступления. 7. Выступая публично, ищите свой тон, свой стиль, свою индивидуальность.

II. Контакт со слушателями 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ / УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ СЛУШАЮЩИХ. II. Контакт со слушателями 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ / УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ СЛУШАЮЩИХ.

 Прием соучастия использование глагола 1 лица множественного числа. Прием внушения апелляция к общности Прием соучастия использование глагола 1 лица множественного числа. Прием внушения апелляция к общности профессиональных, социальных интересов как основе схожих побуждений и реакций. Вопросно ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

 Неожиданные риторические вопросы. Переход от монолога к диалогу (полемике). Позволяет приобщить к процессу Неожиданные риторические вопросы. Переход от монолога к диалогу (полемике). Позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему? ", что стимулирует их познавательную активность.

 Прием парадоксальной ситуации одно событие рассматривается с разных точек зрения. Прием новизны информации, Прием парадоксальной ситуации одно событие рассматривается с разных точек зрения. Прием новизны информации, гипотез. Заставляет аудиторию предполагать, размышлять. Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям. Показ практической значимости информации.

 Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления. Показ не только результата, но и процесса. Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления. Показ не только результата, но и процесса. Шутка, использование юмора позволяют быстро завоевать аудиторию. Использование крылатых фраз, оригинальных высказываний выдающихся людей.

 Использование пословиц, поговорок, народной мудрости. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям Использование пословиц, поговорок, народной мудрости. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть". Прием использования фактического материала, средств наглядности, примеров.

 Прием краткого отступления от темы выступления. Поддерживанию внимания аудитории кроме того могут служить Прием краткого отступления от темы выступления. Поддерживанию внимания аудитории кроме того могут служить юмористические замечания, элементы оригинальности, неожиданности, импровизация, чередование разных форм подачи материала и т. д. Прием разнообразия форм и методов подачи материала (тесты, игры, диалоги и т. д. ).

 Прием текстового ожидания отодвинутое объяснение (дается факт, объяснение откладывается), указание на выбор из Прием текстового ожидания отодвинутое объяснение (дается факт, объяснение откладывается), указание на выбор из нескольких решений. Прием психологической паузы (5 7 секунд). Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

 Прием градации нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им Прием градации нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли. Прием инверсии речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

 Учет психологических особенностей слушателей. Импровизация. Оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных факторов, приемов. Оптимальное Учет психологических особенностей слушателей. Импровизация. Оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных факторов, приемов. Оптимальное сочетание логических и эвристических приемов.

II. Контакт со слушателями 3. ВНЕШНИЙ ОБЛИК, МАНЕРЫ, РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА. II. Контакт со слушателями 3. ВНЕШНИЙ ОБЛИК, МАНЕРЫ, РОЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА.

Факторы, влияющие на популярность оратора у аудитории 1. Внешний вид Одежда выступающего должна соответствовать Факторы, влияющие на популярность оратора у аудитории 1. Внешний вид Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А. Ф. Кони советовал лекторам: Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Важно помнить: психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.

Привлекательность 1. Внешность оратора должна быть привлекательной, но в преде лах нормы. 2. Излишняя Привлекательность 1. Внешность оратора должна быть привлекательной, но в преде лах нормы. 2. Излишняя привлекательность отвлека етот содержания его выступления и снижает доверие к излага емому.

Возраст 1. Одежда должна соответствовать возрасту оратора. 2. Вся кие несоответствия в ту и Возраст 1. Одежда должна соответствовать возрасту оратора. 2. Вся кие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию.

Снижают доверие к оратору: § одежда ярких, насыщенных цве тов; § слишком модная одежда; Снижают доверие к оратору: § одежда ярких, насыщенных цве тов; § слишком модная одежда; § многочисленные украшения; § ко кетливыеэлементы женской одежды (кружева, воланчики и др. ).

Мужчина / женщина Лучше выступать в Одета умеренно модно. костюме, который должен быть умеренно Мужчина / женщина Лучше выступать в Одета умеренно модно. костюме, который должен быть умеренно модным. Убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без лишних украшений.

Снижают доверие к оратору: § одежда ярких, насыщенных цве тов; § слишком модная одежда; Снижают доверие к оратору: § одежда ярких, насыщенных цве тов; § слишком модная одежда; § многочисленные украшения; § ко кетливыеэлементы женской одежды (кружева, воланчики и др. ).

Очки Повышают доверие очки в темной оправе. Очки Повышают доверие очки в темной оправе.

Факторы, влияющие на популярность оратора у аудитории 2. Манера поведения. Ø Подчеркнута женственная манера Факторы, влияющие на популярность оратора у аудитории 2. Манера поведения. Ø Подчеркнута женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная – у мужчин. Ø Манера оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергичная, достаточно напряженная и демонстрирует его уверенность.

Оптимальная манера выступления Энергичность изложения. Физическая бодрость, подвижность. Уверенный внешний вид. Дружеский тон. Оптимальная манера выступления Энергичность изложения. Физическая бодрость, подвижность. Уверенный внешний вид. Дружеский тон.

Манера выступления Оратор НЕ должен: выглядеть уставшим, спешащим, недоволь ным(помещением, задержкой начала работы, числом Манера выступления Оратор НЕ должен: выглядеть уставшим, спешащим, недоволь ным(помещением, задержкой начала работы, числом собравших ся, опаздывающими и т. д. ), избыточно возбужденным, аффекти рованным(слушатели чувствуют неловкость за излишне возбуж денного оратора); демонстрировать беспомощность, нереши тельность ; извиняться перед аудито риейза свою миссию (П. : Извините, что задерживаю вас)

 Выраженность индивидуальных, личностных черт – выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность при соблюдении Выраженность индивидуальных, личностных черт – выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность при соблюдении общепринятых границ.

Факторы, влияющие на популярность оратора у аудитории 3. Чувство уверенности в себе и владение Факторы, влияющие на популярность оратора у аудитории 3. Чувство уверенности в себе и владение средствами передачи этого чувства аудитории. q. Многие начинающие ораторы испытывают страх перед аудиторией. Причины страха можно сформулировать так: Ø Ø индивидуальные особенности личности – повышенная нервная возбудимость; нереалистические ожидания – настроенность на то, что речь должна оказать какое то необыкновенное воздействие; безразличие или враждебность аудитории; плохая подготовка, незнание, некомпетентность.

Успех оратора: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность. Успех оратора: уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность.

4. Поза, жесты, мимика оратора – кинетические компоненты речи. 4. Поза, жесты, мимика оратора – кинетические компоненты речи.

 Виды жестов Виды жестов

Виды жестов Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Виды жестов Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит". Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

Виды жестов Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, Виды жестов Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

Символические жесты (несут определенную информацию): Ø жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), Ø Символические жесты (несут определенную информацию): Ø жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), Ø жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), Ø жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), Ø жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), Ø жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Требования к жестикуляции оратора. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Жестикуляция Требования к жестикуляции оратора. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Жестикуляция должна быть естественной, следовать естествен ным импульсам человека к жестам. Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными. Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же (или один и тот же). Это раздражает аудиторию. Жестикулируйте обеими руками. Нельзя дотрагивать ся до одежды, украшений, часови т. д. (проявление вашей неуверенности). Такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной. Не делайте резких, порывистых движений локтями. Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца. Не шевелите открыто пальцами. Делайте жесты только выше пояса; жесты ниже пояса вос принимаются слушателями как выражение неуверенности, расте рянности.

III. Аргументация выступления. ТЕЗИС. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. 2. АРГУМЕНТАЦИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРГУМЕНТОВ. СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ III. Аргументация выступления. ТЕЗИС. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. 2. АРГУМЕНТАЦИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРГУМЕНТОВ. СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ АРГУМЕНТАЦИИ. 3. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ. 1.

III. Аргументация выступления. 1. ТЕЗИС. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ. III. Аргументация выступления. 1. ТЕЗИС. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.

Логическая схема доказательства Три элемента: тезис, аргументы (доводы), способ доказательства. Логическая схема доказательства Три элемента: тезис, аргументы (доводы), способ доказательства.

 Тезис – это исходное положение, истинность которого необходимо доказать в процессе выступления. Два Тезис – это исходное положение, истинность которого необходимо доказать в процессе выступления. Два требования: 1) определенность, ясность, точность смысла и формулировки тезиса; 2) на протяжении спора выдвинутый и обсуждаемый тезис должен оставаться тем же самым.

Типичные ошибки Подмена тезиса (логическая ошибка или уловка, если это делается специально). Например, утверждение: Типичные ошибки Подмена тезиса (логическая ошибка или уловка, если это делается специально). Например, утверждение: супруги должны разумно делить домашние обязанности. «Нет, –говорят мне. У нас феминизм не пройдет! Здесь вам не Америка какая нибудь» . Подмена тезиса, который расширили, т. к. в нем нет утверждения о необходимости равноправия женщин.

 Греческий раб Эзоп, вошедший в историю, в частности, своими поучительными историями (баснями), неоднократно Греческий раб Эзоп, вошедший в историю, в частности, своими поучительными историями (баснями), неоднократно выручал своего хозяина, философа Ксанфа. Однажды тот, крепко выпив, хвастливо заявил, что выпьет море, если проиграет некий спор. Спор этот, к ужасу его, он проиграл. Протрезвев, он кинулся к Эзопу: «Выручай» . У людей, настаивавших на исполнении данного слова, Эзоп спросил: Правда ли, что море непрерывно пополняется сотнями рек? Да, это так. Значит, выпивая море, нужно одновременно выпить и реки? Но об этом уговора не было. Сделайте так, чтобы реки перестали пополнять море, и мы выполним данное слово – выпить море. Пришедшим пришлось ретироваться ни с чем.

Типичные ошибки Расплывчатость тезиса. Чтобы вас правильно поняли: взвешивайте каждое слово; старайтесь избегать слов Типичные ошибки Расплывчатость тезиса. Чтобы вас правильно поняли: взвешивайте каждое слово; старайтесь избегать слов с заведомо расплывчатым значением, например, справедливость, молодежь, сердечные дела; конкретизируйте обобщенные слова и словосочетания; не выбирайте в качестве тезиса вполне очевидные факты или аксиомы; (к примеру, нет смысла доказывать то, что Волга впадает в Каспийское море); в качестве тезиса используйте утвердительное или отрицательное предложение.

III. Аргументация выступления. 2. АРГУМЕНТАЦИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРГУМЕНТОВ. СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ АРГУМЕНТАЦИИ. III. Аргументация выступления. 2. АРГУМЕНТАЦИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ АРГУМЕНТОВ. СЛАБЫЕ И СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ АРГУМЕНТАЦИИ.

Аргумент – логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Требования к аргументам: q Аргумент – логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой. Требования к аргументам: q истинность, q непротиворечивость, q достаточность. Аргументы должны быть истинны сами по себе и не зависеть от тезиса.

Аргументация – способ рассуждения, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса (ложности антитезиса) Аргументация – способ рассуждения, в процессе которого создается убеждение в истинности тезиса (ложности антитезиса) и обосновывается целесообразность его принятия / непринятия.

Группы аргументов: 1. Рациональные аргументы, или, как говорили древние, «аргументы к делу» . 2. Группы аргументов: 1. Рациональные аргументы, или, как говорили древние, «аргументы к делу» . 2. Иррациональные аргументы (психологические), или «аргументы к человеку» .

Группы аргументов: Рациональные аргументы, или, как говорили древние, «аргументы к делу» . Иррациональные аргументы Группы аргументов: Рациональные аргументы, или, как говорили древние, «аргументы к делу» . Иррациональные аргументы (психологические), или «аргументы к человеку» .

Рациональные аргументы: 1. факты, 2. авторитеты, 3. заведомо истинные суждения. Рациональные аргументы: 1. факты, 2. авторитеты, 3. заведомо истинные суждения.

Факты. Факт – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Однако нередко для Факты. Факт – знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Однако нередко для доказательства используют доводы, которые получены в результате обработки, а потому не вполне надежны. Например, Статистические сведения, результаты социологических опросов – вовсе не бесспорные факты, т. к. могут сильно искажать реальность из за самой процедуры получения и обработки сведений.

Авторитеты Если использовать ссылки на авторитеты как доводы, нужно помнить о том, что авторитеты Авторитеты Если использовать ссылки на авторитеты как доводы, нужно помнить о том, что авторитеты должны быть приемлемы в данной аудитории, т. е. пользоваться действительно уважением и иметь в ней высокий статус. Например: В спорах на общие темы (философские, нравственные и т. д. ) обычно ссылаются на авторитеты крупнейших философов, знаменитых писателей.

Заведомо истинные суждения законы, теории, аксиомы и т. п. , традиционно принятые в данном Заведомо истинные суждения законы, теории, аксиомы и т. п. , традиционно принятые в данном человеческом сообществе как безусловно верные.

Иррациональные аргументы: 1. «переход на лица» ; 2. высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие Иррациональные аргументы: 1. «переход на лица» ; 2. высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики; 3. аргументы, обращенные к аудитории.

1. «Переход на лица» , когда от предмета спора переходят к обсуждению и оценке 1. «Переход на лица» , когда от предмета спора переходят к обсуждению и оценке личности оппонента. Например, женщине не понять, мужчины не способны оценить и т. п.

2. Высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики. Такие высказывания содержат эмоционально 2. Высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики. Такие высказывания содержат эмоционально оценочную лексику и «подают» слушателю действительность, уже обработанную, оцененную говорящим. Например: предпринимателя можно назвать бизнесменом, а можно – торгашом или спекулянтом; осторожность – предусмотрительностью или трусостью и т. д.

3. Аргументы, обращенные к аудитории, чаще всего затрагивают: чувство собственного достоинства собравшихся; говорящий подсказывает 3. Аргументы, обращенные к аудитории, чаще всего затрагивают: чувство собственного достоинства собравшихся; говорящий подсказывает им, что считает их здравомыслящими, благородными, проницательными, т. е. создает у аудитории положительной имидж себе самой; материальные, экономические, социальные интересы публики и т. д.

Например: «Каждая девушка найдет себе в Третьем Рейхе жениха» , – обещал Гитлер, обращаясь Например: «Каждая девушка найдет себе в Третьем Рейхе жениха» , – обещал Гитлер, обращаясь к толпе, оспаривая своих оппонентов и соперников; «Если вы согласитесь с позицией моего оппонента – потеряете свободу, а то и жизнь» .

Классификация аргументов по силе: 1. Исчерпывающие аргументы. 2. Главные аргументы. 3. Спорные аргументы. 4. Классификация аргументов по силе: 1. Исчерпывающие аргументы. 2. Главные аргументы. 3. Спорные аргументы. 4. Запасные аргументы.

1. Исчерпывающие аргументы. Как правило, бывает один. Довод, который полностью доказывает правоту некоего мнения, 1. Исчерпывающие аргументы. Как правило, бывает один. Довод, который полностью доказывает правоту некоего мнения, обнаруживается редко. Его рекомендуют предъявлять в конце выступления.

2. Главные аргументы. В выступлении предъявляются постоянно, при любом удобном случае. Вспомогательные доводы предъявляются 2. Главные аргументы. В выступлении предъявляются постоянно, при любом удобном случае. Вспомогательные доводы предъявляются неоднократно как дополнение к главным.

3. Спорные аргументы. Такие факты, которые можно использовать и «за» и «против» доказываемой позиции. 3. Спорные аргументы. Такие факты, которые можно использовать и «за» и «против» доказываемой позиции. С ними нужно обращаться осторожно.

4. Запасные аргументы. В процессе спора рекомендуется использовать не все доводы. Разумно приберечь несколько 4. Запасные аргументы. В процессе спора рекомендуется использовать не все доводы. Разумно приберечь несколько про запас – признаках поражения, на крайний случай, чтобы не оставаться с «открытым ртом» .

: Стратегия подбора аргументов Сильные аргументы Слабые аргументы : Стратегия подбора аргументов Сильные аргументы Слабые аргументы

Сильные аргументы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. суждения на основе точно установленных Сильные аргументы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. суждения на основе точно установленных фактов, документально подтвержденных, результаты экспериментов, показания незаинтересованных и компетентных свидетелей очевидцев, экспертные заключения, статистические выкладки, цитаты из уставов, законов, постановлений и пр. , мнения авторитетных людей.

 Можно ли опровергнуть сильные аргументы? Однако даже с такими аргументами можно бороться (если Можно ли опровергнуть сильные аргументы? Однако даже с такими аргументами можно бороться (если вам это реально нужно):

1. факты могут быть точными, но их можно интерпретировать по своему (например, усомниться в 1. факты могут быть точными, но их можно интерпретировать по своему (например, усомниться в причинно следственной цепочке); 2. мнения экспертов и авторитетов можно оспорить, поставив под сомнение их право проводить экспертизу, их состоятельность как специалистов, их незаинтересованность в результатах, а также можно уточнить, касалось ли мнение экспертов данной конкретной ситуации или это мнение просто притянули за уши;

3. свидетелей можно заподозрить в заинтересованности и в том, что они не смогли трезво 3. свидетелей можно заподозрить в заинтересованности и в том, что они не смогли трезво оценить ситуацию/в амнезии; 4. статистические выкладки можно обвинить в нерепрезентативности (вы уверены, что опросили все население земного шара? ).

Слабые аргументы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. выводы из сомнительных статистических данных Слабые аргументы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. выводы из сомнительных статистических данных (опрошено пять человек в ночном клубе); рассуждения с неправильным применением схемы силлогизма; ссылки на неизвестные авторитеты ( «мой знакомый, классный специалист по компьютерам, сказал…» ); надуманные аналогии (аналогия между игрой в баскетбол и вождением машины); однобоко подобранные афоризмы и изречения; обобщения; предположения, основанные на личном опыте;

Несостоятельны следующие аргументы: 1. выводы на основании подтасованных фактов; 2. ссылки на заведомо сомнительные Несостоятельны следующие аргументы: 1. выводы на основании подтасованных фактов; 2. ссылки на заведомо сомнительные источники; 3. домыслы; 4. авансовые обещания, не подкрепляемые делом, личные заверения (я гарантирую вам…, я вас как специалист заверяю…, я вас прошу просто принять на веру…).

 Не следует! З правила Не следует! З правила

Не следует! 1. Не следует приводить чрезмерно много аргументов: большое количество доводов, особенно доводов Не следует! 1. Не следует приводить чрезмерно много аргументов: большое количество доводов, особенно доводов разновеликих, приводит к потере убедительности, к обесцениванию каждого конкретного довода.

Не следует! 2. Не следует отказываться от отдельных доводов, если все вместе они создают Не следует! 2. Не следует отказываться от отдельных доводов, если все вместе они создают убедительную картину (ситуация, когда только сумма доводов может быть убедительной, но никак не каждый из доводов в отдельности). Допустим, мы пытаемся обосновать обвинение в убийстве, направленное против сына покойника. У нас нет прямых улик, но мы можем показать при помощи суммы аргументов, что именно сын сильнее всего был заинтересован в смерти отца и имел наилучшие возможности для убийства.

Не следует! 3. Не следует пользоваться аргументами, которые может обратить себе на пользу противоположная Не следует! 3. Не следует пользоваться аргументами, которые может обратить себе на пользу противоположная сторона. Убойная сила вашего собственного аргумента, использованного врагами, возрастает многократно.

III. Аргументация выступления. 3. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ: ПРЯМОЙ СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. КОСВЕННЫЙ СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. III. Аргументация выступления. 3. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ: ПРЯМОЙ СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. КОСВЕННЫЙ СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

Прямой способ доказательства Аргументы (доводы) непосредственно обосновывают истинность тезиса. Например, доказываем тезис: кошки были Прямой способ доказательства Аргументы (доводы) непосредственно обосновывают истинность тезиса. Например, доказываем тезис: кошки были одомашнены позже собак. Аргументы: а) раскопки культурных слоев показали, что остатки скелета собак встречаются в поселениях человека охотника; остатки скелета кошек появляются только тогда, когда человек стал заниматься земледелием (кошки использовались для борьбы с грызунами); б) охота как занятие человека много древнее, чем земледелие.

Косвенный способ доказательства Истинность тезиса обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения. Два способа: а) Косвенный способ доказательства Истинность тезиса обосновывается путем доказательства ложности противоречащего положения. Два способа: а) метод «от противного» (вспомните доказательства в геометрии); б) «метод исключения» , или «метод алиби» . Истинность тезиса доказывается с помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной (тезиса). Методом алиби этот способ доказательства назван потому, что часто используется в судебной практике. Например: Преступление совершили либо А, либо В, либо С. Доказано, что ни А, ни В не совершали его (у них было алиби). Вывод: преступление совершил С (у которого не было алиби).

ПРАВИЛА ПРОИЗНЕСЕНИЯ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ ПРАВИЛА ПРОИЗНЕСЕНИЯ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ

Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация.

10 правил произнесения ораторской речи 10 правил произнесения ораторской речи

1) Речь, которая произносится публично, должна быть подготовлена и предварительно продумана. 2) Оратор, который 1) Речь, которая произносится публично, должна быть подготовлена и предварительно продумана. 2) Оратор, который выступает перед публичной аудиторией, должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, уверенным в себе; он должен иметь опрятный и привлекательный вид.

3) Многие, в том числе и опытные, ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение 3) Многие, в том числе и опытные, ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории.

4) Жестикуляция оратора должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите руками во время 4) Жестикуляция оратора должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите руками во время речи, но и не вытягивайте руки по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким.

5) Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а 5) Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумажке, на которой написан ваш конспект. 6) Помните, что в устной публичной речи один сильнее многих: оратор, который является центром внимания и источником движения мысли, сильнее аудитории, которая всегда разрозненна.

7) Не говорите лишнего. Когда публичный оратор говорит то, что он говорит, он думает 7) Не говорите лишнего. Когда публичный оратор говорит то, что он говорит, он думает то, что он думает. Поэтому ритор всегда думает, что сказать, но никогда не говорит всего, что думает. 8) Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов.

9) Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки. 9) Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки. Паузой вы предоставляете аудитории оценить смысл сказанного прежде и про себя ответить вам. Не делайте паузы где попало — следите, чтобы ответы аудитории оказывались именно такими, какие нужны вам. Чем значительнее фрагмент содержания речи, тем короче отрезки звучания между паузами и тем отчетливее произнесение этих отрезков.

10) Публичная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы 10) Публичная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы и на отношение оратора к содержанию речи. Интонация должна быть естественной и умеренной. Никогда не подвывайте на концах фраз.

I. Речевая культура оратора. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОРАТОРСКИЙ СТИЛЬ. 1. Ясность, логичность, стилевое богатство как условия I. Речевая культура оратора. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОРАТОРСКИЙ СТИЛЬ. 1. Ясность, логичность, стилевое богатство как условия формирования конструктивности мышления, как основные коммуникативные качества специалиста сферы управления / таможенного дела. 2. Чёткость, убедительность, лаконизм, аргументированность в устной и письменной коммуникациях. II. Контакт со слушателями: 1. Голос, дикция, техника речи. 2. Основные приемы, способствующие привлечению и удержанию внимания слушающих. 3. Внешний облик, манеры, сущность и назначение жеста. III. Аргументация выступления, манера изложения темы выступления, импровизация. 1. Тезис. Основные требования. 2. Аргументация. Классификация аргументов. Слабые и сильные стороны аргументации. 3. Доказательство. Основные способы.

Подготовка оратора. Ф О Р М И Р О В А Н И ЕН Подготовка оратора. Ф О Р М И Р О В А Н И ЕН Д И В И Д У А Л Ь Н О Г О И ОРАТОРСКОГО ИЛЯ СТ.